Италия во второй половине XX – начале XXI вв.




 

Движение Сопротивления и образование республики. В стране находились англо-американские оккупационные войска, но итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима. В этой работе участвовали основные политические партии – участницы Сопротивления. 2 июня 1946 г. состоялся референдум по вопросу о форме государственного устройства. Референдум принес победу сторонникам республики. На основе сотрудничества главных партий – христианских демократов, социалистов и коммунистов – была разработана конституция.

Главой государства по конституции является президент, избираемый двумя палатами парламента (палата депутатов и сенат). Обе палаты избираются всеми гражданами (женщины впервые получили право голоса). В конституции было зафиксировано право на труд.

Важным событием, утвердившим международное положение Италии, стало подписание в феврале 1947 г. мирного договора. Официально итальянская конституция вступила в силу 1 января 1948 г.

Социально-экономическое развитие. Италия традиционно относилась к разряду европейских стран с медленным хозяйственным развитием. Однако в 50-60-е гг. темпы экономического роста резко ускорились, что и породило термин «итальянское чудо».

«Итальянское чудо» создавали люди. Когда одного итальянского экономиста спросили о причинах экономических успехов Италии, он ответил, что действительно в Италии нет полезных ископаемых, но «мы умеем делать предпринимателей». Страна обладала большими резервами дешевой рабочей силы. Отсталый Юг с его архаическим сельским хозяйством, где было занято более 40% самодеятельного населения, поставлял рабочую силу на промышленный Север.

Однако и это не было главным. Численность рабочих в промышленности росла незначительно. Производительность труда увеличивалась потому, что внедрялись новая технология и передовая техника. Италия в массовом порядке скупала патенты и лицензии у промышленно развитых стран. На этой основе была осуществлена структурная перестройка экономики. Большой вклад в ее подъем внесли мелкие и средние фирмы, производившие обувь, трикотаж, одежду, пищевые готовые продукты, а также занявшиеся внедрением новых технологий.

Неоднородность экономической системы Италии выразилась в главных региональных моделях, демонстрирующих своеобразное сочетание крупного и мелкого бизнеса.

В Северо-Западной Италии (главным образом вокруг городов Милан, Генуя, Турин) сосредоточилась крупная промышленность, использующая передовые технологии (автомобильная, химическая, компьютерная, авиационная и др.). Здесь роль мелких фирм своеобразна: они дополняют крупную промышленность.

В Северо-Восточной и Центральной Италии (Тоскана, Эмилия-Романья, Венеция) мелкие и средние фирмы развивают традиционные итальянские типы производств (керамическая Плитка, одежда, обувь).

Южная Италия (от Неаполя до Сицилии) – это отсталый регион, о котором обычно говорят так: «Это проблема Юга». Отсталость сочетается с диспропорциями в развитии экономики, нерешенными проблемами занятости.

С диспропорциями в развитии регионов Италии (процветающий, модернизирующийся Север и застойный Юг) была связана и двойственность социальной структуры: демократия на Севере и клиентелизм и мафия на Юге, что порождало конфликты в обществе – коррупцию, терроризм, преступность, внедрение мафии в политику.

Важная особенность Италии – огромная роль государственного сектора, который превратился в мощный финансово-промышленный комплекс.

В начале 1960-х гг. в Италии сформировалась коалиция, которая выступила с программой реформ (национализация электростанций, программирование экономики, аграрная реформа, реформа образования, системы пенсионного обеспечения, введение областной автономии). Эта политика получила название «левоцентризм».

Левоцентристская коалиция исчерпала себя, столкнувшись, казалось бы, с не столь существенной проблемой. В 1972 г. был принят закон о разводе. Для католической Италии это был важный вопрос. Свыше миллиона распавшихся семей не могли решить имущественные и иные проблемы. Однако закон о разводе был скорее поводом, чем причиной кризиса левоцентризма. Суть кризиса была в другом: Италия не могла решать свои сложные социальные проблемы без участия главной левой силы – компартии. Хроническая политическая неустойчивость в стране выражалась в правительственных кризисах. С 1948 г. за 30 лет сменилось 40 правительственных кабинетов.

В середине 70-х гг. ситуация изменилась. Попытки изоляции компартии провалились. Для ведущих политиков Италии стало очевидным, что ни политика «правого центра», ни политика левоцентризма не привела к политической стабильности. Видный политический деятель Альдо Моро выдвинул идею, которая предполагала привлечение компартии к участию в управлении страной.

В 1978 г. эта попытка разрешения политического кризиса в стране была сорвана преступной провокацией террористов из «красных бригад», похитивших и убивших главного вдохновителя сотрудничества с ИКП – Альдо Моро. Возникший правительственный кризис завершился отставкой правительства и уходом ИКП в оппозицию.

В феврале 1992 г. в Италии развернулась широкомасштабная кампания «Чистые руки», которая выявила массовые факты коррупции в самых высших эшелонах власти и в руководстве главных политических партий. В следственные списки операции «Чистые руки» попало свыше 20 тыс. человек, в том числе премьер-министры, министры, депутаты парламента, руководители политических партий. За два года с февраля 1992 г. было арестовано по обвинению во взяточничестве свыше 2 тыс. человек. Им были вручены судебные уведомления. Среди них – бывшие премьер-министры, депутаты парламента и сенаторы. Этот гигантский судебный процесс о связях высших эшелонов власти с мафией потряс итальянское общество. Однако кампания «Чистые руки» из-за волокиты в трехступенчатой судебной системе Италии кончилась почти ничем – в заключении оказались всего три подсудимых, а ведущие следователи были отстранены от дела. Эти скандалы привели к краху сложившейся после Второй мировой войны партийно-политической системы.

На выборах одержали верх совершенно новые и неизвестные политические группировки: «Вперед, Италия!» под руководством миллионера Сильвио Берлускони, Лига Севера под руководством федералиста У. Босси, Национальный альянс – объединение неофашистов и националистических правых сил. Эти правые партии объединились в блок «Полюс свободы». Левые партии создали Альянс прогрессивных сил.

Правительство сформировал С. Берлускони на основе коалиции с Лигой Севера и неофашистским Национальным альянсом. Это правительство просуществовало лишь до конца 1994 г.

В апреле 1999 г. долгожданная конституционная реформа, устанавливавшая сильную исполнительную власть в лице всенародно избираемого президента и обеспечивавшая возможность чередования у власти двух главных политических блоков, провалилась, т.к. в голосовании участвовало менее 50% избирателей. Италия вновь оказалась в тисках политического кризиса. В результате парламентских выборов 2001 г. у власти вновь оказался блок правых во главе с С. Берлускони, который занимал этот пост с перерывами до ноября 2011 года.

После парламентских выборов в марте 2018 года новое правительство формировалось более двух месяцев. 65-е правительство Итальянской Республики с 1 июня 2018 года возглавил Джузеппе Конте. В 2021 году после очередного правительственного кризиса председателем Совета министров Италии стал Марио Драги.

Европейская интеграция

 

Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы.

В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) – Общего рынка, снимающего таможенные барьеры.

В 70–80-е гг. XX в. количество членов ЕЭС возросло до 12.

В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием.

В 1985 г. – подписание Шенгенского соглашения.

В 1991 г. – в результате долгих переговоров и десятилетий сближения стран ЕЭС в голландском городе Маастрихте были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах.

В 1995 г. – ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС).

С 2002 г. в 12 странах ЕС была окончательно введена единая валюта – евро, что усилило экономические позиции этих стран в борьбе с США и Японией. Договоры предусматривают расширение наднациональных полномочий ЕС. Основные направления политики определяются Европейским советом. Для принятия решений необходимо согласие всех стран.

В 2004 г. – в состав ЕС были приняты 8 стран Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря – Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения. В 2007 г. были приняты Болгария и Румыния, в 2013 г. – Хорватия.

2020 г. – из ЕС вышла Великобритания.

На сегодня в состав ЕС входят 27 стран. Европейский Союз переживает острейший кризис.

Наиболее краеугольным является кризис внутриполитического лидерства ЕС и солидарности внутри союза. В настоящее время наиболее влиятельной силой внутри ЕС является Германия, которая вместе с экономическим, претендует и на политическое лидерство с учетом политической слабости как наднациональных европейских институтов (прежде всего Еврокомиссии), так и национальных лидеров других стран ЕС. «Германизация» ЕС с одной стороны выражается в усилении роли Германии при принятии как внутри, так и внешнеполитических решений затрагивающих всех членов ЕС (как, например, в ситуации с иммигрантами из стран Ближнего Востока и Северной Африки), а с другой вызывает недовольство других стран-членов ЕС принимаемыми решениями и негативно сказывается на солидарности в рамках союза. Как показывает практика политических решений в кризисные периоды страны ЕС стремятся скорее к протекционизму и отгораживанию от проблемы, чем к интеграции и ее совместному разрешению.

Кризис стабильности евро связан с значительным экономическим расслоением ЕС, а также отсутствием единых механизмов регулирования фискальной и экономической политики в рамках зоны евро. Отдельные страны, такие как Греция, Италия, не могут использовать такой механизм выхода из экономического кризиса как девальвация (снижение реального валютного курса) валюты, поскольку это связано со всей зоной евро, и страны «центра» вынуждены выдавать им средства, что продляет, но не разрешает ситуацию.

Кризис ценностей ЕС ярко проявился в период активного наплыва иммигрантов и выразился в необходимости общеевропейских структур выбирать между гарантией прав и свобод собственных граждан и общегуманитарными ценностями человеческой жизни. ЕС проявил политику двойных стандартов в реализации ценностей на собственной территории, одновременно утверждая собственное лидерство и догматическую трактовку ценностей во внешнеполитическом курсе.

Проблема иммигрантов связана не только с вопросами ценностей и дополнительным давлением на экономику стран, через которые проходили потоки беженцев, а также которые размещали их на своей территории, но также проблему ассимиляции и привитии иммигрантам общеевропейских ценностей, которая была однозначно провалена. Отсутствие же общеевропейской системы безопасности и прозрачность границ создало благоприятные условия для развития террористических и радикальных течений в ЕС.

Совокупность выше перечисленных кризисов влечет за собой кризис легитимности самого существования ЕС и его привлекательности для населения тех стран, которые уже в него входят.

 

Закрепление полученных знаний:

– Какие страны принимали участие в решение судьбы Германии по окончании Второй Мировой войны? Когда и на какие зоны была разделена Германия

– Каковы причины «экономического чуда» ФРГ?

– Почему стало возможным объединение Германии? Как происходил процесс объединения Германии?

– Расскажите, каких канцлеров Германии второй половины XX – начала XXI века вы знаете. Представителями каких партий они были?

– Назовите основные политические партии Ита­лии, возникшие после восстановления демократического режима.

– Каковы причины «экономического чуда» – быстрого развития Италии?

– Какие политические партии определили развитие Италии в послевоенный период?

– Дайте ха­рактеристику центризма и левоцентризма.

– В чем особенности «проблемы Юга» в Италии?

– В чем причины политической нестабильности и кризиса партийно-политической системы, созданной в Ита­лии после войны?

– Назовите основные этапы складывания Европейского Союза.

– Каковы причины современного кризиса Европейского Союза?

Домашнее задание: написать конспект, устно ответить на вопросы для самоконтроля, подготовиться к тестовой контрольной работе по темам «США и страны Запада (Великобритания, Франция, Германия, Италия) во второй половине ХХ – в начале ХХI вв.».

Срок исполнения – 18.02.2022 г.

Преподаватель: Твердохлеб А.Ю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: