Введение
В нашей стране на протяжении многих десятилетий отношение государства к детямс инвалидностью было построено на приоритете «изъятия» их из общества и помещения в закрытые специализированные учреждения. Это привело к «отключению» тысяч детей от нормальной жизни. Сегодня подавляющее большинство людей с инвалидностью по-прежнему направляются в спецучреждения, тем самым оказываются вне социализации, лишенными не только нормальной жизни в настоящем, но и будущем, чтоследует рассматривать как нарушение прав человека со стороны общества.
Помимо этого, на сегодняшний день система образования полноценно принимает только детей,способных обучаться по общей, стандартной программе и способных показывать нормальные для всех результаты успеваемости. Вследствие чего дети с особыми образовательными потребностями оказываются изолированными от своих здоровых сверстников и выпадают из общего образовательного процесса.
В это же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с инвалидностьюсможет получить не только учебную информацию, но и сумеет социализироваться.Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
I Предпосылки формирования идеи инклюзивного общества
Инклюзия как мировоззрение
Слово «инклюзия» происходит от лат. inclusio «включение». На сегодняшний день инклюзия становится термином, отражающим новый взгляд не только на образование, но и наместо человека в обществе.
В основе инклюзии лежит идеявключающего общества. Она означает, что любой человек (человек с ограниченными возможностями здоровья,другой расы, вероисповедания, культуры) может быть включен в общественныеотношения.Важно,чтобыэтовключениесодействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенстваих прав во всех видах деятельности. За этим стоит глубокаяфилософская проблема — проблема отношений «Я и Другой», проблема формирования нашего сознания в условиях социального взаимодействия.
Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другойможет быть одинаково принят обществом и даже должен имприниматься. Открытость другому имеет границы, одной изкоторых является сохранение собственной идентичности. Приотсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.
Но само общество и его социальные институты (образование, культура, рынок труда и т.д.) вырабатывает нормы, которые регулируют социальное взаимодействие. Одной из такихнорм, или социальных стереотипов, было отторжение людейс инвалидностью, их социальная изоляция. Сегодняинвалидность получает новую трактовку и рассматриваетсяне как особенность человека,а как «барьеры» самого общества.
Идея инклюзии возникла в рамках масштабных измененийв понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Идеология инклюзиисформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличиймежду людьми.
Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственноездоровье общества.
Инклюзия как образовательная концепция
Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь,каким бы ни было ее физической состояние.
Принципыинклюзивного образования
Инклюзивное образование включает в себя следующие ценностные установки:
- признание для общества равной ценности всех ученикови педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всехаспектах школьной жизни и одновременное снижение уровняизолированности некоторых групп учащихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни длявсех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо однойгруппы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которыенеобходимо преодолевать;
- признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальныхценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Принципы инклюзии определяют новую парадигму образовательных отношений:
1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобыбыть услышанным;
3) все люди нуждаются друг в друге;
4) подлинное образование может осуществляться только вконтексте реальных взаимоотношений;
5) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
6) для всех обучающихся достижение прогресса скорее можетбыть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
7) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Концепция инклюзивного образования заключаетсяв изменения самого образования (условий, программ, среды,средств обучения, форм аттестации) с целью обеспеченияправа каждого ребенка на получение качественногообразования вместе с другими детьми.