ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА




Формирование представлений об эволюции человека. Место человека в зоологической системе.

Этапы и направления эволюции человека. Предшественники человека. Австралопитеки. Древнейшие люди. Человек умелый. Человек прямоходящий. Древние и ископаемые люди современного типа.

Движущие силы антропогенеза и их специфика. Предпосылки антропогенеза. Биологические и социальные факторы. Роль труда в формировании человека. Общественный образ жизни как фактор эволюции. Ведущая роль социальных факторов в истории развития человека. Качественные отличия человека.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм. Особенности эволюции человека на современном этапе.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

знать:

– положение человека в зоологической системе, предпосылки и движущие силы эволюции человека;

– качественные отличия человека от животных;

– расы человека и их отличительные черты;

– особенности эволюции человека на современном этапе;

понимать сущность: процесса эволюции человека.

уметь:

– обосновывать место человека в зоологической системе;

– характеризовать этапы антропогенеза, роль биологических и социальных

факторов в эволюции человека;

– доказывать единство человеческих рас;

– находить в биологических словарях и справочниках значение терминов, связанных с проблемой эволюции человека, в различных источниках (в том числе интернет) необходимую информацию по эволюции человека;

– проводить сравнение строения и функционирования организма человека

и животных;

– использовать приобретенные знаниядля: критического анализа публикаций в средствах массовой информации по эволюции человека;

владеть:

– основными терминами и понятиями по эволюции человека;

– навыками анализа текстов, выделения главного, написания аннотаций, кратких сообщений, выступления с сообщениями, ведения дискуссии.

БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ

Структура биосферы. Понятие биосферы. Границы биосферы. Компонен­ты биосферы: живое и биогенное вещество, видовой состав; биокосное и косное вещество. Биомасса по­верхности суши, Мирового океана, почвы. Биогеохимические функ­ции живого вещества: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная.

Круговорот веществ в биосфере. Круговорот воды, кислорода, углерода и азота.

Эволюция биосферы. Основные этапы развития биосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Основные нарушения в биосфере, вызванные деятельностью человека (загрязнение окружающей среды, истощение природ­ных ресурсов, опустынивание). Масштабы нарушений (локаль­ные, региональные, глобальные). Угроза экологических катаст­роф и их предупреждение.

Охрана природы. Рациональное природопользование, восстановление природных ресурсов и окружающей среды. Создание малоотходных технологий. Заповедное дело. Особо охраняемые природные территории. Сохранение генофонда.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся

Учащиеся должны:

знать:

– границы биосферы, компоненты биосферы, биогеохимические функции живого вещества;

– основные нарушения в биосфере, вызванные деятельностью человека;

– основные загрязнители окружающей среды, причины и последствия загрязнения биосферы, обеднения ресурсов;

– заповедники и национальные парки Республики Беларусь;

– влияние человека на биосферу;

– глобальные и региональные экологические проблемы;

– основные этапы эволюции биосферы;

понимать сущность: учения о биосфере;

уметь:

– обосновывать необходимость охраны биосферы, сохранения генофонда

и видового разнообразия органического мира;

– составлять схемы круговоротов веществ в биосфере;

– решать экологические задачи;

– использовать приобретенные знания для: обоснования мер по охране окружающей среды, редких и исчезающих видов живых организмов; уменьшения загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, экономного расходования воды, электроэнергии, тепла и т.д.;

владеть: навыками анализа текстов, выделения главного, написания аннотаций, кратких сообщений, выступления с сообщениями, ведения дискуссии по проблемам биосферы, роли человека в биосфере.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

Молекулярный и клеточный уровни организации жизни (6 ч).

Строение молекул белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и их биологическая роль. Особенности строения и функционирования ферментов. Хранение наследственной информации. Биологически активные вещества.

Особенности строения клетки как наименьшей живой системы. Процессы, происходящие на уровне клетки: поступление веществ в клетку и выведение из нее, преобразование веществ, синтез АТФ, нуклеиновых кислот, белков, углеводов (фотосинтез). Воспроизведение клетки, передача наследственной информации, гены и хромосомы.

Организменный уровень организации жизни (8 ч).

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Ткани, органы и системы органов. Признаки живых организмов, их проявление у бактерий, протистов, грибов, растений и животных. Регуляция функций в живых организмах. Защита организма от чужеродных тел. Способы размножения организмов. Образование и развитие половых клеток. Индивидуальное развитие организмов, в том числе организма человека. Закономерности наследственности и изменчивости организмов, в том числе организма человека. Взаимосвязь организмов с окружающей средой, адаптации организмов к среде обитания.

Популяционно-видовой уровень (2 ч).

Виды живых организмов, критерии вида. Популяция, свойства и структура популяции, динамика численности популяции и ее регуляция.

Экосистемный уровень организации жизни (4 ч).

Структура экосисистем. Функции организмов в экосистеме. Связи организмов разных видов в экосистеме. Пищевые связи. Поток вещества и энергии в экосистеме. Условия существования экосистем – приток солнечной энергии и круговорот веществ. Продуктивность экосистем. Динамика экосистем. Агроэкосистемы.

Эволюция видов живых организмов (8 ч).

Концепции и теории эволюции. Предпосылки, механизмы и результаты эволюции с позиций синтетической теории эволюции. Способы видообразования. Макроэволюция и ее закономерности. Особенности эволюции человека.

Многообразие жизни – результат эволюции. Современная биологическая система. Сравнительная характеристика основных таксонов живых организмов (царств, типов, отделов, классов цветковых растений, классов хордовых животных).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: