Устранение механических повреждений и прикрепление отставших частей.
Причина механических повреждений окладов, как правило, является результатом небрежного обращения. Оклад может быть смят, погнут, иметь на лицевой стороне царапины.
Художнику-реставратору разрешается проводить очень ограниченные операции по устранению механических повреждений. Все искривления лицевой поверхности рельефа он имеет право устранять лишь руками, давлением пальцев. Плоскогубцами исправляется только деформация загнутых краев оклада, заходящих на боковые стороны иконной доски. Остальные виды деформаций разрешается устранять реставратору-ювелиру, имеющему опыт работы с окладами. Если отстали отдельные части оклада из-за выпадения гвоздей, а живопись и левкас в удовлетворительном состоянии, то их прикрепляют гвоздями из сплавов меди (использовать железные гвозди нельзя). Гвозди вставляют в старые отверстия. Шилом подходящей толщины осторожно нащупывают отверстие в доске, вставляют гвоздь, но не забивают его, а стараются вдавить. Если шляпка гвоздя не прижалась плотно к поверхности закрепляемого фрагмента, то как к крайней мере прибегают к ударам небольшого молоточка. На шляпку гвоздя ставят металлический штифт или кончик рукоятки скальпеля, поставленного ребром, по которому осторожно ударяют молотком.
Поводом для снятия оклада является необходимость реставрации иконы, живописи которой угрожает гибель.
Одновременно необходимо решить, удалить ли оклад временно для проведения консервационно-реставрационных работ, или навсегда, будет ли он возвращен на старое место, или перемонтирован на другую основу и храниться отдельно от иконы. При этом учитывается, одновременен ли оклад живописному изображению, предусмотрен ли он авторским замыслом или нет, а если он поздний, то насколько затрудняет восприятие живописного изображения, какова художественная и историческая ценность оклада.
Если решено оклад хранить отдельно от иконы, то его монтируют на специальный щит, равный по размеру иконе. Удаление гвоздей. Удаление гвоздей с целью снятия оклада — сложная и тонкая операция. Сначала гвозди внимательно осматривают, особенно те из них, которые проходят через живописный слой. Особенно трудно удалять сильно поржа-
вевшие железные гвозди, так как ржавчина сращивает их с левкасом и доской. Удаляя такой гвоздь, можно выдернуть и связанный с ним кусок левкаса с живописью.
Инструменты и работа ими. Клещами для столярных работ, пассатижами или плоскогубцами можно удалять только гвозди, которыми оклад прикреплен к боковым сторонам доски. Для работы с гвоздями, вбитыми в лицевую сторону доски через живопись, используется специальный инструмент, который можно изготовить самим. Маленький гвоздодер делают из отвертки для шурупов или рукоятки скальпеля. Для этого нужно сделать прорезь с фаской (см. рис. на с. 125). Таким миниатюрным гвоздодером можно подцепить шляпку маленького гвоздя и, не изгибая, вынуть его. В качестве щипцов можно использовать медицинские костные щипцы-кусачки с круглыми губками (они бывают прямые и изогнутые, удобнее последние). Они имеют желобоватые губки и гладкую обработку закругленных губ. Ими можно захватить плотно прилегающую к поверхности оклада шляпку гвоздика или даже стержень гвоздя, лишенный шляпки. Однако губки кусачек плотно смыкаются, и ими можно перекусить стержень гвоздя. Чтобы этого не происходило, нужно сточить захватывающую часть губок и даже маленьким напильником сделать небольшой вырез в них (см. тот же рисунок).
Чтобы вынуть гвоздь, его стержень осторожно захватывают под шляпкой и слегка приподнимают. Затем пальцами левой руки плотно прижимая оклад к поверхности произведения, щипцами продолжают вынимать гвоздь. Прижимают оклад для того, чтобы вместе с гвоздем не сорвать левкас, окружающий гвоздь.
Особенно осторожно нужно вынимать гвозди при снятии окладов, украшенных эмалью или чернью. Даже небольшой изгиб металла может привести к растрескиванию или даже осыпанию массы эмали и хрупкого черневого сплава. Ни в коем случае нельзя снимать оклад лезвием ножа, просунув его между поверхностью живописи и металлом. Это неизбежно ведет к повреждению живописи и прорыву пластины оклада шляпкой гвоздя.
При поднятии оклада нужно постоянно заглядывать под него, чтобы вместе с ним не сорвать часть живописи, которая может быть приклеена пленкой олифы или масляного лака к тыльной поверхности пластины оклада.
Во время снятия оклада всегда наготове должен быть клей, инструменты и приспособления для укрепления левкаса и красочного слоя и наложения профилактической заклейки. При удалении почти каждого гвоздя вокруг него нарушаются левкас и красочный слой. Их немедленно подклеивают или накладывают профилактическую заклейку.
Снятие и монтирование наборных окладов. Удаление наборных окладов проводится в определенной последовательности и требует выполнения ряда обязательных подготовительных работ.
Перед снятием оклада подготовляется временная или постоянная новая основа, обеспечивающая при монтировании точное размещение его частей, как на иконе. Временное монтирование может быть произведено на мягкую основу — плотный холст (ил. 55). Для постоянного хранения отделенного от живописи оклада изготовляется только твердая основа — деревянный щит или фанерный щит с каркасом из реек.
Сначала удаляются цаты и венцы, а затем калькируют оклад. Лист кальки нужного формата предварительно с одной стороны протирают лаком на скипидаре или высыхающим маслом (олифой, масляным лаком), чтобы придать ему большую прозрачность. Кальку настилают на поверхность оклада, фиксируют ее,
прикрепляя кусочками воска к боковым сторонам доски. Контуры всех частей обводят фломастерами или акварельной краской с помощью мягкой кисточки. Если оклад очень дробный, то на кальке отмечают положение гвоздей или отверстий от них.
На подготовленную основу настилают копировальную бумагу, поверх нее — кальку с контурным рисунком и переводят контуры на новую основу. После этого части оклада снимают с иконы и закрепляют на новой основе.
Закрепление на жесткой основе производится гвоздиками, извлеченными из оклада или такого же размера латунными или бронзовыми гвоздями. На холст оклад монтируют, подшивая его тонкой медной проволокой. Отверстия для креплений в основах прокалываются тонким шилом только в местах гвоздевых отверстий в пластинках оклада. Как уже было сказано, гвозди не прибивают молотком, а вдавливают, иначе оклад около гвоздя будет испорчен.
Существуют и другие, редкие в практике реставрации способы. Например, монтирование частей наборного оклада на одну тонкую металлическую пластину, которую закрепляют на той же иконе, прикрепляя гвоздями к боковым сторонам доски. Такое монтирование выполняет только реставратор-ювелир, имеющий опыт работы с металлическими окладами. Бывает, что от оклада сохранились только его отдельные разрозненные части. Оставлять их на лицевой стороне иконы нецелесообразно. В этом случае их перемонтируют на тыльную сторону произведения, чтобы они не потерялись. Иногда их монтируют на картон небольшого формата, закрепляя проволокой.
Часть IV РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ
Глава 1. РЕСТАВРАЦИЯ ОСНОВЫ
Реставрация основы состоит из восстановления ее целостности (то есть из соединения разошедшихся частей и восполнения утраченных деталей), выправления деформаций и упрочнения древесины доски посредством пропитки. В этих процессах используют кроме древесины различные клеи, натуральные и синтетические смолы, воск и другие материалы.