ЦЕРКОВНЫЙ ЗАЛ (СОБСТВЕННО ХРАМ)




Темы экскурсионного рассказа:

1. Назначение православного церковного зала - создание образа царства Божия.

2. Устройство церковного зала петергофской дворцовой церкви, его своеобразие.

3. Особенности композиции Иконостаса, его назначение и священный смысл.

4.Иконография Иконостаса, сочетание традиций и идей нового времени.

 

Назначение всего убранства придворной петергофской церкви, с подчеркиванием ее духовной сути, очень эмоционально выразил в 1888 г. священник А.Автономов, глубоко верующий человек: «Лучшее украшение храма – это гармония и грация форм его, облитых в изобилии снизу до верха светом, играющим и искрящимся по золоченым резным орнаментам, всюду разбросанным по белому фону и украшающим каждую архитектурную линию. Эта богатая рисунком позолота, сообщая лучам солнца особенную теплоту, делает храм Петра и Павла образом царства Божия, царства радости и блаженства ».

Автономов. Петергоф. Церкви придворные. СПб. 1888.

Внутренняя отделка храма чрезвычайно пышная и красочная, что необычно для традиционного русского церковного зодчества. Она выполнена в стиле придворного церковного искусства времени Елизаветы Петровны и демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры и искусства барокко, когда светское начало стало активно вторгаться в церковное искусство. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, богатая золоченая резьба религиозного и светского содержания, отсутствие на западной стене сцены Страшного Суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за страждущее человечество, в отличие от средневековых грозных карающих, создают здесь особо праздничную атмосферу. А обилие золота в отделке храма наполняет ее и сакральным смыслом, поскольку золото - главный символ церковного искусства, обозначающее сияние Божественной славы.

В оформлении Церковного зала наряду с традиционными христианскими образами и символами появляется новая символика – вензеля императрицы Елизаветы Петровны (над люкарнами и в иконостасе), связанная с идеей утверждения императорской власти.

В плане церковный зал представляет собою восьмигранник.

Справка. Облик православных Храмов вместе с богослужением в византийском стиле сложился в 5-8 веках. Строились они, в отличие от базилик Западной Церкви, в виде креста; в виде корабля, ведущего подобно Ноеву ковчегу по мору жизни в царство небесное; в виде круга, напоминающем о вечности Церкви Христовой; в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Были распространены корабельные храмы в виде прямоугольника, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Были храмы и смешанных типов.

В зале четыре широких стены на восточной, западной, южной и северной сторонах и четыре узкие между ними, оформленные с двух сторон канелированными полуколоннами коринфского ордера с вызолоченными базами, капителями и канелюрами.

На южной и северной стенах по три в два яруса окна, как в парадных залах дворца, нижние окна большие с полуциркульными завершениями. Паркетный пол устроен на одном уровне, т. е. нет ни солеи (возвышение перед иконостасом), ни амвона (восхождение) пред Царскими вратами, что и является одной из особенностей храма Большого дворца.

Восьмигранный свод купола, опирающийся, на массивный вызолоченный карниз представляет собою продолжение стен, сужающихся кверху. Купол разделен на две части еще одним широким вызолоченным карнизом, представляя собою две стоящих одна над другою восьмигранные усеченные пирамиды. В сакральном смысле, стремящиеся ввысь архитектурные формы центральной части Церкви, находящие свое завершение в подкупольном пространстве, соответствуют небесному своду, а для верующих – области небесного бытия, к чему каждый из них должен стремиться в своем духовном восхождении.

Центр свода украшен плафоном в форме крестовидной розетки с очень пышным рельефным золоченым обрамлением. На нем изображен парящий в облаках Святой Дух в виде голубя. Святой дух – третье лицо христианской божественной Троицы, наряду с Богом-Отцом и Богом – Сыном. Бог один, но троичен в лицах. Троица Единосущная и Нераздельная.

Сошел Святой Дух на апостолов в виде огненных языков в 50-й день по Воскресении Христовом. В этот день, как сказано в святом писании, раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого божества: Отца и Сына и Святого Духа. По учению православной церкви, обиталище Святого Духа на земле – это сама церковь.

Помимо обилия света, льющегося из больших окон, во время торжественных служб церковь освещалась и многоярусной великолепной хрустальной люстрой - паникадилом, изготовленной в Петербурге (подлинная) в стиле люстр парадных залов Большого дворца. Многочисленные источники света в храме (окна, паникадила, лампады, свечи и др.) также имели таинственное значение. Свет в православном храме – это, прежде всего образ небесного Божественного Света.

По существу все живописное оформление церкви - иллюстрация Священного писания.

Ниже плафона, обрамленного золоченым рельефом, на четырех широких, сужающихся к плафону, подкупольных стенах верхней пирамиды - двенадцать изображений, обведенных золотой резьбой, по три на каждой.

На восточной стене в центре - Евангелист Иоанн и Апостол Петр с низошедшим на них Святым Духом в виде огненных языков над головами, слева – Евангелие на престоле и орел, символ Иоанна, справа – Св. Дева Мария, также осененная пламенным языком, в молитвенном состоянии; на южной стене в центре – Евангелист Лука и Апостол Филипп, слева от них на престоле - Евангелие от Луки и его атрибут – телец, справа – Апостол Иаков, брат Господень;

на западной стене – Евангелист Матфей с Апостолом Фомой, слева от них – на престоле Евангелие от Матфея и символ евангелиста – Ангел, справа – Апостол Варфоломей;

на северной стене – Евангелист Марк и Апостол Андрей, слева – Евангелие от Матфея на престоле и символ его – Лев, справа - Апостол Симон Зилот.

Справка. Символы евангелистов, таинственные существа: Матфею-человек, Марку-лев, Луке-телец, Иоанну-орел, их увидел Иоанн Богослов в Божьем Откровении (Апокалипсисе). Телец - символ жертвенного животного, лев – символ царской власти и силы. Человек (ангел) – символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие, орел – символ прозорливости, вышней, горней природы. Все четыре символа - это символы свойств личности Спасителя.

Перечисленные апостолы (евангелисты Иоанн и Матфей тоже были апостолами), за исключением Луки и Марка, входили в число первых двенадцати, призванных Христом на просветительскую апостольскую службу. Подобно своему учителю Апостолы испытали множество бедствий во время просвещения язычников, но устояли в этих испытаниях. Т.образом выше всех в подкупольном пространстве, а в религиозном смысле ближе к царству Божьему, изображены самые первые и самые почитаемые создатели Церкви.

В нижнем подкупольном пространстве, по сторонам люкарн (круглых окон), расположенных на четыре стороны света, изображены особо почитаемые святители, отцы церкви, пламенные защитники Православной веры, борцы с ересями:

на восточной стене слева от окна – Василий Великий, справа – Григорий Богослов;

на южной стене слева – Иоанн Златоуст, справа – Спиридон Тримифунтский;

на западной стене слева – Афанасий Великий, справа – Кирилл Александрийский;

на северной стене слева – Иоанн Милостивый, справа – Николай Чудотворец. Из них Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов почитаются как три Вселенских святителя и учителя. (Подробная информация о Святителях представлена в Приложении).

Над каждым из круглых окон помещен золоченый щит с вензелем Елизаветы Петровны. Соседство в оформлении Петергофской дворцовой церкви богословской темы и государственной – особенность церковного искусства нового времени. Вензель Императрицы включен и в алтарную преграду – иконостас. Кроме того, три изображения святых на западной стене зала над арками носят патрональный характер, они имеют непосредственное отношение к важнейшим датам жизни Елизаветы Петровны:

образ Святого мученика Севастиана (Себастьяна), день памяти которого совпадает с днем рождения Елизаветы Петровны - 18 декабря;

образ Божьей Матери и святой Елизаветы, небесной покровительницы императрицы Елизаветы. Мария посетила после Благовещения Захарию, священника иерусалимского храма и его жену Елизавету, свою двоюродную сестру. Св. Елизавета и св. Захария - родители Иоанна Крестителя:

образ Климента Римского (епископ Рима в конце I в. и богослов) и Петра Александрийского (архиепископ и богослов в III в.), день памяти, которых совпадает с днем восшествия Елизаветы на престол – 25 ноября.

В православном храме каждая религиозная сцена или персонаж располагается в строго определенной части храма в соответствии с небесной иерархией, отражающей путь приближения к Богу. Чем выше они размещены, тем на более высокой ступени этой иерархии они находятся, т.е тем ближе к Богу. Поэтому же принципу расположены и иконы на иконостасе, который является самой, духовно насыщенной частью художественного убранства православной церкви.

Иконостас Церкви Большого петергофского дворца:

План рассказа:

1. Назначение икон в православном храме.

2. Своеобразие устройства иконостаса придворной петергофской

церкви. Его декоративное оформление.

3. Живопись иконостаса: структура и иерархия размещения святых образов, ее тематика.

4. Живописные и другие стилистические особенности искусства

написания картин на религиозные темы в 18 веке.

 

Почитание икон (греч. eikon – изображение, образ), т.е. изображений какого-либо христианского персонажа или сцены, - непременная часть православного культа – таинственного ритуала, призванного служить символом сверхъестественного мира, к которому стремится человеческая душа. Икона – связующая нить между небом и землей, служит напоминанием о событиях Священной истории и назиданием для верующих.

Искусство иконописи пришло на Русь вместе с христианством из Византии. Самая известная икона Владимирской Богоматери – блистательный образец византийского искусства XII века. Первые русские иконописцы (на Руси их называли изографами) были учениками греков. Конец XIV–XV в. – время расцвета русской средневековой иконописи, к этому времени сложился и многоярусный иконостас, от первоначальной древней алтарной преграды с композицией Деисуса (Христос и предстоящие Богоматерь и Предтеча, молящиеся за род людской). Древнейшим считается иконостас Благовещенского собора Московского Кремля с иконами Феофана Грека и Андрея Рублева.

Внимательное созерцание иконостаса способно, в религиозном смысле, доставить человеческому сознанию глубочайшие представления о судьбах человеческого рода, о тайнах Божественного промысла, о спасении людей, о смысле человеческой жизни. Верующие, глядя на освященные святые образы, просят через них у Бога милостей, поддержку в духовном подвиге спасения своей души.

Петергофский иконостас архитектор Ф. Растрелли сделал шестиярусным, шестой ярус – дополнительный. (Есть иконостасы из 7 и более рядов, например, девятиярусный иконостас находится в церкви Покрова Богородицы в Филях, кон. 17 в.)

Он очень нарядный, богато украшен живописными святыми образами (40 икон), пышной деревянной золоченой резьбой, состоящей из херувимов, причудливых рокайлей, жемчужин, прихотливых растительных побегов, акантовых листьев, гирлянд, символизирующих райские кущи. Золоченая резьба вокруг икон воспринимается как драгоценный пышный оклад. Причем часть небольших икон круглой или овальной формы напоминает живописные вставки - тондо в декоре дворцовых залов, а большие по формату иконы имеют полуциркульные завершения.

В оформлении иконостаса Растрелли использует элементы ордерной системы. Карнизами и сдвоенными витыми колоннами стена иконостаса разделена на несколько частей. Центральные нижняя и над ней следующая части, обрамленные с двух сторон двойными витыми колоннами с капителями, завершенные лучковыми фронтонами, напоминают пышно оформленные порталы. Вся центральная вертикаль, насыщенная декоративными и скульптурными элементами барочных форм, устремлена ввысь, даже лучковый фронтон над царскими вратами сделан разорванным.

На щите нижнего фронтона изображен резной золоченый вензель Императрицы Елизаветы Петровны под императорской короной - символ царской власти на земле. В 18 веке в новых столичных храмах иконографическая программа отражала не только церковные догматы, но и политические идеи.

Верхний фронтон увенчан резной золоченой Голгофой с предстоящими по сторонам - резными золочеными статуями Апостола Иоанна и Богоматери. (Христос всыновил Иоанна Богослова и в его лице всех верующих Богородице, когда Спаситель на Кресте сказал Ей: «Жено! Се, сын Твой», а апостолу Иоанну: «се, Матерь твоя». После смерти, воскресения и вознесения Иисуса на небо Иоанн взял матерь Божию к себе в дом и заботился о ней до конца ее жизни. Богородица – Матерь Церкви.

Христос, согласно священному писанию, был распят на восьмиконечном кресте, состоящим из верхней короткой перекладины, средней длиной и нижней наклонной короткой, один конец ее указывает на небо. На верхней перекладине по приказу Пилата было написано по-еврейски, по- гречески и по –римски: «Иисус Назорей Царь иудейский»).

Иконостас всегда венчается Крестом или Крестом с Распятием, в религиозном смысле, как вершина любви Господа Бога к падшему миру, отдавшего своего Сына в жертву в искупление грехов человечества. Распятие еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана церковь.

Распятие с Предстоящими, завершающие петергофский иконостас, резные. Резные в иконостасе, в его центральной части, и двустворчатые царские врата, насыщенные скульптурой, с торжественным арочным завершением. Через них во время литургии из Алтаря выносят Святые Дары. Врата расположены напротив престола. Почему названы царскими? В святом смысле, через них исходит Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания Причастия людям.

Царские врата символизируют также вход в Царство Божие, которое открыто верующим через Благую весть о приходе Спасителя. Поэтому на вратах обычно изображаются сюжеты на тему Благовещения – справа Дева Мария, слева Архангел Гавриил с лилией в руке (символ непорочной чистоты Приснодевы), возвестивший о предстоящем рождении Спасителя мира. А под ними в крестовидных розетках (квадрифолиях) помещены изображения евангелистов со свитками: Луки и Иоанна (справа, сверху вниз), Марка и Матфея (слева, сверху вниз), поведавшие миру о пришествии во плоти Сына Божия всему человечеству. При богослужении царские врата открываются, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря – престол и все происходящее в нем. Со стороны алтаря к вратам привешена красная завеса, которая во время службы в уставные моменты отдергивается и задергивается, знаменуя собою покров тайны. Согласно священным писаниям (Евангелие от Луки, апокрифы), архангел Гавриил застал Марию, прядущую пурпур для изготовления храмовой завесы.

Справа от Царских врат – образ Христа Спасителя (Иисус буквально означает «спаситель, или избавитель»), основоположник Христианства, одна из трех ипостасей Бога – второе лицо святой Троицы (Бог-сын). Мировая художественная культура на протяжении многих веков обращалась к воплощению трагического образа Христа. Его учение, пронизанное любовью к людям, мученическая смерть на кресте и вознесение стали предметом размышлений величайших мастеров мысли, слова, кисти, музыки на всем протяжении истории христианства.

Справа от живописного изображения Христа образы Архангела Гавриила и Первоверховных Апостолов Петра и Павла, во имя которых освящена церковь.

Слева от царских врат на иконах изображены Богоматерь с младенцем, Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, архистратиг, ангел – хранитель всех верующих в Христа. Архангел Михаил, в связи с новыми в 18 веке веяниями, стремившимися внести в церковное искусство атрибуты земной жизни, изображен в воинских доспехах. И замыкает слева местный ряд патрональная икона «Св. Праведник Захария и Елизавета», т.е икона с изображением небесной покровительницы императрицы Елизаветы.

Т.об., нижний ряд любого иконостаса преимущественно изображает то, что духовно ближе всего к стоящим в данном церковном зале. Это, прежде всего господь Иисус Христос, Матерь Божия в царской короне и со скипетром – прославление ее в образе Царицы Небесной (иконография с 17 в.), храмовый святой или праздник, т. е. местные, наиболее чтимые иконы.

Над вратами традиционно помещена икона «Тайная вечеря », как начало и основание Христовой Церкви с ее самым главным таинством Святого причащения – Евхаристии (благодарение Бога за спасение рода человеческого от греха). Образ этой иконы указывает, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной вечере и что через царские врата совершится вынесение плодов этого таинства - хлеба и вина, символов Тела и Крови Христовой, для причащения верующих. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во мне пребывает и Я в нем» (согласие человека с богом через причастие).

Многофигурная композиция иконы выполнена в традиции, присущей большинству решений этого сюжета. Фигуры сгруппированы вокруг стола, почти все присутствующие показаны в состоянии эмоционального напряжения, выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи. На первом плане слева изображен Иуда.

Живописное убранство петергофской дворцовой церкви создавала «живописная команда» Ивана Яковлевича Вишнякова при Петербургской Канцелярии от строений. В команде числились Колокольников Мина Лукич (1707-1775) с братьями, Алексей Петрович Антропов (1716-1795) и др. Исследователи отмечают наличие в стиле этих мастеров некоторых особенностей, сближающих их живописные портреты с «парсунами» конца 17 века: некоторая застылость поз, резкость контура форм, декоративность сочетания ярких пятен чистого, почти локального цвета, что характерно и для древнерусского искусства. Священник Автономов, описывая живописное убранство петергофской дворцовой церкви, относит ее к итальянской школе, что также справедливо. Русские художники - профессионалы первой половины 18 в., работая в области светского искусства под воздействием западноевропейского, перенесли традиции последнего и на церковную живопись, в результате чего строго каноническую икону с глубоким богословским содержанием заменила религиозная картина с элементами западноевропейской иконографии.

Слева и справа от «Тайной вечери» - иконы праздничного чина, как и следующего третьего яруса (в петергофском иконостасе два праздничных ряда – второй и третий).

Праздники церковные в христианской традиции - дни отдыха и особого прославления Бога (отсюда русское «праздник»). Они связаны с периодическим воспоминанием тех или иных событий Священной истории. В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников (двунадесятых) годового богослужебного круга подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: