Организационные условия реализации программы.




ПРОГРАММА

Клуба интеллектуальных игр

«Белая рысь»

( базовый уровень изучения образовательной области )

Автор:

Климович Леонид Валентинович,

педагог дополнительного образования

 

Возраст учащихся: 13-15 лет

Срок реализации программы: 3 года

 

Гомель


Пояснительная записка

 

Игра – неотъемлемая форма человеческого существования. В связи с тем, что в игре присутствует элемент соревнования, она с радостью принимается детьми разного возраста.

Интеллектуальная игра – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих упорядоченного и конструктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают память, логику, интуицию, пытливость. Интеллектуально-игровая деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата, причем со временем главным становится не результат, а сам процесс поиска и принятия решения.

«Что? Где? Когда?», «Брэйн ринг», «Своя игра» – не только популярные телевизионные шоу, эти игры давно превратились в интеллектуально-спортивное движение, широко развитое во всем мире. Это движение имеет четко упорядоченную структуру, досконально разработанные правила игры, методическое обеспечение.

Для тех, кто включается в интеллектуальный спорт, приоритетными становятся эрудиция, скорость мышления и совместного принятия решений, возможность безграничного общения.

Актуальность интеллектуальных игр для современной молодежи в том, что они учат не копить «неподъемный груз», состоящий из неприменяемых фактов, а вырабатывают умение, опираясь на уже известное, находить связь между разными областями знания, придумывать новое, быстро и правильно ориентироваться в потоке информации, переключать внимание и интересы, находить место себе и своему интеллекту в непрерывно изменяющемся мире. Кроме того, интеллектуальные игры могут служить привлекательной альтернативой в мире молодежного досуга, переакцентируя активность молодежи с компьютерно-дискотечных или асоциальных развлечений в плоскость культурного общения, и давая новые духовно-нравственные ориентиры.

Современная жизнь требует от любого человека умения работать в коллективе, в команде, проявляя, в зависимости от ситуации, лидерские качества, качества «генератора идей» или аналитика – этому тоже учат интеллектуальные игры.

Программа клуба является программой объединения по интересам социально-педагогического профиля с базовым уровнем изучения образовательных областей «межличностное взаимодействие», «психология успеха», «личностный рост».

Программа работы клуба основывается на игровых видах деятельности, с помощью которых и решаются основные образовательно-воспитательные задачи. Участие в интеллектуальных играх ненавязчиво вовлекает учащихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно описать так: интересно играть и общаться – интересно воспринимать новое через игру – интересно узнавать новое самостоятельно – интересно применить полученные знания и умения – необходимо поделиться ими и научить других.

Таким образом, учащийся проходит путь от простого увлечения популярной игрой (первый год занятий) к активному многостороннему самообразованию, приобретению необходимых для работы в коллективе умений и навыков (второй и третий год занятий).

Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов успешной командной работы облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.

Значительная часть воспитательных моментов реализуется непосредственно во время учебно-тренировочного процесса, так как интеллектуальные игры командных форм помогают вырабатывать навыки совместной работы в коллективе, толерантность, уважение к чужому мнению. Основной принцип командной игры, принятый в клубе – «Умей молчать, умей слушать, умей говорить» – воспитывает у учащихся черты, необходимые в цивилизованных формах человеческого общежития.

Кроме того, общение команд в клубе, участие в совместных играх и мероприятиях, поездки и общение с представителями других стран, других народов и другой культурной среды позволяют ориентировать учащихся на правильную организацию труда и свободного времени, здоровый образ жизни, воспитывать чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей.

Данная программа является общекультурной по целевому назначению, многопрофильной по содержанию и видам деятельности, авторской по степени авторства, долгосрочной по срокам реализации, общей по особенностям развития учащихся.

 

Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и познавательных способностей учащихся посредством интеллектуальных игр.

Основные задачи:

- обучение работе с большими массивами информации, обработке ее в краткие сроки, овладение умением ясно мыслить и строить логические рассуждения, усвоение основных принципов эвристики и научной организации труда;

- развитие творческого мышления, фантазии и логики, познавательной активности, мотивации к самообразованию, коммуникативно-эмоциональной сферы личности, навыка длительной работы в состоянии интеллектуального напряжения; расширение эрудиции и кругозора;

- формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма; повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности, воспитание навыков совместной деятельности в малой группе, выработка умения работать коллективно и анализировать причины успехов и неудач; создание у учащихся системы приоритетов, ориентированных на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).

Организационные условия реализации программы.

Клуб интеллектуальных игр является открытой структурой, не ставящей никаких (социальных, интеллектуальных, возрастных) преград перед желающими в нем заниматься.

Основываясь на Уставе учреждения образования и международных правилах спортивного «Что? Где? Когда?», клуб работает с учащимися 7-9 классов (13-15 лет).

Общее количество часов для каждого года обучения:

- первый и второй год обучения – 6 часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 3 часа;

- третий год обучения – 8 часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 4 часа.

Пользуясь данной программой, как показывает опыт создания и работы клубов в Гомельской области и республике, возможно работать с практически любым контингентом учащихся, на базе любого учреждения образования без дорогостоящего материально-технического обеспечения.


Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п Тема Количество часов  
Всего Теория Практика
  Организационное занятие     -
1. Гомельский клуб интеллектуальных игр «Белая рысь»     -
2. Тестирование игроков и первичное формирование команд   -  
3. Разновидности интеллектуальных игр      
4. Основы работы над вопросами (понятие о разновидностях вопросов и способах поиска правильного ответа)      
5. Участие в клубных днях и турнирах учреждения дополнительного образования детей и молодежи (в течение года)   -  
6. Участие в турнирах за пределами учреждения образования (в течение года)   -  
  Итоговое занятие   -  
  ИТОГО:      

 

Содержание программы

Организационное занятие

Первичное тестирование учащихся с помощью простых игр («Кораблик», «Верю - не верю», «Очередь», «Кроссворд», «Золотая цепь»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: