Планируемым результатом комплексно-тематического планирования является создание мультфильмов серии «Безопасное лето!». Для достижения планируемого результата, вся работа в летний период разделена на этапы деятельности детей, педагогов и родителей.
День недели | Проводимое мероприятие | Совместная и самостоятельная деятельность |
I этап «Погружение в сказку» Чтение сказки написание сценария сказки (мультфильма) | ||
1-я неделя «Счастливое детство моё» (01.06-03.06) 1 июня - День защиты детей | ||
Среда 1 июня международный день защиты детей 2016 год - год Российского кино | Праздник «По дороге с облаками» | Конкурс детско-взрослых рисунков на асфальте «Дети – цветы жизни» |
Четверг 02.06 | В гостях у следопыта. (По мультфильму «Следопыт») | Рисование нетрадиционными способами (появление ранее нанесенного свечой рисунка). Подвижные игры «Найди свой цвет», «Прятки», «Найди флажок» Беседы «Кто такие следопыты» Пазлы Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильма «Следопыт» |
Пятница 03.06 | «Зверя по следам любого угадать сумею я!...» | Рассматривание альбомов: «Животные», «Птицы», «Цветы»… Знакомства со знаками «Правила поведения в природе». Изготовление знаков «Береги природу». Рисование: «Краски лета», «Летний пейзаж». Опыты с песком и водой. Конструирование «Терем для животных». Составление памяток по охране окружающей среды. Подвижные игры: «Зайцы в огороде», «Ловишки», «Я знаю 5 названий…» (с мячом) |
2-я неделя (06.06-10.06) «С чего начинается Родина?» 12 июня - День России | ||
Понедельник 06.06 Пушкинский день России | «Там на неведомых дорожках» Литературный досуг, посвященный дню рождения А.С. Пушкина" | Выставка книг А. Пушкина. Выставка детских рисунков по произведениям Пушкина. Чтение произведений А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций к его произведениям. Прослушивание произведений в аудиозаписи. Просмотр видеофильмов по произведениям Пушкина. Пушкинские чтения – конкурс чтецов. Социально – ролевая игра «Библиотека» |
Вторник 07 июня | «Сказка старого дуба» | Беседы «Деревья нашего края», «Какие деревья растут около детского сада», «Береги лес от пожара». Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций. Целевая прогулка в лес (уголок леса в детском саду), сбор природного материала. Наблюдение за деревьями. Чтение стихов, рассказов о деревьях, отгадывание загадок. Дидактические игры «С какого дерева листочек», «Угадай по описанию», «От какого дерева плод», разрезные картинки. Подвижные игры «1-2-3- к дереву беги» Рисование деревьев. |
Среда 08 июня | «Путешествие муравья» | Развивать диалектическое мышление детей, творческое воображение; развивать все виды восприятия, речевую деятельность. |
Четверг 09 июня | Конкурс на лучший сценарий мультфильма «Кладовая идей» | Развивать логическое мышление детей. Познакомить детей с множеством сюжетов мультфильмов. Беседы «Как создается мультфильм», «Что для этого нужно» |
Пятница 10 июня 12 июня «День России» | Музыкальный праздник «День России» | Рассматривание иллюстраций, альбомов «Мой город» Беседы «Где и с кем я живу» (город, улица) Русские народные подвижные игры. Аппликация «Российский флаг» |
3-я неделя «Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья» (13.06-17.06) | ||
Понедельник 13 июня | День Мойдодыра | Беседа о соблюдении личной гигиены в детском саду и дома. Экскурсия в медицинский кабинет. Рисование «Капельки», по произведению «Мойдодыр». Чтение художественной литературы. Театрализованные игры «О витаминах и микробах» Сюжетно – ролевые игры «Больница», «Доктор» Отгадывание загадок о водном мире. Рассматривание иллюстраций. |
Вторник 14 июня | «Кто в море проживает синем?» | Путешествие с русалочкой «По морям, по волнам» Конкурс рисунков «Водное царство» (совместно с родителями) Оформление альбома «Озера и реки». Подвижные игры «Море волнуется» Социально – ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» Игры с водой. |
Среда 15 июня | «Ёжик и здоровье» | Цикл бесед «Как я устроен», «Есть ли у кожи враги», «Что полезно, а что вредно для организма». Занятия – игра «Изучаем свой организм», «Чтобы зубы не болели» Чтение художественной и научно – популярной литературы. Заучивание стихов, поговорок. Изготовление плаката «Вредные продукты» |
Четверг 16.06 | «Петушок и солнышко» | Беседы о теплом времени года. Создавать у детей представления о явлениях природы. Аппликация «Солнышко лучистое» |
Пятница 17.06 | Развлечение «Солнце, воздух и вода» | Тематическая беседа «Мы идем на водоем!» - о пользе воздуха и воды для здоровья, опасностях, которые подстерегают нас на водоеме |
II этап. «Разработка и создание персонажей и декораций» Определение сюжета мультфильма, совместное изготовление декораций, фона и персонажей. | ||
4-я неделя «Безопасное лето» (20.06-24.06) | ||
Понедельник 20 июня | Практикум на учебном перекрестке «Если свет зажегся красный» (младший дошкольный возраст) | Беседа о правилах пешехода, «Зачем нужны дорожные знаки», «Улица города», «О транспорте», «Вежливая улица» и Аппликация «Светофор». Музыкально – спортивный праздник «Мой друг – светофор» Слушание, разучивание песенок. Настольно – печатные игры. |
Вторник 21 июня | «Мудрые сказки тётушки Совы» (закрепление знаний о полезных и ядовитых грибах и ягодах) | Правила личной безопасности «Осторожно растения», «Осторожно – грибы» Беседа с рассматриванием иллюстраций «Ядовитые растения, грибы», «Лекарственные растения», «Грозы», «Безопасность в природе». Изготовление аппликации «ягодное царство» Лепка из слоеного теста «грибное царство» Подвижные игры. |
Среда 22 июня | Учебная эвакуация из здания детского сада - «Кошкин дом» | Отгадывание загадок. Беседа «Правила поведения при пожаре», «Служба 01», «Труд пожарных», «Осторожно – огонь». Дидактические игры «Лабиринты», «Найди ошибки», «Отгадай – дорисуй» Моделирование ситуаций «Кошкин дом!» Рассматривание плакатов, иллюстраций. Конкурс рисунка «Спички детям не игрушки». Подвижные игры «Ловишки», «Прятки», «Найди предмет», «С кочки на кочку», «Пробеги тихо», Огненный дракон» Учебные тренировки «Пожар в ДОУ» Социально – ролевая игра «Отважные пожарные», «Спасатели», «Служба спасения» |
Четверг 23 июня | Развлечение по ОБЖ «В мире опасных предметов и приборов». | Игры: «Пожароопасные предметы», «Что необходимо пожарному» Коллаж «Пожароопасные предметы» Дидактические игры «Можно – нельзя», «Домашние помощники», «Кому что нужно?», «Я начну, а ты закончи» Чтение и обсуждение художественных произведений. |
Пятница 24 июня | Конкурс атрибутов для создания мультфильмов «Кто во что горазд!» | Беседы «Что необходимо для съемки мультфильма» Просмотр мульфильмов. |
5-я неделя (27.06-01.07) «Неделя природы» | ||
Понедельник 27 июля | Конкурс рисунков «Берегите природу» (совместно с родителями воспитанников) – обыгрывание будущего сюжета мультфильма. | Подвижные игры: «Земля, вода, огонь, воздух» - с мячом, «Солнечные зайчики», «Скакалки», «Прятки», «Ловишки», «Зайцы в огороде», «Ловишки», «Я знаю 5 названий…». |
Вторник 28 июля | Досуг для детей «День Нептуна» (в рамках Всемирного дня водных ресурсов) | Составление памяток по охране окружающей среды. Опыты: «О свойствах воды», «Прозрачное – не прозрачное», «Воздух и вода» Рисование нетрадиционными способами (появление ранее нанесенного свечой рисунка). Подвижные игры «Найди свой цвет», «Прятки», «Найди флажок» Социально – ролевая игра «В поход» Беседы «Кто такие следопыты» Отгадывание лабиринтов, расшифровка карт, головоломок. Чтение художественной литературы |
Среда 29 июля | Кладовая природы. | Отметить, что летом солнце греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли смотреть на солнце. Почему? А зачем по небу плывут облака. Использовать художественное слово, загадки, стихи и пр. про солнце. Дидактическая игра: «Составь предложение» - использовать слово «солнце». Дидактическая игра «Голубой экран» (наблюдение за облаками) |
Четверг 30 июня | «Секреты воды» | Элементарные опыты с песком и водой. Отгадывание загадок о водном мире. Рассматривание иллюстраций. Конкурс рисунков «Водное царство» (совместно с родителями) Подвижные игры «Море волнуется» Социально – ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства» Игры с водой. |
Пятница 01 июля | «Где спит рыбка» (День и ночь) | Беседы: «О времени», «Если б не было часов», «Что мы знаем о часах», Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов часов; частей суток; календарей. Чтение «Краденое солнце», «Сказка о глупом мышонке», «Маша – растеряша», «Где спит рыбка» Конкурс рисунка «Сказочные часы» Дидактические игры «Когда это бывает», «Подбери узор для часов», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь» Подвижные игры «Тише едешь – дальше будешь», «День – ночь», «Запоминалки» - с мячом. |
6 -я неделя (04.07-08.07) «Мама, папа, я – дружная семья!» | ||
Понедельник 04 июля Всероссийский День семьи, любви и верности | Игра-вертушка «Семейный сундучок» (фестиваль народных игр) | Беседы с детьми «Моя семья», «Что радует и что огорчает близких людей» Конкурсы «Семейное древо» (совместно с родителями) Наблюдение за прохожими на прогулке. Социально – ролевая игра «К нам гости пришли» Подвижные игры: «Пузырь», «Зайка серый умывается», «Поезд», «догони мяч», «Добрые слова» (с мячом) |
Вторник 05 июля | Семейный вернисаж «Живые картинки» - изготовление декораций | Рассказать детям о любви, нежности, уважении в семье. Донести мысль, что мы любим друг друга. Учить детей дружить. Подчеркивать значимость дружбы в жизни. Уточнять знание детей о доброте. Убеждать в необходимости осознанного проявления отзывчивости. Развлечения «Дружная семья». |
Среда 06 июля | Викторина «Сказочные герои» - презентация героев мультфильма (что мы делали дома в кругу семьи) | Рассказ ребенка о своей семье. Кто помогает маме, папе. Что мы можем сделать вместе. |
Четверг 07 июля | «Мамонтёнок» | Беседы: «Животные и их семьи», «Где же мама?» Чтение литературы «Мамонтенок» и др. |
Пятница 08 июля | «Ради жизни на земле» - литературно-музыкальные композиции о семье | Оформление маршрутных листов об интересных местах отдыха семей (фотографии, рисунки и т.д.) |
III этап «Оживление персонажей…» Сюжетно-ролевая игра по сценарию мультфильма, итогом которой является совершенствование идеи, приобретение опыта | ||
7-я неделя «Летняя олимпиада» (11.07. - 15.07) | ||
Понедельник 11 июля | Мы спортсмены | Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме. Спортивные развлечения «Веселая эстафета», «Мы спортсмены» Оформление физкультурных уголков в группах. |
Вторник 12 июля | День бегуна | Беседа с детьми по теме. Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов. Чтение художественной литературы. Рисование «Спортивных атрибутов» Оформление фоторепортажа «Марафон» Подвижные игры, соревнования. Изготовление нестандартного оборудования. |
Среда 13 июля | День спортивных игр | Игры в любимые подвижные игры. Разучивание новых подвижных игр. Изготовление атрибутов к подвижным играм. Развлечение «Веселая карусель» (на основе подвижных игр) Разучивание считалок. Игротеки с родителями. |
Четверг 14 июля | Мой веселый, звонкий мяч. | Беседы с детьми: «виды спорта с мячом», «Правила игры в мяч» и др. Чтение художественной литературы. Разучивание новых подвижных игр с мячом Игры – эстафеты с мячом. Подвижные игры с мячом. Метание мяча с цель. Рисование, лепка «Мой веселый звонкий мяч». Развлечение «Мой веселый звонкий мяч». Игры с мячом. |
Пятница 15 июля | Семейные старты «Олимпийский огонек» с участием родителей | Беседа: «Летние виды спорта», «Мой любимый вид спорта»», «Спорт в семье» и др. Загадки, викторины о спорте. Разучивание считалок, стихов. Рассматривание альбомов, иллюстраций. Рисование «Любим спортом заниматься». Спортивные упражнения, игры (бадминтон, футбол, волейбол). Игры с обручем и скакалкой. Народные игры. Изготовление панно «На стадионе». Рисование «Спортивная эмблема группы |
8-я неделя «Рада лету детвора, не уходит со двора» (18.07-22.07) | ||
Понедельник 18 июля | День рыбака | Подвижная игра «Ловись рыбка…» |
Вторник 19 июля | Детская продуктивная деятельность «Хорошее и плохое настроение». «У природы нет плохой погоды» - познавательная игра; Настольная игра – «Времена года» Закрепить знания о времени года – лето. Оставить в душе ребенка яркие впечатления об этом периоде. Учит детей открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного. Создавать эмоционально положительное настроение. | |
Среда 20 июля | Творческая мастерская «По дорожке, по тропинке» Работа с пластилином (пластилиновый персонаж). | |
Четверг 21 июля | Мир насекомых – познавательная беседа Целевая прогулка по экологической тропе | |
Пятница 22 июля | День металлурга «ПатриотыПервоуральска»- Беседы о родном крае и городе, рассматривание иллюстраций, фотографий | |
9-я неделя «Неделя дружбы» (25.07 -29.07) | ||
Понедельник 25 июля | День хороших манер | Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Кто и зачем придумал правила поведения, «Как вы помогаете взрослым, «Мои хорошие поступки» Рассматривание сюжетных картинок «Хорошо – плохо» Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо» В,Маяковского, «Два жадных медвежонка», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Вредные советы» Г.Остер Проигрывание этюдов «Скажи доброе слово другу», «Назови ласково» Задание: «Как можно …(поздороваться, попрощаться, поблагодарить, попросить, отказаться, обратиться)» Подвижные игры: «Добрые слова», Кто больше назовет вежливых слов (с мячом). Социально – ролевые игры «Супермаркет», «Салон красоты» |
Вторник 26 июля | День друзей. | Беседы: «Что такое друг», «Для чего нужны друзья» Аттракцион «Подари улыбку другу Чтение: «Теремок» (в обработке Ушинского), «Игрушки» А.Барто, «Песенка друзей» С. Михалков, «Три поросенка» (пер. Михалкова), «Бременские музыканты» братья Гримм, «Друг детства» В. Драгунский, «Цветик – семицветик» В.Катаев и др. Изготовление подарка другу. Подвижные игры: «Классики», «Скакалки», «Мышеловка», «Ловишки», «Карусели». Прослушивание музыкальных произведений. |
Среда 27 июля | День доброты | Формировать у детей и взрослых устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, к формированию культуры здоровья. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Уточнять знания детей о доброте. Убеждать в необходимости осознанного проявления отзывчивости. Беседа с детьми: «Как и чем можно порадовать близких? ». Путешествия по сказкам: «Добрые поступки героев сказок и их последствия». |
Четверг 28 июля | День цветов | Беседы о цветущих растениях. Рассматривание иллюстраций. Оформление альбома «Мой любимый цветок» - рисунки детей. Изготовление цветов из бумаги (способом оригами). Экскурсия на цветник. Уход за цветами на клумбе. Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин» |
Пятница 29 июля | Чудное превращение ненужного в полезное и интересное | Лепка, конструирование из природного материала. |
IV этап «Самостоятельное творчество» Доработка освоенной техники: кого или чего еще не хватает, поиск интересного дела, активное время провождение, творческая самореализация. | ||
10-я неделя «Вдоль по радуге - дуге» (01.08-05.08) | ||
Понедельник 1 августа | Беседа «Мы не будем ссориться» - умения и навыки общения Детское творчество – сочиняем небылицы, рисуем своих придуманных сказочных героев. Сюжетно-ролевая игра: «Цирк». Слушание детских песен из любимых мультфильмов | |
Вторник 2 августа | Игра - путешествие «В страну безопасности» оживление сюжета (индивидуально в каждой группе) | |
Среда 3 августа | Фестиваль любимых песен «Раз – словечко, два – словечко, будет песенка!» | |
Четверг 4 августа | Час двигательной активности «Раз-два, раз-два, начинается игра!» | |
Пятница 5 августа | Опытно-экспериментальная деятельность «Что у нас под ногами?» | |
11-я неделя «Неделя хлеба» (08.08-12.08) | ||
Понедельник 8 августа | Вот какое зернышко! | Знакомство со злаковыми культурами. Беседы: «Откуда пришла булочка». Чтение художественных произведений и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок. Рассматривание альбома «Путешествие колоска», энциклопедий, колосьев зерновых растений, сюжетных картинок из серии «Откуда хлеб пришел», иллюстраций с изображением машин и приспособлений, используемых для выращивания злаков. Подбор иллюстраций, открыток по теме. |
Вторник 9 августа | «Хлеб всему голова» | Рисование: «Хлеб – хозяин дома», «Береги хлеб». Драматизация сказки «Колобок». Лепка из соленого теста. Оформление альбома «Поэты о хлебе» - совместно с родителями. Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Найди пару», «Каравай», «Съедобное – несъедобное», «Найди пару», «Огуречик», «Найди, где спрятано». |
Среда 10 августа | Игры любят все! | Игры: «Угадай на вкус» - определяют пшеничный или ржаной хлеб, «Кто назовет больше блюд», «Из чего сварили кашу», «Угадай на ощупь» (крупы), «Назови профессию». Конкурс детского рисунка «Волшебные превращения». |
Четверг 11 августа | «Во саду ли в огороде…» | Оформление газеты «Удивительные зернышки». Беседы: «Что растет на грядке» |
Пятница 12 августа | Дидактические игры: «Найди по описанию», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Домино», «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки». Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья», «Пекарня», «Супермаркет». | |
12-я неделя «Природа в нашем доме» (15.08-19.08) | ||
Понедельник 15 августа | Смотр-конкурс- «Лучшая цветник» | |
Вторник 16 августа | Творческая мастерская «Домашние любимцы» (нетрадиционные виды изодеятельности) | |
Среда 17 августа | Игра-викторина «Загадки на окошке» | |
Четверг 18 августа | Развлечение «Летняя игротека» - на развитие творческих способностей | |
Пятница 19 августа | Концерт для кукол «Ребята и зверята» (стихи, песни и танцы о животных) | |
Vэтап «Съемка мультфильмов» 13-я неделя «В Сказочном царстве – небывалом государстве» (22.08-26.08) | ||
Понедельник 22 августа | «Кукольный театр» | «Чудо своими руками» (изготовление элементов костюмов героев сказок) Просмотр пластилиновых мультфильмов. |
Вторник 23 августа | «Озвучивание мультфильма» | В мире сказок и кино. Голос за кадром – кто же это говорит? (раскрытие тайн создания мультфильмов) |
Среда 24 августа | Непосредственное участие в съемках мультфильма | Распределение ролей. Голос за кадром |
Четверг 25 августа | Театрализованный парад «Мультики бывают разными» | |
Пятница 26 августа | Можем мы и сами…! Что мы видели не скажем, а что делали покажем! | |
13-я неделя «Фестиваль мультфильмов!» 29.08-31.08 | ||
Понедельник - среда 29-31 августа | "Безопасное лето в нашем дворе", "Много опасностей разных нас поджидают во круг…!" «Вместе весело шагать», «Дорога – не место для игр!» и др. |
Список литературы
1. Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры [Текст] / К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России [Текст] / Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
3. Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
5. Дубровский, В.И. Валеология: Здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие / В.И. Дубровский. – М.: Флинта, 1999.
6. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников [Текст]: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170
7. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья. [Текст]: программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. - (Детский сад с любовью).
8. Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. - (Серия «Вместе с детьми»).
9. Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности и оздоровления детей в ДОО в летний период. 2014.-224 с.
10. Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]: практическое пособие / М.Н. Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольники: воспитание и развитие).
11. Никанорова, Т.С., Сергиенко, Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст] / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.
12. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / И.М. Новикова. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
13. Оздоровление детей в условиях детского сада [Текст] / под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
14. Павлова, М.А., Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст]: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
15. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет [Текст]: комплексы оздоровительной гимнастики / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 128 с.
16. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве [Текст]: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2005 - 271 с.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
18. Харченко, Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников [Текст] / Т.Е. Харченко. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 96 с.
19. Чупаха, И.В., Лужаева, Е.З., Соколова, И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе [Текст] / И.В. Чупаха, Е.З. Лужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.