Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 8 глава




Один из разделов экспозиции посвящен творчеству художников авангарда второй волны – движению нонконформизма 1960–1970 годов. Это работы мастеров, ныне широко известных в России и за рубежом, – И.Кабакова, В.Немухина, Э.Штейнберга, В.Яковлева, А.Зверева, В.Комара и А.Меламида, О.Рабина, М.Шпиндлера, М.Шварцмана, Д.Краснопевцева, О.Целкова и других.

Современное актуальное искусство России представлено произведениями В.Кошлякова, В.Дубосарского и А.Виноградова, В.Пивоварова, С.Шутова, Ю.Лейдермана. В собрании музея – инстал-ляции, объекты и фото О.Кулика, К.Звездочетова, Ф.Инфанте, И.Макаревича, Ю.Купера, В.Мамышева-Монро, И.Пиганова.

Оба музейных здания являются памятниками архитектуры и находятся под охраной государства.

Здание музея на ул. Петровка, 25 (т. н. «Дом Губина»), построено в конце XVIII века архитектором М.Ф.Казаковым в стиле классицизма. Он разместился в особняке б. усадьбы купца Губина. В здании сохранились росписи потолков, лепнина, керамические печи.

Здание в Ермолаевском переулке, 1915 г., б. дом Московского архитектурного общества, построено по проекту арх. Д.С.Маркова. (Образец неоклассицизма нач. ХХ в.)

При музее работает образовательный художественный центр «Школа современного искусства». Занятия для детей школьного возраста и послевузов-ский лекторий, мастерские. Занятия проводят ведущие специалисты в области современного искусства.

 

Турчин В.С. ХХ век в зеркале коллекции Московского музея современного искусства. М., 2003

Москва

ГУК Москвы «Московский музей­усадьба “Останкино”»

129515, Москва, 1-я Останкинская ул., 5

Выходные дни – понедельник, вторник (закрыт во время дождя и при влажности выше 80%).

Директор – Вдовин Геннадий Викторович, тел./факс: (495) 286-02-88

E-mail: ostankin@online.ru; www.museum.ru/Ostankino/

Основан в 1918 году. Открыт для публичного посещения в мае 1919 года.

С 1918 г. – Музей-усадьба Останкино, с 1938 г. – Дворец­музей творчества крепостных, с 1992 г. – современное название.

Занимает здания:

Дворец­театр, 1792–1798 гг., крепостные арх. А.Миронов, П.Аргунов, Г.Дикушин по проектам арх. И.Старова, В.Бренна, Ф.Кампорези

Церковь Живоначальной Троицы, кон. ХVII в.

Кухонный флигель, кон. XVIII в. (не сохранился), восстановлен в 1979 г.

«Увеселительный сад», памятник садово-паркового искусства, 1792–1798 гг., автор проекта неизвестен, создан под рук. садовников Ф.Рида и Р.Маннерса.

Общая площадь – 4938 кв. м, экспозиционная – 2622 кв. м, фондовая – 880 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 14 381, в том числе: древнерусское – 300, мебель – 900, скульптура – 360, фарфор – 1687, стекло – 1074, веера – 250, архитектурная графика – 900, гравюры – 1975, редкая книга – 700, декоративно­прикладное искусство – 500, живопись – 445, рисунок и миниатюра – 229, осветительные приборы – 687.

 

В коллекции древнерусского искусства большую часть составляют иконы, меньшую – деревянная скульптура и произведения мелкой пластики. Временной диапазон собрания – кон. XV – нач. XX в. с преобладанием памятников XVII – XVIII вв. Наибольшую ценность представляют подписные и датированные иконы кон. XVII в. работы иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля (П.Билиндин, Н.Соломонов, И.Максимов), а также предметы, связанные с историей усадьбы Останкино (из усадебного храма Живоначальной Троицы и залов дворца) и ее владельцами кн. Черкасскими и гр. Шереметевыми (складень с шитой иконой «Благовещение», подаренный В.А.Черкасской императрицей Анной Иоанновной и походный складень-кузов фельдмаршала Б.П.Шереметева).

Коллекция мебели представляет значительный период в истории художественной культуры: кон. XIV–XIX вв. Основу коллекции составляет собрание резной золоченой мебели кон. XVIII в., изначально предназначавшееся для убранства залов Останкинского дворца-театра (консоли, столики, кресла, геридоны и т.д.). Изготовлялась по заказу Н.П.Шереметева, главным образом, в Москве, в мастерской Павла Споля. Не менее значительно собрание наборной мебели XVII–XIX вв., как русской, так и западноевропейской (бюро, комоды, секретеры, столики-бобики, ломберные столы и т.д.). Среди них выделяется бюро-конторка с видом Московского Кремля, происходящая из семьи Шереметевых (посл. четв. XVIII в., работа петербургского мастера Н.Васильева). Представлена известная мебельная фирма Гамбсов (кабинетный гарнитур сер. XIX в.). В коллекции имеются зеркала, каминные экраны и пр. – неотъемлемые элементы убранства интерьеров кон. XVII–XIX вв.

Собрание скульптуры включает произведения с античных времен до сер. XIX в. Наибольшую ценность имеет скульптура, являющаяся частью убранства дворца со времени его строительства. В коллекции имеются произведения Пигаля, Пампалоне, Барзонти, Бартолини, бр. Трискорни, Гишара и т.д.

Многие изделия фарфора и стекла относятся к XVIII – нач. XX в. и являются частью оформления интерьеров со времени его строительства. Сохранилось большое количество изделий, которые употреблялись в кон. XVIII в. во время дворцовых приемов. Многие предметы дают представление о коллекционной деятельности владельцев Останкино: восточный фарфор XVI–XVIII вв., западноевропейский фарфор 1710–1790-х гг., отечественный фарфор 1760–1790-х гг.

Веера работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – нач. XX в., несколько театральных опахал связаны с Останкинским дворцом-театром.

Коллекция архитектурной графики характеризует строительную деятельность Шереметевых во 2-й пол. XVIII–XIX вв. Собрание включает проектные, рабочие, фиксационные чертежи городских и усадебных построек, планы парков, отдельных поселений и местностей. Среди них – чертежи подмосковных усадеб Кусково, Марково, Остафьево, петербургских имений Вознесенское, Шампетр, городских домов в Москве, Петербурге, Павловске, Гатчине. Особое место занимают листы, связанные с проектированием и строительством Останкино. Представлены работы русских и зарубежных зодчих: Дж.Кваренги, В.Бренны, Ф.Кампорези, И.Старова, Р.Стерна, Л.-Ж.Депре, Ш. де Вайи, Е.Назарова, М.Быковского, Н.Султанова и др.; а также П.Аргунова, А.Миронова, С.Дикушина.

Коллекция гравюры и литографии включает произведения западноевропейских и русских мастеров XVIII в. Наиболее полно представлена итальянская школа. Она включает 108 гравюр Пиранези, серию «Виды Флоренции» работы Дж.Цокки, серию «Лоджии Рафаэля в Ватикане» работы Дж.Вальпато и Дж. Оттавиани.

Основу собрания редкой книги составляют западноевропейские, прежде всего французские, издания XVIII в. и русские книги 2-й пол. XVIII в. (превалирует театральная тематика). Имеются редкие образцы русской старопечатной книги XVII в., а также западноевропейские издания XVI – XVII вв. Среди прочих – «Путешествие в Московию» Адама Олеария (Шлезвиг, 1656) и «Трефалогион» (Россия, 1-я треть XVII в.).

Коллекция декоративно-прикладного искусства включает предметы быта XVIII – нач. XX в. западноевропейского и русского происхождения (бисерные изделия, вышивка, кружево, ткани, часы, шкатулки, дамские перчатки, а также театральную бутафорию и музыкальные инструменты), многие из которых происходят из семьи Шереметевых. Представлены французские и английские часы известных мастеров XVIII – нач. XIX в.: П.-Ф.Томира, А.Пеллетье, Э.Нортона, Дж.Прайора и др. Среди предметов из бисера – изделия 2-й четв. XIX в., времени расцвета этого вида рукоделия в России. Самой ценной является стеклярусная картина русской работы 1760-х гг. Предметы театральной бутафории, поступившие из Ольговского театра Апраксиных (шлемы, кираса и т.д.), относятся к концу XVIII – началу XIX в. Бутафорская колесница (кон. XVIII в.) изготовлена в мастерской Павла Споля специально для шереметевских театральных постановок. В небольшом собрании музыкальных инструментов – предметы XVIII в., в том числе арфа, принадлежавшая, по преданию, П.И.Ковалевой-Жемчуговой.

Приблизительно половину собрания живописи составляют произведения западноевропейских мастеров XVI–XVIII вв. из Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Испании, Германии, Австрии, в том числе работы А.Тиарини, М.Конта, А.Паламедеса, Х. ван Флита, Д.Тенирса, И.Г.Платцера. В основе собрания полотна, изначально находившиеся в картинной галерее дворца-театра. Значительный интерес представляет коллекция русского портрета XVIII–XIX вв., прежде всего работы И. и Н. Аргуновых, Д.Левицкого, И.Макарова.

В коллекция рисунка и миниатюры – работы русских художников XVIII – нач. XX в. (Н.Мартынов, Головичев и др.). Особенно интересно собрание миниатюрных портретов, в которое входят и работы западноевропейских художников (Ф.Антинг, К.Паль).

Коллекция осветительных приборов – одно из основных собраний музея. Хронология представленных вещей – от конца XV до нач. XX в. Предметы различны по художественному качеству (от шедевров до скромных изделий крестьянского быта, включая светильники серийного производства кон. XIX – нач. XX в.). Ядро коллекции – более 150 предметов из первоначального убранства залов (1785 – 1802 гг.). Представлены основные типы и разновидности светильников: подвесные паникадила, люстры, фонари; настенные – стенники, бра, фонари, жестяные лампы; настольные – жирандоли, вазы-канделябры, канделябры, подсвечники; напольные – торшеры.

 

Аксенов В.Ю. Церковь Живоначальной Троицы. М., 1989

Вдовин Г.В. Останкино. М., 1988

Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф. Останкино. Театр-дворец. М., 1994

Елизарова Н.А. Театры Шереметевых. М., 1944

Ефремова И.К., Червяков А.Ф. Останкино: Путеводитель. М., 1980

Кусково. Останкино. Архангельское: Города и музеи мира. М., 1976

Лепская Л.А. Останкино: Путеводитель. М., 1976

Лепская Л.А. Репертуар крепостного театра Шереметевых. М., 1996

Мир русской усадьбы: Каталог выставки. М., 1996

Михайлов Б.Б. Останкино: Путеводитель. М., 1976

Новые материалы по истории русской культуры: Сборник трудов Останкинского дворца-музея творчества крепостных. М., 1987

Останкино. Л., 1982

Произведения изобразительного искусства, поступившие за последние годы в Останкинский дворец-музей творчества крепостных: Каталог выставки / Авт.-сост. А.Ф.Червяков. М., 1980

Ракина В.А. Русский портрет в собрании Московского музея-усадьбы Останкино М., 1996

Руднева Л.Ю. Останкино в изобразительном искусстве. М., 1980

Русский портрет XVIII–XIX веков из собрания Останкинского музея в Москве: Каталог выставки / Вст. ст. Л.Ю.Рудницкой. Саратов, 1987

Силаева Е.И. Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. М., 1992

Тимофеева Н.М. История усадьбы Останкино. М., 1989

Турчин В.С. и др. В окрестностях Москвы. М., 1979

Червяков А.Ф. Веера работы русских и западноевропейских мастеров: Каталог выставки. М., 1985

Червяков А.Ф. Фарфор в русской усадьбе XVIII в. М., 1999

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 804

Москва

Музей личных коллекций

Отдел ФГУК «Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина»

121019, Москва, ул. Волхонка, 14

Выходные дни – понедельник, вторник

Зав. отделом – Автономова Наталья Борисовна,

тел.: (495) 203-15-46, 203-95-78, 203-74-12

Адрес дирекции: 121019, Москва, ул. Волхонка, 10,

тел. дирекции: (495) 203-69-74

Факс: (495) 203-46-74; www.museum.ru/gmii/

E-mail: M1653@mail.museum.ru, finearts@artsmuseum.ru,

avtonomova@artsmuseum.ru

Отдел основан в 1985 году. Открыт 24.01.1994 года.

Занимает особняк XVIII–XIX вв. Экспозиционно-выставочная площадь – 1900 кв. м.

 

Основа собрания – уникальная коллекция (более 2000 произведений) русской и западной графики и живописи, подаренная ГМИИ И.С.Зильберштейном. В музей поступили также дары от семей художников А.Родченко, А.Тышлера, Л.Пастернака, Д.Штеренберга, дары русских коллекционеров, живущих за рубежом, в том числе Н.Д.Лобанова-Ростовского. С момента основания Музея в его фонды поступило около тридцати коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает около семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства ХV–ХХ веков. Это – живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и фотография.

В настоящее время в музее представлены 26 частных собраний, включающие произведения И.Репина, З.Серебряковой, Н.Гончаровой, П.Кузнецова, Р.Фалька, А.Тышлера, Т.Мавриной, пластику П.Клодта и Е.Лансере, изделия прикладного искусства, в том числе коллекцию русского и зарубежного художественного стекла, собранную Ф.В. и Е.П.Лемкуль.

Коллекции, поступающие в Музей, – очень разные. Они делятся по видам искусства, есть монографические и тематические. Например, собрание русской реалистической живописи 2-й половины ХIХ века С.В.Соловьева, русской живописи рубежа ХIХ–ХХ вв. А.Н.Рамма, анималистическая скульптура малых форм и мастеров ХIХ века Е.Я.Степанова, собрание театрально-декорационной графики начала ХХ века Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, графика Александра Бенуа из коллекции С.В.Папкова.

Музей представляет посетителям коллекции, которые создавались в течение жизни нескольких поколений российских семей. В эти собрания входят не только произведения искусства, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя (кабинет искусствоведа М.В.Алпатова; зал, где выставлены живописные и графические произведения из собрания знаменитого пианиста С.Т.Рихтера; зал семьи Пастернаков; зал-мастерская Д.М.Краснопевцева; зал художницы Т.А.Мавриной, включающий русские иконы, предметы быта.

Еще одна составляющая экспозиции Музея личных коллекций – творческое наследие выдающихся художников ХХ века Александра Родченко и Варвары Степановой, Георгия и Ореста Верейских, Давида Штеренберга, Владимира Вейсберга, Александра Тышлера. Таким образом, в 17 залах общей экспозиционной площадью около 1000 кв. м представлено 11 000 произведений искусства.

Занимаемые здания:

Новое здание Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка, 10) имеет интересную историю. Состоящий из двух строений «Жилой дом с лавками» является памятником истории и культуры ХVIII – ХIХ вв. Оно расположено на месте церкви Зачатия Иоанна Предтечи, разобранной еще в 1793 году из-за ветхости. Первым владельцем выстроенной усадьбы был П.И.Глебов – знакомый семейства Пушкиных, а с 1804 года дом перешел во владение О.А.Шуваловой – дочери статского советника А.Ф.Шувалова. В 1812 году дом практически полностью сгорел, но кирпичные стены сохранились. Усадьба была продана кн. А.П.Вяземской, дочери поэта П.А.Вяземского, друга А.С.Пушкина, в 1817 году. Затем дом перешел к ее сыну Д.Е.Вяземскому. Любопытно, что в 1850-х годах в антикварной лавке этого дома М.А.Оболенским, родственником декабриста, собирателем древних памятников письменности и археографом, был обнаружен и куплен знаменитый портрет А.С.Пушкина, написанный В.А Тропининым в 1827 году. С середины ХIХ века вплоть до Октябрьской революции домом владели крупные московские банкиры Волковы.

Их прадед Гаврила Волков был крепостным у помещиков Голохвастовых. Благодаря кн. Н.Б.Юсупову он получил вольную и книгоношей пешком пришел в Москву. Как гласит легенда, утомившись, он присел отдохнуть на крыльце красивого дома на Волхонке. Позднее, разбогатев, он купил этот дом в память о своем первом дне в столице. В нем он открыл антикварный магазин, а затем там размещался «Торговый дом Г.Волков и сыновья».

В 1888 году здесь некоторое время находилось основанное К.С.Ста-ниславским, А.Ф.Федотовым, Ф.П.Комиссаржевским и Ф.Л.Сологубом «Общество искусства и литературы», а с 1927 по 1932 г. – Президиум АХРР. В 1934 году судьба дома оказалась под угрозой в связи со строительством станции метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») и прокладкой подземных тоннелей. Однако дома снесены не были, напротив, их фундаменты обновили и укрепили. Оба здания в 1988 году были переданы Московским правительством в управление ГМИИ имени А.С.Пушкина. С 1990 года начались реконструкция и реставрация, продолжавшиеся около 15 лет. В ходе работ оба строения (№ 1 – главный дом, 3-этажное кирпичное здание с подвалом, и № 2 – Г-образный 3-этажный кирпичный корпус) были объединены многофункциональным перекрытым двором (атриумом) в единый архитектурный ансамбль.

Москва

ГУК Москвы «Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени»

119017, Москва, Щетининский пер., 10

Выходные дни – вторник, среда

Директор – Егорова Ирина Алексеевна, тел.: (495) 951-24-59

Факс: (495) 953-37-64, 623-91-07

Основан 10 января 1969 г. Открыт 11 февраля 1971 года.

С 1969 г. – Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, филиал Останкинского дворца-музея творчества крепостных, с 1991 г. – совре­менное название.

Занимает здание жилого купеческого особняка сер. XIX в.

Общая площадь – 608 кв. м, экспозиционная – 284 кв. м, фондовая – 171 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 2381, в том числе: живопись – 513, графика – 415, скульптура – 90, декоративно­прикладное искусство – 723, этнография – 451, документы – 17, фотографии – 172.

 

В основе коллекции – собрание Феликса Евгеньевича Вишневского (1902–1978), в 1969 году подарившего Москве около 300 произведений русского искусства XVIII–XIX вв. До своей смерти Ф.Е.Вишневский работал в музее главным хранителем.

Русский портрет XVIII – 1-й пол. XIX в. представлен произведениями И.Вишнякова, А.Антропова, И.Аргунова, Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боро-виковского, О.Кипренского, С.Зарянко, Е.Плюшара, П.Захарова-чеченца, П.Орлова, Т.Неффа, А.Васильева и других мастеров.

Коллекция работ В.А.Тропинина (1780 /1776? – 1857) насчитывает около 30 живописных и 20 графических произведений, среди них «Кружевница» (1830-е), «Девушка с горшком роз» (1850), «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» (1844), портреты С.К.Суханова, С.С.Кушникова, П.Н.Зубова, А.А.Тучкова, Е.А.Корзинкиной и др.

Собрание русского акварельного портрета 1-й пол. XIX в. включает произведения А.Молинари, А.Орловского, К.Барду, О.Кипренского, П.Соколова, В.Гау, К.Гампельна и др.

Пейзаж и бытовой жанр московских художников 1830–1840-х гг. представлен произведениями К.Рабуса, Е.Раева, В.Пукирева, И.-Н.Рауха, Н.Под-ключникова, Д.Волохова.

В коллекции портретной россики XVIII – 1-й пол. XIX в. произведения Л.Каравакка, П.Ротари, А.Рослена, И.Лампи, К.Христинека, Д.Дамон-Ортолани, А.Молинари, Ш.Казины, К.Лаша и др.

 

Акварельные портреты В.И.Гау из собрания Музея В.А.Тропинина: Буклет / Авт. Р.И.Чурсина. М., 1990

В поисках русской харизмы: Каталог выставки в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени / Куратор Ю.И.Волгина. М., 1996

В.А.Тропинин – московский портретист: Буклет / Авт.-сост. Ю.И.Волгина. М., 1994

Дом Романовых. Три века русской культуры: Альбом / Авт.-сост. Г.Д.Кропивницкая. М., 1994

Купеческий и провинциальный портрет первой половины XIX века из собрания Музея В.А.Тропинина: Буклет / Авт.-сост. Е.Б.Чугунова. М., 1990

Москва и ее окрестности в произведениях из музея В.А.Тропинина: Буклет / Авт.-сост. Р.И.Чурсина. М., 1995

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Живопись XVIII–XIX вв.: Буклет / Авт. Л.В.Филиндыш. М., 1990

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Искусство Москвы XVIII – середины XIX века: Альбом-каталог / Авт.-сост. Г.Д.Кропивницкая. М., 1997

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени: Альбом-каталог / Авт.-сост. Г.Д.Кропивницкая. Л., 1987

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени: Научный каталог / Авт.-сост. Г.Д.Кропивницкая. М., 1975

Музей Тропинина и московских художников его времени: Краткий путеводитель / Авт. Л.Тамбовская. М., 1978

Характеры и лица забавных москвичей: Буклет / Авт.-сост. И.М.Кацман. М., 1996

Москва

Музей-квартира С.Т.Рихтера

Отдел ФГУК «Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина»

101000, Москва, ул. Б. Бронная, 2/6, кв. 58

Выходные дни – суббота, воскресенье

Зав. отделом – Кремкель Людмила Эрнестовна, тел.: (495) 202-83-46

Открыт в январе 1999 года.

Расположен в квартире, где великий музыкант, пианист, народный артист СССР Святослав Теофилович Рихтер (1905–1997) жил последние 35 лет.

 

Представлено около 50 экспонатов, связанных с жизнью С.Т.Рихтера: его рояль, картины, написанные им и подаренные друзьями, личные вещи. В Музее проводятся музыкальные вечера, встречи с художниками и музыкантами, организуются выставки.

Москва

Музей-мастерская А.С. Голубкиной

Отдел ФГУК ВМО «Государственная Третьяковская галерея»

119034, Москва, Большой Левшинский пер., 12

Выходной день – понедельник

Заведующая отделом – Галина Татьяна Владимировна,

тел.: (495) 637-25-64, 637-56-82

Основан в 1932 году. Открыт в мае 1934 года.

С 1932 г. – Мемориальный музей­мастерская скульптора А.С.Голубкиной. Закрыт в 1952 г., воссоздан в 1976 г. С 1988 г. – Музей-мастерская А.С.Голуб-киной.

Расположен в здании – памятнике архитектуры 1-й пол. XIX в.

Экспозиционная площадь – 200 кв. м, фондовая – 60 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 944, в том числе: скульптура – 270, графика – 116, мемориальный фонд – 558.

 

Основа фондов – произведения скульптора, переданные в дар государст-ву ее родственниками. В период закрытия музея вся коллекция была передана в другие музеи страны. Основным источником поступления в фонды вновь восстановленного Музея явились: частичный возврат скульптуры из музеев, закупки из частных собраний, дары – А.Ефимова, Ю.Кун, О.Кирюхина, Г.Дервиза и др.

Коллекция включает скульптуру в гипсе, мраморе, дереве, бронзе всех жанров и видов, а также графические работы и камеи. Обширен документальный и мемориальный фонд.

 

Музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной: Путеводитель / Сост. Н.Я.Зайгер. М., 1983

Москва

ГУК Москвы «Музей-панорама “Бородинская битва”»

121170, Москва, Кутузовский пр., 38

Выходной день – пятница

Директор – Hиколаева Ирина Алексеевна, тел.: (495) 148-94-89

Факс: (495) 148-56-76; E-mail: b1812@online.ru

Филиал музея: «Кутузовская изба»

Открыт для публичного посещения 18 октября 1962 года.

Занимает два современных здания, построенных специально для музея.

Общая площадь – 5142 кв. м, экспозиционная– 1887 кв. м, фондовая – 161,7 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 23 998, в том числе: живопись – 641, графика – 13 038, скульптура – 57, декоративно­прикладное искусство – 576, нумизматика – 1145, редкая книга – 7131.

 

Музей создан к 150-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Уникальный экспонат – панорама работы выдающегося художника-баталиста, профессора петербургской Академии художеств Франца Алексеевича Рубо (1856–1928) «Бородинская битва» (1912 г., высота – 15 м, длина – 115 м).

Собрание включает станковые работы Ф.А.Рубо, а также произведения оригинальной и печатной графики, созданные русскими и иностранными участ-никами Отечественной войны 1812 года – А.И.Дмитриевым-Мамоновым, А.Адамом, Х.В.Фабер дю Фором и др.

В коллекции редкой книги имеются уникальные издания, в том числе: публицистика эпохи 1812 года, первые публикации мемуаров участников войны, первые исторические исследования по теме Отечественной войны, полковые истории и пр.

 

«Бессмертен тот, Отечество кто спас». М., 1995

1812 год. Бородинская панорама: Альбом. М., 1985

Бородино. 1812 год. М., 1987

Бородинская панорама: Сборник статей / Ред. Н.А.Колосова, Г.А.Богуславский. М., 1966

Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып.I: Документы. Статьи. М., 1997

Езерская И.А. Панорама «Бородинская битва». М., 1997

Монахов А.Л. Музей-панорама «Бородинская битва»: Путеводитель. М., 1997

Музей-панорама «Бородинская битва»: Путеводитель. М., 1985

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 802

Москва

Музей русской художественной культуры конца XVII века «Церковь Покрова в Филях»

Филиaл ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева»

121087, Москва, ул. Hовозаводская, 6

Выходные дни – вторник, среда

Зам. заведующей отделом – Мерзлютина Наталья Алексеевна,

тел.: (495) 148-79-47; факс: (495) 148-79-47

Основан в 1974 году. Открыт в 1980 году.

Музей расположен на территории парка, занимает помещения церкви Покро-ва и административного дома.

Общая площадь территории – 6 га.

Общая музейная площадь – 424,4 кв. м, экспозиционная – 336,6 кв. м, фондовая – 87,8 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 292, в том числе: живопись – 176, декоративно­прикладное искусство – 116.

 

Церковь Покрова в Филях – выдающийся памятник русской архитектуры кон. XVII века. Это единый ансамбль «Нарышкинского стиля», включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись. Основная экспозиция музея – подлинный сохранившийся интерьер верхнего храма. В нем находится уникальное резное убранство (иконостас, царская ложа, клиросы и т.п.). Иконостас представляет собой комплекс икон работы царских мастеров кон. XVIII в., среди них – подписные произведения Кирилла Уланова и Карпа Золотарева.

Основной фонд музея включает в себя главным образом предметы XVII–XIX вв., происходящие из церкви Покрова. В фондах также хранятся отдельные памятники иконописи, происходящие из храмов той же эпохи – Покровского собора в Измайлове, собора Богоявленского монастыря в Москве, церкви Троицы в Троицком-Лыкове.

В помещении нижнего храма, где сохранился интерьер XIX в., проходят периодические выставки из фондов ЦМиАР и других музеев, тематически связанные с памятником – церковью Покрова в Филях.

 

Гордеева Н.А., Тарасенко Л.П. Церковь Покрова в Филях: Путеводитель. М., 1980; 1984

Лики русской иконы: Каталог выставки. М., 1995

Русская живопись XVII – XVIII веков: Каталог выставки. М.-Л., 1978

Филевские чтения: Материалы конференции. Выпуски 1–9. М., 1993–1994

Филевские чтения: Материалы конференции. М., 1995

Москва

ФГУК «Центральный музей Вооруженных Сил»

129110, Москва, ул. Советской Армии, 2

Выходные дни – понедельник, вторник

Заведующий – Никонов Александр Константинович,

тел.: (495) 681-63-03, 681-18-80; E-mail: info@cmaf.ru

Филиалы:

Музей-кабинет Г.К.Жукова

Москва, ул. Знаменка, 19, тел.: (495) 696-22-98

Бункер Сталина

Москва, Советская ул., 80, тел.: (495) 166-99-70

Основан 23 декабря 1919 года. Открыт 8 мая 1965 года.

Общая экспозиционно-выставочная площадь – 4800 кв. м, фондохранилище – 1807 кв. м, территория парка – 2,4 га.

Общее количество единиц хранения – около 800 000.

 

Среди наиболее ценных коллекций: большое собрание батальной живописи, в том числе произведения художников Студии им. М.Б.Грекова, обширная коллекция фронтового рисунка (1941–1945 гг.), коллекция плакатов и листовок, выпущенных в период Великой Отечественной войны, коллекция холодного и огнестрельного оружия.

В музее широко представлена военно-историческая тематика. Среди экспонатов – боевые и трофейные знамена периода Гражданской и Второй мировой войн, документы, фотонегативная коллекция, оружие, награды, личные вещи представителей Вооруженных сил России. На открытой площадке музея экспонируются около 150 единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники и вооружения, от орудий и танков Гражданской войны до современных оперативно-тактических и стратегических ракет, ракетоносной авиации и средств ПВО.

 

Каталог «Награды Родины. Ордена и медали СССР»

Каталог «Боевые знамена на параде Победы»

Каталог «Боевое знамя»

Каталог «Холодное оружие»

Каталог «Стрелковое оружие»

Каталог «Листовки Отечественной войны»

Каталог «Фронтовой рисунок»

Москва

ФГУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева»

105120, Москва, Андроньевская пл., 10

Выходные дни – среда, последняя пятница месяца

Директор – Попов Геннадий Викторович, тел.: (495) 678-14-89

Факс: (495) 678-50-55

Филиaл: Москва, Музей русской художественной культуры конца XVII века «Церковь Покрова в Филях»

Основан в 1947 году. Открыт для публичного посещения в 1960 году, к 600-летию Андрея Рублева.

С 1947 г. – историко-архитектурный заповедник, с 1960 г. – Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, с 1987 г. – современное название.

Занимает ансамбль Спасо-Андроньевского монастыря, XV–XIX вв.

Общая площадь – 4742 кв. м, экспозиционная – 1484 кв. м, фондовая – 397 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 7537, в том числе: древнерусская живопись – 3088, прикладное искусство – 2858, древнерусская книжность – 1391, древнерусское монументальное искусство – 392 (152 подлинника и 240 копий).

 

Раздел древнерусской иконописи XIII–XVII вв. включает древнейшие памятники собрания: иконы «Спас Вседержитель» 1-й пол. XIII в., «Спас Нерукотворный» 3-й четв. XIV в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: