Визуализация на тренинге




Способы схематизации содержания дискуссий разработаны в конце прошлого века Московским методологическим кружком и в ходе Больших организационно-деятельностных игр (46). Несмотря на то что на тренинге термин «схематизация» перешел в термин «визуализация», его основная цель осталась прежней: кратко, лаконично и строго по существу отразить, зафиксировать логику дискуссии, обсуждения и решения задачи. Также цель визуализации состоит в том, чтобы транслировать сложное содержание оперативными, простыми и в то же время информационно емкими способами.

 

Кроме того, с помощью визуализации достигаются следующие цели.

 

· Организовать у слушателей единое понимание содержания обсуждения, поскольку рисунки и схемы понимаются людьми одинаковым образом.

 

· Зафиксировать на листах флипчарта малую историю движения обсуждения – с чего начали, что было в ходе обсуждения и к каким выводам и результатам пришли.

 

· Ускорить динамику обсуждения и создать многомерность дискуссии с помощью не только аудиальных коммуникаций, но и визуальных средств общения.

 

Все тренеры активно пользуются визуализацией, я тоже. К визуализации я отношу презентации, заранее подготовленные к тренингу, «живые», спонтанные, ситуативные схемы, которые появляются на флипчарте за несколько минут перед занятием и в ходе дискуссий на тренинге.

 

При всей полезности визуализаций, рисунков и схем следует стремиться к максимальной изобразительности и минимальному текстовому наполнению картинки. Иными словами, чем больше крупного рисунка и меньше мелкого текста, тем лучше! Несмотря на это условие, визуальные материалы к тренингу должны быть максимально информативными.

 

В качестве примеров визуализаций, заранее подготовленных к тренингам, я приведу следующие: «Лестницу менеджера», «Ромашку Assessment Center» и «Яйцо». Как примеры ситуативных схематизаций я вы брала схемы «Два вида конфликта», «Динамика конфликта» и «Уровни коммуникаций в конфликтной ситуации».

 

Визуализация «Лестница менеджера» (рис. 2) была разработана мной больше 10 лет назад и часто используется на тренингах «Управление персоналом», «Личная эффективность», «Мотивация персонала», «Оценка персонала» и др. На визуализации показано, как руководитель, специалист идет по ступенькам вверх, к успеху (движение вверх иллюстрируется стрелкой, возникающей на презентации не сразу, а постепенно, с мультипликационным эффектом). Лестница состоит из пяти ступеней, каждая из которых обозначена и открывается вовнутрь после клика: возраст и пол, образование и способности, опыт, индивидуальный стиль в управлении и профессии, харизма. Последовательность ступеней не случайна: чем выше ступень, тем большее значение данный фактор имеет для достижения успеха в работе руководителя и специалиста.

 

С такой презентацией можно работать в течение всего тренинг- дня, дополняя ее ситуативными схемами на флипчарте, возникающими по ходу обсуждений. В процессе обучения каждый фактор успеха (ступени «Лестницы менеджера») прорабатывается подробно: с раздаточным материалом, анализом кейсов, проигрыванием упражнений и деловых игр, тестированием участников, дискуссиями, рекомендациями тренера, выводами и принятием решений каждым участником относительно повышения собственной эффективности. Особенно подробно прорабатываются такие факторы, как индивидуальный стиль в управлении и профессии и харизма как фактор управления.

 

 

Рис. 2. «Лестница менеджера»

 

 

Визуализация «Ромашка Assessment Center» (рис. 3) разработана мной несколько лет назад и используется на тренингах по оценке персонала. На лепестках ромашки отражены такие методы оценки, как анализ документов и биографических фактов, экспресс-диагностика, собеседование, самопрезентация кандидата, контент-анализ речи кандидата, экспер тная оценка, кейсовый ряд, психологическое тестирование, диагностические игры и оценка эффективности работы сотрудника в испытательный срок.

 

Кроме яркого растительного и оптимистичного рисунка, взятого из отечественной флоры, в ромашке заложено несколько важных смыслов:

 

· Принцип системной, комплексной оценки кандидата (сотрудника), повышающий валидность оценки.

 

· Принцип взаимодополняемости методов оценки и подбор их под компетенции кандидата (сотрудника). Данный принцип звучит так: «Какими методами – какую компетенцию оцениваем».

 

· Принцип учета таких внешних факторов оценки, как должность и статус кандидата (сотрудника), наличие времени и информации. Данный принцип я формулирую так: «В зависимости от того, какого кандидата или сотрудника мы оцениваем и сколько времени мы имеем для оценки, мы выбираем те методы оценки (лепестки ромашки), которые нам необходимы. Например, если оценке подлежит финансовый директор, то будут использованы все методы оценки, но если перед нами клининг-менеджер, то достаточно будет оценить его с помощью первых трех методов.

 

 

Рис. 3. Визуализация «Ромашка Assessment Center»

 

 

Визуализация «Яйцо» (рис. 4) используется мной почти 20 лет на тренингах по тайм-менеджменту и стресс-менеджменту. Данная презентация возникает постепенно: сначала появляется фигурка человека, затем она отодвигается влево и структурируется по пяти уровням: организм, бессознательное, чувства и эмоции, интеллект и дух.

 

 

Рис. 4. «Яйцо»

 

 

Далее возле каждого элемента возникает стрелка и проявляется описание техники, с помощью которой человек может регулировать свою жизнь и повышать собственную выносливость и работоспособность: здоровый образ жизни, хобби, увлечения, визуальная психотехника, позитивный подход, формулирование миссии, ценно стей и смыслов. По каждой надписи можно кликать, чтобы появилась дополнительная информация по соответствующей технике саморегуляции.

 

В процессе тренинга можно работать либо по появившейся текстовой информации, либо дополнить картинку текстовым раздаточным материалом, подготовленным для каждого участника в форме учебных папок. Такое внимание к клиентам всегда ими позитивно оценивается: не нужно напрягать глаза, чтобы прочесть мелкий шрифт на стене с визуальной презентацией, удобно читать бумажный вариант презентации и делать на ней свои пометки.

 

По такой визуализации можно работать от одного до двух тренинг-дней, дополняя картинку спонтанными схемами на флипчарте, тестированием, играми и дискуссиями.

 

Ситуативные схемы возникают в ходе проведения живого, реального тренинга на флипчарте и отражают содержание дискуссий на основе принципа «здесь и сейчас». Причем визуализировать может не только тренер, представляя учебный материал, но и участники, организуя мозговую атаку в командной игре и готовясь к презентации группового решения.

 

Ситуативные схемы остаются на флипчарте, передаются в отдел службы персонала, чтобы каждый участник имел возможность вспомнить тренинг, перелистывая страницы большого блокнота. Также на тренинге полезно прикреплять листы к стенам учебной аудитории, они могут выступать оперативным справочным материалом при решении игровых задач. Если на тренинге было принято важное решение, необходимо его визуализировать и поместить на самом видном месте.

 

 

В одной компании проводился корпоративный тренинг по тайм-менеджменту. Было принято решение о «мертвой зоне» в 19:00, после которой все сотрудники заканчивают рабочие дела, переносят несделанное на следующий день и уходят домой, чтобы иметь свободное время. Флипчарт с крупным обозначением «мертвой зоны» на 19:00 мы поместили рядом с охраной, на первой этаже, чтобы уже с утра каждый сотрудник был н ацелен на правильное выделение приоритетов и оптимальные затраты рабочего времени.

 

В другой компании на тренинге по тайм-менеджменту мы договорились о 10 правилах ликвидации поглотителей времени и оптимизации временных затрат на выполнение рабочих задач. Информация по 10 правилам была написана на 10 листах большого блокнота, каждый лист отдельно был прикреплен к стенам на пути в корпоративное кафе. Идя на обед, люди читали информацию на листах о правилах экономии рабочего времени.

 

 

Приведу примеры ситуативных схем, которые я сделала на тренинге по конфликт-менеджменту.

 

На рисунке «Два вида конфликта» (рис. 5) отражен принцип разделения всего многообразия конфликтов на две группы: дисфункциональный, разрушительный конфликт (ДК) и продуктивный, функциональный конфликт (ФК). После визуализации данной простой схемы тренер рассказывает, по каким критериям тот или иной конфликт можно отнести к дисфункциональному или функцио нальному. Для такого разделения я выделяю критерии решения проблемы и улучшения взаимодействий. Если в ходе конфликта проблема решена и отношения улучшились за счет взаимопонимания, то это означает, что конфликт – продуктивный. Если же в ходе конфликта все участники нервничали и переживали, тратили здоровье и время, но конфликт не был разрешен и отношения ухудшились, то конфликтная ситуация была неконструктивной, вредной, дисфункциональной.

 

 

Рис. 5. Два вида конфликта

 

 

Большое значение на тренинге по конфликт-менеджменту имеет обсуждение динамики конфликта (рис. 6). Известно, что истоки конфликта – в возрастании напряжения (первая стадия конфликта, на графике линия АВ), потом происходит частичная потеря самоконтроля и начинается конфликтное взаимодействие (вторая стадия, на графике линия ВС). Впоследствии напряжение снижается (третья стадия, линия СD).

 

Важно сделать акцент, что на первой стадии человек способен контролировать свое поведение, успокоиться и в конструктивном состоянии обсуждать трудные проблемы рабочего или личного характера. На второй стадии конфликт «бушует» по сценарию, усвоенному в детстве, и мало поддается управлению с помощью внешних регуляторов. На третьей стадии человек обычно переживает усталость, ощущение бессмысленности конфликта, чувство вины и желание извиниться перед партнером. Каждая стадия на тренинге обсуждается подробно – с дискуссиями, рекомендациями, принятием решений каждым участником.

 

 

Рис. 6. Динамика конфликта

 

 

Для разрешения проблемной ситуации имеет значение не только умение регулировать себя в конфликте, но и уровни коммуникаций (рис. 7). Мой учитель Г. П. Щедровицкий выделял три уровня напряженных дискуссий: содержательный, коммуникативный и коммунальный (46). На первом, содержательном уровне коммуникаций обсуждаются идеи, подходы, решения, информация. Н а втором, коммуникативном, социальном уровне происходит обсуждение способов взаимодействий, позиций, мнений. Третий, коммунальный уровень конфликта – это взаимные упреки, личные выпады, оскорбления и унижения по типу «Я прав, ты виноват», «Сам такой», «От такого слышу», «Вечно ты…», «Всегда ты…», «Ты никогда и ничего не понимаешь…» и т. п.

 

 

Рис. 7. Уровни коммуникаций в конфликтной ситуации

 

 

Третий уровень взаимодействий я обычно зачеркиваю на схеме красным фломастером как недопустимый для общения в офисе и дома. Такой энергичный, по-театральному яркий, запоминающийся жест тренера дает значительно больше, нежели скучные менторские увещевания о том, что в конфликте нужно вести себя достойно, сохранять самообладание, уважать других и не повышать голос.

 

Итак, визуализация на тренинге создает огромное множество возможностей для отображения возникающего содержания, управления коммуникациями и в конечном итоге театрализации тренинга. Схемы, как декорации в спектакле, нагружают визуальный канал восприятия слушателей, делая обучение более эффективным за счет параллельных, одновременно транслируемых информационных потоков: раздаточного материала в виде учебной папки, презентаций в виде картинок на стене, демонстрируемых через проектор, рисунков на флипчарте, которые создают тренер и участники, и конспектов, которые делают слушатели.

 

Не стоит забывать также, что визуальная информация иллюстрируется и дополняется за счет ролей на тренинговом спектакле, а именно аудиальной информацией: объяснения тренера, дискуссии тренера и участников, выступления клиентов, готовых поделиться опытом. Можно сказать, что два информационных потока – визуальный и аудиальный – соседствуют на паритетных началах и сплетаются в единый поток информации. Чем более разнообразен по содержанию и инструментален по техникам тренинг, тем он интереснее, эффективнее и приближается к настоящему интеллектуальному искусству развивающего обучения!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: