Глава 2. Музыкально-теоретический анализ.




Соната представляет из себя произведение крупной формы и состоит из четырех частей. Первая часть Adagio написана в простой двухчастной форме. Материал повторяется в тональности доминанты.

Вторая часть Allegro состоит из двух частей. В первой части проводится тема в Ля-мажоре, а во второй та же тема представлена в Ми-мажоре, но она более развита.

Третья часть Largo – медленная часть, которую играют приемом пиццикато. Она написана в фа-диез-миноре. У солирующего инструмента красивая тема, а клавир выполняет гармоническую функуцию.

Четвертая часть Allegro как и первая часть написана в простой двухчастной форме. Первая часть в Ля-мажоре, тема проводится у солирующего инструмента, вторая часть начинается в Ми-мажоре и модулирует в Ля-мажор, во второй части главная тема у клавира.

 

 

Глава 3. Методико-исполнительский анализ

Первая часть

Первая часть медленная, по рекомендации моего педагога И.Н. Ершовой, я играю медленную музыку барокко нажимом. Этот прием большей похож на выщипывание струны, а не на удар по ней. Это приближает звучание гуслей к звучанию клавесина, что характерно для этой музыки. Нужно внимательно относиться к скачкам мелодии и скрытому двухголосию. Скачки вверх нужно выделять интонационно, выразительно играть верхние ноты.

Также внимательно нужно следить за фразировкой, потому что предложения не делятся на фразы тактовыми чертами. В пятом такте есть трель, ее нужно играть небыстро. Каданс в последнем такте желательно играть пиццикато, это будет звучать мягче, а кадансы не стоит акцентировать и играть громко в медленной барочной музыке.

Вторую половину первой части следует сыграть более напористым звуком, чем первую, но в последних трех тактах звук снова следует смягчить, а каданс также сыграть пиццикато.

 

Вторая часть

Вторая часть – самая виртуозная для гуслей в этой сонате. В ней комбинируются такие виды мелкой техники как скачкообразная и поступенная. Прежде чем учить эту часть, я бы порекомендовала сначала позаниматься игрой гамм под метроном, а также упражнениями на скачки шестнадцатыми.

Нужно обязательно следить, чтобы кисть не зажималась во время упражнений, и играть только ударами, без выщипывания. Также вторую часть следует учить под разные темпы метронома.

И в первой, и во второй части нужно особое внимания уделять партии клавира. Так как в партии клавира заключается гармоническая основа, и по ней легче ориентироваться, как фразировать эту музыку.

 

Третья часть

Третья часть – самая медленная. Она состоит из двух частей, обе из которых повторяются по два раза. Чтобы разнообразить эту медленную музыку, следует играть ее разными приемами или добавить левую руку для гармонической поддержки, которую выполняет клавир на протяжении всей части.

Первую часть за первым разом я играю пиццикато, трель в предпоследнем такте должна быть длинной и медленной. За вторым разом можно использовать прием игры на сурдине (слегка приглушенный звук, который достигается тем, что пальцами левой рукой играемую струну в момент звучания приглушают на подставке). За вторым разом трель будет еще медленнее, так как на сурдине ее сыграть сложнее.

Вторая половина третьей части гармонически разнообразнее первой, поэтому я ее играю ярче и выделяю интонационно скачки, которых в ней тоже больше, чем в первой половине. За вторым разом я добавляю гармонические ноты, которые играю левой рукой пиццикато.

 

 

Четвёртая часть

 

Четвертая часть, как и первая, комбинирует виды мелки[ техники в первой половине. Она обязательно должна быть самой быстрой из четырех частей.

В первой половине наблюдается скрытое двухголосье, поэтому я рекомендую сначала выучить верхний голос под разные темпы метронома. Также следует внимательно относиться к переходам от скачкообразного движения к поступенному, как в третьем такте. Эту часть обязательно нужно разнообразить динамичными оттенками. Я играю за вторым разом тихо, но каданс оба раза –громко.

Во второй половине нужно опираться на партию клавира, т.к. она выполняет не только гармоническую функцию, но и мелодическую.

 

 

Заключение

 

Данная работа содержит в себе историю гуслей, как концертного солирующего инструмента, возможностей которого достаточно для исполнения барочной и классической музыки. Также работа содержит краткую биографию Г.Ф. Талемана.

В работе представлен музыкально-теоретический анализ сочинения и методико-исполнительский анализ.

Анализы основаны на переложении И.Н. Ершовой и рекомендациях к исполнению Елизаветы Панченко.

В данной работе были рассмотрены различные эпизоды каждой части, подробное описание рекомендуемых штрихов и динамических оттенков для более быстрого освоения материала.

 

 

Список литературы

Электронный ресурс «Большая российская энциклопедия»

https://bigenc.ru/music/text/4186157

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: