Составление математической модели задачи.




При разработки математической модели задачи решаются следующие вопросы:

- Выбор параметров управления,

- Выбор показателя качества (критерии оптимальности),

- Формирование ограничений и целевой функции в общем виде и с использованием конкретных числовых данных.

Выбор критерия оптимальности в расстановочной задаче существенно зависит от соотношения провозной способности флота П и объема перевозок Q.В курсовой работе П<Q. Критерий оптимальности – максимизировать инвалютный доход.

Математическая модель задачи в общем виде такова:

(5)

(6)

(7)

, (8)

где xij- число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;

Найдем бюджет времени в эксплуатации судов обоих типов:

Ti=Ni*Tпл , (9)

где Ti- бюджет времени в эксплуатации судов i-го типа, судо-сутки;

Ni-число судов i-го типа;

Tпл- продолжительность планового периода;

T1=365*6=2190 судо-сутки;

T2=365*8=2920 судо-сутки;

 

Ql- количество груза предъявленное к перевозке на l-ом участке, тыс. т;

Gl-множество схем движения содержащих l-й участок;

S-количество груженных участков.

Экономический смысл целевой функции (5) – максимизировать доход в инвалюте; ограничения (7) отражают требование использования бюджета времени в эксплуатации судов всех типов на перевозках; ограничения (6) отражают требование: на каждом участкеперевезти груз в количестве, не превышающем заявленного; (8) – условие неотрицательности переменных.

Математическая модель задачи в координатной форме согласно исходным данным и построенным вариантам схем движения приобретает вид:

 

Z=∆F11*x11+∆F12*x12+∆F13*x13+∆F14*x14+∆F21*x21+∆F22*x22+∆F23*x23+∆F24*x24→ max

1 участок

q11x11+q11x14+q21x21+q21x24≤ Q1

2участок

q12x11+q12x13 +q22x21+q22x23≤ Q2

3 участок

q13x12+q13x13+q23x2+q23x23 ≤ Q3

4 участок

q14x12+q24x22≤ Q4

t11x11+t12x12+t13x13+t14x14 = T1

t21x21+t22x22+t23x23+t24x24= T2

xij ≥ 0 (i=1,m; j=1,n)

Для получения математической модели, используемой при составлении исходной симплексной таблицы, подставляем в приведенную выше математическую модель значения нормативов, полученные ранее:

Z= 380,1x11+322x12+324,1x13+210x14+235x21+218,4x22+205,8x23+122,5x24 ≥ max

12x11+12x14+7x21+7x24≤ 210

9x11+9x13 +6x21+6x23≤ 300

10x12+10x13+6x2+6x23 ≤ 300

8x12+6x22≤ 90

136x11+101x12+122x13+93x14 = 2190

115x21+95x22+112x23+82x24= 2920

Математическую модель с помощью дополнительных переменных приводим к каноническому виду. Выписываем вектора и вводим искусственные переменные. Z=380,1x11+322x12+324,1x13+210x14+235x21+218,4x22+205,8x23+122,5x24+0x9+0x10+0x11+ +0x12+0x13-Mx14- Mx15→ max

12x11+12x14+7x21+7x24+x9=210

9x11+9x13 +6x21+6x23+x10=300

10x12+10x13+6x2+6x23 +x11=300

8x12+6x22+x12= 90

136x11+101x12+122x13+93x14 -x13= 2190

115x21+95x22+112x23+82x24-x14= 2920

 

Выпишем вектора условий:

 

Имея числовую математическую модель, составим исходную симплекс таблицу, табл 2.5

Двух индексную нумерацию переменных необходимо перевести в одно индексную. Для удобства ввода в ПК исходные данные из модели представим в виде таблицы 2.6.

Таблица 2.6 Исходные данные для ввода в ПК

№ п/п X11 X12 X13 X14 X21 X22 X23 X24 Знак Рез-тат
X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                 =  
6.                 =  
Z 380.1   324.1   235.9 218.4 205.8 122.5 Max

Базис Сб С 380.1   324.1   235.9 218.4 205.8 122.5        
В X11 X12 X13 X14 X21 X22 X23 X24 S1 S2 S3 S4 А5 А6
  S1                                
  S2                                
  S3                                
  S4                                
  А5                              
  А6                              
m+1 Zj-Cj   -380.1 -322 -324.1 -210 -235.9 -218.4 -205.8 -122.5            
m+2 -5110 -136 -101 -122 -93 -115 -95 -112 -82            

Таблица 2.6. Исходная симплекс таблица.


3. Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных схем движения судов

Оптимальный план мы будем находить с помощью ПЭВМ, а именно пользуясь программой симплекс- метода ПЭР. Полученный результат:

Х1 = Х11 = 2.6884 S1 = 0

Х2 = Х12 = 11.25 S2 = 72.6931

Х3 = Х13 =5.6404 S3 = 131,0962

Х4 = Х14 = 0 S4 = 0

Х5 = Х21 = 25.3913 А5=0

Х6 = Х22 = 0 А6=0

Х7 = Х23 = 0 Zmax=12462.22

Х8 = Х24 = 0, итерац.=5

Экономический смысл полученных данных таков:

Х11=2,6884 - судами 1-го типа выполнено 2.6884рейса по 1й схеме.

Х12=11,25 - Судами 1-го типа выполнено 11,25 рейсов по 2-й схеме.

Х13=5,6404 - Судами 1-го типа выполнено 5,6404 рейсов по 3-й схеме.

Х14=0,00 - Судами 1го типа выполнено 0 рейсов по 4-й схеме.

Х21=25,3913 - Судами 2го типа выполнено25,3913 рейсов по 1-й схеме.

Х22=0,00 - Судами 2-го типа выполнено 0 рейсов по 2-й схеме.

Х23=0,00 - Судами 2-го типа выполнено 0 рейсов по 3-й схеме.

Х24=0,00 - Судами 2-го типа выполнено 0 рейсов по 4-й схеме.

 

S1=0,00 - На 1-ом участке был перевезен весь груз.

S2=72.6931 - На 2-м участке было перевезено 72.6931 тыс.т. груза.

S3=131,0962 - На 3-м участке было перевезено 131,0962 тыс.т. груза.

S4=0,00 - На 4-м участке был перевезен весь груз.

 

 

В результате решения задачи получили оптимальные схемы движения:

Схема

Мариуполь _______ 1 _______ Иокогама _______ 2 _______ Мариуполь

Схема

Мариуполь ______ 3______Колумбо _______4_______ Мариуполь

Схема

Мариуполь ______3_____Колумбо -------5------- Иокогама ____2_____ Мариуполь

 

4. Расчет основных плановых показателей.

 

Для полученного оптимального плана рассчитываем следующие показатели работы флота:

1) Время работы судов i – го типа на j – ой схеме движения:

Tij = tij * xij (i= 1,3; j=1,3)

T12= t12 * x12 – время работы судов 1- го типа на 2 – ой схеме движения.

Например:

T11=2.6884*136=365,623 сут.

Все показатели сведены в табл.4.1

Таблица 4.1. Время работы судов, сутки

 

Типы судов Оптимальные схемы движения судов Сумма
1 схема 2 схема 3 схема
  365,623   221,6646 2555,0146
    1825,0006   1825,0006
Сумма 2333,35 11 1825,0006 221,6646 4380,0152

 

2) Рассчитаем колличество груза, перевозимого судами i– го типа на каждом участке j– ой схемы движения и в целом по схеме.

Q12(1)=q21*x21

Для нахождения количества груза перевезенного судном i-го типа на j-й схеме, необходимо сложить количество груза перевезеного на каждом из участков, входящих в схему.

Например, Q11(1)=9*36,6667=420 тыс. тонн

 

 

Таблица 4.2. Количество груза перевезенное судами, тыс.т

Типы судов Оптимальные схемы движения судов сумма
1 схема 2 схема 3 схема
             
  420,0003 373,3336     32,8392     826,1731
      155,3192 155,3192     155,3192 465,9576
сумма 420,0003 373,3336 155,3192 155,3792 32,8392   155,3192 1292,1907

 

3) Инвалютный доход, полученный судами i-гo типа на j-ой схеме движения, судо-долл.

где - инвалютный доход судна i-го типа на j-ой схеме движения за один рейс, долл.

- число рейсов судов i-го типа на j-ой схеме движения, судо-рейсы;

Например: Ф12=F21*x21

Ф12=46,6667*290= тыс. долл.

Результаты расчётов приведены в табл.4.3

Таблица 4.3. Инвалютный доход, полученный судами, тыс. долл.

Типы судов Оптимальные схемы движения судов Сумма
1 схема 2 схема 3 схема  
  13533,343   1018,0152   14551,3582
    4504,2658     4504,2658
Сумма 13533,343 4504,2658 1018,0152   19055,624

 

4) Расходы в инвалюте,полученный судами i-гo типа на j-ой схеме движения.

;

где - инвалютный доход, полученный судами, тыс. долл.

R12=0.3*Ф12

Например, R12=0.3*13533,343=4060,0029 тыс. долл.

 

Таблица 4.4 Расходы в инвалюте,тыс. долл.

Типы судов Оптимальные схемы движения судов Сумма
1 схема 2 схема 3 схема  
  4060,0029   305,404   4365,4069
    1351,277     1351,277
Сумма 4060,0029 1351,277 305,404   5716,6839

 

5) Чистый валютный доход, полученный судами i-гo типа на j-ой схеме движения.

где - инвалютный доход, полученный судами, тыс. долл.

- расходы в инвалюте, тыс. долл.

Например, 13533,343-4060,0029=9473,3401 тыс. долл.

Остальные расчеты представлены в табл.4.5

Таблица 4.5 Чистый валютный доход, тыс. долл.

Типы судов Оптимальные схемы движения судов Сумма
1 схема 2 схема 3 схема  
  9473,3401   712,46184   10185,80194
    3152,97976     3152,97976
Сумма 9473,3401 3152,97976 712,46184   13338,2117

 

 

Заключение

В первом разделе данной курсовой работы мы рассмотрели краткое описание портов:Белгород-Днестровский(Украина),Бизерта(Тунис),Бильбао(Испания),

и технико-эксплуатационные характеристики используемых судов: «Пула», «Росток».

Во втором разделе мы подготовили исходные данные и составили математическую модель задачи. На основе заданных участков работы флота (груженных и балластных) строятся все возможные варианты замкнутых схем движения судов, рассчитали нормативы работы судов на этих схемах движения (время рейса, инвалютный доход, расходы в инвалюте, расчет чистой валютной выручки) и записали результаты расчетов в виде таблиц.

Записали математическую модель в общем виде, в координатной форме и в числовой. С помощью дополнительных и искусственных переменных привели модель к каноническому виду и записали исходную симплексную таблицу.

В третьем разделе находим оптимальный план работы флота и оптимальных схем движения судов. Оптимальный план работы флота находят на ПК с помощью симплекс-метода, используя пакет прикладных программ «ПЭР» - пакет экономических расчетов (пункт меню «Линейное программирование»). Получив решение задачи, расшифровывается экономический смысл основных и дополнительных переменных.

От одноиндексных переменных вернулись к двухиндексным. Это позволило определить оптимальные схемы движения и типы судов, работающие на них.

В четвертом разделе рассчитываем основные плановые показатели работы флота для оптимальных схем движения и типов судов (время работы судов на данной схеме; количество груза, перевозимого судами на определенном участке данной схемы движения и в целом по схеме; инвалютный доход, полученный судами на схеме; расход в инвалюте; чистый валютный доход).

 

 

Список использованной литературы

1. Воевудский Е-Н. и др. Экономико-математические методы и модели в управлении морским транспортом. - М.: Транспорт, 1989. - 384 с. 2.Порты мира. Рекламбюро ММФ. М., 1973-1983.

3. Транспорт Украины. Под ред. Денисова В. Г. - Одесса: Судоходство, 1997.

4.Надточей В.И. География морского судоходства. - М.: Транспорт, 1995

5.Морское и речное судоходство Украины. Справочник под ред. Денисова В. Г: -Одесса: Судоходство, 1996

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: