Введение
Торговый центр «Новый век» расположен на одной из самых оживленных улиц Автозаводского района - улице Дьяконова, с отличной транспортной развязкой и плотной 9-этажной застройкой.
В пределах 10-минутной пешеходной доступности от торгового центра проживает около 30 тыс. человек. В пределах 10-минутной транспортной доступности проживает более 200 тыс. человек.
Торговый Дом "Народный" - нижегородская динамично развивающаяся компания, организованная в 1993 году. В настоящее время работает в нескольких направлениях бизнеса. Сеть продовольственных магазинов "Новый век", состоящая из 25 гастрономов и супермаркетов, три торговых центра "Новый век", "Сочи" и "7 холмов" (расположен в городе Чебоксары), строительная фирма ООО "Трест №1 "Стройгаз", агентство недвижимости "Успех", ОАО "Волжский хлеб", сеть салонов-парикмахерских "Ивушка", комбинат питания, объединяющий 21 школьную столовую - все эти структуры входят в состав Торгового Дома "Народный". Генеральный директор ТД "Народный" - Василий Евгеньевич Пушкин, депутат Городской Думы города Нижнего Новгорода
Экономическая характеристика
Фирма, адрес: г. Нижний Новгород, ул.Дьяконова, 11а
Организационно-правовая форма: «Общество с ограниченной ответственностью»
№ п/п | Основные показатели деятельности фирмы (предприятия) | Единицы измерения |
Розничный товарооборот | 24436750 тыс. руб. | |
Площадь предприятия | 220м² | |
В т.ч. торгового зала | 208м² | |
Численность рабочих Всего: | 35 чел. |
Планирование деятельности торгового предприятия
В условиях рыночных отношений практически невозможно добиться высоких успехов в работе предприятия, если изначально не запланировать его деятельность и не придерживаться этого плана.
Процесс планирования предприятия торговли общественного питания можно разделить на две основные стадии - разработка стратегий предприятия (стратегическое планирование); определение тактики реализации выбранной стратегии (тактическое планирование) оперативного планирования.
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия является одной из функций управления. Без прогноза и планирования невозможно функционирование любого предприятия, этот процесс постоянно повторяется, т.е. обладает определённой цикличностью.
Планирование – это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы. Таким образом, это процесс обоснования и выбора целей развития предприятия, соответствующего распределения ресурсов, разработки и реализации программ, позволяющих достигнуть этих целей. Планирование обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений. Прогнозирование опирается на различные методы, выбор которых определяется различными задачами прогнозирования. В частности, используются нормативные методы, структурные модели спроса и предложения, методы экспертных оценок, коэффициент эластичности спроса и другие.
Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15-20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования. Планирование и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Прогноз – научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях.
Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. Прогнозирование выполняет следующие функции:
· количественный и качественный анализ тенденций развития предприятия – здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;
· вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;
· оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.
Принципами прогнозирования являются:
· системность;
· адекватность;
· альтернативность;
Методы прогнозирования делятся на две группы:
- качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов;
- количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении.
Планирование показателей оборота розничной торговли
Расчет товарных запасов
Сущность РТО, значение, состав, планирование
Розничный оборот – это объем продажи товаров и оказанных услуг населению для личного, семейного и домашнего использования.
Он образуется в момент оплаты, при выдаче кассового чека.
РТО используется для оценки уровня населения и имеет количественную сторону т.е. на какую сумму продано товаров, и качественную – характеризуется структурой оборота.
Состав РТО определяется в соответствии с инструкцией РОССТАТА. В него включают следующие виды продаж:
· продажа населению товаров за наличный расчет по карточкам и перечислениям банков;
· продажа населению по почте по безналичному расчету;
· продажа товаров в кредит (полная стоимость товаров);
· продажа коммисионных товаров по полной стоимости;
· стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по моменту доставки);
· стоимость проданных по подписи печатных изданий;
· стоимость проданной и невозвращенной порожней тары;
· стоимость упаковки, не входящей в стоимость товара;
· отпуск товаров в счет з/п, пенсии.
Не включают в РТО:
· товары, не выдержавшие гарантийного срока службы;
· продажи проездных билетов;
· продажа спец. одежды;
· отпуск молока для лечебно – профилактического питания;
· продажа организациям соц. сферы и спец. потребителям.
При планировании оборота необходимо обеспечить:
1. соблюдение среднегодовых темпов роста;
2. обеспечение получения прибыли;
3. расширение или увеличение зоны деятельности;
4. обеспечение конкурентноспособности фирмы.
План РТО разрабатывается по общему объему на год; распределяется по кварталам и месяцам. Кроме того он составляется и по отдельным товарным группам (по ассортименту).
При разработке плана оборота могут быть использованы различные методологические подходы:
-определение безубыточного оборота;
-определение оборота для получения необходимого размера прибыли;
Таблица 2.1 - Проект плана продаж по товарным группам тыс.руб.
Товарные группы | Годовой план оборота | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия | |||||
2. Крупа, мука | |||||
3.Табачные изделия | |||||
4. Консервация | |||||
5. Молоко и молочные продукты | |||||
6.Заморозка | |||||
7.Овощи, фрукты | |||||
8. Мучные кондитерские и булочные изделия промышленного производства | |||||
9.Сопуствующие товары | |||||
10. Бытовая техника | |||||
11. Спорт. инвентарь | |||||
12. Одежда и обувь для всей семьи | |||||
13. Конставары | |||||
14. Сотовые телефоны | |||||
Всего | 6109187,5 | 6109187,5 | 6109187,5 | 6109187,5 |
Годовой товарооборот состовляет в своей работе для экономических расчетов я взяла месячный товарооборот который составляет
Товарные запасы, значение, нормирование, классификация
Товарные запасы – это вся масса товаров, которая находится в сфере товарного обращения и предназначена для продажи.
Они определяются в сумме и в днях.
Товарные запасы выполняют следующие функции:
· обеспечивают непрерывность торгового процесса;
· способствуют удовлетворению платежеспособного спроса населения на отдельные товары;
· характеризует соотношение между спросом и предложением.
Классификация товарных запасов:
1. по назначению:
ü запасы текущего хранения;
ü запасы сезонного хранения;
ü запасы досрочного завоза;
ü страховые запасы;
2. по месту нахождения:
ü на производственных предприятиях;
ü в розничной торговле;
ü в оптовой торговле;
ü в пути;
3. по отношению к периоду:
ü отчетные;
ü на конкретную дату;
ü входные;
ü выходные;
4. по отношению к нормативу:
ü соответствуют нормативу;
ü выше норматива;
ü ниже норматива;
5. по единицам измерения:
ü в натуральных единицах;
ü в суммовом выражении;
ü в днях.
В настоящее время рекомендуется разделять товарные запасы на 3 группы:
o группа А – составляет до 20 % запасов, а в обороте – 80 %;
o группа В – запасов – 30 - 40 %, а в обороте до 15 %;
o группа С – (это товары редкого спроса), составляют до 50 % запаса, а оборот до 10 %.
Норматив товарных запасов – это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную торговлю при минимальных затратах ("ГОССТАНДАРТ").
Процесс нормирования запасов может быть организован двумя способами:
1) определяется общая сумма норматива, а затем она распределяется между отдельными товарными группами. Для этого может быть использован метод скользящей средней.
2) Рассчитываются нормативы по каждой товарной группе в сумме и в днях, а затем из них выводится общий норматив в сумме и в днях.
Норматив товарных запасов включает в себя 3 элемента:
1.Р (рабочий запас) – это сколько товаров должно быть в торговом предприятии до очередной поставки;
2.П (запас текущего пополнения) – сколько товаров должно завозиться в очередную поставку;
3.С (страховой запас) – создается в процентах от торгового запаса на случай неритмичности поставки.
Рабочий запас включает:
§ представительный набор;
§ запас на приемку товара;
§ запас однодневной продажи (всегда равен одному дню)
П = кол – во разновидностей по ассортименту * средняя цена / однодневный оборот по группе.
Запас на приемку устанавливается самостоятельно.
Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза и К обновления.
К обновления = кол – во разновидностей по ассортименту / кол – во разновидностей 1 партии.
Чтобы определить норматив товарных запасов по всем товарным группам, необходимо нормативы по товарным группам в сумме сложить и разделить на общий однодневный оборот.
Таблица 2.2 - Нормирование товарных запасов по элементам
Товар группа | Однод оборот | Разнов по ассортименту | Разнов в 1 партии | Цена за 1ед | Запас на приемку | Предст набор | Раб запас | К обнов | Частота завоза дн | Текущий запас | Страх запас | Норматив запасов, дн | Норматив в сумме |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия | 0,0032 | 0,16 | 1,192 | 7,192 | |||||||||
2. Крупа, мука | 0,024 | 0,12 | 1,144 | 37,144 | |||||||||
3.Табачные изделия | 0,08 | 0,2 | 1,28 | 3,3 | 105,28 | 2105,28 | |||||||
4. Консервация | 0,08 | 0,2 | 1,28 | 71,28 | |||||||||
5. Молоко и мол. продукты | 0,024 | 0,12 | 1,144 | 17,144 | |||||||||
6.Заморозка | 0,042 | 0,14 | 1,182 | 1,75 | 17,5 | 28,682 | |||||||
7.Овощи, фрукты | 0,03 | 0,1 | 1,13 | 14,13 | |||||||||
8. Мучные кондитерские и булочные изделия пром.произ. | 0,05 | 0,25 | 1,3 | 10,3 | |||||||||
9.Сопуствующие товары | 0,12 | 0,4 | 1,52 | 14,52 | |||||||||
10. Быт. техника | 0,5 | 1,25 | 2,75 | 67,75 | |||||||||
11. Спорт. инвентарь | 0,5 | 2,5 | 47,5 | ||||||||||
12. Одежда и обувь для всей семьи | 0,225 | 0,75 | 1,975 | 1,5 | 67,5 | 71,475 | |||||||
13. Конставары | 0,45 | 1,5 | 2,95 | 82,95 | |||||||||
14. Сот.телефоны | 0,25 | 0,5 | 1,75 | 0,5 | 22,5 | 29,24 | |||||||
Всего | 2,3782 | 5,43 | 21,915 | 28,05 | 493,5 | 604,317 | 4075324,2 |
Расчет нормирования товарных запасов
Хлеб и хлебобулочные изделия:
1. П=8*40/2000=0,16
2. Р=0,16+0,032+1=1,192
3. К=8/4=2
4. Текущий запас=1*2/2=1
5. Норматив запасов=1,192+1+5=7,192
6. Норматив в сумме=7,192*2000=14384
Крупа, мука:
1. П=6*30/1500=0,12
2. Р=0,12+0,024+1=1,144
3. К=6/3=2
4. Текущий запас=30*2/2=30
5. Норматив запасов=1,144+30+6=37,144
6. Норматив в сумме=37,144*1500=55716
Табачные изделия:
1. П=10*40/2000=0,2
2. Р=0,2+0,08+1=1,28
3. К=10/3=3,3
4. Текущий запас=60*3,3/2=99
5. Норматив запасов=1,28+5+99=105,28
6. Норматив в сумме=105,28*2000=2105,28
Консервация:
1. П=8*60/2400=0,2
2. Р=0,2+0,08+1=1,28
3. К=8/4=2
4. Текущий запас=60*2/2=60
5. Норматив запасов=1,28+60+10=71,28
6. Норматив в сумме=71,28*2400=171072
Молоко и молочные продукты:
1. П=6*50/2500=0,12
2. Р=0,12+0,024+1=1,144
3. К=6/3=2
4. Текущий запас=10*2/2=10
5. Норматив запасов=1,144+10+6=17,144
6. Норматив в сумме=17,144*2500=42860
Заморозка:
1. П=7*70/3500=0,14
2. Р=0,14+0,042+1=1,182
3. К=7/4=1,75
4. Текущий запас=20*1,75/2=17,5
5. Норматив запасов=1,182+17,5+10=28,682
6. Норматив в сумме=28,682*3500=100387
Овощи и фрукты:
1. П=6*50/3000=0,1
2. Р=0,1+0,03+1=1,13
3. К=6/3=2
4. Текущий запас=3*2/2=3
5. Норматив запасов=1,13+3+10=14,13
6. Норматив в сумме=14,13*3000=42390
Мучные кондитерские и булочные изделия промышленного производства:
1. П=10*30/1200=0,25
2. Р=0,25+0,05+1=1,3
3. К=10/5=2
4. Текущий запас=1*2/2=1
5. Норматив запасов=1,3+1+8=10,3
6. Норматив в сумме=10,3*1200=12360
Сопутствующие товары:
1. П=20*100/5000=0,4
2. Р=0,4+0,12+1=1,52
3. К=20/10=2
4. Текущий запас=7*2/2=7
5. Норматив запасов=1,52+7+6=14,52
6. Норматив в сумме=14,52*5000=72600
Бытовая техника:
1. П=10*2000/16000=1,25
2. Р=1,25+0,5+1=2,75
3. К=10/5=2
4. Текущий запас=60*2/2=60
5. Норматив запасов=2,75+60+5=67,75
6. Норматив в сумме=67,75*16000=1084000
Спорт. инвентарь:
1. П=10*800/8000=1
2. Р=1+0,5+1=2,5
3. К=10/5=2
4. Текущий запас=40*2/2=40
5. Норматив запасов=2,5+40+5=47,5
6. Норматив в сумме=47,5*8000=38000
Одежда и обувь для всей семьи:
1. П=15*1000/20000=0,75
2. Р=0,75+0,225+1=1,975
3. К=15/10=1,5
4. Текущий запас=90*1,5/2=67,5
5. Норматив запасов=1,975+67,5+2=71,475
6. Норматив в сумме=71,475*20000=1429500
Конставары:
1. П=15*100/1000=1,5
2. Р=1,5+0,45+1=2,95
3. К=15/5=3
4. Текущий запас=50*3/2=75
5. Норматив запасов=2,95+75+5=82,95
6. Норматив в сумме=82,95*1000=82950
Сотовые телефоны:
1. П=5*2000/20000=0,5
2. Р=0,5+0,25+1=1,75
3. К=5/10=0,5
4. Текущий запас=90*0,5/2=22,5
5. Нормативный запас=1,75+22,5+5=29,25
6. Норматив в сумме=29,25*20000=585000
2.3 Расчет поступление товаров, источники, планирование
Для удовлетворения платежеспособного спроса на различные товары, торговые предприятия должны своевременно закупать товары. Закупка товаров производится из товарных ресурсов.
Товарные ресурсы – это продукция, производимая внутри страны и завозимая по экспорту, предназначенные для продажи товаров населению, снабжению соц. учреждений и спец. контингента потребителей, переработка и хоз. нужд, а так же для создания товарного запаса ("ГОССТАНДАРТ").
Часть товарных ресурсов будет реализовываться потребителям непосредственно через торговые сети. В основе расчета плана поступления товаров лежат раннее разработанные планы и товарные запасы.
План поступления определяется по формуле балансовой увязки, в которой с одной стороны указывается потребность, а с другой имеющиеся ресурсы:
Знач. + Поступление = Зкон. + Реализация
Знач. – запасы, находящиеся в торговом предприятии на начало планируемого периода; их можно взять из статистической отчетности или данных бух. учета.
Зконеч. – берутся в размере норматива товарных запасов на следующий период.
Р – план продаж на предстоящий период.
План поступления можно рассчитать по развернутой формуле:
Зн + П = Зк + Р + У + Е + ПВ
У – уценка товаров (предприятиям торговли разрешено самостоятельно проводить уценку товаров, однако от суммы уценки уплачивается налог с прибыли); Е – естественная убыль – потеря товаров в результате их хранения и продажи нормы естественной убыли устанавливаются только на отдельные товары, причем по прод. товарам они не распространяются на товары в фабричной упаковке.
ПВ – прочее выбытие товаров – это возврат поставщикам товаров по условиям договоров.
План поступления рассчитывается по каждой товарной группе и затем идет подбор поставщиков.
Основные источники поступления товаров:
1. предприятия местной промышленности;
2. оптовая торговля;
3. страны ближнего и дальнего зарубежья.
Таблица 2.3-Расчет плана поступления товаров по товарным группам
Товар группа | Запасы товаров на начало | План продаж на год | Норматив товарных запасов | Естественная убыль | План поступления |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия | - | ||||
2. Крупа, мука | - | ||||
3.Табачные изделия | 2105,28 | - | 730105,28 | ||
4. Консервация | - | ||||
5. Молоко и молочные продукты | - | ||||
6.Заморозка | - | ||||
7.Овощи, фрукты | - | ||||
8. Мучные кондитерские и булочные изделия промышленного производства | - | ||||
9.Сопуствующие товары | - | ||||
10. Бытовая техника | - | ||||
11. Спорт. инвентарь | - | ||||
12. Одежда и обувь для всей семьи | - | ||||
13. Конставары | - | ||||
14. Сотовые телефоны | - | ||||
Всего | 4075324,2 | - | 29573724,28 |
Расчет плана поступления по формуле: П = Зк. + Р – Зн.
1. Хлеб и хлебобулочные изделия:
14384+730000-2000=742384
2. Крупа, мука:
55716+547500-1500=601716
3. Табачные изделия:
2105,28+730000-2000=730105,28
4. Консервация:
171072+876000-2400=1044672
5. Молоко и молочные продукты:
42860+912500-2500=952860
6. Заморозка:
100387+1277500-3500=1374387
7. Овощи и фрукты:
42390+1095000-3000=1134390
8. Мучные кондитерские и булочные изделия промышленного производства:
12360+438000-1200=449160
9. Сопутствующие товары:
72600+1825000-5000=1892600
10. Бытовая техника:
1084000+5840000-16000=6908000
11. Спорт. инвентарь:
380000+2920000-8000=3292000
12. Одежда и обувь для всей семьи:
1429500+7300000-20000=8709500
13. Конставары:
82950+365000-1000=446950
14. Сотовые телефоны:
585000+730000-20000=1295000
Планирование фонда заработной платы
Фонд заработной платы предприятия представляет собой сумму расходов на оплату независимо от источников финансирования выплат, начисленных работникам за выполненную работу в течение отчетного периода и за неотработанное время, установленное законодательством.
Все средства, начисленные работникам предприятия в соответствии с количеством и качеством труда, включаются в фонд заработной платы
В фонд заработной платы включаются:
· заработная плата за выполненную работу и отработанное время;
· поощрительные выплаты;
· оплата за неотработанное время;
· отдельные выплаты социального характера.
Исходными предпосылками для планирования являются:
· планируемая численность работников предприятия общественного питания (штатное расписание);
· положение по оплате труда и премированию предприятия питания;
· нормативные материалы государственных органов по вопросам труда и заработной платы.
В первую очередь следует определить расходы на оплату труда в составе издержек. Для этого сначала определяют заработную плату за выполненную работу исходя из численности работников по штатному расписанию и должностных окладов (тарифных ставок). Фонд заработной платы определяют умножением окладов (тарифных ставок) по каждой категории работников на их численность, предусмотренную в штатном расписании. Затем вносят коррективы с учетом доплат, надбавок, премий, выплачиваемых в определенных размерах (чаще всего в процентах к ставке, окладу). Размер премии устанавливается предприятием.
Виды численности, оплата труда, планирование средств на оплату труда.
В явочную численность включаются все работники, числящиеся в списках и явившиеся на работу в данный день. Таким образом, явочный состав работников учитывается на определенную дату.
В списочную численность включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день или более, а также работающие собственники предприятия, получавшие заработную плату на данном предприятии. Списочная численность в связи с приемом и увольнением работников является переменной и также учитывается на определенную дату.
Для характеристики обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами в среднем за период (месяц, квартал, год) определяют среднесписочную и среднюю численность работников.
При определении среднесписочной численности работников за месяц, необходимо численность работников на определенную дату разделить на число календарных дней в месяце.
Средняя численность работников любого торгового предприятия за какой – либо период включает в себя:
§ среднесписочную численность работников;
§ среднюю численность внешних совместителей;
§ среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско – правового характера.
Средняя численность работников должна показываться и учитываться в целых единицах.
Формы и системы оплаты труда.
В соответствии с Конституцией, каждый человек имеет право на труд, а государство или предприниматель обязаны оплачивать этот труд.
Заработная плата рассматривается относительно работника и работодателя.
Для работника з/п – это всякое вознаграждение за труд, а для работодателя – это часть дохода, которую он тратит на оплату труда наемных работников.
Таблица 3.1- Штатное расписание
Состав работников | Количество человек | Месячный оклад, руб | Заработная плата | Премии, прочие выплаты | Всего |
1. Директор | |||||
2. Зам.директор | |||||
3. Гл. бухгалтер | |||||
4. Бухгалтер | |||||
5. Старший продавец | |||||
6.Продавец | |||||
7.Кассир | |||||
8.Администратор | |||||
9.Уборщик | |||||
10.Грузчик | |||||
11.Разнорабочий | |||||
12.Кладовщик | |||||
13.Системный администратор | |||||
14.Водитель-экспедитор | |||||
15.Вет.врач | |||||
16.Механик по обслуживанию оборудования | |||||
Итого |