Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 7 глава




Значительную часть коллекции представляет фарфор Дулевского и Дмит-ровского заводов: авторские экземпляры, образцы серийного и массового производства (Е.Линева, П.Леонов, А.Чекулина, А.Сотников, П.Кожин, Е.Смирнов).

Кроме того, имеются небольшие коллекции изделий менее крупных фарфоровых заводов: «Пролетария», «Красного фарфориста», «Коминтерна», Кузяевского, Коростеньского, Киевского, Барановского и др.

Музей обладает уникальной коллекцией работ в фарфоре М.До-бужинского, В.Кандинского, Б.Кустодиева, А.Самохвалова, А.Мат-веева, С.Орлова.

Фарфор 1940–1990-х гг. представлен авторскими работами А.Лепорской, С.Славиной, В.Городецкого, А.Бржезицкой, Е.Гатиловой, Е.Смирнова, Ю.Ган-рио, Б.Калиты, М.Сорокина.

Посудные формы, мелкая пластика, декоративно-пространственные композиции, вошедшие в фонд фаянса (2847 ед. хр.), изготовлены на Конаковском, Будянском, Псковском заводах и Песоченской фабрике.

Уникальна коллекция Художественной лаборатории, существовавшей при музее в кон. 1920 – нач. 1930-х гг., где проводились эксперименты в области создания новых форм изделий, фактуры материала, технологии цветных глазурей (И.Фрих-Хар, С.Лебедева, С.Ефимов, В.Фаворский, И.Чайков, М.Холодная).

Искусство керамики 1960–1990-х гг. наиболее полно представлено авторскими работами художников московской и петербургской керамических школ: В.Малолеткова, Л.Сошинской, Н.Богдановой, Г.Кретовой, И.Гуревич, С.Мальяна, Л.Солодкова, М.Копылкова, В.Гориславцева, В.Цивина, В.Цыган-кова и др.

В коллекции современного стекла (2560 ед. хр.) представлены изделия Гусевского, Дятьковского, Киевского заводов художественного стекла, заводов «Красный Гигант», «Красный Май» и др. (В.Мухина, А.Успенский, Л.Юрген, В.Му-ратов, В.Мурахвер, С.Бескинская, Л.Якобсон), а также произведения художников, не связанных с производством: Б.Смирнова, Г.Антоновой, Д. и Л.Шуш-кановых, Л.Савельевой, Ф.Ибрагимова, С.Рязановой, А. и Г.Ивановых.

Имеются монографические коллекции работ Н.Данько, С.Чехонина, А.Щекатихиной-Потоцкой, А.Сотникова, А.Бржезицкой, Л.Протопоповой, Л.Ефимовой, И.Фрих-Хара и др.

Собрание включает произведения самых ярких и самобытных народных промыслов России: Балхары, Гжель, Опошня, Косово, Дымка, Скопин.

 

Аникст М.А., Турчин В.С., Шередега В.И. …в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII–XVIII вв. М., 1979

Баранова О.Ф. Кусково. Регулярный парк музея-усадьбы XVIII в. М., 1958

Баранова О.Ф. Кусково: Путеводитель. М., 1983

Безсонов П. Прасковья Ивановна, графиня Шереметева. Ея народная песня и родное ея Кусково. М., 1872

Глозман И.М., Тыдман Л.В. Кусково. М., 1966

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Всесоюзная выставка «50 лет советской керамики и стекла»: Каталог. М., 1970

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»: Советский художественный фарфор 1918–1923: Каталог. М., 1962

Долгих Е.В. Русское стекло XVIII века. Собрание государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». М., 1985

Елизарова Н.А. Крепостная актриса П.И.Ковалева-Жемчугова. М., 1950

Елизарова Н.А. Театры Шереметевых. М., 1944

Карякина Т.Д. Английская керамика в собрании Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Б.м., 1989

Ковалева М.Д. «Библиотека Шереметевых» в собрании редких книг Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». М., 1989

Кусково. Останкино. Архангельское / Авт.-сост. В.Л.Рапопорт, И.Г.Семенова, Л.В.Тыдман, Н.Т.Унанянц. М., 1981

Мозжухина Т.А., Сиповская Н.В. Русский фарфор в собрании Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Б.м., 1989

Попов В.А. Русский фарфор. Частные заводы. Л., 1980

Преснова Н.Г. Художники Аргуновы в «Кусково». Б. м., 1989

Равина Д.И. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Б.м., 1988

Ростовцева Г.А. Кусково, регулярный парк музея-усадьбы ХVIII века. М., 1958

Русский фарфор. 250 лет истории: Каталог. В 2-х частях / Сост. Л. Андреева. М., 1995

Тыдман Л.В. Голландский домик / Под ред. И.М.Глозмана. М., 1965

Imperial Tables of the Tsars. Exhibition from the Kuskovo Estate. Moscow, London, 1999

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 804

Москва

ФГУК «Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина»

115054, Москва, ул. Бахрушина, 31/12

Выходные дни – вторник, последний понедельник месяца

Генеральный директор – Родионов Дмитрий Викторович,

тел.: (495) 953-48-48; E-mail: gctm@gctm.ru

Филиалы:

Дом-музей А.Н.Островского

Заведующая – Постникова Лидия Иосифовна, тел.: (495) 953-86-84

Дом-музей М.Н.Ермоловой

Заведующая – Островская Раиса Ильинична, тел.: (495) 290-02-15

Музей-квартира В.Э.Мейерхольда

Заведующая – Макерова Наталья Федоровна, тел.: (495) 629-53-22

Театральная галерея на Малой Ордынке

Заведующая – Постникова Лидия Иосифовна, тел.: (495) 953-86-84

Музей-квартира актерской семьи М.В. и А.А.Мироновых и А.С.Менакера

Заведующая – Гречишкина Евгения Борисовна, тел.: (495) 241-59-50

Музей-квартира Г.С.Улановой

Заведующая – Каск Татьяна Анатольевна, тел.: (495) 915-44-47

Основан 29 октября 1894 года известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным.

Занимаемое здание: бывшая усадьба А.А.Бахрушина в Замоскворечье, 1896 г., по проекту арх. К.Гиппиуса. Одноэтажный особняк в формах ранней английской готики. Асимметричная композиция объема имеет несколько акцентов. Квадратной в плане башней с шатровой кровлей отмечен вестибюль дома; рядом, на фасаде обращает на себя внимание крупное стрельчатое окно, обрамленное в верхней части фигурным аттиком. Наружное убранство сооружения, за исключением отдельных деталей, хорошо сохранилось, но роскошные интерьеры, производившие на современников большое впечатление, понесли большие потери. До наших дней дошел декор «готического» вестибюля и фрагменты декора кабинета.

Экспозиционно-выставочная площадь – 529,7 кв. м, площадь под временные выставки – 204,14 кв. м, фондохранилище – 1431 кв. м, парковая площадь – 0,7965 га.

Общее количество единиц хранения – 1 333 331, из них основной фонд – 1 283 489.

Наиболее ценные коллекции:

Коллекция театрально-декорационного искусства кон. XVIII – кон. ХХ в.

Коллекция рукописных материалов по истории русского театра кон. XVIII–ХХ вв.

Архив В.Э.Мейерхольда

Архив Ф.И.Шаляпина

Архивы Камерного театра, ГОСЕТа

 

Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина – уникальное явление русской культуры. Начало музею было положено в середине 90-х годов XIX в. частной коллекцией известного московского промышленника и мецената Алексея Александровича Бахрушина (1865–1929).

Сегодня в фондах музея более полутора миллионов экспонатов: эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Театральная коллекция стала одним из самых ценных музейных собраний современной России – в ней представлены работы Л.С.Бакста, А.Я.Головина, Б.М.Кустодиева, М.В.Добужинского, К.А.Коровина, К.Ф.Юона, Н.К.Рериха, В.Е.Татлина, А.А.Экстер, А.М.Родченко, Л.С.Поповой и других выдающихся мастеров. Самые разнообразные выставки проходят в основном здании музея и его многочисленных филиалах.

Музей им. Бахрушина организует лекции по истории театра с использованием уникальных фондовых материалов, встречи с известными артистами, творческие вечера.

 

Театральные музеи в СССР. Сборник. М., 1990

Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. Проспект. М., 1994

Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994

Театр и русская культура на рубеже XIX–XX вв. Сборник статей. М., 1998

Орлова-Савина П.И. Автобиография. М., 1994

Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых: Каталог пьес. М., 1996

Мейерхольд и художники. М., 1995

Теляковский В.А. Дневники директора Императорских театров. 1898–1901. М., 1998

Старикова Л. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. М., 1997

Бахрушины. Поколенная роспись московской ветви Алексея Федоровича Бахрушина. М., 1997

Александр Тышлер и мир его фантазий. М., 1998

Рисунки мастеров «Бубнового валета»: Каталог выставки. М., 1999

Мейерхольд и другие. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. М., 2000

Художники и режиссеры. Москва. Вторая половина ХХ в.: Каталог выставки. М., 2001

Искусство движения. История и современность. Материалы научно-практической конференции. М., 2002

Друг Пушкина Нащокин: Каталог выставки. М., 2001

Театральный плакат из собрания Бахрушинского музея. М., 2002

Человек пластический. Сборник научных статей. М., 2002

Путеводитель по рукописным фондам ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. М., 2002

Мейерхольд и Германия. 2003–2004. Диалог культур. Российско-германские культурные встречи: Каталог выставки. М., 2003

Н.Мордвинов. Размышления о работе актера. М., 2001

Реставрация музейных ценностей России. Каталог выставки Триеннале IV. М., 2002

Николай Сапунов. 1880–1912. Каталог выставки. М., 2003

Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество. Из собрания Бахрушинского музея. М., 2003

Татлин. Ретроспектива. Каталог выставки. М.-СПб., 2003

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье. Набор открыток. М., 2003

Островский и Москва. Папка-альбом для средних школ. М., 2003

Коваленко Е.В. Выставка театральной мастерской П.Н.Фоменко «Семейное счастие» в филиале ГЦТМ – Театральной Галерее на М.Ордынке. М., 2004

110 шедевров Бахрушинского музея: Каталог выставки. М., 2004

Листки из альбома. Автографы гостей дома А.А.Бахрушиных из собрания ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. М., 2004

Русский театр. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. Т. 1, 2. М., 2004

Живая коллекция. Сб. научных статей. М., 2005

Михаил Ромадин. Ностальгия по театру. Работы 1960-х гг. Буклет выставки. М., 2005

«Одна леди в поисках четырех джентльменов»: Каталог выставки. М., 2005

Москва

Дом-музей В.М.Васнецова

Филиал ФГУК ВМО «Государственная Третьяковская галерея»

129090, Москва, пер. Васнецова, 13

Выходные дни – понедельник, вторник

Заведующая филиалом – Ярославцева Нина Александровна,

тел.: (495) 681-13-29, 681-11-04

Основан 28 августа 1951 года. Открыт 25 августа 1953 года.

С 1951 г. – Дом-музей В.М.Васнецова, с 1963 г. – филиал Музея истории и реконструкции Москвы, с 1988 г. – современное название.

Занимает деревянный двухэтажный дом, где художник жил в 1894–1926 годах, построен по проекту В.М.Васнецова.

Общая площадь – 434 кв. м, экспозиционная – 331,8 кв.м, фондовая – 40,38 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 23 910, в том числе: живопись – 266, графика – 2569, иконы – 52, ДПИ – 1002.

 

В основу Музея легли коллекции, переданные родственниками В.М.Вас-нецова – В.В., Т.В., З.К., А.В.Васнецовыми, а также коллекции К.Н.Бара-новского (1969), Н.К.Величко (1982), Г.П.Белякова. В составе собрания – библиотека, фотодокументы, архивные материалы, мемориальная обстановка, личные вещи художника, живопись и графика 2-й пол. XIX – нач. XX в. Коллекция ДПИ носит мемориальный характер и включает мебель, изготовленную по рисункам В.М.Васнецова и Е.Д.Поленовой в столярно-резческой мастерской А.М.Васнецова в Вятке и в подмосковном Абрамцево.

 

Васнецов В. Письма, дневники, воспоминания современников. М., 1987

Москва В.Васнецова: История души художника. М., 1998

Школа – музей – личность: Методическое пособие для учителей. М., 1989

Москва

Дом-музей П.Д.Корина

Отдел исследования творчества П.Д.Корина ФГУК ВМО «Государственная Третьяковская галерея»

119435, Москва, ул. М. Пироговская, 16, флигель 2

Режим работы – вторник, среда, пятница

Заведующая отделом – Корина Ольга Александровна, тел.: (495) 245-11-90

Открыт в 1968 году.

 

Дом-музей Павла Дмитриевича Корина находится в небольшом флигеле на Малой Пироговской улице, куда художник переехал в 1933 году. С этим зданием связана значительная часть творческой жизни П.Д.Корина, а также его собирательская деятельность, результатом которой стала обширная коллекция древнерусской иконописи. В конце своей жизни художник составил завещание, согласно которому все его собрание икон, дом и все, что в нем находилось, должны были перейти в собственность Третьяковской галереи и сохранять тот вид, который они имели бы к моменту его смерти. После кончины П.Д.Корина в 1967 году с таким же обращением к Третьяковской галерее и Министерству культуры страны выступила его вдова, П.Т.Корина. В 1968 году Совет Мини-стров СССР постановил: принять в дар коллекцию древнерусского искусства и организовать в доме П.Д.Корина художественный музей – филиал Третьяковской галереи. Его первым заведующим и хранителем стала П.Т.Корина.

Нынешняя экспозиция мемориального музея включает несколько бывших жилых комнат и мастерскую Павла Дмитриевича Корина.

В комнатах – так называемой «Зеленой гостиной», столовой, спальне, – сохранена обстановка, существовавшая при жизни художника. Особый облик этим помещениям придают антикварная мебель и, в первую очередь, обширная коллекция иконописных произведений (ок. 200). В их числе – наиболее интересные и художественно ценные памятники: «Рождество Богоматери» (нач. XV в., Псковская школа), «Чудо в Хонех» (1-я пол. XV в.), «Богоматерь Одигитрия со святыми на полях» (1-я пол. XV в.) и другие. Отдельная стена отведена под иконы «Палехских писем» XVIII–XIX веков. Именно там, на родине Корина, в 1920–1930-е годы было положено начало его собирательству.

В мастерской представлены произведения выдающегося советского живописца, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Павла Дмитриевича Корина (1892–1967), выполненные в разные годы. Среди них – пейзаж «Моя Родина» (1928–1947), запечатлевший окрестности Палеха. Основная тема экспозиции – работа художника над главным замыслом всей его жизни, картиной «Реквием. Русь уходящая» (эскиз, 1935–1959). Здесь представлено большое число этюдов, обладающих силой и ценностью самостоятельных художественных произведений. В их числе – «Митрополит Трифон» (1929), «Нищий» (1933), «Иеромонах отец Пимен и епископ Антоний» (1935), «Схиигуменья мать Фамарь» (1935) и другие. У стены – огромный подготовленный к работе холст, так и оставшийся нетронутым.

В музее хранятся материалы, связанные с работой П.Д.Корина над мозаиками станций Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», витражами станции «Новослободская» (1951–1952).

Дом-музей П.Д.Корина позволяет соприкоснуться с личностью одного из наиболее ярких и самобытных русских художников советского периода.

 

П.Д. Корин. Каталог выставки 1892–1967. К 100-летию со дня рождения. М., 1993

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 804

Москва

Квартира­музей А.М.Васнецова

Отдел исследования творчества А.М.Васнецова ФГУК ВМО «Государственная Третьяковская галерея»

103064, Москва, Фурманный пер., 6, кв. 21–22

Заведующая – Ядохина Елена Ивановна, тел.: (495)208-90-45

 

Представлены произведения известного русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933).

Москва

Общественный Музей имени Н.К.Рериха Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (Международный Центр – Музей им. Н.К.Рериха)

119019, Москва, Малый Знаменский пер., 3/5

Выходной день – понедельник

Генеральный директор – Шапошникова Людмила Васильевна,

тел.: (495) 203-68-72, факс: (495) 975-07-66

E-mail: icr@roerich-museum.ru; www.roerich-museum.ru

Основан 2 октября 1989 года. Открыт 12 февраля 1993 года.

С 1989 г. – Советский фонд Рерихов, с 1991 г. – современное название.

Расположен в усадьбе Лопухиных, XVII–XIX вв.

Общая площадь – 1900 кв. м, экспозиционная – 850 кв. м, депозитарий – 200 кв. м.

Общее количество единиц хранения – около 16 000, в том числе: живопись – 500, архив – 10 000, библиотека – 4000.

 

Международный Центр включает Музей имени Н.К.Рериха, основу коллекции которого составляет дар Святослава Николаевича Рериха (1904–1993), переданный Советскому фонду Рерихов 19 марта 1990 года и состоящий из живописных работ Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов (около 1200 ед. хр.), архива, библиотеки и личных вещей семьи Рерихов. Вся коллекция была привезена в Москву из Индии в мае 1990 года.

Раздел живописи включает 430 полотен Н.К.Рериха (1874–1947). Из них интересны работы русского периода его творчества: «За морями земли великие» (1915), «Наши предки» (1919), «Нойшло. Олафсборг» (1916).

Индийский этап представлен картинами «Да здравствует король!» (1931), «Чинтамани» (1935), «Христос» (1933) и другими, а также серией «Гималаи».

Большую ценность представляет архив и личная библиотека семьи Рерихов, а также их коллекции бронзы и минералов, собрание граммофонных пластинок и пр.

 

Международный Центр Рерихов. М., 1994

Музей имени Н.К.Рериха в Москве: Миры Николая Рериха. М., 1997

Николай Рерих: Из коллекции Международного Центра Рерихов: Альбом. М., 1997

Рерих Н.К. Гималаи: Альбом. М., 1992

Nicolas Roerich: From the Collection of the International Centre of the Roerichs. M., 1997

The Nicolas Roerich Museum in Moscow: The worlds of Nicolas Roerich. М., 1997

Москва

Мемориальный музей­мастерская С.Т.Коненкова

Филиал Государственного научного учреждения «Научно­исследовательский музей Российской Академии Художеств»

103009, Москва, Тверская ул., 17

Выходные дни – понедельник, вторник

Заведующий – Боброва Светлана Леонидовна,

тел.: (495) 629-61-39, (495) 629-44-72

Экспозиционно-выставочная площадь – 223,8 кв. м, фондохранилище – 13 кв. м.

Общее количество единиц хранения: 5038

Наиболее ценные коллекции:

Коллекция скульптуры (Автопортрет, портреты Ф.М.Достоевского, И.С.Баха, А.Эйнштейна, «Пиршество», «Паганини», изображение Христа, «Старенький старичок» и др.)

Коллекция рисунка, в том числе цикл 1940-х годов, посвященный теме космоса

Библиотека Коненкова, мемориальный фонд

 

Музей был открыт к столетию мастера в 1974 году. В комплекс музея входит мастерская, где работал С.Коненков, квартира, кабинет, обширный холл и вестибюль. Здесь мастер провел последние 24 года своей жизни. По проекту Коненкова оформлялся интерьер. Холл и вестибюль сохранили прижизненный облик, расположение знаменитой деревянной мебели – скульптуры, детали интерьера. Художественный фонд музея содержит обширный материал, освещающий все периоды творчества мастера. Особенно уникальными являются работы нач. ХХ века, работы, созданные в США. В коллекцию музея входят рисунки на тему «Космос» – явление необычайное в творчестве Коненкова – своеобразные философские размышления о сотворении Вселенной, о месте в ней человека. Музей также хранит мемориальный фонд, документы и фотографии.

 

С. Коненков. Мемориальный музей-мастерская: Путеводитель / Авт-сост. Т.И.Крауц. М., 1986

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 804

Москва

МУК Москвы «Московский государственный музей народной графики»

103045, Москва, Малый Головин пер., 10/9, строение 1

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор – Пензин Виктор Петрович, тел.: (495) 208-51-82

Основан 28 января 1993 года. Открыт в мае 1993 года.

Занимает 2-этажный особняк, XIX в.

Общая площадь – 500 кв. м, экспозиционная – 301,7 кв. м.

Общее количество единиц хранения – более 6000.

 

Основу фондов музея составляет коллекция его директора, художника Виктора Петровича Пензина, дополненная реконструкциями древних листов, а также произведениями современных мастеров-лубочников.

В коллекции представлены: ранняя русская гравюра XVII – нач. XVIII в. (в том числе Библия Василия Кореня, 1692–1696 гг.); лубок XVIII–XIX вв.; лубок 1812 г. (работы А.Венецианова, А.Иванова, Теребенева); лубок нач. XX в. (работы К.Малевича, Г.Нарбута, А.Лентулова, Д.Моора, А.Апсита и др.); аранжировки русского лубка «Война русских с немцами» 1916 г.; лубок 1930-х гг. (работы В.Куликова, Б.Кустодиева); современный лубок 1960–1985 гг. (работы В.Пензина); современный лубок последней четверти XX в. (мастерская народной графики «Российский лубок», свыше 100 авторов); детский лубок.

Москва

ГУК «Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М.Шилова»

119019, Москва, ул. Знаменка, 5

Выходной день – понедельник

Директор – Филипченко Николай Григорьевич, тел.: (495) 203-42-08, 203-44-50

Факс: (495) 203-69-75

E-mail: shilov_gallery@mail.ru.; www.shilov.su

Открыта 31 мая 1997 года.

В 1996 году живописец­портретист Александр Максович Шилов передал в дар городу коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Постановлениями Государственной Думы РФ от 13 марта 1996 г. и правительства Москвы от 14 января 1997 г. была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М.Шилова.

Занимает здание старинного особняка, 1829 г., по проекту арх. Е.Д.Тю-рина – памятник архитектуры XIX в. В 2003 г. для галереи было построено новое здание по проекту арх. М.М.Посохина, составившее со старым корпусом единый архитектурно-художественный комплекс.

Экспозиция размещена в 18 залах. Общая площадь – 1380 кв. м, фондо­хранилище – 20 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 795 (основной фонд), в том числе: живопись – 347, графика – 448. Вспомогательный фонд и архив – 7502.

 

Первоначальный дар А.М.Шилова – 355 произведений.

В 2000 г. было передано 330 произведений (в том числе из РОСИЗО – 1); в 2001 г. – 10; в 2002 г. – 14; в 2003 г. – 14; в 2004 г. – 27; в 2005 г. – 19; в 2006 г. – 18.

 

Александр Шилов. Живопись. Графика: Альбом М., 1979; 1982, 1985, 1990, 1993, 1996, 1997

Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М.Шилова: Альбом М., 2000; 2003

Александр Шилов. Рисунок, графика: Альбом. М, 2003

Москва

ГУК Москвы «Московский государственный объединенный музей­заповедник» (бывшее «Коломенское»)

115487, Москва, пр. Андропова, 39

Выходной день – понедельник

Директор – Колесникова Людмила Петровна, тел.: (495) 112-81-74

Факс: (495) 112-11-55

E-mail: kolomen@museum.ru; www.museum.ru/kolomen/

Основан в 1925 году.

С 1923 г. – филиал Исторического музея, отделение Музея «Покровский Собор» (музей Собора Василия Блаженного), с 1928 г. – музей­филиал Государ-ственного Исторического музея, с 1966 г. – музей­заповедник «Коломенское», филиал ГИМа, с 1971 г. –Государственный музей­заповедник «Коломенское», с 1974 г. – Историко­архитектурный государственный музей­заповедник «Коломенское», с 1987 – Государственный художественный и историко-архитектурный музей­заповедник «Коломенское», с 1990 г. – современное название.

Занимает 8 памятников архитектуры XVII–XVIII вв., естественные ландшафты и бывшие сельхозугодья.

Общая площадь территории – 256,7 га.

Общая площадь музея – 4360,9 кв. м, экспозиционная – 3019,7 кв. м, фондовая – 1427,5 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 131 707, в том числе: древнерусская живопись – 2050, графика – 3145, скульптура – 1551, декоративно­прикладное искусство – 18 894, предметы нумизматики – 3158, предметы археологии – 48 709, предметы этнографии – 868, фотография – 40 648, документы – 7203, прочее – 5486.

 

Основа археологического собрания – материалы из села Коломенское и его окрестностей, начиная с эпохи неолита (Дьяковская неолитическая стоянка, территория селища Дьяково – пойма конца IV – начала III тысячелетия до н.э.).

Уникальная коллекция резьбы по белому камню составлена из декора уничтоженных храмов Москвы и белокаменных резных надгробий XVI – нач. XX в. Наиболее полно представлены фрагменты резного камня из Львиных ворот Потешного дворца Московского Кремля, церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке, Сухаревой башни.

Одной из лучших коллекций в России является собрание архитектурной и печной керамики (изразцов) X – нач. XX в. Большая часть коллекции – мо-сковский изразец, занимающий особое место в отечественной художественной культуре. Изразцовый камин М.А.Врубеля «Вольга и Микула» (1890) является гордостью музея.

Коллекция монументально-декоративной резьбы по дереву XVI–XX вв. по своим художественным достоинствам – редчайшая в России. В ней представлены фрагменты иконостасов, уникальная напрестольная сень 1677 г. из Соловецкого монастыря, церковная мебель и т.д.

Произведения древнерусской живописи XV–XX вв. представлены более чем 2000 памятников высокой художественной и историко-культурной ценности. Среди экспонатов собрания имеются подлинные шедевры, в том числе коллекция икон с архитектурными фонами.

В коллекции художественного металла широко представлены редкие образцы колокольного литья и башенных часовых механизмов XV–XVII вв.

Собрание книг включает много редких и первопечатных изданий. Среди уникальных экспонатов – первая русская печатная книга «Московский Апостол», изданная 1 марта 1564 г. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и «Арифметика» Леонтия Магницкого (1703), четыре книги Симеона Полоцкого, а также амстердамское издание «Символы и Эмблемата» (типография Генриха Ветстейна, 1705).

В музее собран большой этнографический и бытовой материал, отражающий жизнь и деятельность различных регионов России. Среди редких образцов в собрании можно назвать шкаф-секретер, вырезанный из кости холмогорскими мастерами 2-й пол. XVIII в.

В экспозиции под открытым небом представлено пять памятников деревянной архитектуры XVII–XVIII вв.: Домик Петра I (1702), проездная башня Николо-Карельского монастыря (1692) и др. Все памятники были спасены при непосредственном участии архитектора П.Д.Барановского и перевезены на территорию Коломенского.

 

Гра М., Жиромский Б. Коломенское. М., 1971

Ильина М.Н., Полякова Г.А. и др. Заповедное Коломенское. М., 1997

Коломенское: Альбом / Колл. авт., рук. И.И.Гольдин. М., 1998

Коломенское: Государственный музей-заповедник. Л., 1986

Коломенское: Материалы и исследования. Вып. 1–6. М., 1981–1994

Коломенское: Путеводитель. М., 1981

Наумова Н.А., Квашнина Г.А. Домик Петра I в Коломенском: Путеводитель. М., 1990

Суздалев. В.Е. Очерки истории Коломенского. М., 1997

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 803

Москва

ГУК «Московский музей современного искусства»

103031, Москва, ул. Петровка, 25 (дирекция)

Выходной день – вторник

Генеральный директор – Церетели Зураб Константинович,

тел.: (495) 231-44-05, тел./факс: (495) 231-44-10

E-mail: mmsi@treemail.ru

www.mmsi.ru/www.museum.ru/M2631 – официальная страница

Открыт 15.12.1999 года.

107031, Ермолаевский пер., 17 (Выставочный зал),

тел.: (495) 694-28-90, 694-66-60, 231-44-08

Директор – Церетели Зураб Константинович, тел.: (495) 637-72-74

Зам. директора – Андреева Людмила Валериановна, тел.: (495) 694-63-75

Зам. директора – Березнер Евгений Яковлевич, тел.: (495) 232-50-88

Главный хранитель – Насонова Елена Викторовна, тел.: (495) 694-63-75

Научный сотрудник, пресс­служба – Князькина Ольга, тел.: (495) 694-66-60

Экспозиционно-выставочная площадь – 3875 кв. м.

 

Музей открыт 15 декабря 1999 года. Создатель и первый директор музея – президент Российской академии художеств З.К.Церетели.

Многие экспонаты в собрании – из его личной коллекции, которая преподнесена владельцем в дар музею. Музей представляет основные этапы формирования и дальнейшего развития искусства авангардного направления. Большая часть коллекции состоит из отечественных произведений, но в то же время значительный раздел посвящен работам зарубежных авторов. В постоянную экспозицию включены графические листы П.Пикассо, Ф.Леже, Х.Миро, скульптуры С.Дали, Армана, А.Помодоро, живопись А.Руссо, Ф.Жиле, инсталляция японского концептуалиста Юкинори Янаги.

Произведения классиков русского авангарда начала XX века являются исторической частью коллекции музея. Многие из представленных экспонатов возвращены З.К. Церетели из-за рубежа – приобретены на аукционах и в престижных галереях. Это полотна К.Малевича, М.Шагала, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Л.Поповой, Л.Лисицкого, А.Лентулова, И.Клюна, О.Розановой, В.Татлина, Р.Фалька, В.Кан-динского, П.Филонова, Б.Григорьева, А.Экстер, Д.Бурлюка, И.Чашника, В.Баранова-Россине, А.Ланского, Л.Бакста; скульптуры А.Архипенко и О.Цадкина. Особую ценность представляет собрание работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: