Дополнительная общеразвивающая программа




Дополнительная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Пластилиновые чудеса»

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации:??? недель (дней)

 

 

Автор-составитель:

Полякова И.И.,

педагог дополнительного образования

 

 

г.Кириши, 2022 г.

 


Содержание

 

Пояснительная записка. 4

Учебно-тематический план. 7

Содержание программы. 8

Воспитательная работа. 9

Методическое обеспечение программы.. 10

Материально-техническая база. 11

Список литературы.. 11

Приложение 1"Проект индивидуального образовательного маршрута"................................... 12

Приложение 2 "Диагностическая система оценки результатов обучения................................ 13

Календарный учебный график....................................................................................................... 17


Паспорт программы

Наименование Пластилиновые чудеса
Направленность Художественная
Срок реализации  
Возраст учащихся 7-12 лет
Дата разработки программы Май 2022 г.
Автор-составитель Полякова И.И., педагог дополнительного образования
Изменения, вносимые в программу
Дата Вносимые изменения
   
   
     

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р.

  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

  • Региональным проектом «Успех каждого ребёнка» (Ленинградская область), утверждённым организационным штабом по проектному управлению в Ленинградской области (протокол от 11 декабря 2018 года № 10)

Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Актуальность программы обусловлена современной государственной и региональной образовательной политикой, направленной на создание благоприятных условий для продуктивного развития личности ребёнка в период каникулярного отдыха, укрепление его здоровья, профилактику вредных привычек, социализацию и реабилитацию, развитие познавательных интересов детей и их способностей.

Детский оздоровительный лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в детском лагере осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновые чудеса» является краткосрочной и направлена на формирование и развитие целостной, активной творческой личности учащихся. Осуществляемое в процессе реализации данной программы эстетическое воспитание ребёнка средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование его личности и является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

При этом реализация краткосрочной программы позволяет создать комфортные условия для последующего выявления у учащихся предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании с учетом его интересов и способностей.

Педагогическая целесообразность программы.

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в процессе организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Пластилиновые чудеса» предполагается использование таких образовательных технологий, как: технология полного усвоения знаний, технология критического мышления, технология разноуровневого обучения, технология сотрудничества в команде, технология коллективного творческого дела, проектная технология, технология индивидуальных образовательных маршрутов, технология творческой мастерской.

С целью охраны и укрепления здоровья детей, воспитания у учащихся культуры здоровья, формирования представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе обучения по программе используются здоровьесберегающие технологии.

Формирование у детей новых знаний, умений и навыков лепки из пластилина, а также развитие их творческих способностей осуществляется в процессе организации таких форм организации занятий, как: путешествие, игра, конкурс, занятие-сказка, творческий проект, творческая мастерская, творческая встреча, праздник, театрализация, диагностическое занятие и др.

При организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или одарёнными детьми в рамках реализации данной программы возможно проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, содержание которых определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) в достижении необходимого образовательного результата (приложение 1).

Цель программы: развитие личности учащегося средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

¾ Познакомить учащихся с основными приёмами предметной, декоративной и сюжетной лепки;

¾ Дать представления о конструктивном, скульптурном, комбинированном способах лепки;

¾ Формировать навыки и умения работы с пластилином;

¾ Научить передавать в лепке выразительность образа;

¾ Дать представление по оформлению своей работы.

Развивающие:

¾ Развивать интерес к декоративно - прикладному творчеству;

¾ Развивать фантазию и творческое воображение, художественно - творческие способности учащихся.

¾ Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомеру;

¾ Развивать чувства цвета и пропорции.

¾ Развивать любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;

¾ Развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.

Воспитательные:

¾ Воспитывать умение трудиться, добиваться желаемого результата, совершенства исполнения;

¾ Способствовать самопознанию, самоопределению и самоорганизации учащихся;

¾ Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

¾ Воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;

¾ Формирование самооценки и чувства коллективизма.

Отличительная особенность программы. Основная идея данной программы состоит в том, что оптимальное художественно-эстетическое развитие каждого ребёнка возможно на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка, его интеллектуальную инициативу, возможность свободного самоопределения и самореализации обуславливается гибкостью содержания изобразительной деятельности в соответствии с динамикой развития учащегося в процессе осваивания содержания данной программы.

Особенности реализации программы предполагают соче­тание возможности развития индивидуальных творческих и художественных способностей детей и формирование умений взаимодействовать в коллективе.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 7-12 лет. Зачисление на обучение по программе осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребёнка.

Срок реализации программы -

Формы и режим занятий.

Форма проведения занятий: аудиторные.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная и индивидуально-групповая формы организации занятий.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: количество учебных часов в неделю составляет 2 академических часа, 2 раза в неделю, объём программы за период обучения составляет 8 часов.

 

 

Планируемые результаты и формы их оценки.

Результаты реализации программы сформулированы, исходя из принципа «дополнительности к основному образованию» и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

¾ Учащиеся познакомятся с основными приёмами предметной, декоративной и сюжетной лепки;

¾ Получат представления о конструктивном, скульптурном, комбинированном способах лепки;

¾ Сформируются первоначальные навыки и элементарные умения работы с пластилином;

¾ Научатся передавать в лепке выразительность образа;

¾ Получат представления по оформлению своей работы.

Метапредметные результаты:

¾ У детей появится интерес к декоративно - прикладному творчеству;

¾ Будут развиваться фантазия и творческое воображение, художественно - творческие способности;

¾ Будут развиваться память, образное мышление, мелкая моторика рук, глазомер, чувство цвета и пропорции;

¾ Дети начнут проявлять любознательность, наблюдательность;

¾ У детей будут формироваться коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе.

Личностные результаты:

¾ У детей появится желание трудиться, добиваться желаемого результата, совершенствовать исполнение творческой работы;

¾ Будут формироваться самопознание, самоопределение и самоорганизация;

¾ Появится потребность в самообразовании и творческой реализации;

¾ Будет формироваться самооценка и чувство коллективизма.

С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся, а также соответствия их прогнозируемым результатам освоения программы данная программа имеет фонд оценочных материалов в виде диагностической системы, содержащей описание процедур начальной и итоговой диагностик и текущего контроля.

Начальная диагностика проводится на начальном этапе формирования коллектива с целью изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, выявления стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Методы проведения: наблюдение; беседа; опрос, интервью, анкетирование; тестирование.

Итоговая диагностика – это проверка освоения учащимися программы. Она проводится в конце обучения по программе. Методы проведения итоговой диагностики:

творческие задания; защита проекта; контрольные задания; тестирование; выставка работ и т.д.

В целях определения по ходу обучения степени сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность осуществляется текущий контроль. Он проводится с помощью систематического наблюдения педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеразвивающую программу, за работой учащихся на всех этапах обучения.

Используются методы устного контроля, которые способствуют установлению непосредственного контакта между педагогом дополнительного образования и учащимся, в процессе которого педагог дополнительного образования получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимся учебного материала. К методам устного контроля относятся: беседа; опрос; рассказ учащегося; сообщение. Так же используются методы письменного контроля, которые дают возможность педагогу дополнительного образования в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы. К методам письменного контроля относятся: ответы на вопросы; тесты; выполнение эскизов работ, подготовка проектов.

Так же используются методы самоконтроля, которые способствуют развитию у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. К методам самоконтроля относятся: самопроверка по образцу; заполнение листа самооценки; взаимопроверка.

В середине цикла обучения проводится промежуточная аттестация учащихся в форме: контрольных заданий, защиты проекта, участия в конкурсе, самооценки, собеседования и т.д.

Предложенный в данной программе фонд оценочных материалов и квалификационных процедур спроектирован по принципу дифференциации типов заданий в соответствии с уровнями сложности (приложение 2). При этом результат их решения и определившийся современный уровень развития и образования ребёнка сравнивается только с его же предыдущим уровнем. Сравнение с результатами решений других участников программы недопустимо.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней;
  • Защита индивидуальных творческих проектов.
  • Выставка творческих работ

 

Учебно-тематический план

  Тема Количество часов
Всего Теория Практика
  Тема «Чудо-дерево»     0,5   0,5
  Тема «Урожай»   0,5 0,5
  Тематическая лепка к Дню России «Край родной»     0,5   0,5
  Тема «Море»   0.5 1.5
  Тема «Дары леса»   0,5 0,5
  Тема «Кто на листике живёт?»   0.5 1.5
  Итого:        

Содержание программы

1. Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами объединения. Введение в дополнительную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности. Практическое упражнение: лепка исходных форм «шар», «конус», «цилиндр». Объяснение и показ педагогом данных форм. Детям предоставляется возможность справляться самостоятельно, основная задача - научить видеть правильную геометрическую форму.

2. Тема «Чудо – дерево». Теория: закрепить названия предметов. Практическое занятие: лепка различных предметов из исходных форм («шар», «цилиндр», «конус», «жгут»).

3. Тема «Урожай». Теория: закрепить представления о фруктах и овощах. Игра «Фрукты – овощи» Практическое задание: «Блюдо с фруктами» (апельсин, лимон, вишня, виноград, яблоко).

4. Тематическая лепка к Дню России «Край родной». Теория: расширить представления детей о традиции празднования Дня России. Практическое занятие: лепка панно «Пейзаж с берёзками».

5. Тема «Море». Теория: закрепить знания детей о морских обитателях. Практические задание: лепка осьминога и морской черепахи.

6. Тема «Дары леса». Теория: расширить и закрепить знания детей названий грибов. Игра «Съедобный - не съедобный» Практическое задание: лепка «Грибы в корзине»

7. Тема «Кто на листике живёт?» Теория: расширить представления детей об особенностях жизни насекомых. Игра «Птица, рыба, насекомое» Практическое задание: лепка бабочки и стрекозы.

8. Подведение итогов.

Воспитательная работа

Летние каникулы для детей - это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Летний оздоровительный лагерь является такой формой организации детей и подростков во время каникул, которые удачно сочетает оздоровительную и воспитательную работу. Воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей определяется, прежде всего, тем, что в период школьных каникул в них продолжается процесс целенаправленного педагогического воздействия на детей. Но, в отличие от школы, в летнем оздоровительном лагере имеется больше возможностей для организации неформального общения детей и самой разнообразной их деятельностью. Именно многообразие форм и видов деятельности, неформальность обстановки позволяют воспитывать в детях коллективные черты, формировать активность, самостоятельность, обучать разнообразным, и прежде всего организаторским, умениям и навыкам.

Именно в ярких и специфичных формах воспитательной работы наиболее продуктивно удаётся организовать разнообразную деятельность детей, придать ей общественно полезный характер, связать с романтикой и игрой. Необходимо иметь в виду, что выбор средств, форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленных целей. Предпочтение надо отдавать не количеству видов деятельности, а их сочетанию, качеству подготовки и проведения, учитывая возникающие при этом взаимоотношения в коллективе.

Создание воспитательной системы в творческом объединении учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Пластилиновые чудеса» рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий, которые способствуют гуманизации отношений в детском коллективе, позволяют объединить детей и взрослых в рамках данного объединения.

Целю воспитательной работы является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе.

Особенностью воспитательной работы в объединении является организация социального взаимодействия педагога и учащегося, ориентированного на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитательная работа в данном случае решает целый ряд педагогических задач:

¾ помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

¾ выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;

¾ формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

¾ способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

¾ развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

¾ формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;

¾ создает условия для развития творческих способностей учащегося.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

¾ создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;

¾ создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

¾ использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.

В процессе организации воспитательной работы с учащимися используются различные методы воспитания, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения:

¾ методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

¾ методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

¾ методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Таким образом, воспитание в условиях реализации краткосрочной дополнительной общеразивающей программы «Пластилиновые чудеса» позволяет включать каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.

Методическое обеспечение

Тема. Форма занятий. Методы обучения. Дидактический материал. Форма подведения итогов.
Тема «Чудо-дерево» Творческая мастерская Словесный, наглядный, практический Журналы, книги по народному творчеству, наглядные пособия, образцы изделий народных промыслов. Выставка работ
Тема «Урожай» Творческая мастерская, мастер-класс Словесный, наглядный, практический Заготовки, образцы (предметы правильной геометрической формы из пластилина). Литература с изложением технологических приёмов лепки. Выставка работ
Тематическая лепка ко Дню России «Край родной» Проект Словесный, наглядный, практический Заготовки из пластилина. Иллюстрации по теме, изобразительные материалы Защита проекта
Тема «Море» Творческая мастерская, Словесный, наглядный, практический Образцы, изобразительные материалы Выставка работ
Тема «Дары леса» Творческая мастерская Словесный, наглядный, практический Иллюстрации по теме, изобразительные материалы Конкурс
Тема «Кто на листике живёт?» Мастер-класс Словесный, наглядный, практический Презентация, технологические карты, изобразительные материалы Выставка работ
Подведение итогов Выставка работ Словесный, наглядный, практический Презентация Выставка работ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: