А.Неврологическиенарушения




Неязыковыенарушения

Одниавторы(например,Г.В.Гуровец,1975)находятэтинарушенияувсехдетейсалалией,другие(например,В.Ландауссоавт.,1960) - толькоуоднойтрети.Отсутствиеучастидетейневрологическойсимптоматикискореевсегообъясняетсякомпенсаторнымивозможностямидетскогоорганизма:нарушениянервнойсистемымогутиметьместовранниепериодыжизниребенка,новпоследствииисчезаютилисглаживаются.

Удетейсознакамипоражениянервнойсистемы,какправило,выявляется«бедная»рассеяннаямикросимптоматика.Изчисланервно-соматическихнарушенийчащевсегоотмечаютнарушенияглубокойчувствительности,слабовыраженныегемипарезыпреимущественнооргановречевогоаппаратаидистальныхотделовправойруки,оральнуюиартикуляторнуюапраксию,общемоторнуюнеловкость(недостаточностькоординации,точностидвиженийит.п.,особенновтакназываемой«ручной»,«мелкой»моторике),участидетейнаходятнерезковыраженныевегетативныенарушения.

Нужнозаметить,чтоточнотакиежесимптомы(втомчислесимптомынарушениядвижений)наблюдаютсяиудетейсдругимиформамипатологииречи,укоторыхнеталалии.Втожевремяприналичиитяжелойневрологическойсимптоматики(например,придетскомцеребральномпараличе)можетнебытьалалии.Поэтомуустанавливатьпричинно-следственнуюсвязьмеждуэтимисимптомамииалалией,какэтоделаютнекоторыеавторы,врядлиправомерно.Этисимптомыскореедолжнорассматриватькаксосуществующиесалалией,нонеобусловливающиеее.

Увсехдетей,какправило,выявляютсяразнохарактерныеиразличносочетающиесядругсдругомпсихопатологическиенарушения.Обычноонивыраженынерезко.

Унебольшогочиславстречаютсярасстройствазрительноговосприятияипредставлений.

Частырасстройствапроцессовзрительнойислуховой(кратковременнойидолговременной)памяти;особенноэтокасаетсяпроизвольнойпамяти.Отсутствиесравнительныхисследованийневербальнойивербальнойпамятинепозволяетговорить,какойизэтихвидовеенарушенвбольшеймере.

Уотдельныхдетейнаблюдаютсянедостаткивконструктивнойдеятельности.

Знанияонекоторыхпредметах,явлениях,свойствах,отношенияхумногихдетейограничены,хотядетивцеломхорошоориентированывокружающейдействительностииобычноведутсебяадекватно.Например,припредъявлениигруппыкартинок«Деревья»онипоказываютелку,нонемогутпоказатьберезу,сосну,рябину;тожекасаетсяназванийцветовогоспектра,видовтранспортаит.д.Возможно,чтонемалаярольвограничении«предметных»идругихзнанийпринадлежитсвоеобразномуотношениюокружающихкребенкусалалией,обычноокружающиесчитаютегонедостаточноспособнымкобучениюималозанимаютсяснимилиприменяюткнемунеправильныеметодыобучения.

Какпоказываютэкспериментальныеисследования,приосуществленииоперацийневербальногообразногоипонятийногомышлениясознакомымипредметамидетисалалией,какправило,неиспытываютзатруднении,ихдействияпочтинеотличаютсяотнормыизначительнопревосходяттаковыеудетейсолигофренией.Правда,длячастидетейсалалиейприэтомхарактернозамедлениетемпамыслительногопроцессаибольшеепосравнениюснормойчислопопытокпривыполнениимыслительныхопераций.Отрицательновлияютнапроцессирезультатымышлениясвойственнаямногимдетямэмоциональнаявозбудимость,двигательнаярасторможенность,отвлекаемость,негативизм(чащеречевой).Нередкоэтинарушенияисследователиотождествляютсрасстройствамимышления,чтоприводиткнеправильнымзаключениямоегосостоянииудетей.

Воперацияхтакназываемоговербальногомышления(т.е.сиспользованиемречи)детямнередкобываеттрудностроитьумозаключения,хотяонивбольшинствеслучаевустанавливаютправильныеотношениямеждуфактамидействительности.Обэтомможносудитьпорезультатамвыполнениятехжезаданийвневербальнойформе.Основнаяпричинаэтихтрудностей - языковыерасстройства,ограничениявиспользованииязыковыхсредств.Например,присоставлениирассказовпосериисюжетныхкартинокбольшинстводетейуспешносправляютсясзаданиямивневербальнойформе(т.е.раскладываюткартинкивнужнойпоследовательности),ночастонемогутрассказатьособытияхлибоиспользуютприрассказенеправильныеязыковыесредства

Следуетподчеркнуть,чтодефицитнекоторыхзнанийиспецифическиенедостаткимышленияудетейсалалиейпринципиальноотличаютсяотсходныханомалийудетейсолигофренией.Вотличиеотолигофреновдетисалалиейимеютотносительноширокийкругпредставлений,унихобычноадекватноеповедение,ониспособныкдовольновысокойстепениабстракцииилогическихпостроений,хорошоосуществляютпереносусвоенныхнавыков,быстроподхватываютпомощь.

Этоподтверждаетсяданнымисравнительныхисследованийстрадающихалалиейснормальноразвивающимисядетьмиисумственноотсталыми(Н.М.Уманская,1973;В.А.Ковшиков,Ю.А.Элькин,1979;Е.Ф.Соботович,1982;В.А.Ковшиков,1983идр.).Например,К.Геребен(1972)установил,чтопорезультатамвыполнениятестовнапроверкустепениразвитияинтеллектабольшинстводетейсалалиейзанимаютпромежуточноеположениесрединормальныхиумственноотсталыхдетей(норма:0,97 - 1,09;детисалалией:0,74 - 0,86;умственноотсталые:0,57 - 0,68).

Одноизнаиболеечастовстречающихсяпсихопатологическихпроявленийумногихдетейсалалией - расстройствопроизвольноговнимания.Характерныйпоказательэтогорасстройства - отвлекаемость.Онаобнаруживаетсявовсехилипочтивовсехпсихическихпроцессахинетолькоприоперированииснезнакомым,ноисознакомымматериалом.Нередкоотвлекаемостьвозникаетдажеприусловииположительнойнаправленностиребенканавыполнениедеятельности,представляющейдлянегоинтерес.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: