Наша церковь в Гонконге за два года своего существования утвердилась в истине и во Христе. Я понял, что напрасно растрачу время, если останусь здесь и буду руководить церковью. Бог призвал меня к работе первопроходца. Я нашел прекрасного служителя, преподобного Уильяма Торнтона, который был призван служить китайцам и Гонконгу, и оставил Храм новой жизни на его попечение. Церковная собственность с самого начала была оформлена на церковь. Как и в Маниле, мы отдали новому служителю свою машину, квартиру, мебель и все то, что нажили за два года жизни в Гонконге.
Мне было уже сорок шесть лет, но я чувствовал себя так, как будто прожил по крайней мере шесть жизней. Все это время я был странником и никогда не держался за материальные ценности. Мой чемодан опять был упакован. Я был готов ехать туда, куда поведет меня Святой Дух.
Глава 12
Из Гонконга я с семьей вернулся в Саут-Бенд, где основал штаб-квартиру. Мы организовали Евангелическую ассоциацию Лестера Самралла (LeSea), которая стала базой для международной миссионерской работы. Мы проводили крусейды, выпускали радиопрограммы, издавали журнал «Всемирная жатва» (World Harvest) и участвовали во многих других аспектах служения. Наши основные усилия были направлены на открытие евангелизационных центров в стратегических столицах мира, откуда проповедь Евангелия должна была распространиться по всей стране.
Одним из городов, где мы работали, была Бразилиа, прогрессивная и перспективная столица Бразилии, — вне сомнения, самая современная столица двадцатого века.
Этот город часто называют «городом надежды». Он действительно ярко сияет, как драгоценная жемчужина, на семьсот миль углубившаяся во внутреннюю часть территории Бразилии. Этот островок современности посажен буквально в сердце величайших по территории нетронутых джунглей в мире. Он поднимается из зелени тропических лесов, как город мечты, описанный в научно-фантастиче- ской книге. Эта малоисследованная территория заселена такими же индейцами, какие жили в каменном веке.
Бразилия представляет собой прекрасный пример неожиданных и удивительных контрастов: это пятая по численности нация в мире и восьмая по плотности населения страна на земле. Мое сердце особенным образом стремилось к этому латиноамериканскому гиганту. Бразилия — это страна несметных богатств, с огромным, но неиспользованным еще потенциалом. Эксперты утверждают, что Бразилия представляет собой единственную страну в Южной Америке, которая претендует на то, чтобы стать мировой державой, но огромные массы ее населения живут в ужасающей нищете.
Бразилия в течение многих поколений была скована религиозными традициями, и девяносто пять процентов населения называют себя католиками. И все же почти половина ее жителей, насчитывающих восемьдесят миллионов человек, связаны в той или иной степени сатанинскими узами спиритизма, дьявольской системой, завезенной сюда африканскими рабами и смешавшейся с индейским анимизмом.
Я все еще жил в Гонконге, когда впервые стал задумываться о странном влечении к сказочной бразильской столице. В то же время незаметно для меня Бог работал с сердцем ветерана-миссионера Вирджила Смита в Сантосе, Бразилия. Он тоже чувствовал желание служить в столице Бразилии.
Вирджил Смит впервые приехал в эту южноамериканскую страну в 1927 году как представитель Церкви Христа. Но он желал иметь такую же духовную силу, какую имели верующие из первой новозаветной церкви. Он решил искать более тесного общения с Богом. Затем, после нескольких месяцев служения в Бразилии, он ушел в лес помолиться и получил мощное исполнение Святым Духом. С этого момента началось его служение в первопроходческих миссиях, где он основывал церкви, начинал приходы и помогал новым христианам строить постоянные места поклонения.
Бог привел меня и Вирджила Смита в столицу Бразилии. Мы стали искать в центре города участок для строительства новой церкви и вместе с другими мужами Божьими стали свидетелями великих Божьих чудес.
Я не перевез семью в Бразилию, как это делал во время моего служения в Иерусалиме, Маниле и Гонконге. Напротив, наш штаб так и остался в Саут-Бенде, штат Индиана, а я регулярно ездил в Бразилию на период от полумесяца до полутора месяцев.
Во время одного из первых посещений Бразилии мы провели успешный палаточный крусейд. Мы были рады видеть, что город готов к евангелизации. Многие люди, пришедшие к нам на собрание, были вовлечены в спиритизм и сатанизм. Они страстно желали услышать новое Евангелие — весть о силе и избавлении. Каждый день на эту весть о спасении отвечали до девяноста пяти процентов грешников, приходивших на собрание.
Я встретился с правительственными чиновниками, поскольку мы хотели приобрести недвижимость для церкви. Наша церковь должна была стать первой полноевангельской церковью в этом городе. В прекрасном месте нам удалось купить три акра отличной земли, целый городской квартал. Мы наняли талантливого бразильского архитектора, который обещал сделать проект нового центра, после чего начали строительство.
Первым делом мы стали строить здание школы с большим залом. Пока это здание строилось, мы перенесли палатку на свой участок и чуть более года использовали ее в качестве церковного здания. Школа в нашем евангелизационном центре еще не была построена, когда на Бразилию обрушился жестокий ураган. Он разорвал наш брезентовый храм в клочья, но, к счастью, очень скоро мы смогли переехать в новое здание.
Еще один выдающийся евангелист, Норман Андерсон, помогал нам в строительстве здания и приобретении оборудования для церкви и школы. Затем, год спустя, Вирджил Смит смог оставить собственный центр служения в штате Сан-Паулу и приехать работать к нам в Бразильский центр.
Второй евангелизационный центр был основан в одном из пригородов Бразилии, в городе-спутнике Тагуатинга. Там мы построили новую церковь, в которой могло разместиться около четырехсот человек.
Пока мы в Бразилии занимались организацией крусейдов, публикацией евангелизационной литературы и миссионерским служением в других частях мира, в Маниле дьявол предпринял атаку на церковь. Работа Бога нанесла такой сильный удар по царству тьмы, что враг, естественно, собрал все свои силы для ответного удара. Сатана, казалось, решил нейтрализовать и разрушить свидетельство, рожденное в пламени пробуждения, охватившего все Филиппины.
Зная, что преследования и атаки извне только утвердят церковь, дьявол выбрал стратегию, которая на протяжении всех веков всегда была очень эффективной, — раздоры и разногласия внутри церкви.
В 1962 году в приходе манильской церкви начались инспирированные сатаной пререкания и споры. За все время моего служения в разных странах я никогда не видел ничего настолько душераздирающего, особенно в церкви, которую я сам основал. Под угрозу было поставлено христианское свидетельство во всей стране, поскольку христиане конфликтовали и враждовали друг с другом, вместо того чтобы являть миру свидетельство любви. Все это глубоко взволновало меня.
Конфликт начался с тех, кто должен был предотвратить его, то есть со служителей. Он завел Божий народ в безнадежный тупик, и раскол между миссионерами и самими прихожанами стал неизбежным. Все было настолько плохо, что приезжего миссионера попросили уйти из церкви и вернуться в Америку.
Другие миссионеры тоже приняли участие в спорах. Один из них даже поместил на фасаде церкви большую вывеску, запрещающую людям поклоняться в доме молитвы, который был посвящен Богу. В течение двух месяцев у входа в церковь была выставлена охрана. Само присутствие этих людей привело к тому, что верующие перестали ходить в церковь. Обе стороны обратились в суд с жалобой друг на друга, хотя это было совершенно не по-христиански.
Я почувствовал желание вернуться в Манилу, чтобы попытаться найти средства примирения в ситуации, которая казалась неразрешимой. Я любил обе фракции и очень тесно общался с ними. Я понимал, что обе стороны были искренними в своих убеждениях и верили в свою правоту, и все же сатана использовал каждого противника для разрушения Божьего дела.
В течение нескольких дней я вел безуспешные переговоры со всеми заинтересованными партиями. Наконец, я встретился с ними в последний раз и сказал всем им, что если бы они были основателями церкви и любили бы свой труд так, как я, то никакого конфликта не было бы.
Позже два брата предложили единственно возможное решение, с которым согласились обе стороны. Мне нужно было вновь взять на себя руководство Храмом Вефиль. Но я не собирался возвращаться в Манилу в качестве пастора церкви. Я был очень занят другими проектами международного служения по всему миру. Однако ради того, чтобы спасти одно из величайших пробуждений этого поколения, я согласился вернуться. Миссионеры единогласно приняли мое возвращение, и члены Храма Вефиль единогласно проголосовали за мою кандидатуру. После усердных молитв вместе с женой и тремя сыновьями я принял приглашение и вернулся туда, откуда уехал несколько лет назад.
Бог чудесным образом помог нам залечить раны в Храме Вефиль. За несколько недель старая вражда стала исчезать. Все недобрые чувства и недопонимание были забыты, и Бог заново крестил церковь в духе пробуждения.
Я воспринимал Манилу как неприступный бастион духовной силы, с которого можно было евангелизировать всю Азию. Филиппинцы — единственная христианская нация на Востоке. Если и дальше Восток будет относиться к белому человеку резко отрицательно, я предвижу, что филиппинские христиане, возможно, станут в будущем миссионерами в своем регионе.
Восток — место проживания одного миллиарда душ, а Манила стратегически расположена в центре этой части мира. Через полтора часа полета можно оказаться в Японии, Корее или Индонезии. На этот раз мы остались в Маниле примерно на полтора года, и я использовал этот город как базу, из которой во время крусейдов и по радио мы переслали на Ближний Восток тонны полноевангельской литературы вместе с трансляцией проповеди Евангелия и выступлениями с проповедью.
Я намеревался остаться в Маниле на большой срок, используя этот город как штаб для своего служения, но Бог впечатляющим образом показал мне, что я завершил свою миротворческую миссию и теперь наступило время двигаться дальше.
Я получил письмо от президента Маркоса из Филиппин, который приглашал меня принять участие в заседании конгресса в качестве гостя. С одной стороны от меня в конгрессе сидел архиепископ римско-католической церкви, а с другой — американский посол. Мне понравилась церемония и обращение президента к конгрессу, и я был благодарен за предоставленную возможность побывать на таком важном заседании.
После окончания конгресса мы вышли из здания, и на улице нас встретила толпа разгневанных демонстрантов примерно из двадцати пяти человек. Они скандировали и размахивали плакатами: «Вон из страны, белые обезьяны!», «Америка — империалистическая страна» и т.д.
Я прошелся между демонстрантами, подкупленными коммунистами, и вернулся в церковь, которая находилась всего в двух кварталах от конгресса. Я сильно расстроился. Когда я вошел в офис, размышляя над тем, что только что увидел, я заплакал.
За все годы служения в Филиппинах я всегда считал себя филиппинцем. Я перенял их менталитет, я старался выглядеть и одеваться, разговаривать и действовать, как один из них. Когда Иисус, Сын Божий, пришел на землю, Он называл Себя Сыном Человеческим. Почему? Потому что Он отождествил Себя с тобой и со мной. Я старался следовать этому примеру Христа везде, где мне приходилось жить.
Когда я жил в Гонконге, я перестал быть филиппинцем и стал китайцем. Однажды я сказал своей церкви в Гонконге: «Если вы когда-нибудь назовете меня иностранцем, на следующее утро меня в стране не будет. Я больше китаец, чем вы. Вы китайцы по факту рождения, а я китаец по осознанному намерению».
Да, я не мог изменить цвет моей кожи или разрез глаз. Я не мог стереть собственное происхождение. Я был американцем. И хотя моя церковь в Маниле любила меня, американцы вообще в Филиппинах становились очень непопулярными. Мне было больно думать, что многие люди, нуждающиеся в Евангелии, даже не захотят послушать меня из-за своей ненависти к моей стране.
В этот момент Бог заговорил ко мне: «Америка находится в намного более ужасающем состоянии, чем эта страна. Тебе нужно отправиться домой и постоянно служить своему народу».
В тот вечер я рассказал своей жене о новостях и пересказал слова Господа. Через несколько недель мы нашли преподобного Дэвида Морокко, который заменил меня в должности пастора церкви. Мы окончательно переехали в Соединенные Штаты.
Наш народ действительно был в печальном состоянии даже по сравнению с филиппинцами. Нет сомнений, середина 1960-х годов стала одним из наиболее мрачных периодов в нашей истории. По всей стране ничем не сдерживаемое сумасшествие вырывалось в студенческих городках наружу. Насилие было обычным делом на политических съездах и конференциях, как, например, в Чикаго. Наркотики становились обыденном фактом жизни в каждом городке и деревушке, и их власть уже не ограничивалась только крупными городами. Чуть ли не за одну ночь сексуальная революция стала бичом, разъедавшим землю. «Битники» пятидесятых годов превратились в «хиппи» шестидесятых. Это было новое поколение молодых американцев, обезображенных грехом, болезнями и грязью.
Мы вернулись домой, в Саут-Бенд, с ощущением Божественного предназначения. Мы знали, что будем продолжать ездить в другие страны и спасать заблудшие души, но оставшаяся часть нашей жизни и основная наша деятельность будут посвящены Америке, моей родине.
После возвращения я подытожил свои чувства в стихотворной форме. Это произведение впервые появилось на передней обложке журнала «Всемирная жатва» в сентябре 1965 года:
Крик сына
Америка, люблю тебя.
Я сын твоей земли.
И в городах твоих всегда
Я чувствую себя уютно.
Я жадно пил твои свободы,
Купался в изобилии твоем.
Но, Америка, ты видишь «надпись на стене»?
Внутри и снаружи притаился враг.
Смертоносный вирус притворяется другом,
Готовясь нанести смертельный удар.
Америка, тебя ненавидят во многих землях,
Я слышал, как тебя проклинают на других языках.
Тебя не понимают люди и страны.
Тебя не любят и не желают в мире тревог и проблем.
Но что хуже всего, ты сама больна.
В твоих магазинах господствует порнография,
Твоя мода диктует похотливый секс.
Ты уступаешь соблазнам развлечений, как Римская
империя.
Америка, ты поклоняешься золотому тельцу материальных богатств, А тебе нужен Христос... прямо СЕЙЧАС, Тебе нужна Его любовь, Его исцеляющая сила. Америка, может быть, уже слишком поздно найти Бога теперь...
Боже, спаси Америку — землю, которую я люблю.
Глава 13
Было 10.30 субботнего утра, когда в Саут-Бенде, штат Индиана, Бог заговорил ко мне: «В Иерусалиме я скажу, чего Я хочу от тебя!»
Я удивился. Иерусалим был, по крайней мере, в шести тысячах миль отсюда. Я чуть не спросил: «Но почему Иерусалим?» Однако я не стал задавать вопросы, вспомнив, что во всей истории Бог часто обращался к Своим детям в святом городе Иерусалиме.
Очень скоро я уже был в Иерусалиме. Проснувшись рано, я быстро вышел из номера гостиницы в прохладу свежего утра. Я направился к отвесной скале, нависающей над долиной Гиннома рядом с колючей проволокой, которая отделяла Иерусалим от Иордании. Минут через пятнадцать должен был наступить рассвет. Над горами Моава небо уже расцветилось сполохами красного, малинового и золотого.
С нежностью посмотрел я на гору Сион слева и на древние стены старого Иерусалима. Прямо передо мной на вершине горы Сион находилась верхняя горница, где произошла Последняя вечеря и куда через семь недель вернулись апостолы, чтобы в день Пятидесятницы дождаться сошествия силы Святого Духа. Я видел дорогу на Вифлеем и ворота Яффы, которыми теперь, перед войной 1967 года, больше не пользовались.
Справа от меня находилась знаменитая стена плача, а выше нее росли древние деревья в Гефсиманском саду, где Иисус молился за весь мир. На некотором расстоянии от меня поднималась красивая масличная гора, на которой наш Господь плакал об Иерусалиме и откуда Он вознесся на небо, пообещав нам вернуться.
Я был в Израиле более тридцати раз. Это было мое самое любимое место для молитвы. Отсюда я часто наблюдал, как над Иерусалимом восходит солнце. Много раз я стоял, как вкопанный, восхищаясь тем, как по узким улицам древнего и святого города двигались столбы света.
Я ушел в глубокую молитву и размышления. Когда над горизонтом появилось сияющее солнце, неся свет и тепло дня, Бог заговорил к моей душе: «Ты должен привести на небеса один миллион душ».
Господь совершенно ясно дал мне понять, что Он имел в виду не миллион поднятых рук или миллион принятых решений, но миллион душ, твердо и надежно покоящихся в руке Иисуса.
Пораженный необыкновенным заданием, я обратился к Нему: «Господь, это невозможно. Каким образом?»
Вдруг прямо перед собой я увидел одинокого человека, прокладывавшего на маленьком верблюде борозду. Борозда не была ни широкой, ни глубокой.
Господь ответил: «Когда человек пашет в одиночестве, как арабский земледелец, с деревянным плугом и одним верблюдом, он не сможет сделать много. Он сможет углубиться в почву всего на несколько дюймов и будет двигаться так медленно, что вечером сможет увидеть то, с чего утром начал. Но если ты будешь пахать на тракторе, как израильский фермер, который захватывает в почве глубокие слои и делает широкую борозду, то сможешь привести на небеса один миллион душ».
Бог показал мне, что глубина борозды — это мои личные взаимоотношения с Ним. Ширина борозды символизировала мое взаимодействие с другими в едином духе. Я должен был привлечь к сбору урожая много христианских душ. Победу можно одержать только тогда, когда мы объединим работу наших крепких рук.
Господь в то утро показал мне многое. Он показал, как использовать средства массовой информации в новом измерении, снимая Евангельскую весть в фильмах и издавая в печатной продукции. Я мог оставаться на одном месте, но эти средства будут каналом, через который мое служение будет преумножено. Божья истина о Божественном освобождении будет пересылаться в те места, куда я сам никогда не доберусь.
Я был настолько захвачен этим новым видением от Господа, что просто не знал, с чего начать. Все мое существо словно застыло, а жаркое средиземноморское солнце поднялось высоко над горами Моава в своем жизнеутверждающем величии. Когда я возвращался в гостиницу, то вдруг почувствовал в себе силу, которую вложил в меня Великий Творец. Я понял, что наступило Божье время освободить больше людей, чем прежде. Наступил Божий час нанести поражение силам зла. Передо мной лежал путь, и я должен был устремиться вперед и бежать так, как никогда раньше.
Получив такое мощное откровение от Бога в Иерусалиме, я вернулся домой, в Саут-Бенд. У меня голова шла кругом. Бог вложил в мое сердце так много планов. Мне нужно было выпустить фильмы об освобождении, в которых будет показана Божья сила над дьяволом. Нужно расширить издание и распространение полноевангельской литературы. Нужно провозглашать Евангелие при помощи радио и телевидения. Нужно открыть школы для подготовки молодых служителей, чтобы собирать созревающий урожай. Нужно продолжать и увеличивать миссионерское и детское служения по всему миру. И нужно было впервые в истории начать христианское телевизионное служение, которое станет альтернативой современному развлекательному телевидению, заполненному программами на откровенно садистские или сексуальные темы.
Вернувшись в Америку, я очень скоро понял, что мне нужна молитвенная поддержка. Мне нужна была сильная база дома, откуда я мог бы руководить работой на всех фронтах. Без этого я был бы значительно ограничен в своих действиях. Скоро ко мне поступило щедрое предложение из Денвера, штат Колорадо. Один человек готов был предоставить в наше распоряжение здание при условии, если я переведу туда издательство своего журнала и штаб. Ко мне поступали предложения из других городов — от Калифорнии до Нью-Йорка. Но после молитв я не чувствовал уверенности в том, что Бог благословит все эти предложения.
Однажды мне вручили прошение за подписью шестидесяти девяти человек, в котором меня просили начать новую церковь в Саут-Бенде. У этой группы верующих не было здания, и она проводила встречи в подвале дома Эрнста Истберна. В прежние времена, когда я жил в этом городе, эти люди несколько раз приглашали меня на занятия по изучению Библии. Но с того времени, когда я служил пастором в Саут-Бенде, прошло несколько лет. Многое изменилось.
По правде сказать, мое отношение к Саут-Бенду можно сравнить с отношением Нафанаила к сонному городку Назарету. Он сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
Саут-Бенд, штат Индиана, во многом был похож на Назарет. Этот городок на Среднем Западе лежит в районе Великих озер. К западу от него находится озеро Мичиган, а к востоку — озеро Онтарио. К северу от города находится полуостров Мичиган, а к югу — равнины и фермерские хозяйства Индианы.
В те годы Саут-Бенд не был развивающимся или растущим городом. Жители крупных и важных городов часто подшучивали над жителями Саут-Бенда. Один из моих друзей назвал его «отростком Чикаго». Не многие верили в то, что из Саут-Бенда может выйти что-нибудь ценное. Однако я знаю, что два величайших духовных движения зародились именно в этом городе.
Около 1900 или 1901 года группа исполненных духом шведских баптистов проводила в Саут-Бенде молитвенное собрание. Господь заговорил к этой маленькой группе и сказал им: «Идите в Пару».
Эти святые Божьи не знали, где находится Пара, и стали искать это место в географическом атласе. Они обнаружили, что это провинция в Бразилии. Двое из молившихся были мистер Ганнер Вингрен и мистер Даниэл Берг. Они сказали: «Мы чувствуем побуждение ехать в Пару».
У группы верующих не было своего здания. Но в ту же ночь эти люди собрали пожертвования и отправили новоиспеченных миссионеров в Бразилию. Они начали полноевангельский крусейд в городе Белен, провинция Пара. С тех пор это пробуждение распространяется по всей Бразилии под разными названиями. Сначала оно происходило под руководством шведских миссионеров, а сейчас его распространяют по большей части сами бразильцы. На сегодня это самое большое протестантское движение в стране. Многие церкви в городах Бразилии насчитывают от четырех до пяти тысяч человек. Примечательно, что это Божье пробуждение началось в Саут-Бенде, штат Индиана.
Второе важное духовное движение, которое берет свое начало в Саут-Бенде, — филиппинское пробуждение, о котором я рассказывал в предыдущих главах этой книги. Это пробуждение началось однажды днем, когда Бог обратился ко мне в Саут-Бенде и спросил: «Ты поедешь ради Меня в Манилу?» Я ответил на Его призыв, и до сего момента в Филиппинах Бог действует самым могущественным образом.
Однако примечательно то, что все это началось в городе, о котором многие могут сказать: «...разве может что доброе выйти из Саут-Бенда?»
Я все это прекрасно понимал и все же не был уверен, что хочу основать еще одну церковь. Я отложил принятие решения на несколько месяцев, прежде чем ответить на приглашение.
Одна из женщин, подписавших прошение, Вирджиния Кэлбер, однажды подошла ко мне и сказала: «Брат Самралл, вчера ночью Бог говорил ко мне и сказал: если вы Его не послушаетесь и не откроете церковь в этом городе, Он пошлет кого-нибудь другого выполнить это дело, а вы будете завидовать великому труду, который Он совершит через этого человека».
Поскольку я давно знал эту женщину, то очень серьезно отнесся к ее словам. И все же я никак не мог решиться на этот шаг.
Несколько позже в штате Иллинойс я проводил миссионерские собрания. Однажды утром, когда я общался с Господом, Он стал говорить мне о строительстве новой церкви и создании международных офисов в Саут-Бенде для международного служения.
Я взмолился: «Господь, как мне быть уверенным, что я действительно должен сделать это?»
Неслышный голос Бога начал говорить к моему сердцу: «Ты должен принять обращение этих шестидесяти девяти человек и выполнить для Меня эту работу в Саут-Бенде. Я отдал тебе весь город как загон для овец, и ты должен их кормить».
Я запротестовал: «Но здесь находится моя бывшая церковь».
Бог ответил: «Они обе занимают во Мне высокое место».
Тогда я возразил: «Моя паства — это весь мир, а не только один город».
Господь мягко произнес: «Прочитай Книгу Пророка Иеремии 33:9». Я быстро открыл Библию, чтобы посмотреть на стих, указанный Господом:
«И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся, и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему».
Я заплакал. Это было слишком чудесно. Так я убедился, что Бог хочет, чтобы я основал эту церковь, чтобы через нее совершить великую работу, которая станет Его славой и честью.
Через час я вытер слезы и пошел в соседний мотель, где остановились С. Форд и Джеймс Мэрфи. Когда я прочитал им, что сказал Бог, Дух Божий сошел на них как подтверждение Его слова. Мы все возрадовались в Господе.
В этом слове от Господа я мог видеть полное исполнение видения, которое Он дал мне, когда я был молодым евангелистом, — видение охвата Евангелием всего мира. Мое служение не могло ограничиваться Саут-Бендом. Но из этого штаба на весь мир разлетится Благая весть во спасение всех народов мира.
В то время мне это казалось преувеличением. Я не представлял, каким образом может такое произойти. Я не мог предвидеть появление христианского телевидения и спутниковой связи. Но это уже была Божья забота, а не моя. Он ясно дал мне знать Свою волю. Мой долг заключался в простом и доверчивом повиновении, которое должно было принести результаты. Мы открыли церковь и назвали ее Храм Вефиль в честь церкви в Маниле, а позже переименовали в Христианский центр.
Не думаю, что прежние мои дела для Господа вызывали такое яростное сопротивление со стороны дьявола и людей, как строительство этой церкви. Может быть, именно потому, что Бог хотел обратить наши дела в честь и славу перед всеми народами мира. Дьявол не смотрит на такие свершения спокойно. И все же каждое препятствие, которое устанавливал на нашем пути сатана, позволяло Богу прославиться и продемонстрировать Свою чудотворную силу. Не знаю, было ли то случайностью или Божьим вмешательством, но шесть человек, которые противились особенно непримиримо, скоро умерли.
Для начала мы арендовали помещение в женском клубе Прогресс, который находился в центре города. Владельцы клуба не горели желанием помогать нам. Они открывали двери в клуб в последнюю минуту, и нашим людям приходилось в любую погоду стоять на улице точно до 10.00 утра, когда начинались наши собрания. Нам разрешали пользоваться пианино, но арендная плата не включала использование органа.
Долгие годы нам принадлежал дом, стоявший на десяти акрах участка, выходившего на Восточно-Ирландскую дорогу. Когда я купил этот участок, он относился к пригороду. Затем Саут-Бенд разросся в южном направлении, и Восточно-Ирландская дорога стала одной из наиболее оживленных улиц города. На этом участке разместилась и наша семья, и церковь, поскольку десять акров своего участка я подарил своей церкви бесплатно.
Мы сразу взялись за строительство и церкви, и офиса. Мы купили три больших металлических здания и составили их вместе в виде трех расходящихся лепестков. Включение бетона и стекла сделало здание еще более прекрасным и функциональным. Самая большая часть строения стала молитвенным святилищем. В левом крыле располагались наши офисы, а в правом крыле — учебные классы. Каждый этаж здания занимал площадь в двадцать шесть тысяч квадратных футов. Строительство этого комплекса обошлось нам в триста восемнадцать тысяч долларов, что составляет мизерную часть от одного миллиона, то есть от стоимости обычного здания любой церкви тех же размеров. Насколько я знаю, наша церковь была первой металлической церковью, построенной в Соединенных Штатах. С тех пор в стране выросли сотни других, подобных этой, и многие использовали для этого наш проект.
Во время строительства я постоянно напоминал моему растущему штату, что мы возводим не просто здание — мы создаем орудие труда. Я категорически против строительства монументов ради личного тщеславия или храмов для триумфа человека. Наш центр должен был стать инструментом для освобождения мира.
В пасхальное воскресенье 1967 года мы провели официальный ритуал освящения нашего просторного и тщательно спроектированного здания. На этот праздник собрались многочисленные и разнообразные гости из всех уголков страны. Среди почетных гостей были мои братья — Эрнст и Хьюстон и муж сестры, Джеймс Мэрфи. Эти трое мужей Божьих многие годы посвятили служению в полноевангельских церквях.
Когда мы начали строить штаб, то это делали верой, не имея финансового обеспечения. День за днем к нам поступали деньги, и это целая серия новых чудес. Помощь приходила как из Саут-Бенда, так и из других городов и стран мира. Храм новой жизни в Гонконге прислал нам десять тысяч долларов. Мои друзья тоже много жертвовали на наше дело. О тех чудесах, которые сотворил Бог в этом предприятии, я надеюсь рассказать в следующей книге.