Сравнительная характеристика финансового механизма казенных, бюджетных и автономных учреждений.




Структура финансового механизма достаточно сложна и включает в себя различные элементы, соответствующие разнообразию современных финансовых отношений.

К основным элементам финансового механизма относят: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль.

В процессе реализации механизма финансового обеспечения у бюджетных и автономных учреждений складываются различные финансовые отношения в части мобилизации, перераспределения и расходования финансовых ресурсов, расчетов с государством, юридическими или физическими лицами. Следовательно, к элементам механизма финансового обеспечения государственных учреждений относятся финансовые методы и рычаги формирования и распределения финансовых ресурсов, система норм и регламентов, информационных каналов и нормативов, используемые при определении уровня доходов и расходов государственного учреждения.

Государственные и муниципальные учреждения представлены тремя типами учрежде­ний — казенными, бюджетными и автономными.

Отличительной чертой финансового механизма казенного учреждения является субсидиарная ответственность учредителя в лице соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления. Это означает, что при недо­статочности бюджетных ассигнований, предоставленных казенному учреждению для ис­полнения его обязательств перед другими организациями, по таким обязательствам отве­чает соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) в ведении которого находится казенное учреждение.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы в соответствии с принципами сметного финансирования.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в казначейских органах, в рамках казначейской системы ис­полнения бюджета.

И, наконец, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятель­ность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Однако до­ходы, полученные от такой деятельности, перечисляются в соответствующий бюджет бюд­жетной системы Российской Федерации, из которого финансируется учреждение.

Основными элементами финансового механизма автономных и бюджетных учреждений являются:

• отказ от финансирования содержания учреждения учреждений по смете и перевод на финансирование государственных (муни­ципальных) услуг путем предоставления субсидии на выполне­ние задания учредителя;

• отмена субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам автономных и бюджетных учреждений;

• самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности;

• расширение прав учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движи­мым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которо­го устанавливает учредитель учреждения.

Субсидия рассчитывается на основе нормативов финансовых затрат на оказание го­сударственных (муниципальных) услуг и количественных параметров задания учредите­ля на оказание этих услуг. Нормативы финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг должны определяться исходя из реальной стоимости оказания ус­луг (например, подготовки одного студента в учреждениях высшего профессионального образования в разрезе групп специальностей) и рассчитываться на длительный период времени (не менее чем на три года) исходя из требований среднесрочного бюджетного пла­нирования.

Автономные и бюджетные учреждения получают финансовые ресурсы для оказания государственных услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Государственное (муниципальное) задание для автономного или бюджетного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансирование основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников. Государственные (муниципальные) задания могут формироваться и для казенных учреждений – главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых эти учреждения находятся. Принятие решения о формировании государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений является правом, а не обязанностью главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых такие учреждения находятся.

В целях достижения уставных целей автономные и бюджетные учреждения могут осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход. При этом полученный доход поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и используется им для достижения целей, ради которых оно создано.

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений может осуществляться за счет различных источников:

– субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

– субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (целевая субсидия);

– бюджетных инвестиций;

– поступлений от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;

– поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: