ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная физкультурно-спортивной направленности.
Настольный теннис обладает огромной популярностью. Эта игра – увлекательная, бесконечно многообразная, доступная всем от мала до велика.
Настольный теннис развивает координацию движения, ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции, внимание, мышление, эмоциональную устойчивость. Во время игры можно регулировать физические и психологические нагрузки, определять каждому для себя в зависимости от возраста, подготовленности, состояния здоровья степень интенсивности занятий, их продолжительность и регулярность. Все это, плюс нехитрый инвентарь, возможность использовать для занятий даже небольшие помещения и делают настольный теннис одним из самых любимых и доступным для систематических занятий.
Для учреждений дополнительного образования настольный теннис является незаменимым в силу того, что не требует большой экипировки. Для игры необходимо иметь: стол, сетку, ракетку, мяч.
Минимальный размер помещения – 7,7 * 4.5 метра.
Данная физкультурно-оздоровительная программа по настольному теннису (н/т) рассчитана на 3 года обучения для детей от 12 до 15 лет с разной степенью физической подготовки.
Реализация целей и задач осуществляется посредством физических упражнений, общения, спортивных игр, систематических занятий. Работа по программе строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с каждым обучающимся. Занятия содержат познавательный материал, блоки общеразвивающих упражнений, специальной физической и тактической подготовки. При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы.
Уровень усвоения знаний, умений и навыков выявляются в ходе внутриклубных соревнований с последующим обсуждением результатов каждого обучающегося.
По заданной программе дети имеют возможность не только обучаться игре в настольный теннис, но и овладевать основами физической культуры, составляющими которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
Актуальность разработки программы обусловлена еще и тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения двигательной активности детей, укрепления их физического состояния, что и обеспечивается расширением внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, т.к. способствует формированию самостоятельного мышления, развитию физических данных обучающихся, укреплению здоровья.
По целевой установке программа является образовательной (качества, приобретенные в ходе обучения игре в н/т, нередко приходят на помощь в различных экстренных ситуациях).
Основная цель программы – воспитание здоровой, физически развитой, свободной1, нравственной, готовой и способной к самоопределению, саморазвитию личности.
Год обучения – подготовительный этап.
Задачи:
· Определить способности и возможности детей для занятий в н/т.
· Познакомить с правилами игры в н/т.
Год обучения – совершенствование мастерства.
З а д а ч и:
· Совершенствование техники и тактики игры.
· Физическая, психологическая подготовка.
· Развитие способностей детей.
Год обучения – приобретение профессиональных навыков игры в н/т.
З а д а ч и:
· Овладеть навыками игры в н/т.
· Уметь организовать соревнование и обеспечивать судейство.
· Контролировать свое физическое, психологическое состояние
· Владеть навыками наставника.
Для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач предполагаются разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты, соревнования.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа;
2 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа;
3 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа.
Количественный состав в группах 1 года обучения – не менее 12 человек,2 и 3 годов обучения – не менее 12 человек.
К занятиям допускаются все желающие дети. Группы формируются в зависимости от возраста, медицинского состояния, физической подготовленности, времени занятий в образовательной школе и места проживания ребенка.
Требования к знаниям и умениям обучающихся – (смотри приложение).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№п/п | Н а и м е н о в а н и е т е м ы | всего часов | теория | практика |
Введение | ||||
Техника игры в н/т | ||||
ОФП (общая физическая подготовка) | ||||
СФП (специальная физическая подготовка) | ||||
Спортивные игры | ||||
Индивидуальная работа | - | |||
Контрольные занятия | - | |||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1.Введение – история настольного тенниса, игровая площадка стол, сетка, ракетка, мяч, форма игроков), техника безопасности, дни и часы занятий, продолжительность занятий. Пробные занятия.
2. Техника игры в н/т – хватка ракетки, исходное положение, передвижение у стола, виды ударов, подачи, счет, игра по правилам одиночная, парная.
3. ОФП – это та часть подготовки, которая преимущественно направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) с одновременным улучшением способности координировать движения, проявлять волевые качества, совершенствовать технику выполнения различных упражнений.
4.СФП-развитие двигательных качеств строго применительно для н/т (упражнения со скакалками, парные упражнения, с набивными мячами, резиновым бинтом, гантелями и т.д. Занятия на тренажерах)
5. Спортивные игры – мини-футбол, баскетбол, шашки, шахматы.
6. Индивидуальная работа – домашнее задание, техника игры, морально-волевые качества, подбор инвентаря и выявление способностей занимающегося (игрок нападающий, защитник или смешанный).
7. Контрольное занятие – проверка домашнего задания, рост физических качеств, способы и приемы игры в н/т.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Н а и м е н о в а н и е т е м ы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Инвентарь,оборудование,одежда | |||
2. | Техническая подготовка а)одиночная игра; б)парная игра; в)смешанная; г)командная. | |||
3. | Тактическая подготовка | |||
4. | Рейтинговые турниры | |||
5. | Индивидуальная работа | - | ||
6. | Соревнования | - | ||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Инвентарь, оборудование, одежда – место занятий: стол, ракетка, накладки, мяч, форма игрока.
2. Техническая подготовка – хватка, срезка, накат, подача, топ-спин, подставка, подрезка, «свеча», расстановка, удары.
3. Тактическая подготовка – это выработка индивидуального тактического стиля, знание своих способностей, возможностей, личностных особенностях – нервной системы, степени развития психических функций: внимания, памяти, мышления и т.д. Отработка определенных тактических комбинаций, мысленное и практическое моделирование предстоящих игровых ситуаций. Уметь анализировать действия соперника.
4. Рейтинговые турниры направлены на достижения определенных результатов. Таблица роста мастерства занимающегося.
5. Индивидуальная работа – совершенствование мастерства занимающегося, становление личности.
6. Соревнование – итоги деятельности детей (целевые комбинации, техническая подготовка, тактическая и морально-волевая).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Н а и м е н о в а н и е т е м ы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Техника игры | |||
2. | Тактика игры | |||
3. | Психологическая подготовка | |||
4. | Организация и проведение соревнований | |||
5. | Самоконтроль | |||
6. | Наставничество | - | ||
7. | Соревнования | - | ||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Техника игры – одиночная, парная, смешанная, командная. Удары с вращением, противодействующие технические приемы, обманные приемы, 6 видов подач - совершенствование профессиональных навыков.
2. Тактика игры – особенности игры одиночной, парной, смешанной и командной. Комбинации игры против нападающего, защитника, смешанного игрока. Расстановка и перемещение в парной игре.
3. Психологическая подготовка – уметь выигрывать и проигрывать, манера поведения, отношение к сопернику, педагогу, товарищам, судьям. Уметь находить себя и владеть собою в любой обстановке, Преодолевать страх, мандраж.
4. Организация и проведение соревнований:
o обязан знать правила игры в н/т;
o уметь заполнять протоколы, пользоваться таблицей;
o решать спорные вопросы между игроками
5. Самоконтроль – это поддержание и укрепление здоровья, повышение
o подвести итоги соревнований;
o подбор места проведения соревнований;
o судить встречи между игроками одиночной и парной игры
Работоспособности.
Аспекты самоконтроля – самочувствие, желание заниматься, настроение, переносимость занятий, пульс, дыхание, артериальное давление, сон, аппетит, вес, потоотделение, болевые ощущения, волевые усилия, психологический настрой.
6. Наставничество – уметь обучить начинающего игрока, помогать педагогу в организации проведения занятия, оборудование места для занятий, подбор инвентаря, быть примером для новичков.
7. Федерация н/т – выполнение спортивных разрядов и войти в состав городской и областной команды по н/т, выезды в другие регионы, встречи с соперниками высших рангов.
8. Соревнования – выполнение спортивных разрядов, итоги деятельности 3-хгодичного обучения, совершенствование своего мастерства, путь жизненного определения.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
По итогам первого года обучения обучающиеся должны знать:
· Изменение правил, их совершенствование.
· История развития настольного тенниса
· Основы техники настольного тенниса: стойка, хватка, техника одношажного способа передвижений и поворотов.
· Правила личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
· Откидка слева (подрезка подрезки, кач), накат справа, накат слева. Откидка справа (подрезка подрезки, кач).
· Подрезка слева (подрезка наката и топ- спин).Отличие от откида слева.
· Топ-спин справа, отличие от наката справа.
· Топ-спин слева.
· Подачи.
По итогам второго года обучения обучающиеся должны знать:
· Основы техники настольного тенниса: подрезка справа, подрезка слева, начальное положение рук, ног, туловища, ракетки.
· Подачи: короткие, длинные, с верхним, нижним боковым вращением; прием подач.
· Топ-спин справа, топ-спин слева, их отличия. Начальное положение рук, ног, туловища, ракетки.
· Подачи: короткие, длинные, с верхним, нижним боковым вращением; прием подач.
· Одношажный способ передвижения, разновидности, укороченный мяч.
Обучающиеся должны уметь:
· Элементы техники (накат справа, накат слева, подрезка справа, подрезка слева, топ-спин справа, топ-спин слева) и соединений по направлению, темпу, зонам.
· Соединение топ-спина и быстрого удара.
· Острый удар. Совмещение ускорения с переносом центра тяжести тела.
· Топ-спин – удар: тонкий удар + сильное поступательное движение вперед.
· Подачи справа и слева с высоким подбрасыванием.
· Двухшажные передвижения влево, вправо, назад, вперед, разновидности.
· Способы передвижения в парах, технико-тактическое взаимодействие в парах.