Глава 1. Георг Филипп Телеман




Емельянова Варвара Владимировна

Г. Ф. Телеман – Соната для скрипки и клавесина Ля-мажор (переложение для гуслей и фортепиано И. Ершовой). Методико-исполнительский анализ

 

 

53.05.01 Искусство концертного исполнительства

(уровень специалитета)

«Концертные народные инструменты (по видам: гусли)»

 

 

Преподаватель – Федосеенко А. С.

 

Санкт-Петербург

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………1

1. Краткое описание творчества композитора…………………...4

2. Музыкально-теоретический анализ……………………………7

3. Методико-исполнительский анализ сонаты

3.1. Первая часть………………………………………………...8

3.2. Вторая часть………………………………………………...9

3.3. Третья часть………………………………………………..10

3.4. Четвёртая часть…………………………………………….11

4. Заключение……………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………..13

 

Введение

Академические звончатые гусли имеют 15-17 струн. Они появились в академическом варианте в начале двадцатого века благодаря сподвижнику В.В. Андреева – Николаю Привалову и гусляру Осипу Смоленскому.

 

Сначала на них играли обработки народных песен, и только в начале двадцать первого века в Москве и Петербурге начали делать переложения барочной и классической музыки для гуслей.

 

 

В Москве этому поспособствовала Любовь Жук, а позже продолжил Павел Лукоянов и другие профессиональные гусляры.

 

 

В Петербурге переложения классической музыки начала делать Ирина Ершова с целью обогащения гусельного репертуара для своих студентов. Также расширением возможностей гуслей как академического инструмента занялась современный композитор Елизавета Панченко. Она выступала за то, чтобы на гуслях исполняли барочную музыку. Благодаря вышеперечис-ленным музыкантам на гуслях стали играть таких композиторов, как Вивальди, Гендель, Бах, Куперен, Рамо и Телеман.

Объектом исследования является Соната для скрипки и клавесина Ля-мажор Телемана (переложение для гуслей и фортепиано И. Ершовой).

Предмет исследования – методико-исполнительский анализ данной Сонаты.

Актуальность – расширение репертуара для гуслей.

Цель работы – музыкально-теоретический и методико-исполнительский анализ произведения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 

1) Раскрыть особенности композиторского стиля Г. Ф. Телемана, формообразование, гармонический язык и жанрово-интонационные особенности Сонаты.

2) Произвести анализ исполнительской редакции И. Н. Ершовой.

3) Проанализировать технически сложные эпизоды, штрихи, приемы игры, сложные ритмические структуры с целью разработки методических рекомендаций для эффективного способа их освоения.

Практическая значимость:

Данное исследование предназначено для педагогов и студентов.

 

 

Глава 1. Георг Филипп Телеман

Георг Филипп Телеман - немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Известен также под анаграмматическим псевдонимом Меланте. Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии.

Телеман не ограничивал свою музыкальную деятельность служебными обязанностями. В своих публичных концертах он давал меломанам возмож-ность услышать музыку разных жанров. Он был идеальным воплощением композитора-мастера своего дела, что соответствовало духу эпохи.

К тому же, он был талантливым предпринимателем. С большим трудом он добился права печатать и продавать священные вокальные тексты: это важный прецедент в отношении к музыке как к интеллектуальной собственности её создателя. Основав первое немецкое музыкальное издание, «Der getreue Musik-Meister», Телеман предоставлял читателям вокальные и инструментальные произведения, подходящие для домашнего музицирования. Большая часть музыки была его собственной, но он также включал произведения И. С. Баха, Я. Д. Зеленки, Пизенделя, Вайса и других ведущих музыкантов.

Телеман, как правило, избегал крайностей в плане исполнительской техники, с тем, чтобы поощрять как можно более широкое распространение своей музыки. Возможно, побочным продуктом его усилий по обогащению немецкой музыкальной жизни было принятие немецких обозначений темпа, динамических оттенков и оттенков выразительности в вокальных произведениях с 1733 года.

Критики XVIII века были практически единодушны, считая Телемана одним из лучших композиторов своего времени. Примечательно в этой связи, что он был вполне сопоставим как с композиторами своего собственного поколения (такими как Ж. - Ф. Рамо, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, с двумя последними он к тому же состоял в дружеских отношениях), так и с представителями последующего поколения (например, С. Х. Хассе, Граун). Ведущие немецкие теоретики, такие как И. Маттесон, Шейб, Кванц, Марпург часто брали его работы как образцы композиционных моделей, и Марпург посвятил ему первый том «Abhandlung von der Fuge» («Трактат о фуге », 1753). Два опубликованных подписных листа демонстрируют, что музыкой Телемана восхищались не только в немецко-говорящих землях, но также в Голландии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Италии, Англии, Испании, Норвегии, Дании и балтийских землях. Для «Застольной музыки» (1733) 52 из 206 подписок пришли из-за рубежа, из них 33 — из Франции. Гендель послал заказ из Лондона, и в нескольких последующих композициях он заимствовал и переработал многие темы из сборника. «Nouveaux quatuors» («Новые квартеты», Париж, 1738) привлекли 294 заказа (а не 237, как обычно указывают), в том числе один И. С. Баха и не менее 155 из Франции.

Как композитор он обладал необычайной стилистической гибкостью. В 1710-х и 20-х годах Телеман сыграл ведущую роль в создании так называемого немецкого смешанного стиля, соединяя немецкий контрапунктический стиль с польским, французским и итальянским (то есть «галантным», проявившемся в

 

начале 1730-х годов; однако его творчество нельзя отнести к ранней классической эпохе). Наибольшее значение приобрела его инструментальная музыка, которая завоевала популярность благодаря тесной связи с бытовой мелодикой, танцем, а также программности и изобразительности. Композитор стремился к тому, чтобы его музыка была доступной, считал своей обязанностью не только развлекать, но и воспитывать. Написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе» (1734), где даны не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали.

Свободно владея техникой полифонического письма, создавал произведения во всех современных ему музыкальных жанрах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: