Требования к результатам учебной деятельности учащихся




Учащиеся должны:

знать:

– основные свойства живых организмов;

– основные химические элементы, их биологическую роль;

– основные неорганические (вода, соли, кислоты) и органические (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ) вещества, входящие в состав организмов и их функции;

– основные биологически активные вещества и их функции в организме;

понимать сущность:

структурной организации белков, нуклеиновых кислот;

– денатурации и ренатурации белков;

– принципа комплементарности в строении молекул ДНК;

– правил Чаргаффа;

уметь:

– объяснять единство живой и неживой природы;

– объяснять строение и значение белков, углеводов, липидов, ДНК и РНК, АТФ в живых организмах;

– выполнять лабораторные работы, фиксировать, анализировать и оформлять полученные результаты;

– решать и оформлять биологические задачи разной сложности;

– использовать приобретенные знанияо химических компонентах живых организмов для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений химическими веществами; правильного использования антибиотиков и других биологически активных веществ.

– объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;

– планировать и проводить опыты и наблюдения, выдвигать гипотезы, оформлять результаты наблюдений и интерпретировать их, делать на их основе выводы;

– самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет), средствах массовой информации, анализировать, оценивать и использовать информацию о наиболее общих свойствах и признаках живых организмов, их химическом составе;

владеть:

– основными терминами и понятиями при описании молекулярных основ жизни;

– навыками решения задач по основам молекулярной биологии разного уровня сложности.

 

Клетка – структурная и функциональная единица
живых организмов

Клеточная теория. Клетка – структурная и функциональная единица организма. История открытия клетки. Клеточная теория. Методы изучения клетки: световая микроскопия, электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование, цито- и гистохимия, рентгеноструктурный анализ, метод клеточных культур и др.

Общий план строения клетки. Многообразие клеток. Клетки про- и эукариот. Единый принцип организации клеток: поверхностный аппарат, цитоплазма (гиалоплаз­ма, органоиды, включения), ядерный аппарат (ядро).

Цитоплазматическая мембрана. Химический состав и стро­ение плазмалеммы. Функции плазмалеммы: барьерная, ре­цепторная, транспортная. Способы транспорта веществ через плаз­малемму: диффузия, облегченная диффузия, активный перенос, транспорт в мембранной упаковке (эндо­цитоз и экзоцитоз).

Гиалоплазма - основное вещество цитоплазмы. Химический состав и функции.

Цитоскелет, его организация и функции. Микрофиламенты и микротрубочки.

Клеточный центр, организация и функции центриолей.

Рибосомы, организация и функции.

Эндоплазматическая сеть (шероховатая и гладкая), ком­плекс Гольджи, их строение и функции.

Лизосомы, строение и функции. Понятие об аутофагии.

Вакуоли. Вакуоли растительных клеток и их функции. Сократительные вакуоли протистов.

Митохондрии, их строение и функции.

Пластиды, строение и функции хлоропластов. Лейкопласты, хромопласты.

Ядро, строение и функции. Ядерная оболочка, ядерный ма­трикс, хроматин, ядрышки. Хромосомы, их структурная орга­низация. Понятие о гаплоидном, диплоидном и полиплоидном на­борах хромосом, кариотипе.

Особенности строения клеток про- и эукариот (бактерий, протистов, грибов, растений, животных).

Клеточный цикл. Понятие о клеточном цикле. Интерфаза и ее периоды. Репликация ДНК. Клеточная гибель (некроз и апоптоз).

Деление клетки. Простое бинарное деление клеток прокариот. Ми­тоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза. Амитоз.

Мейоз и его биологическое значение. Понятие мейоза. Фазы мейоза. Поня­тие о коньюгации гомологичных хромосом и кроссинговере. Генетическая рекомбинация при мейозе. Биологическое значение мейоза.

Лабораторные работы

2. Изучение явления плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса луковицы лука репчатого.

3. Сравнение строения растительной и животной клеток.

4. Митоз в клетках корешка лука.

Практические работы

2. Решение задач по теме «Репликация ДНК».

3. Сравнение процессов митоза и мейоза.

4. Решение задач по теме «Деление и плоидность клеток».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: