М Е Т О Д И К А оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы




 

I. Общие подходы и принципы реализации Программы

 

1. Настоящая методика определяет порядок и инструментарий оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа).

2. Методика проведения оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы предусматривает разработку иерархической модели процесса развития образования и сведение множества частных показателей его состояния к единому интегральному показателю.

Разработка иерархической модели процесса развития образования предполагает декомпозицию процесса на задачи, мероприятия и установление их взаимосвязи, а также формирование множества показателей, характеризующих в совокупности состояние системы образования.

3. Оценка социально-экономического эффекта хода реализации Программы проводится на основе трехуровневой иерархической модели процесса развития системы образования.

Декомпозиция процесса развития образования на основные задачи и мероприятия проводится с привязкой к ним системы целевых показателей (индикаторов) Программы. Более глубокая детализация задач Программы обусловлена необходимостью повышения обоснованности оценок.

Использование единой модели декомпозиции процесса развития образования обеспечивает сопоставимость оценок, полученных на региональном и федеральном уровнях. Полученные на ее основе оценки позволяют провести сравнительный анализ хода развития системы образования в регионе и в целом по стране.

4. Оценка коэффициентов относительной важности (приоритетности) задач, мероприятий и проектов в достижении цели развития системы образования проводится на основе обработки результатов экспертного опроса, сравнений рассматриваемых аспектов с использованием вербально-числовой шкалы.

Социально-экономический эффект от реализации мероприятий по развитию системы образования характеризуется множеством показателей, отражающих их влияние на те или иные важные аспекты общественной деятельности. Эти показатели различны по содержанию, имеют разные единицы измерения, могут выражаться как в количественной, так и в качественной форме.

5. Используемая в настоящей методике совокупность показателей для оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы базируется на системе целевых показателей (индикаторов) и учитывает существующую систему сбора и учета статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

Сведение комплекса частных показателей к интегральному (комплексному) социально-экономическому показателю проводится на основе простого аддитивного взвешивания. В обеспечение сопоставимости частных показателей проводится их нормирование. Перед нормированием показатели качественного содержания приводятся к количественной форме на основе вербально-числовой шкалы.

Оценка хода реализации Программы проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого интегрального показателя социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по модернизации образования.

 

II. Показатели оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы

 

6. Социально-экономический эффект хода реализации Программы определяется кумулятивным (нарастающим) итогом и на момент окончания Программы соответствует социально-экономическому эффекту от ее реализации.

Необходимо различать плановый и фактический социальноэкономический эффект от реализации Программы, а также плановый и фактический социально-экономический эффект хода реализации Программы. Плановые показатели социально-экономического эффекта рассчитываются на основе плановых характеристик состояния системы образования, а фактические показатели - на основе фактически достигнутых характеристик.

7. Сведение всех социально-экономических аспектов Программы к единому интегральному показателю (W) проводится с учетом весовых коэффициентов учитываемых факторов. Вместе с тем сведение множества разноаспектных частных показателей к единому показателю приводит к тому, что абсолютная величина интегрального показателя не имеет ясного физического смысла. Представление о социально-экономическом эффекте Программы и ходе ее реализации может быть получено только на основе относительных показателей.

8. При оценке хода реализации Программы на федеральном уровне учитываются следующие показатели:

а) уровень достижения планируемого социально-экономического

эффекта от реализации мероприятий по развитию образования на конец

 

t-го года (Wплt). Указанный показатель определяется по формуле:

 

Wплt Wtфакт 100%,

Wtпл

 

где:

Wtфакт - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования;

Wtпл - интегральный плановый показатель социальноэкономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

б) отклонение фактического социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в t-м году от планового показателя (Wtпл ). Указанный показатель определяется по формуле:

 

Wtпл Wплt 100%;

 

в) коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по модернизации образования в t-м году (KWt ).

Указанный коэффициент показывает во сколько раз на конец t-го года (по сравнению с состоянием системы образования на начало ее развития) вырос интегральный социально-экономический эффект системы образования и определяемый по зависимости:

 

KWt WWtфактнач,

 

где:

Wtфакт - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования;

Wнач - интегральный начальный показатель состояния системы образования (конец 2015 года).

9. Плановые, фактические и начальный интегральные показатели (Wtпл , Wtфакт , Wнач ) рассчитываются на основе только тех характеристик состояния системы образования, которые установлены в Программе.

Если показатель Wплt 100% и соответственно Wtпл 0, реальное состояние системы образования на конец t-го года выше запланированного уровня, что свидетельствует о нормальном ходе реализации мероприятий Программы.

При Wплt 100%, Wtпл 0 реальное состояние системы образования на конец t-го года ниже запланированного уровня, что свидетельствует об отставании хода преобразований.

10. Оценка социально-экономического эффекта хода реализации мероприятий по развитию образования в регионах в соответствии с общими положениями настоящей методики может проводиться по 2 направлениям.

При проведении оценки с целью определения места региона в развитии системы образования страны используются показатели, по содержанию аналогичные показателям для оценки хода реализации Программы на федеральном уровне.

Коэффициенты роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по модернизации образования в регионе не рассчитываются, так как не могут использоваться для сравнительного анализа вследствие различий состояния образования в регионах на начало его модернизации.

11. Для оценки хода реализации Программы на региональном уровне применяются следующие показатели:

а) уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в регионе

 

на конец t-го года (Wплt рег ). Указанный показатель определяется по формуле:

 

фактрег

плрег

W
t
Wt плрег 100%,

Wt

 

где:

Wtфактрег - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации

мероприятий по развитию образования в конкретном регионе;

Wtплрег - интегральный плановый показатель социально-

экономического эффекта в t-м году от реализации Программы в регионе;

б) отклонение фактического социально-экономического эффекта от развития системы образования в регионе в t-м году от планового показателя по стране в целом (Wtплрег ). Указанный показатель определяется по формуле:

 

Wtплрег Wплt рег 100%.

 

12. Плановые и фактические интегральные показатели (Wtплрег ,

Wtфактрег ) рассчитываются на основе только тех характеристик состояния системы образования, которые установлены в Программе.

 

 

Если Wплt рег >Wплt, Wплt рег =Wплt, Wплt рег <Wплt, то темпы развития образования в регионе к данному моменту времени соответственно превышают, равны или ниже средних по стране.

13. При проведении оценки хода развития образования в конкретном регионе с учетом особенностей состояния системы образования и приоритетов задач, решаемых в регионе, используются следующие показатели:

а) уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования на конец

*плрег t-го года (Wt ). Указанный показатель определяется по формуле:

 

*фактрег

 

W
t
W*tплрег *плрег 100%,

Wt

 

где:

Wt*фактрег - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе;

Wt*плрег - интегральный плановый показатель социальноэкономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе.

Знак " * " означает, что при расчете показателей могут учитываться характеристики, не входящие в систему количественных показателей, которые установлены в Программе. Перечень учитываемых характеристик определяется в регионах исходя из особенностей и приоритетов решаемых задач по развитию системы образования;

б) отклонение фактического социально-экономического эффекта от

реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в t-м году от планового показателя (Wt*плрег ). Указанный показатель определяется по формуле:

 

Wt*плрег W*tплрег100%;

 

в) коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в t-м году (K*Wрегt ). Указанный коэффициент показывает, во сколько раз на конец t-го года (по сравнению с состоянием системы образования на начало ее модернизации) вырос интегральный социально-экономический эффект от системы образования в регионе, и определяется по зависимости:

 

t
K*Wрегt W**фактначрегрег,

W


Wt*фактрег - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе;

W*начрег - интегральный начальный социально-экономический показатель состояния системы образования в конкретном регионе

(на конец 2015 года).

 

14. Если показатель W*tплрег100% и соответственно Wt*плрег0, реальное состояние системы образования на конец t-го года выше запланированного уровня, что свидетельствует о нормальном ходе реализации мероприятий Программы. В противном случае проведение предусмотренных мероприятий идет с отставанием.

 

Показатели W*tплрег и Wt*плрег , K*Wрегt рассчитываются по формулам, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил в том случае, если в региональных программах по развитию образования предусмотрена градация частных социально-экономических показателей по годам программного периода.

В случае если указанное условие не выполняется и в Программе отдельные индикативные показатели определены только на конец ее реализации, для оценки хода реализации мероприятий по развитию системы образования в конкретном регионе используются следующие показатели:

относительный региональный коэффициент темпа развития системы

 

образования в t-м году (K*Wрегt );

отклонение темпов модернизации образования в регионе от среднегодовых (Wt*регср.год).

Для определения указанных показателей используются соответственно следующие формулы:

 

)
W
W
(
2016)
-
t
(
)
W
W
(
 
K
рег
рег
рег
рег
t
нач
*
пл
*
 
нач
*
факт
*
t
рег
*
W
,
 
 
%
 
)
 
K
(
W
рег
*
W
рег
*
год
.
ср
t
t
,
 

 

W2020*плрег - региональный интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе на конец реализации Программы;

W*начрег - интегральный начальный социально-экономический показатель состояния системы образования в конкретном регионе

(на конец 2015 года).

 

*рег *рег указывают на отклонение темпов Показатели KWt и Wt ср.год

развития системы образования в регионе на конец t-го года по сравнению со среднегодовым темпом.

*рег *рег = 0) свидетельствует, что Выполнение условия KWt 1 (Wt ср.год темп процесса развития системы образования в конкретном регионе соответствует среднегодовому показателю. При K*Wрегt 1 (Wt*регср.год > 0) идет опережение преобразований в системе образования по сравнению со среднегодовым показателем. K*Wрегt 1 (Wt*регср.год < 0) свидетельствует о необходимости внесения коррективов по ускорению процесса развития системы образования в конкретном регионе.

Если в региональной программе развития образования определены годовые объемы финансирования мероприятий, то вместо показателей

 

*рег *рег рассчитываются соответственно показатели K*Wрегt (с) и KWt и Wt ср.год

Wt*регср.год (с) , которые более объективно отражают ход преобразований системы образования в конкретном регионе. При этом применяются формулы:

 

t
k
k
нач
*
пл
*
 
 
 
k
k
нач
*
факт
*
t
рег
*
)
с
(
W
с
)
W
W
(
с
)
W
W
(
K
рег
рег
рег
рег
t
,
 
 
%
1)
К
(
ΔW
рег
*
W
рег
*
)
с
(
год
ср.
t
)
с
(
t
,
 

 

(K*Wрегt (c) ) - средневзвешенный по объему финансирования относительный региональный коэффициент развития образования в t-м году; сk - объем финансирования мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в k-м году с учетом средств, выделяемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта Российской Федерации.

 

III. Оценка социально-экономического эффекта хода реализации Программы

 

15. Построение иерархической структуры (модели) процесса развития системы образования сводится к формулировке цели, задач, мероприятий и проектов по развитию образования и выявлению между ними логических взаимосвязей.

Основной принцип формирования элементов каждого уровня иерархической структуры - их достаточность и объективность для характеристики процесса развития системы образования.


Алгоритмы расчета интегральных показателей социальноэкономического эффекта от реализации Программы развития образования, в том числе начального интегрального показателя (Wнач ), совокупности интегральных плановых показателей (Wtпл ) и множества интегральных фактических показателей (Wtфакт ) основаны на результатах декомпозиции процесса развития системы образования. Расчет указанных показателей проводится для анализа хода реализации Программы как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе, а также для анализа хода модернизации образования в субъектах Российской Федерации с учетом региональных особенностей и собственных приоритетов.

16. Интегральные плановые показатели социально-экономического эффекта от реализации мероприятий Программы для каждого года модернизации образования определяются по формуле:

 

 
j
 
i
З
j
V
V
J It(пл)

WtплHi (З j) Pk(Hi), t 2016,2020

 

 


либо по формуле:

 

Wtпл VHобi Pkt((плHi)),

 

где:

Wtпл - плановый интегральный показатель социальноэкономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий Программы;

VЗ j - весовой коэффициент важности решения Зj -й основной задачи развития образования в достижении стратегической цели развития государства (j 1,J, в данной задаче J= 5);

VHi (ЗJ) - весовой коэффициент важности Нi-го мероприятия развития системы образования в решении Зj-й основной задачи (i 1,I). В разрезе предложенной иерархической структуры Программы I= 22;

Y 5ewrbXscJdy1+j5JHrXDhqWhxo5WNZWHzdEZeB9xXM7T12F92K9OP9uHj+91Ssbc3kzLF1CRpvj/ DGd8QYdCmHb+yDao1oAMiX969uayYmfgGXSR60vy4hcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQAbcvJhWAIAAMMFAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQBok6CY2AAAAAEBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAALIEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAAtwUAAAAA ">

Pkt((плHi))- плановое нормированное значение k-характеристики Hi-го мероприятия развития системы образования в t-м году;

VHобi - обобщенный весовой коэффициент Hi-го мероприятия развития системы образования, который определяется по формуле:

 

VHiоб

j
J
 
j
З
V
VHi(Зj).

 

Коэффициенты важности основных задач развития образования (VHi (ЗJ) и VЗj ) рассчитываются по результатам экспертного опроса специалистов в области образования и представителей общественности.

При расчете интегральных показателей социально-экономического эффекта хода реализации Программы могут учитываться как показатели Программы, так и другие показатели, достоверно характеризующие, по мнению экспертов, влияние результатов изменений в сфере образования на социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также показатели, специально сформированные для оценки хода реализации Программы в части оценки социально-экономического эффекта отдельных мероприятий Программы.

Результаты процессов развития образования по конкретному мероприятию могут оцениваться по одному либо по нескольким параметрам. При оценке результатов развития системы образования по нескольким показателям плановая нормированная обобщенная характеристика рассчитывается как средняя арифметическая величина.


Плановое нормированное значение k-й характеристики

Нi-го мероприятия по развитию системы образования в t-м году (pkt((плHi))) определяется по формуле:

,
p
min
p
max
p
p
max
,
p
min
p
max
p
min
p
p
)
H
(
k
)
H
(
k
)
пл
(
t
)
H
(
k
)
H
(
k
)
H
(
k
H
(
k
)
H
(
k
)
пл
(
t
)
H
(
k
)
пл
(
t
)
H
(
k
i
i
i
i
i
)
i
i
i
i
 
если характеристику необходимо максимизи
ровать,
 
если
характеристику необходимо минимизировать,
 
 

 

 

где:

minpk(Hi),max pk(Hi) - минимально и максимально возможные значения k-й характеристики Нi-го мероприятия по развитию системы образования; pkt((плHi)) - плановое значение k-й характеристики Нi-го мероприятия по

развитию системы образования в t-м году.

17. Интегральный начальный социально-экономический показатель состояния системы образования (Wнач )определяется по формулам:

 

 
j
 
i
З
j
V
V
J Iнач

WначHi(Зj) Pk(Hi)

 

либо


 


Wнач VHобi Pначk(Hi).

pначk(Hi) minpk(Hi), если характеристику необходимо максимизи ровать, maxp minp

pначk(Hi ) maxkp(Hk(i)Hi ) pначk(Hk(iH) i), если характеристику необходимо минимизировать,

maxpk(Hi) minpk(Hi)

 

 

где:

P начk(Hi ) - нормированное начальное значение обобщенной k-й характеристики Нi-го мероприятия по развитию системы образования.

pначk(Hi) - начальное (базовое) значение k-й характеристики

Нi-го мероприятия по развитию системы образования.

18. По мере завершения очередного календарного года и получения фактических данных за истекший год определяется фактически достигнутый на конец года интегральный социально-экономический эффект от реализации мероприятий по развитию системы образования.

Интегральный фактический показатель социально-экономического эффекта рассчитывается по формуле:

 

 
j
 
i
З
j
V
V
J It(факт)

WtфактHi (З j) Pk(Hi), t 2016,2020

 

либо по формуле:

 

Wtфакт VHобi Pkt((фактHi)).

 

pkt((фактHi)) min[1]k(Hi), если характеристику необходимо максимизи ровать,

 

pkt((фактHi )) maxmaxpkp(Hk(iH) i) minpkt(p(фактHki()H)i), если характеристику необходимо минимизировать,

maxpk(Hi) minpk(Hi)

 

 

где:

Wtфакт - фактически достигнутый на конец t-го года интегральный показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования;

19. При анализе хода развития регионального образования с учетом его особенностей и собственных приоритетов расчет интегральных показателей проводится аналогично расчету, предусмотренному пунктом 16 настоящих Правил. Отличие состоит в необходимости построения собственной иерархической модели развития системы образования, а также в номенклатуре учитываемых характеристик, где наряду с количественными показателями могут рассматриваться и качественные характеристики.

В связи с этим в обеспечение расчета интегрального показателя социально-экономического эффекта необходимо дополнительно определить коэффициенты важности задач и мероприятий развития образования, а качественным характеристикам дать количественную оценку.

Коэффициенты важности мероприятий и задач развития

образования (VHi (ЗJ) и VЗj ) рассчитываются в соответствии с разделом IV настоящей методики.

Для количественной оценки характеристик качественной природы проводится экспертный опрос.

Полученные экспертами с помощью вербально-числовой шкалы оценки результат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: