Службы, происходившие в придворной церкви




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ

«ЦЕРКОВНЫЙ КОРПУС

БОЛЬШОГО ПЕТЕРГОФСКОГО ДВОРЦА»

 

Продолжительность экскурсии 1 академический час (45 минут)

Составитель: ведущий методист В.И. Коршунова (2011 г.)

 

ПРОВЕРЕНО:

Заведующий методическим отделом

_______________________________ Н.В. Семко

СОГЛАСОВАНО:

Начальник экскурсионно-методической службы

_______________________________ Е.Ю. Михалева

«___»_________ 2018 г.

 

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

«Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Санкт-Петербург

Цель и задачи экскурсии:

1. Показать Церковный корпус Большого петергофского дворца как замечательный памятник культовой архитектуры середины XVIII века.

2. Обратить внимание на взаимодействие духовного и мирского начал в его оформлении.

3. Раскрыть особенности композиции и иконографии иконостаса придворной петергофской церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, созданной в Церковном корпусе.

4. Рассказать о ритуальных службах, происходивших в придворном петергофском храме на протяжении более двух с половиной веков, о значении их в жизни императорской семьи.

5. Подчеркнуть значимость петергофской дворцовой церкви как редкого и пока единственного из культовых сооружений выдающегося архитектора Ф.Растрелли полностью восстановленного.

 

Экскурсия по музею «Церковный корпус Большого петергофского дворца» начинается со Вступления в помещении на 1-м этаже перед лестницей на 2-й.

ВСТУПЛЕНИЕ

Долгожданное открытие музея в восточном Церковном корпусе Большого петергофского дворца, разрушенного во время войны, состоялось 12 июля 2011 года. Созданная в нем в середине XVIII веке придворная церковь, освященная во имя первоверховных апостолов Петра и Павла по желанию императрицы Елизаветы Петровны, является выдающимся памятником художественной и православной культуры России середины 18 века. Сохранявшийся на протяжении почти двух столетий без изменений, Церковный корпус, как и весь Большой петергофский дворец, во время Великой отечественной войны был основательно разрушен: выгорело все внутреннее убранство с золоченым резным иконостасом и живописью, уничтожены были все пять его купольных главок, остались только обугленные стены. Восстановление его в послевоенное время происходило в несколько этапов: реставрация фасадов завершилась в 1958 г., но возрождена была только одна центральная главка на восьмигранном куполе в соответствии с первоначальным проектом архитектора Ф.Растрелли, вероятно, по экономическим послевоенным соображениям.

В 2003 году были добавлены еще четыре золоченных луковичной формы главы с крестами, как того когда-то от Растрелли потребовала императрица Елизавета Петровна. После восстановления недостающих глав силуэт церковного корпуса удивительно преобразился. Легкий, изящный, нарядный, устремленный вверх, он четко читается на фоне северного неба, вызывая чувство радости и восхищения. Авторы проекта восстановления Церковного корпус Большого дворца – архитекторы В.М. Савков, Е.В. Казанская, А.Г. Леонтьев. Работы проводил Госстрой, в 2003 г. – ЗАО ППРМ (Первые петергофские реставрационные мастерские). На позолоту купола и главок потрачено 6 кг 100 г сусального золота; на золочение резьбы, лепки, колон внутри храма – 6кг 600г.

Живопись по редкому иконографическому материалу и аналогам воссоздана группой первоклассных мастеров Академии Художеств под руководством Никиты Петровича Фомина и художниками ЗАО «Фирма Пик» во главе с Яковом А. Штеренбергом.

Церковь Большого петергофского дворца, возведенная по проекту знаменитого архитектора Франческо Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, стала ярким образцом этого искусства в русской церковной архитектуре синодального периода.

Время после упразднения Петром I патриаршества 16 октября 1700 г., когда духовная власть патриарха в России была заменена властью Святейшего Правительствующего Синода (греч.synods – собрание), в истории русской церкви называется синодальным. В этот период церковь стала частью государственного аппарата, а возглавление церкви было законодательно закреплено за монархом. (Патриаршество было восстановлено на Поместном соборе 15 августа 1917 года, после отречения от престола последнего русского монарха Николая II. Это событие совпало с началом трагической эпохи в истории православной России.)

(Справка: Историю искусства русского православия можно разделить на три хронологических периода. Первый период относится к древнерусскому искусству, это X – XVII века, начиная со времени крещения Руси в период правления киевского князя Владимира и заканчивая кардинальными реформами Петра I. Второй период, XVIII - начало XX, – церковное искусство синодального периода. Третий – с 1917 года по настоящее время.)

Архитектура храмов, созданных в синодальный период, представляет собою удивительную смесь византийско-русских и европейских стилей. Петр I хотел традиции Православной церкви сблизить с традициями Христианских церквей Европы.

Церковь Большого петергофского дворца, главного в бывшей летней парадной императорской резиденции, относится к числу придворных, домовых, которые были обязательными во всех царских дворцах. Российские самодержцы являлись православными мирянами, и жизнь их проходила в соответствии с общепринятыми православными канонами и традициями.

Во время присутствия Высочайшего двора в Петергофе в летнее время в придворной церкви проводились богослужения в честь праздников, как русской православной церкви, так и официальных государственных. Отмечались даты восшествий на престол и коронаций российских самодержцев, дни их рождений. Здесь происходили обряды крещений и венчаний членов императорской фамилии, панихиды по коронованным особам. А в царствование императора Александра II центральное помещение церкви стало своеобразным Залом воинской Славы. В ней в двух золоченых киотах между колоннами появились трофеи военных побед русской армии в Средней Азии – в одном двенадцать массивных ключей от крепости Ташкент, взятой 16 июня 1865 г., и сдаточная грамота (северо-западные колонны); в другом – ключи крепости Ходжента, покоренного 24 мая 1866 г., и сдаточная грамота (юго-западные колонны).

Создана она по воле императрицы Елизаветы Петровны и по проекту архитектора Франческо Растрелли при перестройке и превращения Верхних палат Петра I в Большой петергофский дворец в 1747 – 1751 г.г.

Вместо первоначально спроектированного одноглавого купола Растрелли, по указанию императрицы Елизаветы, создал пять золоченых куполов согласно «нашей православной вере». Она ввела обязательное традиционное пятиглавие по древним образцам, которое пришло на смену введенным по указу Петра одноглавым храмам начала 18 века.

Справка. Здание православного храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол заканчивается вверху главой с крестом - во имя главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну главу, а несколько: две означают два естества, божеское и человеческое, в Иисусе Христе; три главы – три лица Святой Троицы; пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь – семь таинств и семь вселенских соборов; девять глав – девять чинов ангельских; тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда строят и большее количество глав.

Строили петергофскую дворцовую церковь, как и Большой Петергофский дворец, искуснейшие мастера. Петербургские и ярославские каменщики, кровельщики, плотники и слесарных дел мастера Канцелярии от строений. Резных дел мастер Жирардон выполнял наружные деревянные вызолоченные декоративные детали на куполах, которые в 1884 г. заменили на медные вызолоченные «через огонь», сейчас - сусальное золото. Мастер Дублон, который сделал «самой чистою работой» кресты прорезные, а херувимы чеканною работою; резных дел мастера Иосиф Шталмеер и Луи Роланд (резной иконостас и другие резные украшения внутри храма); позолотчики Канцелярии от строений под руководством золотарных дел мастера Ле-Пренса и живописного мастера Перезиноти (всего 14 позолотчиков). Живопись выполнена «под смотрением живописного мастера Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761) Миной Колокольниковым (1707-1775) с другими его товарищами» ( А.Автономов, священник придворной петергофской церкви, 1888г.). В составе «живописной команды» Вишнякова с 1739 года значился Алексей Петрович Антропов (1716-1795), ученик А.Матвеева, Л.Каравакка, П. Ротари. В его искусстве переплелись различные стилистические тенденции, русские и западноевропейские, характерные для искусства середины 18 века.

Церковь занимает второй этаж восточного корпуса дворца (первый был отведен для духовника императрицы), а примыкающая к нему одноэтажная галерея соединяет ее с главными дворцовыми покоями. Нарекли придворный храм, по желанию самой императрицы, «в воспоминание о вечно достойном памяти дне тезоименитства родителя своего церковью Св. Апостолов Петра и Павла ». С петровского времени стали широко отмечать дни святых, тезоименитых государям. Таким образом, Апостол Петр – покровитель и Петра I, и Петербурга, и Петергофа.

В посвящении храма святым покровителям Петра I его дочь Елизавета Петровна продолжила тему прославления деяний своего великого отца.

Освящена была в присутствии самой императрицы, наследника российского престола великого князя Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны 10 сентября (по старому стилю) 1751 года.

По свидетельству священника А.Автономова, составившего ее описание в 1888 году, в ризнице с даты освящения церкви хранился восьмиконечный липовый крест, окрашенный в серый цвет и с надписью красной краской. «Освятися жертвенник Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Петергофе ЕИВ в придворном храме Св. славных и всехвальных Апостолов Петра и Павла при державе благочестивейшия, самодержавнейшия великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны всея России и при наследнике Ея, внуке Петра I, благоверном Государе Великом Князе Петре Федоровиче, и при супруге Его благоверной государыне Великой Княгине Екатерине Алексеевне, по благословению Св. Правительствующего Синода, ЕЯ Императорского Величества Духовником Московского Благовещенского Собора Протоиереем и Святейшего Правительствующего синода членом, Феодором Дубенским, в лето от сотворения мира 7259, от рождества же по плоти Бога Слова 1751 года индикта 14 месяца сентября в 10 день, на память Св. мучениц Минидоры, Митродоры и Нимфодоры. В то число, но вся лета, должно праздновать обновление (т.е. начало пользования для Богослужения) храма Св. славных и всехвальных первоверховных Апостол Петра и Павла ».

Освященная церковь Большого петергофского дворца удивила современников «немалым размером», «великолепием по архитектуре» и «наружным и внутренним убранством». Она включена в систему дворцовых интерьеров и сама имеет атрибуты светского интерьера: большие окна, расположенные друг против друга, плафонная и настенная живопись, золоченая резьба барочного характера. Эстетический аспект в ее оформлении играет немаловажную роль.

Все ее пространство разделено на три части, по образу святой Троицы: Алтарная, Церковный зал (собственно Церковь) и Трапезная, которая по православной традиции примыкает к Церковному залу с западной стороны.

Императорский выход в церковь вместе со свитой происходил из парадных покоев дворца по террасе кровли восточной галереи, над которой был устроен навес. Вся эта процессия попадала, прежде всего, в Трапезную.

Трапезная

План экскурсионного рассказа и показа:

1. Пространственное решение Трапезной, ее оформление, назначение.

2. Сюжеты живописных изображений на плафоне и падугах.

3. Витрины с экспонатами церковного назначения, их сакральный смысл.

4. Службы, происходившие в Церкви Большого петергофского дворца.

 

Содержание экскурсионного рассказа:

Как правило, трапезные являлись дополнительным церковным объемом, расположенным к западу от церковного зала. К ним не предъявлялось особых требований. Они более просты по исполнению, что позволяет сделать их более просторными. В старину в Трапезной устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения. В них продавались свечи, книги, крестики, иконы, принимались поминальные записки, совершались литии (усердные молитвы) и читались церковные молитвословия.

Трапезная дворцовой церкви прямоугольнаяв плане, с высокими падугами, перетекающими в плоский потолок, большими прямоугольными окнами (по три на северной и южной стенах), наборным паркетом рисунка «зиг-заг», живописным плафоном, рокайльным золоченым рельефом из завитков и головок херувимов, прихотливо обрамляющих дверь, окна, арки и живописные картины. Она более похожа на дворцовый зал, чем на аскетическую церковную трапезную. О церковном назначении помещения напоминает только живопись. Она состоит из 14 сюжетов и посвящена истории апостольского служения святых апостолов (с греч. апостол - посланник) Петра и Павла. Их, более всех потрудившихся в проповеди веры Христовой, Св. Церковь именует первоверховными, «учителями среди учителей».

Петр входил в двенадцать ближайших учеников Христа (Андрей, Иоанн, Петр (Симон), Варфоломей, Матфей, Симон Зилот, Фаддей, Филипп, Фома, Иаков – сын Алфея, Иаков – сын Заведея, Иуда Искариот. После предательства вместо Иуды Искариота в число 12-ти был избран Матфий).

Павел (Савл) не был учеником Иисуса, был призван на служение уже после вознесения Христа.

Слева от западной двери - изображение Святого первоверховного Апостола Петра, который был призван на служение Иисусом Христом на следующий день после своего крещения Иоанном Крестителем. До призвания именовался Симоном, был рыбаком. Ап. Петр - автор двух соборных посланий. Самое раннее его изображение относится ко II веку. Изображался всегда рыжеволосым, с короткой бородой, атлетического телосложения. В Трапезной Ап. Петр изображен сидящим у стола, в левой руке – развернутый свиток (символ христианского учения, вверенное ему для проповеди всему миру), а указательным пальцем правой руки показывает на свиток с первым посланием. «На Петре синий хитон, поверх желтый плащ (гиматий); справа стол, на нем бумаги и горшочки с перьями; слева колонка и красный занавес; вверху надпись: «Стый аплъ Петр » (из описи 1938 г.). Апостол Петр во время гонения императора Нерона на христиан 12 июля (по новому стилю) ок. 64 года был распят на перевернутом кресте, вниз головой, так как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

(Справка: В 326 г. римский император Константин, предоставивший христианам открыто исповедовать свою религию, повелел построить огромную церковь на месте мученической смерти апостола Петра. В 1978 г. Ватикан объявил, что кости, найденные под главным алтарем собора Св. Петра, действительно останки самого апостола Петра.)

Справа от двери - изображение Святого первоверховного Апостола Павла. Он был призван на служение через несколько лет после Вознесения Господа. Но за великие труды и страдания во славу Божию именуется Церковью как первоверховный. Он был полной противоположностью Ап. Петру: худощавый, лысоватый, с длинной бородой. Ап. Павел – автор 14 посланий. В Трапезной он также изображен сидящим у стола, «на котором рукопись и чернильница; левой рукой придерживает лежащий на столе свиток с текстом» Послания к Римлянам: «Всякая душа властем придержащим да повинуется» (Существующие власти от Бога установлены, противившийся власти противится Божию установлению). На Апостоле хитон оливкового цвета и вишневый гиматий. На ногах сандалии; слева – колонна, справа – серый занавес; вверху – надпись «Стый аплъ Павел » (из описи 1888г. и 1938г.)

Одно из древнейших изображений апостолов Петра и Павла на Руси - византийская икона XI века из Софийского собора в Новгороде.

Как гражданин Рима во время казни был усечен мечом, по одним

источникам, в день казни апостола Петра, по другим – через год.

(Справка: 12 июля, по нов. ст,. Православная Церковь празднует день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день пропоется величание: «Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьями своими просветившие и вся концы ко Христу приведшие».)

На плафоне Трапезной воспроизведены другие эпизоды их земных

деяний с чудесами и знамениями. Он разделен на две части изображением каменной стены. На одной половине - сюжет «Видение плащаницы апостолом Петром в доме Симона Кожевника », на другой – «Восхищение

апостола Павла до третьего небеси».

На падугах - еще 12 сюжетов с изображениями чудесных деяний Первоверховных Апостолов Петра и Павла:

на северной падуге (слева направо) «Чудо Ап. Павла со змеей», «Обращение Савла (Павла)», «Крещение Ап. Павлом стражника»;

на западной падуге – «Увещание Апостолом Павлом темничного стража», «Явление Иисуса Христа Апостолу Павлу в Иерусалиме», «Обращение Ап. Павлом темничного стража в Филиппах »;

на южной падуге - «Чудесное нахождение динария во рту рыбы», «Хождение Ап. Петра по водам», «Изведение ангелом Ап. Петра из темницы Иерусалимской»;

на восточной падуге - «Призвание Петра к апостольству», «Иисус Христос и Ап. Петр, сверху десница с ключами», «Иисус Христос с Ап. Петром и Иоанном при море Тивериадском (Генисаретском)». (Расшифровку сюжетов смотри в Приложении).

Отделка православной церкви, предметы, используемые в богослужебной практике, одеяния духовенства должны были отражать красоту горнего, идеального, мира, способствуя созданию особого настроения, помогающего пришедшему в храм помыслами своими устремиться к Богу. Все они имеют символическое значение, напоминая о каком-то событии из Священной Истории, чаще всего связанном с деятельностью Иисуса Христа.

Церковные предметы и символы принято делить на знамения (знаки) и образы. (Подробнее об этом смотреть в Приложении.)

Некоторые из них выставлены в двух горизонтальных и одной вертикальной витринах.

Экспонаты в витринах.

Витрина у лестницы слева:

- Икона «Христос Вседержитель», Россия, после 1908 г., выколотка, чеканка, штамповка, золочение.

- Напрестольный крест, Россия, 1900-1910, медь, выемчатая эмаль.

- Складень, Россия, 1900-1910, медь, выемчатая эмаль.

- Складень, Россия, 1900-1910, дерево, бумага, металл, резьба, тиснение.

- Кропило, Россия, соломка, цевка.

Витрина у лестницы справа:

- Воздух, Россия, 2-я пол. 19 в. Биссер, шелк, искусственный жемчуг, бахрома из серебряной нити, вышивка.

- Покровец, 2 шт., Россия, 1900-1910. Бархат, золото, бахрома, хлопчатобумажная ткань, золотое и серебряное шитьё, аппликация.

Вертикальная витрина:

- Облачения дьякона – стихарь и орарь (лента через плечо), Россия,1750-1800. Парча, шелк, галун, шитьё.

- Детский крестильный комплект из рубашки и чепчика. Россия. Женская гимназия 628, воссоздан по акварельному портрету Александра II, выполненному 17 апреля (по стар. ст.) 1818 г.

- Мерная икона «св. Александр Невский» в окладе. Дерево, масло, медь, серебрение. Оклад – серебро, золочение, Москва, 1818 г., 60,0 х 37,4 см.

На оборотной стороне иконы медная серебряная табличка с гравированной надписью по-французски: Эта икона Святого Александра Невского принадлежала принцессе Юрьевской, супруге русского императора Александра II. Она была выполнена в честь рождения царевича Александра Николаевича, позже Александра II. Мальчик родился весом 4 кг 600 г и ростом почти 60 см.

 

 

Службы, происходившие в придворной церкви

В 18 - нач. 20 веков.

Православное церковно-славянское богослужение - душа церковной жизни, один из главных способов выражения любви к богу. Молитвы, песнопения на церковнославянском языке являются священными, сакральными.

Справка. Сакральное – священное, посвященное Богу, все имеющее отношение к божественному, религиозному. Понятие сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество.

Этот язык создан византийцами Кириллом (ок. 827-869) и Мефодием (ок. 815- 885) на основе греческого уставного письма в 9 в. для богослужебного употребления. (Справка: Кирилл и Мефодий, создатели кириллицы и глаголицы – первых славянских азбук, в 863 г. были приглашены из Византии кн. Ростиславом в Великоморавскую державу для ведения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.)

В петергофской дворцовой церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла службы проводились, в основном, в летнее время, во время присутствия императорского двора в Петергофе. Из семи таинств - священства (хиротонии), крещения, евхаристии (причастия), исповеди, миропамазания, венчания, елеосвящения - в петергофском храме в летнее время чаще всего совершались таинства евхаристии, венчания, крещения.

Через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, особенно через таинство Святого причащения, получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Богослужение совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство священства святой православной церковью. Совершают они его в священных облачениях, которые являются символом облечения божественной благодатью. В середине 18 века церковная литургия, сопровождаемая пением, сакральными действиями священников в необычайно богатых ризах на фоне живописных икон в пышных барочных рамах, напоминающих декорацию на тему Священной истории, приобретала эффект особого театрального действа.

Набожная императрица Елизавета Петровна во время пребывания в летнее время в любимом Петергофе, по воскресным дням, как правило, «изволила слушать литургию в большой придворной церкви». Только в последние годы, останавливаясь в «старых деревянных покоях» на берегу залива у Монплезира, иногда «литургию Ея Императорское Величество изволила слушать из своих апартаментов в поставленной у Монплезира в палатке церкви».

В Большой придворной церкви Петергофа 29 июня (по новому стилю 12 июля) очень торжественно отмечался день святых первоверховных апостолов Петра и Павла - не только как престольный праздник, но и как великий недвунадесятый. Кроме того, при Елизавете Петровне он отмечался и как «высокий день тезоименитства Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Великого Князя Петра Федоровича», племянника императрицы, будущего императора Петра III, и Цесаревича Павла Петровича. Литургия в этот день завершалась поздравлениями духовных персон и пушечной пальбой. А накануне, т.е. 28 июня, служили панихиду по усопшим императорам Петру I и Петру II. При Екатерине Второй 28 июня отмечался еще и как день ее восшествия на российский престол.

В церкви Большого петергофского дворца богослужением отмечались и другие летние особо почитаемые праздники (даты даны по старому стилю): 24 июня - Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 23 июля – праздник ордена Белого Орла, который завершался в парадном зале праздничным столом для кавалеров этого ордена; 1августа – праздник Происхождения Честных Древ честного Креста с ритуалом освящения воды в Иордани, устроенной в бассейне Верхнего сада, и окроплением водою знамен всех частей войск, расположенных в Петергофе, и пушечной пальбой во время погружения креста. 15 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

В царствование Екатерины II для придворной петергофской церкви ее указом была создана из 12 детей мастеровых певческая капелла, которая прославилась удивительными благозвучными голосами. 27 июня 1775 года императрица присутствовала на богослужении в честь «праздника Сампсона Странноприимца и торжественного воспоминания победы под Полтавой», а 24 июня 1777 года слушала молебен в «день праздника Рождества Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и воспоминания победы истребления всего Турецкого флота при Чесме».

Император Павел I любил отмечать в Петергофе 22 июля «день ангела» своей супруги Марии Федоровны. Позже в этот день совершались молебны о здравии и других представительниц императорской фамилии по имени Мария.

Начиная с конца 18 века, и особенно в 19 столетии, в петергофской придворной церкви частыми становятся бракосочетания представителей высшей аристократии и крещения новорожденных в семьях придворных. Так, 19 июля 1797 года в Петергофе в императорской церкви бракосочетались камергер Олсуфьев и девица Кутузова. А 13 августа 1800 г. здесь состоялось венчание «камергера князя Италийского графа Аркадия Александровича Суворова-Рымникского (сына А.В.Суворова) и Ея Величества фрейлины Елены Александровны Нарышкиной».

Очень яркое и эмоциональное воспоминание о бракосочетании великой княжны Ольги Николаевны, средней дочери Николая I (показать ее изображение на открытке нач. 20 в. в центральной витрине у окна) с наследным принцем Карлом Вюртембергским, произошедшем в петергофской церкви 1 июля (обручение состоялось 25 июня) 1846 года, оставил американский дипломат Роберт Берд. Оно было напечатано в журнале «Гирлянда дам» в мае 1851 г. Прежде всего дипломата поразило убранство церкви: «Я не помню, чтобы я видел что-либо более пышное», «стены и купол великолепно убраны росписью и позолотой». В самой свадебной церемонии он обратил внимание на богатые и великолепные из злата и серебра облачения священников, на хор мужчин и мальчиков в пурпуровых туниках, на очень красивую невесту в великолепном белом подвенечном платье и с короной на голове, осыпанной бриллиантами. Неизгладимое впечатление на мемуариста произвело и церковное пение: «Я неоднократно слышал папский хор в Сикстинской капелле в Ватикане, но никогда не слышал я ничего подобного этому. Басы и сопрано были великолепны». Закончил свои воспоминания Роберт Берд следующими словами: «Я хочу только прибавить, что я видел много великолепных и интересных зрелищ во время моего пребывания в Старом Свете, но я никогда не видел ничего более великолепного и интересного, чем свадьбу русской великой княжны Ольги».

Не менее пышно в петергофской дворцовой церкви произошла церемония бракосочетания другой великой княжны Ксении Александровны, дочери императора Александра III, с великим князем Александром Михайловичем в 1893 г. (эта церемония запечатлена на копии приложения к журналу «Всемирная иллюстрация» за 1894 г., представленной в центральной витрине у окна). Свадебные венцы над головами жениха и невесты держали по очереди наследник престола, будущий император Николай II, принц Христиан Датский, королевич Николай Греческий, великий князь Михаил Александрович, брат невесты, и братья жениха.

Последними знаменательными церемониями, произошедшими в придворной церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла, стали таинства крещения детей последнего российского императора Николая Второго:

8 июня 1897 г. великой княжны Татьяны, появившейся на свет в Фермерском дворце 29 мая (эта церемония запечатлена на копии с иллюстрированного приложения к газете «le Petit Journal», выпущенного в Париже в 1897 г. за №347 - средняя витрина у окна);

27 июня 1899 года великой княжны Марии Николаевны, родившейся 14 июня в Александрии на Нижней даче (великая княгиня Ксения Александровна по этому поводу оставила запись в своем дневнике: «29 июня, воскресенье, Петергоф... В 11часов крестины Марии Николаевны в большой церкви в Большом дворце. Семейство собралось под Орлом и оттуда начался выход… Мама и Миша крестили. Маленькая вела себя отлично, совсем не плакала. Народа было порядочно»;

17 июня 1901 года великой княжны Анастасии Николаевны, родившейся 5 июня 1901 г .;

11 августа 1904 г. наследника престола цесаревича Алексея, родившегося в Петергофе на Нижней даче 30 июля 1904 г. (Открытки и фотографии с изображениями царевича Алексея и его крещения представлены в витрине у окна слева.)

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Подробнее о службах, происходивших в церкви Большого петергофского дворца в разные времена и по разным событиям можно узнать в рукописи Н.Б. Буланой «Церковь Св. Ап. Петра и Павла Большого дворца в петергофской жизни русского двора», которая хранится в архиве ГМЗ «Петергоф» (копия находится в методическом кабинете).

Обратить внимание на то, что пространство Трапезной через три изысканных арочных проёма плавно перетекает в Церковный зал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: