Контроль самостоятельной работы (КСР)




 

Контрольная самостоятельная работа проводится в форме решения тестов. Тесты разбиваются на 10 вариантов, каждый из которых имеет по 15 вопросов.

 

В течение учебного года студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельное решение казусов в качестве домашнего задания по темам семинарских (практических) занятий (правильность решения проверяется на аудиторных семинарских занятиях;

2. По темам семинарских занятий предлагается отдельным студентам в качестве индивидуального задания решение казусов повышенной сложности (правильность решения проверяется либо на аудиторном семинарском занятии с участием в обсуждении всей группы, либо в рамках индивидуальных консультаций преподавателя).

3. Подготовка, обсуждение докладов (сообщений) или рефератов, в которых освещаются проблемные вопросы уголовного права с использованием научных положений теории, а также практики применения норм уголовного материального и процессуального законодательства, анализируются точки зрения по решению этих проблем и высказывается собственное суждение или предложение по ликвидации неполноты или пробелов в уголовном законодательстве (возможные темы докладов или рефератов указаны ниже; доклады заслушиваются либо на семинарских занятиях (сообщение 7-10 мин.), либо на кружке по уголовному праву и криминологии – доклад 15-20 мин., либо студенты выступают на научных студенческих ежегодных конференциях, доклад – 15-20 мин.).

4. Написание небольших письменных работ (эссе), где студент должен дать оценку принятому решению управомоченной инстанции по той или иной проблеме. Вариант: написание реферата (5 печатных страниц с указанием использованной научной литературы). Студенту предлагается казус. Изучив ситуацию, он должен изложить, во-первых, теорию вопроса, а во-вторых, решить задачу (проверяется преподавателем в рамках его нагрузки по самостоятельной работе).

5. Организация работы в малых группах (как вариант ролевая игра). Каждой группе (создается 4-5 групп по 5-6 человек) предлагается индивидуальное задание, связанное с решением той или иной уголовно-правовой проблемы, возникающей на практике, даются вопросы для обсуждения и, как дополнительное задание, предлагается составить самостоятельно казус по теме обсуждения с использованием практики Верховного суда, дополнительной научной литературы (проверяется в рамках индивидуальных консультаций преподавателя).

6. Контрольные работы, которые предназначены для текущей проверки знаний, полученных студентами как на аудиторных занятиях, так и в результате самостоятельной работы. Такие работы проводятся раз в семестр либо в виде тестирования, либо в виде решения казусов, либо смешанного типа, темы указаны ниже (проверяются преподавателем в рамках нагрузки по самостоятельной работе).

Студент должен постоянно следить за изменениями и дополнениями, вносимыми федеральными законами в УК РФ и в УПК РФ.

Важное значение для правильного понимания содержания норм уголовного закона и уголовно-процессуального закона имеют разъяснения, содержащиеся в постановлениях пленумов Верховного суда РФ, которые необходимо хорошо знать. В связи с этим рекомендуется использовать сборники постановлений пленумов Верховного суда РФ.

Изучение практики высших судебных органов РФ будет способствовать более успешному усвоению уголовного права и уголовного процесса. Материалы судебной практики опубликованы в различных сборниках, некоторые из которых указаны в разделе «Основная литература», а также в периодических изданиях, таких как: «Бюллетень Верховного суда РФ», «Законность», «Российская юстиция», «Уголовный процесс», а также на сайтах судов Калининградской области и других субъектах РФ.

Для изучения курса рекомендуются учебники и Комментарии к УК и УПК, которые также указаны в разделе «Основная литература».

Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права и процесса по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому студент не может ограничиться изучением только учебной литературы, а должен ознакомиться с дополнительной научной литературой. В связи с этим применительно к конкретным темам рекомендуются наиболее крупные теоретические работы отдельных авторов. Необходимо также знакомиться с научными статьями, публикуемыми в периодической печати: «Государство и право», «Вестник БФУ» и других вузов, «Российская юстиция», «Законность», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Вестник криминалиста», «Российский криминологический взгляд», «Криминология: вчера, сегодня, завтра» и др.

Самостоятельную работу по изучению курса следует проводить систематически в течение семестра в соответствии с программой. Изучая ту или иную тему, студент должен сначала обратиться к методическим указания по теме, к записям лекций и только после этого изучить законодательный материал, постановления пленумов Верховного суда РФ и соответствующий раздел учебника. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой и материалами судебной практики.

Прежде чем приступить к изучению конкретной темы (вопроса) необходимо тщательно ознакомиться с настоящей программой. В ней указаны вопросы, раскрывающие содержание тем, а также, что очень важно, дан перечень нормативных актов, материалов судебной практики, специальной научной и практической литературы.

Кроме этого, с целью проверки глубины усвоенного учебного материала к каждой теме даются контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, которые затрагивают наиболее важные, ключевые положения той или иной темы.

Приступая к изучению отобранной литературы, следует переходить от простого материала к более сложному. Лучше начинать с учебников (комментариев), а потом переходить к статьям и монографиям, при этом одновременно знакомясь с материалами судебной практики. Работа с источниками, содержащими наибольшее количество информации, безусловно, полезнее, поскольку это дает возможность шире взглянуть на проблему, глубже ее понять, а, следовательно, лучше ее усвоить и, главное, запомнить.

Хорошие результаты по осмыслению и усвоению вопросов темы дает чтение научной литературы с проблемным их освещением. Анализ различных точек зрения, даваемых авторами, в частности, монографической литературы, способствуют развитию критического мышления у студента, а также выработке собственного мнения по тем или иным проблемам, что особенно необходимо будущему юристу. Выработке критического мышления и его дальнейшего развития способствуют также проведение семинарских занятий, лекций-диалогов (консультаций), подготовка сообщений, написание рефератов и докладов, проведение коллоквиумов и собеседований, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ, написание курсовых работ.

Наиболее простой вид самостоятельной работы – это сообщение. Оно чаще всего готовится по одному вопросу, который освещается более глубоко, чем на обычном семинарском занятии. Объем составляет 5 – 10 страниц, написанных от руки. Суть сообщения заключается в пересказе (изложении) аудитории интересной информации, почерпнутой из монографий, научных статей, рецензий на опубликованные книги и т. д.

Реферат – это краткое изложение в письменном виде имеющихся в научной литературе концепций по заданной тематике. При этом студент, как минимум, должен обосновать свою солидарность с одной из излагаемых им точек зрения, и, как максимум, предложить свое видение, свои аргументированные выводы по рассматриваемой им проблеме. Объем реферата должен быть 5 -15 печатных страниц через два интервала.

Доклад – это форма работы, предназначенная для устного сообщения и представляет собой развернутое изложение какого-либо вопроса или темы. Доклад в отличие от реферата представляет более полный информативный материал, эмпирическую базу и, что особенно важно, работа над ним расширяет рамки познания исследуемого предмета, учит самостоятельно, критически мыслить, имеет более высокий творческий потенциал. Объем доклада может быть от 15 до 30 страниц машинописного текста через два интервала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: