В)Морфологическиенарушения




Нарушениястроевыхэлементовслованеодинаково.Так,корнисловиокончанияисходныхформсловубольшинствадетейостаютсясохранными;этиэлементымогутдеформироватьсятолькоудетейстяжелойстепеньюрасстройстваязыковойсистемы,чтопреимущественнообусловленофонематическиминарушениями:кубики - ку;маленький - ма;сидит - ди;колесо - исо.Приставкиисуффиксычащеподверженынарушениям.Детиобладаютвесьмаограниченнымихчислом,амногиеприставкиисуффиксывовсенеупотребляютсяилиупотребляютсяневерно.

Например,съехал - ехал;поехал;нарисовал - рисовал;перепрыгнул - прыгнул;въехал - едет,поехал;побежали - бежали;хорошенький - хороший.

Одинизпоказательныхсимптомовморфологическихнарушений - неверныесогласованиявродеичисле.

Примерынеправильныхсогласованийвроде:красныйбант,нокрасныйплатье,красныйюбка;он(колесо)упала;большойокошко;зеленыйтрава;вкуснаясуп;твойнога.Примерынеправильныхсогласованийвчисле:детиодевается,девочкииграет;машиныгудит;мячикикрасивый,моитапочка.

Врядеслучаевдетиневерноупотребляютокончаниямножественногочисла.Приэтомотмечаетсястремлениекгенерализациииупрощениюформ,нерегулярныеформыподводятсяподрегулярные.

Примерынеправильногоупотребленияокончанийсуществительных:дом - домы;глаз - глазы;ведро - ведры;дерево - деревы;козлёнок - козлёнки;телёнок-телёнки.

Значительнонарушаетсяпарадигмасклоненияиспряжения.

Всистемесклонениядетиправильноупотребляютнулевую,исходнуюформу(именительныйпадеж)инекоторыеформывинительногоиродительногопадежей,хотяиформыпоследнихнередкоподвергаютсянарушениям.Выраженатенденциякзаменеокончанийкосвенныхпадежейокончаниямиименительного.Вместестемотмечаютсявзаимозаменыокончанийрядападежей.

Приведемпримерынарушенияпарадигмысклонениясуществительных.Винительныйпадеж:моет(пол)пола,полу;гладит(щенка)щенок;сел(настул)стул,настуле,настулу,катает(колесо)колесу;взял(кубик)кубику;поймал(жука)жук,жуку.Родительныйпадеж:боится(петуха)петух,петуху;просит(молока)молоко,молоку;рога(укозы)укоза,козе.Дательный:идет(клисе)лиса,лисой,клису;пришел(кврачу)врач,кврача,квраче;дает(петуху)петух,петуха.Творительный:вытираетнос(платком)платок,платке,платоком;ударилмяч(ногой)нога,ногу,ногом,ногей;гуляет(спетухом)петух,спетуха,спетуху,спетухой;бежит(залисой)залиса,залисе,залисом.Предложный:лежат(наполу)пол,напол,наполе;(водавведре)ведро,введра,введру;часы(наруке)нарука,наруком,наруку.

Аналогичнаякартинанаблюдаетсяивпарадигмесклонениядругихчастейречи.Причемприсогласованииневсегдаустанавливаетсядолжноесоответствиефлексий.

Например,присогласованииприлагательногоссуществительным:маленькомумальчику - маленькиймальчику;неткрасногошарика - неткрасногошарик;отзлойсобаки - отзлуюсобака;издетскогосада - издетскомусада.

Многограмматическихошибокдопускаетсяивглагольныхформах.Вместоформыопределенноголицаичислаиногдаупотребляетсянеопределеннаяформа(мама,папаидочкапить(пьют)чай;мальчикикидать(кидают)мяч)илиглагольнаяоснова(зайчикпрыга(прыгает);детикуша(кушают)).Смешиваютсяокончанияглаголовприизмененииполицамичислам(оникричит).Возвратнаячастица-сячастопропускается(катается - катает;умывается - умывает).Неучитываютсяизменения,происходящиевсловеприспряжении(оншелионашёла(шла);онирисовают).Допускаютсяпереносыокончанийодногоспряжениявдругое(машиныгудют(гудят);Машакладит(кладет)палочки).Плохосформированакатегориявида:детишли(пошли)влес;Диманерассказать(нехочетрассказывать)сказку;Петялез(залез)надерево.Плохотакжесформированакатегориявремени.Многиедетинеупотребляютформпрошедшеговременииособеннобудущеговремени,нередкозаменяяихформаминастоящего.

Словообразованиемдетисалалиейвладеютвоченьограниченныхрамкахивпроцессеего,какправило,возникаетмногоошибок:деревянный - дерево;издерева;теленок - маленькийму;козленок - маленькийме;самолетотлетает,подлетает - летит.

Рассмотренныелексическиесинтаксическиеиморфологическиенарушенияудетейсалалиейнесвязаныспатологиеймышленияилидругихпсихическихпроцессов.Ониестьрезультатнеовладениядетьмиструктурно-функциональнойсторонойязыка,системойправилоперированиясязыковымиединицами.Этоподтверждаетсятем,чтодетиправильносоотносятязыковыеформысдействительностьюпривосприятииречииправильновбольшинствеслучаевустанавливаютотношениямеждуфактами действительностивнеязыковойдеятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: