Образовательная область «Речевое развитие». 1 — в диалоге ведущая роль принадлежит жестово-мимическому комплексу




3.1. Владение диалогической речью. Оцениваются проявление инициативы ребенка в диалоге, соблюдение очередности в диалоге, особенности построения реплик, использование невербальных средств общения, развитие темы диалога.

I уровень:

1 — в диалоге ведущая роль принадлежит жестово-мимическому комплексу, а сопроводительная роль — звуковому; ребенок проявляет инициативу в общении, приглашает вступить в контакт (жестами, мимикой, звуками);

2 — ребенок вступает в вербально-предметный и предметно- действенный диалог (вербально-предметные диалоги предполагают вопросно-ответную схему, в которой взрослый спрашивает, а ребенок жестами, поворотами головы, вокализациями, лепетом отвечает; предметно-действенные диалоги, как правило, сопровождают сов­местные действия взрослого и ребенка, например, ситуация одевания ребенка); включаясь в совместную деятельность, выполняет простей­шие словесные просьбы: дай, принеси, положи.

II уровень:

3 — для ребенка характерен собственно вербальный диалог; ре­плики одно-, двусловные; в диалоге проявляет интерес не к теме раз­говора, а к предметам и действиям с ними; не соблюдает очередность в диалоге;

4 — ребенок не владеет распространенными речевыми клише, но способен вычленять из речи взрослых необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в пределах одного микродиалога, переключа­ясь затем на другую тему;

5 — ребенок способен переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, не соблюдая логической после­довательности в построении предложений; реплики-реакции стано­вятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы; мик­родиалоги состоят из нескольких диалогических единств, объединен­ных одной темой; от предметно-практической деятельности ребенок переходит к игровой деятельности, в которой главным партнером становится сверстник, а его заменителем — игрушка (кукла).

III уровень:

6 — ребенок проявляет инициативу в диалоге со взрослым и сверстниками, а в процессе игры с куклой сам предлагает рассказать кукле-«собеседнику» что-либо о себе, об увиденном или услышан­ном, используя речевые клише (приветствия, прощания, поздравле­ния), переносит их в соответствующие ситуации или заменяет анало­гичными, задает серию целенаправленных вопросов в четкой логиче­ской последовательности; вопросы по своему содержанию могут быть направлены к воображаемому субъекту, к кукле; в игровых ситуациях продумывает ответ и проговаривает его от ее лица, меняя интонацию, модуляцию голоса; учится составлять сложные диалоги из несколь­ких микротем; реплики-реакции имеют широкий смысловой спектр: согласие/несогласие, совет, просьба и т. д.;

7 — ребенку свойственна морфологически и синтаксически осво­енная диалогическая речь; он свободно использует штампы «речевого этикета»; реплики в диалоге носят побуждающий характер; ребенок способен продолжить беседу на заданную тему;

8 — совершенствуется выразительность оформления диалогиче­ской речи; полнота передачи и актуализация коммуникативной зна­чимости информации повышаются с помощью использования в диа­логической речи всего комплекса средств интонационной вырази­тельности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического и словесного ударения, паузирования, тембра); в диалогической речи ребенок оптимально использует невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.

IV уровень:

9 — ребенок способен к обмену мнениями, стремится мотивиро­вать свою точку зрения и понять точку зрения собеседника;

10 — ребенок умеет договариваться, прийти к соглашению, учи­тывая мнение и точку зрения всех участников диалога.

3.2. Владение связной (монологической) речью. Оценивается способность ребенка пересказывать, составлять описательный и по­вествовательный рассказы, рассказ-рассуждение.

I уровень:

1 — ребенок проявляет речевую активность только под влиянием взрослого или детей, отвечает на вопросы, высказывает просьбы, ре­чью свою деятельность не сопровождает;

2 — ребенок проявляет речевую активность в конкретной ситуа­ции (высказывает просьбу, задает вопрос, выстраивает сообщение, отрицает), сопровождает речью любую деятельность, используя раз-

ные виды высказываний, которые отражают, разъясняют или (реже) дополняют выполняемые действия.

II уровень:

3 — ребенок проявляет речевую активность в отношениях со взрослыми и сверстниками как в совместной деятельности, так и вне ее, может пересказать что-либо; способен закончить предложение, начатое взрослым, при этом содержание художественного произведе­ния (сказки) должно быть ему хорошо знакомо (Посадил дед... Что? Репку и т. д.), составляет рассказ о предмете (игрушке), повторяя фра­зы взрослого или отвечая на его вопросы, нуждается в помощи при построении фразы;

4 — ребенок может самостоятельно пересказать знакомую сказку близко к тексту, составить описательный рассказ по предмету (кар­тинке), опираясь на план, представленный в наглядной форме; само­стоятельный рассказ по предмету, картинке непоследовательный; ре­бенок не знает, как начать и как закончить высказывание, использует простые предложения;

5 — ребенок самостоятельно составляет описательный рассказ по предмету (картинке) из нескольких предложений, начинает употреб­лять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, опреде­ляет последовательность картинок в серии, при составлении рассказа нуждается в помощи взрослого (наводящие вопросы).

III уровень:

6 — ребенок самостоятельно рассказывает по серии картинок; при составлении повествовательного рассказа затрудняется в опреде­лении его темы, если спросить, на какую тему его рассказ, начинает рассказывать сначала; рассказ непоследовательный, теряются целые смысловые части; преобладают описания событий, реже встречаются описания героев и природы;

7 — ребенок составляет повествовательный рассказ, в целом со­ответствующий изображенной ситуации; имеются основные смысло­вые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепен­ных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, не­значительно страдает смысловая целостность; рассказ-рассуждение составляется с опорой на наглядный материат или носит вынужден­ный характер, т. е. появляется по инициативе взрослого после вопроса «Почему?». Доказательства краткие (1-2 аргумента, которые могут быть нереальными — сказочными, нелогичными, очень категорич­ными);

8 — ребенок составляет повествовательный рассказ, в котором есть все основные смысловые звенья, воспроизводимые в правильной последовательности; для рассказа характерна смысловая целостность; определены временные, причинно-следственные и другие связи меж­ду событиями; доказательства в рассказе-рассуждении развернутые и точные, соблюдается структура рассуждения.

IV уровень:

9 — ребенок составляет творческий рассказ: окончание сказки или рассказа;

10 — ребенок составляет творческий рассказ: придумывание сказки или рассказа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: