Цели и задачи: содействовать развитию самоактулизации, т.е. стремления подростков к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, рефлексивных навыков; средствами материала занятия оказывать влияние на формирование внутреннего мира подростков.
Форма: тренинг
Место проведения: комнатныеотрядные места, костровые отрядные площадки,
Возраст: средний и старший школьный возраст
Оборудование: ручки, листки бумаги.
Краткое описание: участникам тренинга предлагаются различные психологические, нравственные упражнения и их дальнейшее фронтальное и индивидуальное обсуждение. При проведении обязательная консультация с психологом либо совместное проведение с ним.
ХОД:
Сообщаю учащимся:
– А начнём наше занятие с интересной притчи! Однажды семь великих мудрецов древности собрались в храме Аполлона в Дельфах, Древняя Греция. В результате долгого диспута, они пришли к, по их мнению, к важной истине. Своё открытие они написали на стене храма (надпись появляется на экране):
«Познай самого себя»
Задаю вопрос:
– А как вы понимаете эту мудрость, «Познай самого себя». Что же такое «самопознание», «самосознание»? Спрашиваю учащихся, обобщаю, делаю выводы, предлагаю определение.
–Самосознание – это осознание человеком самого себя, которое в свою очередь осуществляется при помощи процесса самопознания. Чтобы быть успешным человеком, чтобы стать профессионалом своего дела, необходимо знать и понимать самого себя.
Задаю вопрос:
– Скажите, а что можно осознать в себе? Из чего состоят наши «я»?
Обобщаю ответы учащихся, сообщаю:
к себе самому;
к другим людям;
к окружающему миру.
Упражнение 1. «Кто я такой»
Сообщаю условие:
- А. Напишите 5 ответов на вопрос «Кто я такой»? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову. Время на выполнение – до 1 минуты.
- Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши родители. Время на выполнение – до 1 минуты.
- В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваш лучший друг (подруга). Время на выполнение – до 1 минуты.
– Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме укажите следующее.
1. В чем состоит сходство?
2. Каковы различия?
3. Укажите, на ваш взгляд, причину различия.
4. Укажите, какие из ответов вашей самохарактеристики (пункт 1) касались:
физических качеств (облик, сила, здоровье и т.п.);
психологических особенностей (интеллект, характер, эмоциональная сфера и т. п.);
социальных ролей (например, я – ученик, я – сын, я – брат и т.д.)
Упражнение 2. «Драконы переживаний»
Предложите детям обсудить в группах и записать на листках ответы на следующие вопросы:
1. Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях?
2. Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?
По одному участнику от группы зачитывают ответы (либо по желанию).
Упражнение 3. «Драконы страха»
Раздайте бланки, попросите учащихся ответить и записать ответы на следующие вопросы (поставить плюсы-минусы).
1. С утра я чувствую себя не вполне уверенно.
2. При волнении у меня бывает учащенное сердцебиение, стесненное дыхание, дрожь, потливость, скованность и др.
3. При разговоре с людьми я легко смущаюсь.
4. Некоторые люди действуют на меня подавляюще.
5. Я волнуюсь перед экзаменами, перед публичными выступлениями, важными встречами.
6. Я постоянно испытываю беспокойство за жизнь и здоровье своих родителей и других близких людей.
7. Я боюсь летать в самолетах, ездить в метро, автобусе, автомобиле, находиться в лифте.
8. Я боюсь темноты.
9. Некоторые животные (пауки, змеи, тараканы, собаки, кошки) вызывают у меня ужас или отвращение.
10. Я боюсь разлук с близкими.
11. В полном одиночестве я чувствую себя некомфортно.
12.
13.
14. Я не переношу вида крови и открытых ран.
15. Я боюсь грозы, урагана, войны.
После выполнения задания попросите смять листик и выбросить в специальную корзину, на которой написано: «Драконам страха – нет!». Обсудите с детьми следующие темы, попросите ответить на вопросы:
1. Что нужно делать, чтобы не бояться того, чего бояться не надо?
2. Может ли человек вообще ничего не бояться?
3. Кто первый человек, кому можно смело рассказать о страхах?