Ученик получит возможность научиться




Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Аспекты читательской грамотности» для учащихся 6 классов

Автор Земскова Елена Евгеньевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 6 классов составлена с опорой на:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

• Учебный план МБОУ СОШ № 13.

Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

1) умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

· Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

· Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

· Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

· Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

· Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

· Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

· Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

· Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

· Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

· Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

· Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

· Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

· Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

· В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Ученик научится:

· ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

· выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

· формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

· предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

· объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

· сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

· находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

· решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

· ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

· выделять главную и избыточную информацию;

· прогнозировать последовательность изложения идей текста;

· сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

· выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

· формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться

· анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

· критически относиться к рекламной информации;

· находить способы проверки противоречивой информации;

· определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: