Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». 1 — фрагментарный отклик (кратковременная реакция) на ритм




4.1. Эмоциональный отклик на художественные произведе­ния. Выявляется способность ребенка воспринимать художественные образы, проявлять свое отношение к литературным героям на основе оценивания эмпатогенной ситуации, поступков посредством анализа причинно-следственных связей с позиции морально-нравственных критериев.

I уровень:

1 — фрагментарный отклик (кратковременная реакция) на ритм, интонацию, тембр, силу, высоту голоса при чтении художественного произведения;

2 — эмоциональные проявления (мимика, пантомимика, жесты) на процесс чтения художественного произведения.

II уровень:

3 — внешний непосредственный эмоциональный отклик на со­держание сказки, стихотворения, эмоциональное проживание сюжета по подражанию взрослому («Выросла репка...» — ребенок подражает реакции удивления и т. д.);

4 — ребенок проявляет интерес к сюжету, откликается на колли­зии, в которые попадают любимые персонажи, дает эмоциональную оценку «хороший — плохой», основываясь на личном отношении: нравится — не нравится;

5 — ребенок способен к сопереживанию, проявляет эмоциональ­ную отзывчивость, подражая взрослому (зайца жалко, надо его пожа­леть).

III уровень:

— ребенок проявляет сочувствие к героям художественного произведения (участие в переживаниях персонажа по поводу какого- либо несчастья, неприятности, уподобление своего эмоционального состояния эмоциональному состоянию героя); отмечается самостоя­тельное проявление эмоционального отзыва;

7 — эмоциональное отношение к героям сказки подчиняется мо­ральным оценкам «хороший» или «плохой»; критерием оценки стано­вится не общее эмоциональное отношение, а содержание поступка; эмоциональное отношение к герою обосновывается моральными кри­териями;

8 — ребенок проникает во взаимоотношения героев, понимает не только их поступки как таковые, но и их последствия, основываясь на этом, формирует свое эмоциональное отношение к героям.

IV уровень:

9 — ребенок оценивает поступки и их последствия с учетом мо­рально-нравственных критериев, на их основе формирует эмоцио­нальное отношение к герою, сюжету;

10 — ребенок самостоятельно проявляет желание изменить ли­нию сюжета сказки, исходя из эмоционального сочувствия герою (например, «Пришла весна, лисе надо новый дом построить»),

4.2. Эмоциональный отклик на произведения изобразитель­ного искусства и музыкальные произведения. Оценивается спо­собность эмоционально откликаться на образное содержание произ­ведений искусства, чувствовать характер, настроение музыкального произведения и произведения изобразительного искусства, способ­ность к переживанию в форме художественных образов, к творческо­му воображению.

I уровень:

1 — музыка не вызывает эмоциональных реакций, складывается впечатление, что ребенок ее не воспринимает; взгляд не фиксируется на объектах изобразительного искусства (рисунок, картина);

2 — ребенок реагирует на музыку с четким ритмом непроизволь­ными движениями, возгласами, фиксирует взгляд на ярком, контраст­ном изображении, но устойчивость внимания низкая.

II уровень:

3 — ребенок радуется, узнавая знакомые предметы, но еще не воспринимает образ («нравится, у меня дома такой же»); мотив оцен­ки носит предметный или житейский характер; появляются произ­вольные, двигательные реакции на ритмически организованную му­зыку; при восприятии музыки проявляет яркие, контрастные эмоции: веселое оживление или спокойствие;

4 — ребенок видит и осознает элементарно-эстетические каче­ства произведения, которые делают его привлекательным для ребенка («мне нравится...»), различает общее настроение музыки, ее характер, воспринимает эмоциональное содержание небольших, ярких по своим образам произведений, проявляет экспрессивные реакции (в мимике, пантомимике);

5 — ребенок получает эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет и цветовые сочетания, в музыкальном про­изведении дифференцирует темп, ритм, характер, может описать свои эмоции, возникающие в процессе прослушивания музыкального про­изведения.

III уровень:

6 — ребенок получает эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое форму и композицию, дифференцирует эмоцио­нальные переживания, вызываемые музыкальными произведениями разного характера; эмоции становятся не только более разнообразны­ми, но и осмысленными;

7 — ребенок способен воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, что позволяет эстетиче­ски переживать хотя бы часть замысла художника; он проявляет ин­терес к содержанию музыкального произведения, задает вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка;

8 — ребенок способен понять идею, которая скрыта за внешними средствами создания музыкального и изобразительного образа, по­нять внутреннюю характеристику, передать это в речи.

IV уровень:

9 — музыкальные произведения и произведения изобразительно­го искусства становятся для ребенка средствами выражения соб­ственного эмоционального отношения к действительности;

10 — ребенок способен передать свое эмоциональное состояние средствами музыкального и изобразительного искусства (подбирать техники изобразительного и музыкального искусства для создания нового продукта).

4.3. Характер творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальная деятельность). Вы­является интерес, инициатива, желание ребенка участвовать в творче­ской деятельности; способ выбора темы для творчества, подбора средств выразительности и использования различных техник.

I уровень:

1 — ребенок не проявляет интереса к творческой деятельности окружающих в различных видах деятельности;

2 — ребенок наблюдает за творческой деятельностью окружаю­щих.

II уровень:

3 — ребенок участвует в некоторых видах творческой деятельно­сти, предложенных педагогом, проявляя прохладно-равнодушное от­ношение, действует вместе с педагогом;

4 — ребенок проявляет интерес к участию в некоторых видах творческой деятельности, предложенных педагогом; интерес кратко­временный, неустойчивый; действует с помощью взрослого; харак­терно избирательно-позитивное отношение;

5 — ребенок проявляет интерес к участию в некоторых видах творческой деятельности, действует с помощью взрослого, при по­вторном выполнении отработанных действий может проявить само­стоятельность.

III уровень:

6 — ребенок проявляет желание участвовать в некоторых видах творческой деятельности, охотно принимает тему, предложенную пе­дагогом, может ее конкретизировать, получает удовольствие от уча­стия, хотя в процессе деятельности не всегда проявляет активность, действует обычно самостоятельно, при необходимости обращается за помощью, при создании продукта использует усвоенные техники;

7 — ребенок устойчиво интересуется различными видами твор­ческой деятельности, в их процессе проявляет активность и инициа­тиву, может внести в готовое изделие 2-3 новых элемента или вы­полнить его самостоятельно в другой знакомой технике;

8 — ребенок создает образы, верно подбирая для этого средства выразительности, способен действовать по собственному замыслу, воплощая его в творческой деятельности, используя знакомые техни­ки.

IV уровень:

9 — ребенок способен действовать по собственному замыслу, во­площая его в творческой деятельности, экспериментируя с различны­ми техниками (подбирая различные варианты их сочетания или при­внося элементы новизны в технику исполнения);

10 — ребенок по своей инициативе создает образ конечного про­дукта, подбирает материал, техники, доводя замысел до конечного ре­зультата.

5. Образовательная область «Физическое развитие »

5.1. Владение основными двигательными навыками. Оцени­вается двигательная активность ребенка, способность выполнять предлагаемые движения, а также качество их выполнения и степень помощи педагога.

I уровень:

1 — ребенок отказывается от выполнения предложенных дей­ствий и заданий, проявляет низкую физическую возможность (не мо­жет выполнить действия);

2 — ребенок предпринимает отдельные попытки к выполнению заданий, но двигательная активность быстро истощается.

II уровень:

3 — ребенок выполняет задания со значительными ошибками, с большим трудом, преимущественно совместно со взрослым, в от­дельных случаях по подражанию;

4 — ребенок выполняет требуемый объем движений (бег, ходьба, прыжки и т. д.), однако качество выполнения требует корректировки; действует преимущественно по подражанию, иногда по образцу;

5 — ребенок выполняет предлагаемые движения с некоторыми не­точностями, которые исправляет после показа, действует по образцу.

III уровень:

6 — ребенок выполняет движения по словесной инструкции с большим количеством ошибок, которые исправляет после того как взрослый обратит на них его внимание;

7 — ребенок выполняет движения по словесной инструкции с не­которыми неточностями, которые исправляет самостоятельно;

8 — ребенок выполняет требуемые движения по словесной ин­струкции самостоятельно и без ошибок.

IV уровень:

9 — ребенок показывает результаты, превышающие основные возрастные показатели;

10 — ребенок проявляет творческий подход, активность и высо­кую внутреннюю мотивацию к выполнению задания.

5.2. Владение основными культурно-гигиеническими навы­ками. Оценивается уровень сформированности основных культурно- гигиенических навыков (прием пищи, умывание, одева­ние/раздевание, пользование носовым платком, уход за одеждой), от­слеживается качество выполнения гигиенических процедур и степень самостоятельности при их выполнении.

I уровень:

1 — ребенок не имеет представлений о навыках личной гигиены, равнодушен к своему внешнему виду, полностью зависит от взросло­го, ест ложкой густую пищу, способен пить из чашки с помощью взрослого, раздевается — стягивает шапку, носки;

2 — ребенок имеет элементарные представления о правилах лич­ной гигиены, но не реализует их на практике (например, знает, что нужно мыть руки перед едой, но не делает этого), просится на гор­шок, раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает шапку, расстегнутые туфли, шорты, колготки), ест ложкой жидкую пищу.

II уровень:

3 — ребенок выполняет отдельные действия (открывает кран, бе­рет мыло), но только с помощью взрослого, самостоятельно действо­вать не может, имеет элементарные представления о функциональном назначении некоторых предметов и средств личной гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце), под контролем взрослого ча­стично одевается в определенном порядке, последовательно склады­вает одежду, ставит на место обувь;

4 — ребенок выполняет отдельные действия (моет руки перед едой, умывает лицо), пытается использовать предметы и средства личной гигиены (мыло, полотенце, расческа), нуждается в постоянной помощи взрослого, обращает внимание на свой внешний вид только по просьбе взрослого (моет нос, после еды вытирает рот салфеткой, причесывается), ест ложкой без потери пищи, одевается и раздевается под контролем взрослого;

5 — ребенок выполняет действия утреннего и вечернего туалета (моет руки, лицо, чистит зубы, расчесывает волосы), однако при вы­полнении каждого действия нуждается в четком неоднократном объ­яснении взрослого, имеет представления о том, как нужно одеваться в разное время года, самостоятельно одевается и раздевается в опреде­ленной последовательности (надевает и снимает одежду, расстегивает и застегивает пуговицы, складывает, вешает предметы одежды), поль­зуется вилкой.

III уровень:

6 — ребенок самостоятельно умывается, моет руки с мылом пе­ред едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умеет пользоваться расческой, носовым платком, при кашле и чихании от­ворачивается, прикрывает рот и нос носовым платком, аккуратно принимает пищу; берет понемногу, хорошо пережевывает, ест бес­шумно, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вил­кой), салфеткой, полощет рот после еды;

7 — ребенок быстро и аккуратно одевается и раздевается, соблю­дает порядок в своем шкафу (раскладывает одежду в определенные места), опрятно заправляет постель, обладает навыками опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых), правильно пользуется столовыми приборами (вилкой, но­жом), ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку, обра­щается с просьбой, благодарит, правильно чистит зубы;

8 — ребенок следит за чистотой тела, опрятностью одежды, при­чески, самостоятельно чистит зубы, следит за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывает рот и нос носовым платком; складывает в шкаф одежду, сушит мокрые вещи, ухаживает без напоминания за обувью (моет, протирает, чистит, убирает на место), замечает и само­стоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде, осознает важ­ность соблюдения правил личной гигиены и ухода за телом.

IV уровень:

9 — у ребенка сформированы основные культурно-гигиени­ческие навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуется только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, поло­щет рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется но­совым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро одевается и раздевается, вешает одежду в определенном порядке, сле­дит за чистотой одежды и обуви);

10 — у ребенка сформирована привычка бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников, проявляется желание помогать другим.

5.3. Соблюдение элементарных правил здорового образа жиз­ни (ЗОЖ). Анализируются когнитивный и поведенческий компонен­ты представлений о ЗОЖ (полнота, осознанность, системность, ини­циативность и др.) по критериям, выделенным И. М. Новиковой.

I уровень:

1 — ребенок не имеет представлений о здоровье, болезни, здоро­вом образе жизни, на элементарном уровне сигнализирует о болез­ненных ощущениях;

2 — ребенок на элементарном уровне дифференцирует состояния «здоровый» — «больной» («Мишка заболел — пожалеем мишку»).

II уровень:

3— ребенок затрудняется объяснить понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности, имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта, не имеет представлений о факторах вреда и пользы для человека, осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды, имеет отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды;

4 — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды; представле­ния о здоровом образе жизни связаны с его личным опытом и носят конкретно-ситуативный характер (трактует понятие «здоровье» как со­стояние человека, выздоравливающего после болезни), имеет элемен­тарные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта, затрудняется объяснить значение для здо­ровья знакомых ему видов деятельности;

5 — у ребенка сформированы единичные представления о здоро­вом образе жизни, о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, санитарно- гигиенических норм, состояния окружающей среды.

III уровень:

6 — ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связы­вая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для со­хранения здоровья, о здоровье как состоянии человека (когда он не болеет), способен осознать значение для здоровья некоторых прояв­лений образа жизни и факторов окружающей среды (при этом требу­ется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных примеров), ча­стично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность;

7 — ребенок имеет некоторые представления о факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболева­ний, о возможных причинах заболеваний; у него сформированы эле­ментарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни; знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, о зависи­мости здоровья от правильного питания и факторах, разрушающих здоровье; проявляет самостоятельность на основе подражания другим детям, но потребность в этих мероприятиях не осознает, инициативу не проявляет;

8 — у ребенка сформированы представления о ЗОЖ (об особен­ностях строения и функциях организма человека, о важности соблю­дения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих проце­дур, о роли солнечного света, воздуха, и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье); он может проявлять самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических меро­приятий, но она связана с его эмоционально-чувственным пережива­нием по следам обучения; проявляет инициативу по подражанию дру­гим детям, но потребность в этих мероприятиях не осознает.

IV уровень:

9 — ребенок осознает значение ЗОЖ для здоровья, а также зна­чение для здоровья и здорового образа жизни состояния окружающей среды, имеет правильные представления о ЗОЖ как активной дея­тельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как состоянии физического и психического благополучия организма, о способах укрепления здоровья и предупреждения забо­леваний;

10 — представления ребенка о здоровом образе жизни носят це­лостный характер; он способен выявить направленную на формиро­вание ЗОЖ сущность различных видов деятельности, активен и само­стоятелен в своих суждениях и высказываниях, проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: