Применение методов НЛП в образовательном процессе




 

Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления.

Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная - несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории: начальные (третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.

Начальная школа

Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - «идти через» процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

Для того, чтобы обучиться какой-то новой деятельности, приходится разбирать привычные паттерны на детали и оттачивать их.

Средняя школа

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со «школьного конвейера» и отправляют в «коридор» (доучивание, переучивание, спецклассы...).

В определенном смысле НЛП не изобрело ничего нового, открыв паттерны эффективной коммуникации и способы передачи их от владеющих к желающим приобрести.

Наш мир наполнен естественными якорями: визуальными, аудиальными, кинестетическими и любой их комбинацией. И нет недостатка в примерах: от воя пожарной машины до вспышки красного цвета на зеркале заднего обзора или визита к зубному врачу.

Вопрос не в том, существуют они или нет. Они работают в каждой классной комнате. Вопрос в том, как их использовать целенаправленно и постоянно. Любое поведение учителя, вызывающее постоянный отклик в классе, является якорением.

Старшая школа

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

Старшие классы характеризуются сложностью дисциплин и передаваемого от учителя к ученику материала.

Существует два вида якорения в школе. Первый якорь используется в текущей работе, другой - для трудного и важного содержания.

В местном колледже инструктор по вычислительной технике так использовал невербальную коммуникацию. Теоретический материал он начинал в одной части класса, надев форменную фуражку и говоря высоким голосом. Затем в середине класса он снимал фуражку, надевал кепку и более низким голосом объяснял задание на сегодня, а затем подходил к компьютеру, засучив рукава, и показывал все на машине и отвечал на всевозможные вопросы. Уже через несколько дней ученики знали, когда нужно просто слушать теорию, когда можно спрашивать, легко переключались на следующую деятельность. [Гриндер М.]

Учителя и ученики - подростки

Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 - 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить «гормональный клуб» - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.

Откуда же приходят учителя, обучающие эти «эмоциональные вулканы школьного конвейера»? Из двух других структур. Имеющие опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... - все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.

Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины. Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с идеей или каким-то содержанием, то в дальнейшем эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными.

Одна из основных целей НЛП в образовании - научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом, ученик автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что оно (содержание) «заякорилось».

Изучение и использование якорей - самый быстрый и действенный путь понимания невербальной коммуникации.

И именно в этом возрастной группе особенно важно понимать, что «карта не территория».

Верхом педагогического мастерства учителя может стать осознание и принятие карты восприятия ученика. Не навязывание ему своей карты мира, а именно понимание, что она у него своя.

В любом случае, понимать и принимать то, что на свете столько карт восприятия, сколько живет людей, важно не только при взаимодействии разных возрастных групп, но и при общении сверстников, при взаимодействии в семье, в рабочем коллективе. [М. Абдуллин, личное интервью]

Учителя старших классов

Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.


 

Заключение

 

В данной курсовой работе получилось коснуться лишь «верхушек» теории НЛП и упомянуть о некоторых сферах его применения. При этом познать весь объем методик возможно только на практике. Множество курсов, которые проходят на сегодняшний день и в России, предоставляют огромный объем информации для желающих. Однако, справедливости ради, стоит указать на то, что подобные занятия стоят немалых денег. Между тем, применение и знание основ НЛП видится необходимым в современной жизни, в том числе и в сфере образования. Ведь важно не только учить детей конкретным дисциплинам, важно научить их именно учиться, находить с ними общий язык и предложить им способы более простого усвоения информации и учебного материала. Ведь, владея техникой моделирования, например, гораздо проще научиться съезжать с горы на горных лыжах, в точности копиру движения профессионала, который едет впереди. С помощью того же моделирования можно быстро освоить различные техники рисования, написания текстов или быстрого чтения, что может стать незаменимым знанием, как для школьников и студентов, так и для взрослых состоявшихся людей.

Один из главных тезисов НЛП, заключающийся в том, что «карта - н территория» позволит избежать многих конфликтных ситуаций не только в коллективе, но и в семье.

НЛП предоставляет те необходимые базовые знания об окружающем нас мире и людях, которые, бесспорно, помогут в адаптации человека в коллективе, во взаимодействии руководителя подчиненного и пр.

В связи с вышесказанным, несомненно, представляется, что в ближайшие годы методы НЛП будут получать все большую популярность.


 

Библиография

 

1. Абдуллин М.М., личное интервью, мастер НЛП (курс Андрея Плигина).

. БэрилХэзер, NLP. Полное практическое руководство. 2005 г.

. Веричева Г., Коучинг? Коучинг… Коучинг!, журнал «Директор», май 2002 г.

4. Гвоздев Алексей, О паттернах, обучении и эффективности. www.nlpr.ru <https://www.nlpr.ru>

. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера. - Нью-Йорк: 1989 г.

. Дилтс Р., Магия высшей практической психологии, - ПРАЙМ-Еврознак: 2004 г. - 256 с.

. Дилтс Р., Моделирование с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2000 г.

. Джозеф О’Коннор, Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. 1989 г.

. Модель НЛП - мотивация. www.skbeta.ru

. Центр НЛП в образовании, Плигин А., www.nlpcenter.ru <https://www.nlpcenter.ru>

. Энциклопедия «Кругосвет», НЛП как психотерапевтический метод: www.krugosvet.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: