При разработки математической модели задачи решаются следующие вопросы:
- Выбор параметров управления,
- Выбор показателя качества (критерии оптимальности),
- Формирование ограничений и целевой функции в общем виде и с использованием конкретных числовых данных.
Выбор критерия оптимальности в расстановочной задаче существенно зависит от соотношения провозной способности флота П и объема перевозок Q.В курсовой работе П<Q. Критерий оптимальности – максимизировать инвалютный доход.
Математическая модель задачи в общем виде такова:
(5)
(6)
(7)
, (8)
где xij- число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;
Найдем бюджет времени в эксплуатации судов обоих типов:
Ti=Ni*Tпл , (9)
где Ti- бюджет времени в эксплуатации судов i-го типа, судо-сутки;
Ni-число судов i-го типа;
Tпл- продолжительность планового периода;
T1=365*6=2190 судо-сутки;
T2=365*8=2920 судо-сутки;
Ql- количество груза предъявленное к перевозке на l-ом участке, тыс. т;
Gl-множество схем движения содержащих l-й участок;
S-количество груженных участков.
Экономический смысл целевой функции (5) – максимизировать доход в инвалюте; ограничения (7) отражают требование использования бюджета времени в эксплуатации судов всех типов на перевозках; ограничения (6) отражают требование: на каждом участкеперевезти груз в количестве, не превышающем заявленного; (8) – условие неотрицательности переменных.
Математическая модель задачи в координатной форме согласно исходным данным и построенным вариантам схем движения приобретает вид:
Z=∆F11*x11+∆F12*x12+∆F13*x13+∆F14*x14+∆F21*x21+∆F22*x22+∆F23*x23+∆F24*x24→ max
1 участок
q11x11+q11x14+q21x21+q21x24≤ Q1
2участок
q12x11+q12x13 +q22x21+q22x23≤ Q2
3 участок
q13x12+q13x13+q23x2+q23x23 ≤ Q3
4 участок
q14x12+q24x22≤ Q4
t11x11+t12x12+t13x13+t14x14 = T1
t21x21+t22x22+t23x23+t24x24= T2
xij ≥ 0 (i=1,m; j=1,n)
Для получения математической модели, используемой при составлении исходной симплексной таблицы, подставляем в приведенную выше математическую модель значения нормативов, полученные ранее:
Z= 380,1x11+322x12+324,1x13+210x14+235x21+218,4x22+205,8x23+122,5x24 ≥ max
12x11+12x14+7x21+7x24≤ 210
9x11+9x13 +6x21+6x23≤ 300
10x12+10x13+6x2+6x23 ≤ 300
8x12+6x22≤ 90
136x11+101x12+122x13+93x14 = 2190
115x21+95x22+112x23+82x24= 2920
Математическую модель с помощью дополнительных переменных приводим к каноническому виду. Выписываем вектора и вводим искусственные переменные. Z=380,1x11+322x12+324,1x13+210x14+235x21+218,4x22+205,8x23+122,5x24+0x9+0x10+0x11+ +0x12+0x13-Mx14- Mx15→ max
12x11+12x14+7x21+7x24+x9=210
9x11+9x13 +6x21+6x23+x10=300
10x12+10x13+6x2+6x23 +x11=300
8x12+6x22+x12= 90
136x11+101x12+122x13+93x14 -x13= 2190
115x21+95x22+112x23+82x24-x14= 2920
Выпишем вектора условий:
Имея числовую математическую модель, составим исходную симплекс таблицу, табл 2.5
Двух индексную нумерацию переменных необходимо перевести в одно индексную. Для удобства ввода в ПК исходные данные из модели представим в виде таблицы 2.6.
Таблица 2.6 Исходные данные для ввода в ПК
№ п/п | X11 | X12 | X13 | X14 | X21 | X22 | X23 | X24 | Знак | Рез-тат |
X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | X7 | X8 | |||
1. | ≤ | |||||||||
2. | ≤ | |||||||||
3. | ≤ | |||||||||
4. | ≤ | |||||||||
5. | = | |||||||||
6. | = | |||||||||
Z | 380.1 | 324.1 | 235.9 | 218.4 | 205.8 | 122.5 | → | Max |
№ | Базис | Сб | С | 380.1 | 324.1 | 235.9 | 218.4 | 205.8 | 122.5 | -М | -М | ||||||
В | X11 | X12 | X13 | X14 | X21 | X22 | X23 | X24 | S1 | S2 | S3 | S4 | А5 | А6 | |||
S1 | |||||||||||||||||
S2 | |||||||||||||||||
S3 | |||||||||||||||||
S4 | |||||||||||||||||
А5 | -М | ||||||||||||||||
А6 | -М | ||||||||||||||||
m+1 | Zj-Cj | -380.1 | -322 | -324.1 | -210 | -235.9 | -218.4 | -205.8 | -122.5 | ||||||||
m+2 | -5110 | -136 | -101 | -122 | -93 | -115 | -95 | -112 | -82 |
Таблица 2.6. Исходная симплекс таблица.
3. Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных схем движения судов
Оптимальный план мы будем находить с помощью ПЭВМ, а именно пользуясь программой симплекс- метода ПЭР. Полученный результат:
Х1 = Х11 = 2.6884 S1 = 0
Х2 = Х12 = 11.25 S2 = 72.6931
Х3 = Х13 =5.6404 S3 = 131,0962
Х4 = Х14 = 0 S4 = 0
Х5 = Х21 = 25.3913 А5=0
Х6 = Х22 = 0 А6=0
Х7 = Х23 = 0 Zmax=12462.22
Х8 = Х24 = 0, итерац.=5
Экономический смысл полученных данных таков:
Х11=2,6884 - судами 1-го типа выполнено 2.6884рейса по 1й схеме.
Х12=11,25 - Судами 1-го типа выполнено 11,25 рейсов по 2-й схеме.
Х13=5,6404 - Судами 1-го типа выполнено 5,6404 рейсов по 3-й схеме.
Х14=0,00 - Судами 1го типа выполнено 0 рейсов по 4-й схеме.
Х21=25,3913 - Судами 2го типа выполнено25,3913 рейсов по 1-й схеме.
Х22=0,00 - Судами 2-го типа выполнено 0 рейсов по 2-й схеме.
Х23=0,00 - Судами 2-го типа выполнено 0 рейсов по 3-й схеме.
Х24=0,00 - Судами 2-го типа выполнено 0 рейсов по 4-й схеме.
S1=0,00 - На 1-ом участке был перевезен весь груз.
S2=72.6931 - На 2-м участке было перевезено 72.6931 тыс.т. груза.
S3=131,0962 - На 3-м участке было перевезено 131,0962 тыс.т. груза.
S4=0,00 - На 4-м участке был перевезен весь груз.
В результате решения задачи получили оптимальные схемы движения:
Схема
Мариуполь _______ 1 _______ Иокогама _______ 2 _______ Мариуполь
Схема
Мариуполь ______ 3______Колумбо _______4_______ Мариуполь
Схема
Мариуполь ______3_____Колумбо -------5------- Иокогама ____2_____ Мариуполь
4. Расчет основных плановых показателей.
Для полученного оптимального плана рассчитываем следующие показатели работы флота:
1) Время работы судов i – го типа на j – ой схеме движения:
Tij = tij * xij (i= 1,3; j=1,3)
T12= t12 * x12 – время работы судов 1- го типа на 2 – ой схеме движения.
Например:
T11=2.6884*136=365,623 сут.
Все показатели сведены в табл.4.1
Таблица 4.1. Время работы судов, сутки
Типы судов | Оптимальные схемы движения судов | Сумма | ||
1 схема | 2 схема | 3 схема | ||
365,623 | 221,6646 | 2555,0146 | ||
1825,0006 | 1825,0006 | |||
Сумма | 2333,35 | 11 1825,0006 | 221,6646 | 4380,0152 |
2) Рассчитаем колличество груза, перевозимого судами i– го типа на каждом участке j– ой схемы движения и в целом по схеме.
Q12(1)=q21*x21
Для нахождения количества груза перевезенного судном i-го типа на j-й схеме, необходимо сложить количество груза перевезеного на каждом из участков, входящих в схему.
Например, Q11(1)=9*36,6667=420 тыс. тонн
Таблица 4.2. Количество груза перевезенное судами, тыс.т
Типы судов | Оптимальные схемы движения судов | сумма | ||||||
1 схема | 2 схема | 3 схема | ||||||
420,0003 | 373,3336 | 32,8392 | 826,1731 | |||||
155,3192 | 155,3192 | 155,3192 | 465,9576 | |||||
сумма | 420,0003 | 373,3336 | 155,3192 | 155,3792 | 32,8392 | 155,3192 | 1292,1907 |
3) Инвалютный доход, полученный судами i-гo типа на j-ой схеме движения, судо-долл.
где - инвалютный доход судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс, долл.
- число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;
Например: Ф12=F21*x21
Ф12=46,6667*290= тыс. долл.
Результаты расчётов приведены в табл.4.3
Таблица 4.3. Инвалютный доход, полученный судами, тыс. долл.
Типы судов | Оптимальные схемы движения судов | Сумма | |||
1 схема | 2 схема | 3 схема | |||
13533,343 | 1018,0152 | 14551,3582 | |||
4504,2658 | 4504,2658 | ||||
Сумма | 13533,343 | 4504,2658 | 1018,0152 | 19055,624 |
4) Расходы в инвалюте,полученный судами i-гo типа на j-ой схеме движения.
;
где - инвалютный доход, полученный судами, тыс. долл.
R12=0.3*Ф12
Например, R12=0.3*13533,343=4060,0029 тыс. долл.
Таблица 4.4 Расходы в инвалюте,тыс. долл.
Типы судов | Оптимальные схемы движения судов | Сумма | |||
1 схема | 2 схема | 3 схема | |||
4060,0029 | 305,404 | 4365,4069 | |||
1351,277 | 1351,277 | ||||
Сумма | 4060,0029 | 1351,277 | 305,404 | 5716,6839 |
5) Чистый валютный доход, полученный судами i-гo типа на j-ой схеме движения.
где - инвалютный доход, полученный судами, тыс. долл.
- расходы в инвалюте, тыс. долл.
Например, 13533,343-4060,0029=9473,3401 тыс. долл.
Остальные расчеты представлены в табл.4.5
Таблица 4.5 Чистый валютный доход, тыс. долл.
Типы судов | Оптимальные схемы движения судов | Сумма | |||
1 схема | 2 схема | 3 схема | |||
9473,3401 | 712,46184 | 10185,80194 | |||
3152,97976 | 3152,97976 | ||||
Сумма | 9473,3401 | 3152,97976 | 712,46184 | 13338,2117 |
Заключение
В первом разделе данной курсовой работы мы рассмотрели краткое описание портов:Белгород-Днестровский(Украина),Бизерта(Тунис),Бильбао(Испания),
и технико-эксплуатационные характеристики используемых судов: «Пула», «Росток».
Во втором разделе мы подготовили исходные данные и составили математическую модель задачи. На основе заданных участков работы флота (груженных и балластных) строятся все возможные варианты замкнутых схем движения судов, рассчитали нормативы работы судов на этих схемах движения (время рейса, инвалютный доход, расходы в инвалюте, расчет чистой валютной выручки) и записали результаты расчетов в виде таблиц.
Записали математическую модель в общем виде, в координатной форме и в числовой. С помощью дополнительных и искусственных переменных привели модель к каноническому виду и записали исходную симплексную таблицу.
В третьем разделе находим оптимальный план работы флота и оптимальных схем движения судов. Оптимальный план работы флота находят на ПК с помощью симплекс-метода, используя пакет прикладных программ «ПЭР» - пакет экономических расчетов (пункт меню «Линейное программирование»). Получив решение задачи, расшифровывается экономический смысл основных и дополнительных переменных.
От одноиндексных переменных вернулись к двухиндексным. Это позволило определить оптимальные схемы движения и типы судов, работающие на них.
В четвертом разделе рассчитываем основные плановые показатели работы флота для оптимальных схем движения и типов судов (время работы судов на данной схеме; количество груза, перевозимого судами на определенном участке данной схемы движения и в целом по схеме; инвалютный доход, полученный судами на схеме; расход в инвалюте; чистый валютный доход).
Список использованной литературы
1. Воевудский Е-Н. и др. Экономико-математические методы и модели в управлении морским транспортом. - М.: Транспорт, 1989. - 384 с. 2.Порты мира. Рекламбюро ММФ. М., 1973-1983.
3. Транспорт Украины. Под ред. Денисова В. Г. - Одесса: Судоходство, 1997.
4.Надточей В.И. География морского судоходства. - М.: Транспорт, 1995
5.Морское и речное судоходство Украины. Справочник под ред. Денисова В. Г: -Одесса: Судоходство, 1996