Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации:??? недель (дней)
Автор-составитель:
Полякова И.И.,
педагог дополнительного образования
г.Кириши, 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка. 4
Учебно-тематический план. 7
Содержание программы. 8
Воспитательная работа. 9
Методическое обеспечение программы.. 10
Материально-техническая база. 11
Список литературы.. 11
Приложение 1"Проект индивидуального образовательного маршрута"................................... 12
Приложение 2 "Диагностическая система оценки результатов обучения................................ 13
Календарный учебный график....................................................................................................... 17
Паспорт программы
Наименование | Пластилиновые чудеса | |
Направленность | Художественная | |
Срок реализации | ||
Возраст учащихся | 7-12 лет | |
Дата разработки программы | Май 2022 г. | |
Автор-составитель | Полякова И.И., педагог дополнительного образования | |
Изменения, вносимые в программу | ||
Дата | Вносимые изменения | |
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р.
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
- Региональным проектом «Успех каждого ребёнка» (Ленинградская область), утверждённым организационным штабом по проектному управлению в Ленинградской области (протокол от 11 декабря 2018 года № 10)
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы обусловлена современной государственной и региональной образовательной политикой, направленной на создание благоприятных условий для продуктивного развития личности ребёнка в период каникулярного отдыха, укрепление его здоровья, профилактику вредных привычек, социализацию и реабилитацию, развитие познавательных интересов детей и их способностей.
Детский оздоровительный лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в детском лагере осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.
Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновые чудеса» является краткосрочной и направлена на формирование и развитие целостной, активной творческой личности учащихся. Осуществляемое в процессе реализации данной программы эстетическое воспитание ребёнка средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование его личности и является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
При этом реализация краткосрочной программы позволяет создать комфортные условия для последующего выявления у учащихся предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании с учетом его интересов и способностей.
Педагогическая целесообразность программы.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в процессе организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Пластилиновые чудеса» предполагается использование таких образовательных технологий, как: технология полного усвоения знаний, технология критического мышления, технология разноуровневого обучения, технология сотрудничества в команде, технология коллективного творческого дела, проектная технология, технология индивидуальных образовательных маршрутов, технология творческой мастерской.
С целью охраны и укрепления здоровья детей, воспитания у учащихся культуры здоровья, формирования представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе обучения по программе используются здоровьесберегающие технологии.
Формирование у детей новых знаний, умений и навыков лепки из пластилина, а также развитие их творческих способностей осуществляется в процессе организации таких форм организации занятий, как: путешествие, игра, конкурс, занятие-сказка, творческий проект, творческая мастерская, творческая встреча, праздник, театрализация, диагностическое занятие и др.
При организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или одарёнными детьми в рамках реализации данной программы возможно проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, содержание которых определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) в достижении необходимого образовательного результата (приложение 1).
Цель программы: развитие личности учащегося средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
¾ Познакомить учащихся с основными приёмами предметной, декоративной и сюжетной лепки;
¾ Дать представления о конструктивном, скульптурном, комбинированном способах лепки;
¾ Формировать навыки и умения работы с пластилином;
¾ Научить передавать в лепке выразительность образа;
¾ Дать представление по оформлению своей работы.
Развивающие:
¾ Развивать интерес к декоративно - прикладному творчеству;
¾ Развивать фантазию и творческое воображение, художественно - творческие способности учащихся.
¾ Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомеру;
¾ Развивать чувства цвета и пропорции.
¾ Развивать любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;
¾ Развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
Воспитательные:
¾ Воспитывать умение трудиться, добиваться желаемого результата, совершенства исполнения;
¾ Способствовать самопознанию, самоопределению и самоорганизации учащихся;
¾ Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
¾ Воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации;
¾ Формирование самооценки и чувства коллективизма.
Отличительная особенность программы. Основная идея данной программы состоит в том, что оптимальное художественно-эстетическое развитие каждого ребёнка возможно на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка, его интеллектуальную инициативу, возможность свободного самоопределения и самореализации обуславливается гибкостью содержания изобразительной деятельности в соответствии с динамикой развития учащегося в процессе осваивания содержания данной программы.
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих и художественных способностей детей и формирование умений взаимодействовать в коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 7-12 лет. Зачисление на обучение по программе осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребёнка.
Срок реализации программы -
Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: аудиторные.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная и индивидуально-групповая формы организации занятий.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: количество учебных часов в неделю составляет 2 академических часа, 2 раза в неделю, объём программы за период обучения составляет 8 часов.
Планируемые результаты и формы их оценки.
Результаты реализации программы сформулированы, исходя из принципа «дополнительности к основному образованию» и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
¾ Учащиеся познакомятся с основными приёмами предметной, декоративной и сюжетной лепки;
¾ Получат представления о конструктивном, скульптурном, комбинированном способах лепки;
¾ Сформируются первоначальные навыки и элементарные умения работы с пластилином;
¾ Научатся передавать в лепке выразительность образа;
¾ Получат представления по оформлению своей работы.
Метапредметные результаты:
¾ У детей появится интерес к декоративно - прикладному творчеству;
¾ Будут развиваться фантазия и творческое воображение, художественно - творческие способности;
¾ Будут развиваться память, образное мышление, мелкая моторика рук, глазомер, чувство цвета и пропорции;
¾ Дети начнут проявлять любознательность, наблюдательность;
¾ У детей будут формироваться коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе.
Личностные результаты:
¾ У детей появится желание трудиться, добиваться желаемого результата, совершенствовать исполнение творческой работы;
¾ Будут формироваться самопознание, самоопределение и самоорганизация;
¾ Появится потребность в самообразовании и творческой реализации;
¾ Будет формироваться самооценка и чувство коллективизма.
С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся, а также соответствия их прогнозируемым результатам освоения программы данная программа имеет фонд оценочных материалов в виде диагностической системы, содержащей описание процедур начальной и итоговой диагностик и текущего контроля.
Начальная диагностика проводится на начальном этапе формирования коллектива с целью изучения отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, выявления стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Методы проведения: наблюдение; беседа; опрос, интервью, анкетирование; тестирование.
Итоговая диагностика – это проверка освоения учащимися программы. Она проводится в конце обучения по программе. Методы проведения итоговой диагностики:
творческие задания; защита проекта; контрольные задания; тестирование; выставка работ и т.д.
В целях определения по ходу обучения степени сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность осуществляется текущий контроль. Он проводится с помощью систематического наблюдения педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеразвивающую программу, за работой учащихся на всех этапах обучения.
Используются методы устного контроля, которые способствуют установлению непосредственного контакта между педагогом дополнительного образования и учащимся, в процессе которого педагог дополнительного образования получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимся учебного материала. К методам устного контроля относятся: беседа; опрос; рассказ учащегося; сообщение. Так же используются методы письменного контроля, которые дают возможность педагогу дополнительного образования в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы. К методам письменного контроля относятся: ответы на вопросы; тесты; выполнение эскизов работ, подготовка проектов.
Так же используются методы самоконтроля, которые способствуют развитию у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. К методам самоконтроля относятся: самопроверка по образцу; заполнение листа самооценки; взаимопроверка.
В середине цикла обучения проводится промежуточная аттестация учащихся в форме: контрольных заданий, защиты проекта, участия в конкурсе, самооценки, собеседования и т.д.
Предложенный в данной программе фонд оценочных материалов и квалификационных процедур спроектирован по принципу дифференциации типов заданий в соответствии с уровнями сложности (приложение 2). При этом результат их решения и определившийся современный уровень развития и образования ребёнка сравнивается только с его же предыдущим уровнем. Сравнение с результатами решений других участников программы недопустимо.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- Участие в конкурсных мероприятиях различных уровней;
- Защита индивидуальных творческих проектов.
- Выставка творческих работ
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
Тема «Чудо-дерево» | 0,5 | 0,5 | ||
Тема «Урожай» | 0,5 | 0,5 | ||
Тематическая лепка к Дню России «Край родной» | 0,5 | 0,5 | ||
Тема «Море» | 0.5 | 1.5 | ||
Тема «Дары леса» | 0,5 | 0,5 | ||
Тема «Кто на листике живёт?» | 0.5 | 1.5 | ||
Итого: |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами объединения. Введение в дополнительную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности. Практическое упражнение: лепка исходных форм «шар», «конус», «цилиндр». Объяснение и показ педагогом данных форм. Детям предоставляется возможность справляться самостоятельно, основная задача - научить видеть правильную геометрическую форму.
2. Тема «Чудо – дерево». Теория: закрепить названия предметов. Практическое занятие: лепка различных предметов из исходных форм («шар», «цилиндр», «конус», «жгут»).
3. Тема «Урожай». Теория: закрепить представления о фруктах и овощах. Игра «Фрукты – овощи» Практическое задание: «Блюдо с фруктами» (апельсин, лимон, вишня, виноград, яблоко).
4. Тематическая лепка к Дню России «Край родной». Теория: расширить представления детей о традиции празднования Дня России. Практическое занятие: лепка панно «Пейзаж с берёзками».
5. Тема «Море». Теория: закрепить знания детей о морских обитателях. Практические задание: лепка осьминога и морской черепахи.
6. Тема «Дары леса». Теория: расширить и закрепить знания детей названий грибов. Игра «Съедобный - не съедобный» Практическое задание: лепка «Грибы в корзине»
7. Тема «Кто на листике живёт?» Теория: расширить представления детей об особенностях жизни насекомых. Игра «Птица, рыба, насекомое» Практическое задание: лепка бабочки и стрекозы.
8. Подведение итогов.
Воспитательная работа
Летние каникулы для детей - это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летний оздоровительный лагерь является такой формой организации детей и подростков во время каникул, которые удачно сочетает оздоровительную и воспитательную работу. Воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей определяется, прежде всего, тем, что в период школьных каникул в них продолжается процесс целенаправленного педагогического воздействия на детей. Но, в отличие от школы, в летнем оздоровительном лагере имеется больше возможностей для организации неформального общения детей и самой разнообразной их деятельностью. Именно многообразие форм и видов деятельности, неформальность обстановки позволяют воспитывать в детях коллективные черты, формировать активность, самостоятельность, обучать разнообразным, и прежде всего организаторским, умениям и навыкам.
Именно в ярких и специфичных формах воспитательной работы наиболее продуктивно удаётся организовать разнообразную деятельность детей, придать ей общественно полезный характер, связать с романтикой и игрой. Необходимо иметь в виду, что выбор средств, форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленных целей. Предпочтение надо отдавать не количеству видов деятельности, а их сочетанию, качеству подготовки и проведения, учитывая возникающие при этом взаимоотношения в коллективе.
Создание воспитательной системы в творческом объединении учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Пластилиновые чудеса» рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий, которые способствуют гуманизации отношений в детском коллективе, позволяют объединить детей и взрослых в рамках данного объединения.
Целю воспитательной работы является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе.
Особенностью воспитательной работы в объединении является организация социального взаимодействия педагога и учащегося, ориентированного на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Воспитательная работа в данном случае решает целый ряд педагогических задач:
¾ помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
¾ выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;
¾ формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
¾ способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
¾ развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
¾ формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
¾ создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
¾ создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;
¾ создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
¾ использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.
В процессе организации воспитательной работы с учащимися используются различные методы воспитания, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения:
¾ методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
¾ методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
¾ методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Таким образом, воспитание в условиях реализации краткосрочной дополнительной общеразивающей программы «Пластилиновые чудеса» позволяет включать каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
Методическое обеспечение
Тема. | Форма занятий. | Методы обучения. | Дидактический материал. | Форма подведения итогов. |
Тема «Чудо-дерево» | Творческая мастерская | Словесный, наглядный, практический | Журналы, книги по народному творчеству, наглядные пособия, образцы изделий народных промыслов. | Выставка работ |
Тема «Урожай» | Творческая мастерская, мастер-класс | Словесный, наглядный, практический | Заготовки, образцы (предметы правильной геометрической формы из пластилина). Литература с изложением технологических приёмов лепки. | Выставка работ |
Тематическая лепка ко Дню России «Край родной» | Проект | Словесный, наглядный, практический | Заготовки из пластилина. Иллюстрации по теме, изобразительные материалы | Защита проекта |
Тема «Море» | Творческая мастерская, | Словесный, наглядный, практический | Образцы, изобразительные материалы | Выставка работ |
Тема «Дары леса» | Творческая мастерская | Словесный, наглядный, практический | Иллюстрации по теме, изобразительные материалы | Конкурс |
Тема «Кто на листике живёт?» | Мастер-класс | Словесный, наглядный, практический | Презентация, технологические карты, изобразительные материалы | Выставка работ |
Подведение итогов | Выставка работ | Словесный, наглядный, практический | Презентация | Выставка работ |