Начальный этап работы с детьми




В младшие классы характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы — ре — ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. Каждый урок начинается обычно с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

1) Разогревание и настройка голосового аппарата детей к работе.

2)Развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Наиболее распространенные недостатки пения у детей, по наблюдениям, неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

ü вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

ü вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

ü расширение ноздрей при входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилающие упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

ü целенаправленное управление дыхательными движениями;

ü произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

ü вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

У детей необходимо развивать хорошую дикцию. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает, понять смысл произведения.

Работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если дети внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У» и Ы».

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно.

«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «А».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.

Работа над согласными.

Формирование согласных, в отличие от гласных, связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, мы ставим сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «ЗИ» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создавать впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Певческое дыхание.

По мнению многих музыкальных деятелей, дети должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых). Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках. Закреплять эти навыки упражнением дыхания без звука:

1.Маленький вдох - произвольный выдох.

2.Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

3.Вдох со счётом на распев в медленном темпе.

Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Работа над кантиленой.

Кантилена вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения. Во время работы над кантиленой, уже формируется правильная нужная артикуляция, работа нижней челюсти, посыл звука «в маску», способствующий «полётности» и звонкости голоса, закрепляются умения использования резонаторов и правильного певческого дыхания. Во время работы над легато, над кантиленой происходит «окультуривание» звука и достигается полнота звучания голоса. Огромное внимание всему этому уделяется, прежде всего, во время работы над упражнениями, т.е. в процессе распевания.

При правильном звучании дыхание начинает тратиться меньше и его становится достаточно для пения относительно длинных нот. Со стороны обычно отмечают, что звук вырос по силе и приобрел качества профессионального звучания. Педагоги говорят, что звук «потянулся» или, что у певца стало держаться дыхание, подчеркивая этим нахождение певцом верной певческой координации в работе голосового аппарата. Это свойство певческого звука тянуться, и говорит о том, что найдена та координация в работе гортани, при которой дыхание расходуется наиболее экономно, правильно. До этого момента певец искусственно пытался держать и бережно расходовать, а оно улетучивалось, несмотря ни на какие ухищрения. После нахождения верного звучания оно само «держится», даже при максимальном желании его отдать.

Таким образом, первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества опертого звучания и среди них устойчивого вибрато. Попытки искать хорошую кантилену вне связи с правильным звучанием за счет мудрствования с дыханием, искусственного развития длительного выдоха и вдоха, задержки его и т. п. не могут привести к убедительному успеху. Без работы над качеством голоса, без поисков полноценно высококачественного звучания трудно рассчитывать на выработку хорошей кантилены.

Вторым условием является умение петь legato, и сначала педагог дает ученику простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях, вокализах и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связно относительно большие фразы.

Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь, правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции. Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.

Кантиленное пение в вокализах или при вокализировании художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словом. Как мы помним, разные гласные звуки, если они не выравнены, меняют работу голосовой щели, а согласные и вовсе выбивают гортань из ее рабочего певческого положения. Естественно, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее.

Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.

Распевки необходимые для развития динамического диапазона, так называемых нюансов (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным при исполнении пиано, как и форте.

Нюансы сначала отрабатывают на одном звуке. Что бы получилось крещендо, надо позаботиться о хорошем активном пиано, и наоборот.

При распевании (пусть и кратковременном) даются различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание, кантилену.

Начинать распевание лучше закрытым ртом. Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном дыхании, мягкие губы не совсем плотно смыкаются. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. Далее это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности.

Упражнение 1

Упражнение - разогрев. Высокие ноты в этом упражнении упускаются, т.к. это может «зажать» голос и дальше заниматься будет невозможно.

 

При появлении напряжения в голосе учащегося, целесообразно остановится пару минут, чтобы мышцы расслабились и забыли ощущение зажатости.

Упражнение 2

В этом упражнении учим учащихся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму.

 

Время от времени просим ученика проверять, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса, плечи при вдохе не двигаются.

Первое время упражнение делается перед зеркалом.

Упражнение 3

 

 

Используя более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту, упражнение способствует развитию гибкости связок. Обязательно отслеживаем качество пения и интонацию. Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).

Пение начинаем с правильного вдоха, распределяя выдох диафрагмой. Объёмный звук достигается только при правильной вокальной позиции. Переход с закрытого на открытый звук, осуществляется только приоткрыванием звука губами. Следим за тем, чтобы во время исполнения у учащегося сохранилась правильная вокальная позиция и опора звука.

Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке".

Упражнение 4

Всего три ноты в этом упражнении способствуют формированию высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

 

Упражнение 5

Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

Упражнение 6

В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

 

 

Таким образом, исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остается взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (главным образом диафрагмы). Внимание учащегося фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору.

Упражнение 7

Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

 

 

Упражнение 8

Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

Упражнение 9

Данная распевка способствует выработке высокая позиция звука и активной артикуляции.

Упражнение 10

Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, используется визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так: ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

Упражнение 11

Освоение интонирования полного разложенного мажорного арпеджио (вверх) и доминантового терцквартаккорда (вниз). Здесь требуется большое дыхание: обе части - legato и nonlegato - выполняются на одном дыхании. Если возможности позволяют, верхний звук можно исполнить fermato:

Упражнение 12

Пение полного звукоряда мажорной гаммы сверху вниз, с опорой на дыхании. Слог дэа “раскрепощает” нижнюю челюсть. Начальный звук брать сверху, “на себя” и “в живот”:

Распевание можно петь на слоги «ма» и «да». Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги «лю», «лё», потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

Распевание с буквой «И» («МИ») - также очень полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику.

Осуществляем работу над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов, т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используются восходящее и нисходящее постепенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением.

Ещё одно наблюдение: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед учениками ставятся непосильные задачи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: