Особенности формирования вокальных навыков.




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. Возрастные характеристики детского голоса……………………….…...4

2. Особенности формирования вокальных навыков……………………….5

2.1. Начальный этап работы с детьми ………………………………..….7

2.2. Техника связного пения (легато)…………………………………....18

Заключение……………………………………………………………………....24

Список используемой литературы………………………………………….….25

 

Введение

В последнее время возрос интерес к музыкальной педагогике. Чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокальные навыки.

Развитие большинства видов техники звуковедения всегда связано с нахождением правильного певческого звука, естественного для данного певца и соответствующего основным требованиям к правильно поставленному певческому голосу.

Пение - одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Главная задача педагога состоит в том, чтобы научить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух.

Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокальных навыков на уроках сольного пения. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Цель данной работы рассмотреть особенности вокального развития детей, подобрать комплекс вокальных упражнений для развития их вокальных способностей, достичь плавного распевного голосоведения на широком дыхании.

Цель определяют следующие задачи исследования:

1. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков в период обучения.

2. Рассмотреть и разработать систему упражнений для работы с плавным голосоведением (кантиленой) по развитию вокальных навыков.

 

Возрастные характеристики детского голоса.

Пение детей всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Детские певческие голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Соколов В.Г. предлагает следующую классификацию диапазонов детских голосов. Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:

1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. На начальном этапе вокального воспитания закладываются навыки пения: интонирование, вокальная техника.

2) От 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, ми бемоль II октавы.

3) 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков в 8 – 11 классах заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.

 

 

Особенности формирования вокальных навыков.

Работа над кантиленой является важным условием становления учащихся как певцов-вокалистов, пришедших в музыкальную школу для развития своих природных данных, для развития голоса, для приобретения вокально-технических певческих навыков.

Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Основным видом голосоведения в пении является кантилена - плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку. В процессе обучения кантиленному пению учащиеся овладевают и всеми другими видами звуковедения (стаккато, нон-легато, маркато), постепенно развивая все необходимые для вокалиста вокально-технические навыки: пение на опоре, посыл звука «в маску», правильную активную артикуляцию, использование резонаторов.

Связное, плавное кантиленное пение - это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, - пение legato- еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Конечно, нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность - певучесть - обязательно требует свободно льющегося звука.

Таким образом, кантиленное пение связано не только с умением связывать ноты - петь legato, но имеет отношение к самому качеству певческого звука, к его свойству иметь льющийся характер.

Как в смычковых инструментах льющийся характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого вибрато, так и правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой обладают лишь хорошо поставленные голоса. Форсированный или, наоборот, снятый с дыхания голос, как и голос зажатый, не может обладать полноценной кантиленой.

Для того чтобы овладеть кантиленным пением, нужно сначала на начальном этапе развить музыкальные способности детей, певческого голоса и умений правильно распределить певческое дыхание.

Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

А чтобы развитие ученика шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокальные навыки. К ним относятся:

1. Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

2. Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

3. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую атаку рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

4. Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: