РАЗРУШЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ ПРИ ПОНОВЛЕНИЯХ




 

Так называемые поновления икон в прошлом причиняли красочному слою наибольшие утраты, вплоть до пол­ного его уничтожения.

Старые иконы в лучшем случае про­писывали красками поверх копоти и по­темневшего защитного покрытия. При этом использовали краски густотертые, чтобы перекрыть черноту поверхности иконы.

Наиболее значительный ущерб живописи при­чиняли при промывке иконы щелоком. Для этого ее поверхность обрабатывали пастой из киселя с щелоком или раствором щелока в теплой воде. Щелочь разъедала не только олифу, но частично и живопись. У таких икон — выцветшая краска, иногда почти обнажен левкас.

Был и сухой способ удаления наслоений пем­зой — спемзовывание. После этого нередко оста­вались лишь полустертые фрагменты перепутан­ных слоев первоначальной живописи и поздних записей. Иногда спемзовывали только потемнев­ший слой олифной пленки и частично верхние слои авторского слоя живописи. Затем приступа­ли к возобновлению сюжета красками, непосред­ственно по остаткам слоя первоначальной жи­вописи. Таким образом при этом способе понов­ления первоначальной живописи причиняли ог­ромные повреждения, вплоть до почти полного ее уничтожения.

Часто старые произведения не удовлетворяли людей позднейших эпох. В России поновление

икон стало обычным к концу XVII века. В XVIII— XIX веках эта тенденция достигла своего апогея одновременно со спадом старых иконописных и художественных традиций. В этот период заново переписываются целые иконостасы. На старых ико­нах поверх живописи и потемневшей олифы в со­ответствии с новыми требованиями создавались, по существу, новые произведения на старый сюжет (ил. 91). Как правило, поновления отличаются го­раздо более низким художественным уровнем, чем живопись оригинала (ил. 92). Чтобы скрыть плот­ные темно-коричневые поверхности потемневшей старой защитной пленки, нужно было отказаться от основных приемов иконописной техники, рас­считанной на свечение белого грунта, и использо­вать густую груботертую краску, дающую плотные толстые слои. До конца XVII века записи испол­няли в технике темперной живописи (ил. 78, 87), а с начала XVIII века — преимущественно масля­ными красками (ил. 96, 99).

Поздние записи отличаются глухим непро­зрачным тоном. Даже тонкие поздние прописи по сравнению с первоначальной живописью имеют ма­товый тусклый оттенок. После поновлений иконы снова покрывали олифой, которая опять темнела. На ней накапливался слой копоти, под которым изображения вновь становились трудноразли­чимыми.

Иногда вместо промывки и поновления крас­ками икону покрывали олифой, при этом старая разрушенная поверхность олифной пленки восста­навливалась и изображение как бы прояснялось. Олифа сначала усиливала тона, а затем снова тем­нела и скрывала живопись под еще более густым и темным слоем. В конце концов получалась доволь­но толстая непрозрачная корка, поверх которой икону могли еще раз возобновлять красками. На некоторых иконах поэтому оказалось по шести-семи (и даже более) слоев записей (ил. 86, 89). Слои записей при высыхании и естественном старении испытывали сильную усадку. При этом они разрывали слой первоначальной живописи вместе с верхним слоем левкаса — получались глу­бокие кракелюры. При еще более сильной усадке слои записи коробили растрескавшийся слой лев­каса, отчего получались жесткие кракелюры. Уси­лению деформации способствовал неравномерный режим влажности и температуры, в котором нахо-лась икона (ил. 61, 62).

При поступлении произведения на реставра­цию нужно внимательно осмотреть позднейшие записи и описать их по следующей схеме: цвет, места расположения записей, характер кракелюров красочного слоя первоначальной живописи и слоя записей, отставания и характер шелушения кра­сочного слоя, причины отставания (плохой контакт с поверхностью левкаса или с позолотой, деструк­ция слоя левкаса), места расположения утрат кра­сочного слоя.

 

Глава 4. РАЗРУШЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ

 

При нормально протекающем старе­нии защитные пленки (прежде всего из олифы и масляного лака, но также и из смоляного лака) сначала желтеют, а за­тем приобретают коричневую окраску, что изменяет внешний вид живописи. Особенно сильно окрашиваются пленки из олифы с добавлением канифоли. Именно такие покрытия имеют иконы Русского Севера начиная с XVII века. Пленка с канифолью часто растрескива­ется, делается шероховатой, мутнеет. Многие защитные покрытия русских икон XIX—XX веков стареют и разру­шаются ускоренно из-за того, что в оли­фу или масляный лак были добавлены сиккативы.

Нанесение на поверхность живописи слишком толстого слоя олифы или мас­ляного лака вызывает деформацию по-

верхности защитной пленки в виде вы­ступающих бугорков — сгрибленную олифу (ил. 36, 79). Этот дефект образу­ется также при нанесении нового защит­ного слоя на старые пленки, а также при добавлении в кроющий состав значитель­ного количества сиккатива.

Пленки из яичного белка, которыми пользовались художники-иконописцы Украины и Белоруссии, не желтеют, как масляные, но они деструктируются, от чего утрачивают прозрачность, мутнеют, приобретают сероватый оттенок.

При поступлении произведения на реставра-ию нужно сделать описание защитной пленки, указав ее цвет, блеск (или матовость), фактуру (ровная или сгрибленная), распределение ее де­фектов по поверхности произведения. Одновре­менно описываются характер и локализация по­верхностных загрязнений.

 

 

Часть III КОНСЕРВАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

 

Глава 1. ОБРАБОТКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПОРАЖЕННЫХ БИООРГАНИЗМАМИ

 

К биоорганизмам, разрушающим произведения станковой темперной жи­вописи, относятся бактерии, плесневые грибы и жуки-точилыцики. Обработка произведений проводится в целях ис­требления вредителей и для предупреж­дения поражения ими произведений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: