Гибкость в использовании




Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

- Стоит обеспечить пользователю выбор способа использования продукта.

- Учитывание особенности правшей и левшей при использовании.

- Помощь пользователю правильно и аккуратно использовать продукт.

- Обеспечение адаптируемости под темп пользователя.

Простой и интуитивно понятный дизайн

Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

- Устранениененужную сложности.

- Согласование дизайна с пользовательскими ожиданиями и интуицией.

- Расположение информации с учетом её важности.

- Обеспечение эффективной подсказкой и ответной реакцией во время и после выполнения задачи.

Легко воспринимаемая информация

Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.

- Использование различных способов (визуальных, вербальных, осязательных) для многократного представления важной информации.

- Отделение главной информацииот второстепенной.

- Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно.

- Обеспечение совместимости с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.

Допустимость ошибки

Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.

- Следует организовать элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить.

- Наличие предупреждений об опасностях или ошибках.

Низкое физическое усилие

Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.

- Пользователь должен оставаться в удобном для него положении.

- Использование разумных значений для усилий.

Размер и пространство для доступа и использования

Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.

- Обеспечение видимости важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя.

- Обеспечение легкого доступа ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя.

- Обеспечение достаточного места для использования вспомогательных средств или личного помощника.

Принципы универсального дизайна внедряются, как правило, при проектировании новых объектов, но при адаптации уже существующих чаще речь идёт о применении принципов безбарьерной среды. При грамотной адаптации и соблюдении нормативных требований обеспечивается доступность, но не реализуются в полном объеме принципы универсального дизайна.

Универсальный дизайн по сравнению с безбарьерной средой имеет больший социально-экономический эффект, так как его результатами может пользоваться практически всё население, а не отдельные группы.

При проектировании специальных зданий – в нашем случае школы – кроме универсальных подходов должны приниматься во внимание специфика функционального процесса, на который такие здания рассчитаны, а также особые требования различных категорий пользователей к обучению, к трудовой деятельности.В общеобразовательных школах необходимым являетсяподход, основанный на принципах универсального дизайна к пространствам общего использования, и индивидуальный подход – к оборудованию учебного места.

Стоит понимать что, нельзя категорично заявлять, что универсальный дизайн обеспечит активное участие и интеграцию в жизнь общества абсолютно всем его гражданам. Такая позиция является утопичной, так как всегда будут люди с редкимиспецифическими заболеваниями или анатомическими особенностями, требующие индивидуального подхода.

Аннотация

Актуальность исследования. Положение и уровень развития страны и её общества во многом определяется отношением к людям с инвалидностью, в том числе к детям-инвалидам. Воспитание, лечение и образование таких детей является важной подсистемой социальной сферы любой страны, определяющей её потенциал социального, экономического и культурного развития.

Сегодня подавляющее большинство детей с особенностями психофизического развития направляются в специализированные учреждения, что делает невозможным процесс социализации. Правильным и эффективным решением этой проблемы следует считать создание инклюзивной архитектурной среды образовательных учреждений, то есть одинаково приспособленной и удобной для всех без исключения категорий детей.

Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. В направлении этих преобразований движется и Республика Беларусь. (Вставить название основных документов, касающихся инклюзивного образования). В частности, В 2016 году страна подписала закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов, в 2017 году был утвержден Национальный план действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы.

Изменение отношения общества и государства к образовательному процессу, развитие инклюзивного образования подтверждают необходимость адаптации существующих школьных зданий и проектирование новых зданий с учетом совокупности требований детей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по созданию архитектурной среды, обеспечивающей инклюзивное образование, определяет социальную значимость и подтверждает актуальность диссертационного исследования.

Цель исследования – разработать предложения по созданию архитектурной среды, обеспечивающей инклюзивное образование в учреждениях общего среднего образования в Республике Беларусь.

Задачи исследования:

- систематизировать и проанализировать научные исследования и литературные источники по теме диссертационного исследования;

- определить факторы, влияющие на формирование инклюзивной архитектурной среды образовательных учреждений;

- проанализировать отечественные и зарубежные нормативные документы по проектированию и строительству учреждений общего среднего образования;

- проанализировать отечественные и зарубежные нормативные документы по созданию доступной среды;

- изучить отечественный и зарубежный опыт архитектурной адаптации и проектирования новых объектов образовательных учреждений для обеспечения инклюзивного образования;

- провести анализ проектов учреждений общего среднего образования;

- провести мониторинг школьных зданий на соответствие нормативным требованиям.

Объект исследования – учреждения общего среднего образования.

Предмет исследования – архитектурная организация среды учреждений общего среднего образования для обеспечения инклюзивного образования.

Границы исследования:

- хронологические границы исследования охватывают период с 1960 года и до настоящего времени;

- территориальные границы исследования определены границами Республики Беларусь;

- типологические границы исследования включают объекты учреждений общего среднего образования.

Методика исследования. Основой исследования является системное, комплексное изучение учреждений общего среднего образования, всесторонний анализ и синтез, моделирование ситуации. Фактологическую базу исследования составляют результаты натурных обследований учреждений общего среднего образования, библиографические и архивные материалы.

В работе будут применятся следующие методы:

- комплексное изучение и систематизация текстового и графического материалов в отечественных и зарубежных изданиях по теме диссертации;

- изучение и обобщение современных нормативных документов в области проектирования и строительства учреждений общего среднего образования для детей с особенностями психофизического развития;

- натурные обследования и фотофиксация;

- моделирование ситуации;

- проектный эксперимент.


Заключение

Отношение к людям с инвалидностью, в том числе к детям с различными нарушениями (двигательными, сенсорными, ментальными) на протяжении длительного времени претерпело значительное изменение: от сегрегации до инклюзии.

Инклюзивное образование – процесс, получивший развитие в Республике Беларусь – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей.

Важное значение, кроме образовательных программ и методик, имеет создание пространственных условий для обеспечения образовательного процесса: от доступности архитектурной среды школы до специального оборудования. В наибольшей степени концепции инклюзивного образования при формировании пространственных условий соответствует подход, основанный на принципах универсального дизайна.


 

Список использованной литературы

1. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность / С.В. Алёхина. – Москва, 2013.

2. Кислякова, Ю.Н.Особенности создания адаптивной образовательной среды в условиях инклюзивного образования / Кислякова, Ю.Н. // Инклюзивные процессы в образовании: материалы Междунар. конф., г. Минск, 27-28 окт. 2016 г. / Министерство образования Республики Беларусь; редкол. А.М.Змушко [и др.]. – Минск, БГПУ, 2016. – С. 118–120;

3. Перфильева, М.Ю. Участиеобщественныхорганизацийинвалидоввразвитииинклюзивногообразования / М.Ю.Перфильева, Ю.П.Симонова, С.А. Прушинский.– Москва, 2012.

4. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / РУП "СтройМедиаПроект" – Минск, 2013. – Режим доступа: https://arcp.by/ru/article/universalnyy-dizayn-reabilitacionnogo-prostranstva – Дата доступа: 11.03.2018.

5. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Группа компаний "БЕЗ ПРЕГРАД" – Режим доступа: https://bezpregrad.com/universal-design.html– Дата доступа: 11.03.2018.

6. [Электронный ресурс] / ООО "Квазар"–2010-2018. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/05/26/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-puti-ih-resheniya – Дата доступа: 18.11.2017.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: