И зготовление цветных льдинок




От авторов

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Данная работа направлена на развитие поисковопознавательной деятельности детей 3—7 лет и предполагает решение следующих задач:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителем, моделей); расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения

их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

— поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 1) живая прироДа (характерные особенмости сезонов в разных природно-климатических 30нах, многообразие живых организмов как приспособле ние к окружающей среде и др.); 2) неживая прироДа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.); З) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Все темы усложняются по содер жанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем ста новятся достоянием самого ребенка, так как он воспри нимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

В книге даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности, включаюплие рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Они могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельнос ти дошкольников, а также для стимулирования их ак тивности в процессе познания окружающего мира.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Книга является практическим пособием по ав торской программе «Ребенок в мире поиска», разработанной на основе анализа существующих программ и обобщения опыта работы ДОУ.N2 140 АО «АвтоВАЗ» г. Тольятти. Авторы выражают глубокую благодарность ассистенту кафедры дошкольной педагогики ТФ СГПУ Н.А. Матуняк, воспитателю ДОУ.N2 140 Л.Ф. Рапиевой за помощь, оказанную при разработке и проведении отдельных опытов и экспериментов.

В приведенных играх знаком обозначается цель игры, знаком О — игровой материал и знаком — ход игры.

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕЙ группЕ

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ВOДА

Узнаем, какая вода

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крыш ку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Взрослый показывает три закрытые емкости и пред мигает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две — тяжелые, в одной из тяжелых емкостей — окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй — вода, а в тре— чай. Взрослый просит детей объяснить, как опи догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, до(Љлвляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, ню ХЛ'От, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

И зготовление цветных льдинок

Ф Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит

на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

ВОЗДУХ

Что в пакете?

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, Полиэтиленовые пакеты.

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим- Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете, От-

крывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Игры с соломинкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них чтонибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали,

когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули), Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот

или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается че рез водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

Игры с возДушным шариком и соломинкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).

Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой — мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выяс:няет, откуда берется воздух внутри человека (его вды хают).

Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: