Применение нейро-лингвистического программирования




Курсовая работа

Тема: Применение нейро-лингвистического программирования в современной жизни


 

Введение

 

Нейро-лингвистическое программирование - это относительно молодое прикладное направление практической психологии, однако за несколько десятилетий оно смогло расположить к себе и заинтересовать тысячи людей по всему миру. Во всех развитых странах на сегодняшний день проходят курсы и тренинги по НЛП, а само оно получает десятки ответвлений в зависимости от сферы его применения. В связи с этим основной целью курсовой работы стала систематизация основных направлений в практическом применении НЛП и изучение принципов его действия.

Прежде всего, необходимо дать определение нейролингвистическому программированию (Далее - НЛП) - это направление в теоретической и практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Данное направление утверждает, что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

Кроме того, на сегодняшний день НЛП применяется не только в психологии и психотерапии, бизнесе и для личностного развития, но и в образовании. Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причемэто относится к любому обучению, не только обязательно школьному. Сюда можно также можно отнести тренинги, созданные на основе НЛП, направленные на совершенствование навыков продаж и общения уже взрослых и созревшых людей.

Ввиду всё более очевидных недостатков и проблем современной российской системы образования, было бы не только интересно, но и крайне полезно исследовать инновационные методики образования, предлагаемые западными школами НЛП. Тем более, что именно эти методики сейчас всё активнее развиваются и продвигаются за рубежом, а, значит, стоят того, чтобы на них обратили внимание и в России.

К сожалению, наблюдается большой дефицит литературы, связанной с применением методов НЛП. Отсюда следует и малая изученность данной темы. В связи с этим, при написании данной курсовой работы значительную роль сыграли личные консультации практикующего коучинг-тренера, сертифицированного мастера НЛП (курс Андрея Плигина) Марата Абдуллина (г. Москва). Кроме того, при подготовке курсовой работы использовались статьи самого Андрея Плигина, а также книги одного из «корифеев» практических техник НЛП Роберта Дилтса.


 

Суть НЛП

 

Прежде, чем приступить к практическому применению НЛП, необходимо знать историю его возникновения, то, на чем базируется метод, а также ознакомиться с основными терминами и понятиями. Как правило, многие люди знают, или считают, что знают, об НЛП все - о нем говорят, пишут, кто-то применяет. Однако, не владея понятийным аппаратам и не имея представления об истоках метода, нельзя говорить о том, что ты знаком с этой наукой.

Так что такое - НЛП? Какие идеи стоят за этим названием?

 

История возникновения

 

НЛП возникло в начале 1970- х гг. и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который тогда был ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, сильно интересовался психотерапией. Они вместе изучали деятельность трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальт-терапии, Вирджинии Сатир - семейного психотерапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона - всемирно известного гипнотерапевта.

Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться.

Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой и индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны. Бэндлер и Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и т.д.

Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975 - 1977 гг: «Структура магии» 1 и 2 тт. и «Паттерны» 1 и 2 тт. - две книги о гипнотических техниках Милтона Эриксона.

Количество публикуемой литературы по НЛП с тех пор увеличивается с нарастающей скоростью.

В то время Бэндлер и Гриндер жили неподалеку от Грегори Бэйтсона, английского антрополога, автора работ по коммуникации и теории систем. Научные интересы Бэйтсона были чрезвычайно широки: биология, кибернетика, антропология и психотерапия. Он хорошо известен как автор теории двойной связи в шизофрении. Его вклад в НЛП был чрезвычайно велик. И, наверное, только сейчас становится совершенно очевидным.

Начиная с этих первоначальных моделей, НЛП начинает развиваться в двух взаимодополняющих направлениях. Во-первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности. Во-вторых, как эффективный способ мышления и коммуникации, практикуемый выдающимися людьми. Эти паттерны и умения могут быть использованы сами по себе, но кроме того могут служить обратной связью в процессе моделирования.

В 1977 г. Бэндлер и Гриндер провели серию успешных публичных семинаров по всей Америке. НЛП распространяется быстро: в Америке к настоящему времени около 100 тыс. человек в той или иной форме прошли тренинги НЛП.

Весной 1976 г. основоположники метода придумали для него название - нейро-лингвистическое программирование - громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть «нейро» отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, извлекаем смысл из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.

«Лингвистическая» часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочить наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми.

«Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.

НЛП имеет дело со структурой объективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем - намеренно или ненамеренно - чтобы получить результат.

 

Паттерны

 

В самом общем смысле, паттерн - это устойчивый, повторяющийся элемент структуры, шаблон. Проход в метро через турникет, устоявшиеся протоколы совещаний, ритуалы встреч и расставаний - все это паттерны. Если говорить о паттернах в поведении, то это набор действий, доведенный до автоматизма. Как дети учатся писать в прописях? Вначале базовые элементы, микро-паттерны - палочки, крючочки, кружочки, потом из них складываются буквы. Взрослый человек уже не задумывается, из каких элементов состоят те или иные буквы - он просто пишет слова и все. У взрослого человека есть сформировавшиеся двигательные паттерны для этого занятия.

Какие же у паттернов основные свойства? Во-первых, зная, какой мы наблюдаем паттерн, мы можем по его куску восстановить все, например, небо через дырочку в крыше. Во-вторых, паттерн представляет собой нечто целостное. Мы можем долго расписывать, какие действия мы предпринимаем для того, чтобы стартовать автомобиль с места, а можем сказать: «Я тронулся с места». И для человека, хорошо освоившего управление автомобилем, это будет действительно целостный кусок поведения, о деталях которого он не задумывается - просто делает и все.

В-третьих, это уже относится к поведенческим паттернам - осознанно мы контролируем начало и выход из паттерна, а то, что внутри, как правило, не поддается контролю и перепрограммированию устоявшихся паттернов. [А. Гвоздев]

 

Карты и фильтры

 

Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями. Каждый из нас живет в уникальной реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы воспринимаем - на нашу модель мира.

Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы осмыслить. Составление географических карт - хороший пример того, как мы осмысливаем внешний мир. Карты имеют избирательный характер: они как несут в себе информацию, так и упускают ее, но они оказываются бесценными помощниками при исследовании территории. Какого рода карту человек составляет, зависит от того, что он замечает и куда хочет идти.

Карта - это не территория, которую она описывает. Индивидуум же обращает внимание на те аспекты мира, которые его интересуют, и игнорирует другие. Мир всегда по факту богаче, чем те мысли, которые человек имеет относительно него. Фильтры, накладывающиеся на восприятие, определяют мир, в котором живет человек.

Арабская поговорка гласит: «Как выглядит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты». [Джозеф О’Коннор]

Именно убеждения и интересы делают восприятие окружающей действительности таким, какой мы видим. В этом и заключается понятие фильтров восприятия. У каждого человека свои фильтры восприятия. Здесь можно вспомнить Пикассо, который является показательным примером резко отличающихся от окружающих его людей фильтрами восприятия. Вопросу, почему он именно так рисует свою жену, художник искренне удивлялся. Он не искажал людей специально, он так их воспринимал. У нас есть множество естественных, полезных и необходимых фильтров. Язык - это фильтр. Это карта мыслей и переживаний, отделенная от реального мира. К примеру, что для каждого человека означает слово «красота»? Несомненно, у каждого есть воспоминания и переживания, внутренние картинки, звуки и ощущения, которые позволяют вам понять это слово. В равной степени кто-нибудь другой будет иметь отличающиеся от данного воспоминания и переживания восприятие и будет думать об этом слове другим способом.

Убеждения тоже действуют как фильтры, вынуждая людей поступать определенным образом и обращать внимание на одни вещи в ущерб другим.

В этом и заключается смысл фильтров восприятия. При этом, изменяя свои фильтры, человек может изменить окружающий его мир. Сам мир в материальном смысле этого слова не изменится, но человек будет воспринимать его уже иначе. Для этого в НЛП существуют специальные техники. [М. Абдуллин, личное интервью]

Некоторые основные фильтры НЛП называются поведенческими рамками. Они представляют собой способ понимания того, как люди ведут себя и действуют. Первая рамка - ориентация на результат, а не на проблемы. Это означает, что человек ищет то, к чему стремится, находит необходимые решения и использует их для продвижения к цели. Ориентацию на проблемы обычно называют рамкой обвинения. Заключается она в тщательном анализе причин того, что что-то идет не так, как нужно. Это означает вопросы типа «Почему у меня возникла эта проблема? Как это меня ограничивает? Чья это ошибка?». Такого рода вопросы редко приводят к чему-либо полезному. Постановка таких вопросов, как правило, заставляет чувствовать себя еще хуже, и никак не продвинет человека к решению проблемы.

Вторая рамка заключается в том, чтобы задавать вопрос «как?», а не «почему?». Вопрос «как?» приводит к пониманию структуры проблемы. Вопрос «почему?», вероятнее всего, поможет найти оправдывающие обстоятельства и причины, ничего не изменяя.

Третья рамка - это обратная связь вместо неудачи. Не существует такой

вещи, как неудача, существуют результаты. Они могут быть использованы в качестве обратной связи, корректировки, прекрасной возможности заметить то, чему раньше не придавали значения. Неудача - это всего лишь способ описания результата. Можно использовать полученные результаты для того, чтобы скорректировать направление приложения усилий. Обратная связь удерживает цель в поле зрения. Неудача - это тупик. Два очень похожих слова, и все же они представляют два совершенно различных способа мышления.

Четвертая рамка заключается в том, чтобы рассматривать возможность, а не необходимость. И снова это лишь изменение точки зрения. Зачастую барьеры оказываются не столь неприступными, как казалось вначале.

Любопытство. Эта очень простая идея имеет глубокие последствия. Маленькие дети учатся чрезвычайно быстро, и в этом им помогает их любопытство. Они многого не знают и понимаютэто. Поэтому они совершенно не беспокоятся о том, что будут выглядеть глупыми, если будут задавать вопросы.

«Карта - не территория»

Являясь людьми, мы не можем познать реальность. Мы можем познать только наше восприятие реальности. Мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир через наши сенсорные репрезентативные системы. Именно наши «нейролингвистические» карты реальности определяют наше поведение, и то, что дает этому поведению смысл, само по себе не является реальностью. В большинстве случаев не сама реальность ограничивает или разрешает нам что-либо сделать, а наша карта реальности. [А. Плигин]

Раппорт - техника «присоединения» к партнеру. В психологии термин имеет несколько смежных понятий. Подразумевает установление специфического контакта, включающего определенную меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта. В иностранной литературе термин раппорт употребляется в широком смысле близких межличностных отношений, базирующихся на интеллектуальной и эмоциональной общности.

В НЛП раппорт понимается как установление отношения доверия между двумя или более людьми, а также само доверие. Установление раппорта между клиентом и коммуникатором - важнейшая задача НЛП как психотерапевтической практики. Достижение раппорта может быть длительным процессом, но возможно и быстрое установление раппорта. Длительность процедуры может зависеть о мастерства коммуникатора. Раппорт может достигаться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Основным методом установления раппорта в НЛП является так называемое присоединение (подстройка) к основным репрезентативным системам клиента, отражение их в коммуникации и невербальном поведении. При невербальной подстройке под репрезентативные системы клиента используется подстройка под темп дыхания, позу, жесты, движения глаз и т.п. Вербальное присоединение основывается на повторении характерных черт вербального поведения клиента.

Установление раппорта может рассматриваться как важное не только для психотерапевтической практики, но и для других видов межличностной коммуникации. Так, установление раппорта между врачом и пациентом не только способно повысить удовлетворенность лечением и снизить риск врачебной халатности, но и, согласно некоторым исследованиям, может ускорить выздоровление и снизить потребность в болеутоляющих. [Энциклопедия «Кругосвет»]

Якорение

Можно провести аналогию между якорением и условными рефлексами. Только в данном случае, речь идет не о физиологии, а о связке невербального сигнала и какой-то идеей, мыслью или даже настроением. Например, находясь в приподнятом настроении духа, человек может потянуть себя за палец или произнести какое-то определенное слово, проводя осознанную ассоциацию между своим настроением и данным физическим воздействием или словом. Это означает «поставить якорь». В следующий раз, находясь уже в плохом настроении или будучи чем-то расстроенным, человек может вернуть себе хорошее настроение, обратившись к тому же якорю.

Якорь может быть поставлен и неосознанно. Если, например, во время каких-то событий в жизни человека будет играть определенная музыка, то услышав ее снова, он непременно вспомнит о пережитом событии или ситуации.


 

Применение нейро-лингвистического программирования

Моделирование

 

Итак, НЛП - это искусство и наука о личном мастерстве. Искусство, потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, но это невозможно отразить в словах или технологиях. Наука, потому что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. И эти паттерны можно перенять, научиться им и успешно применять. Этот процесс называется моделированием. Обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

Научившись извлекать стратегии, человек может начать копировать, или заимствовать их. Именно этот процесс в НЛП называется моделированием.

По своей сути, моделирование лежит в самой основе НЛП. В свое время основоположники НЛП применили его к работе знаменитых психотерапевтов, которые добивались поразительных результатов, но не могли объяснить, как именно это получается. Моделирование по-прежнему занимает в НЛП центральное место, хотя сейчас область его применения превосходит рамки терапии и распространяется на сферы спорта, бизнеса, государственного управления, торговли, переговоров, семейных отношений и личного развития. Чтобы овладеть этим искусством, достаточно найти человека, который хорошо умеет делать то, чему хочется научиться. Затем, применяя приемы моделирования, можно быстро достичь совершенства. То есть результат в данном случае достигается в результате наблюдения за поведением других людей. Каждая личность обладает собственными талантами и демонстрирует совершенство в той или иной сфере деятельности. Таким образом, «образцом» может стать каждый.

Виртуозы своего дела в действительности опираются на определенную стратегию - осознанную или неосознанную. Постигнув их, можно понять, что в этом мастерстве нет никакого чуда. Несмотря на то, что некоторые стратегии выглядят странными или особенными, они, как и любая стратегия вообще, заключаются только в определенной последовательности, синтаксисе представлений (VAK). Каждый человек способен воспроизвести практически любую стратегию. [БерилХэзер]

Как пример, можно привести один из тренингов, в которых принимали участие мастера НЛП. На занятие был приглашен профессиональный жонглер цирка. Он показал то, что умеет, а потом тренер по моделированию попросил его начать все сначала. Только молодой человек должен был не просто повторить трюки, а сначала рассказать, как он стоит, на какую ногу опирается, куда устремлен его взгляд и на чем сосредоточено внимание. После первого броска мячей тренер вновь остановил его и попросил описать весь процесс до мелочей: что делает правая рука, когда бросает мяч, и где в это время находится левая, на какую ногу сделан упор и куда устремлено внимание, когда мяч находится в воздухе.

Так продолжалось около часа. Присутствующие повторяли все за жонглером до мельчайших подробностей. К концу тренинга каждый из его участников уже умел владеть мячами не хуже профессионального жонглера.

Тоже самое происходило на тренинге по моделированию, куда был приглашена известная художница. Ее попросили рассказать, как она рисует, о чем думает. При этом она стояла у мольберта и слушала ее любимую музыку - произведения Моцарта. Присутствовавшие следили за всеми ее движениями - как она держит кисть, какое наклон спины у нее в то время, когда она наносит мазки на холст, как далеко она отходит от мольберта для того, чтобы оценить результат и продолжить работу. К концу тренинга обучающиеся смогли создать копии картин художницы. Еще через одно занятие несколько обучающихся, никогда до этого не рисовавшие, смогли создать картины в абсолютно том же стиле, что рисует эта художница. [Личное интервью, М. Абдуллин]

Таким образом, у каждого есть умения, используемые автоматически. НЛП называет их неосознаваемой компетентностью. Человек, добившийся совершенства в искусстве, спорте или бизнесе, очень часто зарабатывает этим на жизнь. Моделирование же чужого совершенства означает моделирование отдельных проявлений поведения и мастерства, а не поведения в целом.

Таким образом, НЛП - это практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым стремится человек. Это исследование того, что создает различие между выдающимся и обычным. Оно также оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса и терапии.

 

Мотивация

 

По своей сути, мотивация - это умение заставлять делать то, чего делать не хочется.

Причиной успеха часто становится не столько врожденный талант, сколько мотивация человека, его целеустремленность и настойчивость. Каждый человек ощущает высокую мотивированность в какой-то сфере своей деятельности. Это означает, что можно перенести стратегию мотивации и на другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, можно заимствовать и чужие стратегии. Упорную нацеленность на результат нередко объясняет благоприятная среда, окружавшая человека в раннем детстве.

Мотивация в НЛП программировании - это сложное образование психики, основанное на отличительных особенностях человека. Иными словами, это совокупность ценностей, взглядов, принципов и склонностей человека, сформировавшихся в процессе его жизни. Мотив переводится с латинского как «привести в движение». Это означает, что мотив побуждает человека к действию [БерилХэзер].

В практике НЛП это понятие используется для объяснения индивидуального поведения человека в той или иной типичной ситуации. Для мотивации в НЛП программировании характерно психофизиологическое напряжение, то есть действие происходит под влиянием эмоций, будь то желание достичь цели или, наоборот, нежелание действовать. В НЛП направленность и результативность деятельности зависит от активности и силы мотивации. Таким образом, увеличивающаяся мотивация увеличивает и успех, но лишь до определенного предела. Так, если мотивация будет продолжать увеличиваться, то успех деятельности будет уменьшаться. Например, решение легких задач вероятнее закончится успехом при высоком уровне мотивации, тогда как сложные и трудоемкие задания лучше решать при низкой или средней мотивации.

Можно с уверенностью сказать, что для наиболее результативной деятельности нужна не максимальная, а оптимальная мотивация. Согласно Мюррею, существует 8 основных мотивов деятельности человека. Мотив «автономия» предполагает неподчинение и демонстрацию безответственности. Иными словами, это стремление к свободе и отсутствию привязанностей. Второй мотив «агрессия». Под воздействием ее человек атакует другого, стремясь сломать внешнее сопротивление, и тогда мотивированный агрессией человек мстит за обиды. При «аффиляции» человек стремиться найти союзников или понравиться влиятельному лицу. Это стремление взаимодействовать с теми, кто нравится ему и кому нравится он.

Существует также мотивация «демонстрация своего превосходства» - это стремление удивить и произвести впечатление. Хорошая машина может произвести впечатление. «Доминирование» предполагает желание манипулировать другими. При мотивации «достижение» человек стремиться «поглотить» идеи или людей и организовывать их максимально продуктивно для себя. При этом виде мотивации человек демонстрирует повышенное самоуважение, стремиться превзойти самого себя, а также других. Если мотивом человека является «забота», то он заботиться о других, которые, в его понимании, чем-то уязвлены или неполноценны. Также существует мотив «зависимость», при котором человек стремиться найти другого, который был бы его благодетелем - прощал, направлял, любил, утешал и прочее. [Модель НЛП - мотивация]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: