Упражнения и игры на тренинге




На первом месте в тематической программе бизнес-тренинга стоят цели развивающего обучения, а также его содержание и организация условий для создания продукта. Всегда в рамках тематической программы проводятся ролевые и деловые игры, имитирующие рабочие ситуации и направленные на выработку у участников профессиональных и коммуникативных навыков. Такие игры напрямую отражают тематику тренинга, например в тренинге продаж проигрываются кейсы продаж, на управленческих семинарах – ситуации, типичные для управления сотрудниками, на семинарах по тайм-менеджменту и самоменеджменту – ситуации планирования и организации рабочего и внерабочего времени. Как мы разбирали раньше, профессиональные ситуации и рабочие кейсы формируются тренером на этапе предтренинговой диагностики (если он проводит корпоративный тренинг) или берутся из его профессионального опыта (в случае открытого тренинга).

 

Играют участники тренинга и тренер; другие участники наблюдают и готовятся к последующему анализу.

 

После проигрывания деловых игр проводится «разбор полетов» по принципу «плюсы – минусы» или «преимущества – зона развития». Такой анализ я обычно начинаю с вопроса игрокам, которые были в центре внимания группы: «Как вы себя чувствуете? Было легко или вы ощутили трудности? Что показалось интересным?» Потом я задаю вопросы группе: «Ваше мнение? Какие навыки участников проявились в игре? Что бы вы посоветовали улучшить?» Завершая обсуждение, я озвучиваю свое мнение: «Я считаю, что в качестве сильных навыков, которые продемонстрировали наши участники, можно назвать… Зону ближайшего развития составляют…».

 

Кроме того, при организации бизнес-тренингов принята технология командного тренинга, также напрямую связанная с тематической программой обучения. Структура тренинга обычно содержит четыре этапа: информация по теме, обсуждение информации, командный тренинг, игры и упражнения на тему дня, анализ результатов.

 

Активную часть тренинга (командный тренинг, игры и упражнения) я часто делаю после обеда, когда слушатели пропитались информацией и наступает время для отработки практических навыков.

 

Технологические этапы командного тренинга всем известны: разделение группы участников на команды. В каждой команде – проведение мозговой атаки по заданной тематике, выбор презентера и протоколиста, организация общего обсуждения: выступления презентеров от команд, в ходе которых участники задают вопросы, обсуждают, формулируют возражения. После командного тренинга проводится анализ полученных результатов и формулируются выводы о том, как прошел тренинг-день.

 

Кроме тематической активности, есть еще игры и упражнения, напрямую не связанные с содержанием тренинга или связанные опосредованно. Некоторые из них я уже описала в этой книге. Ниже я предложу разнообразные сценарии других игр и упражнений свободным списком, без привязки к логике изложения. Если читатель занимается бизнес-образованием, он выберет понравившиеся ему упражнения и проведет их на своих занятиях, вплетая в тематическую и организационную структуру тренинга.

 

При этом следует учитывать, что бизнес-тренинг принципиально отличается от тренинга личностного роста или Т-группы. На бизнес-тренингах не организуются глубинных, психоаналитических обсуждений результатов выполнения упражнений, которые характерны для групповой психотерапии. В качестве вспомогательных желательно выбирать простые и легкие игры и упражнения, которые помогают людям познакомиться друг с другом, раскрыться «здесь и сейчас», снять усталость, переключиться, консолидировать коммуникации в учебной группе. Кроме того, хочу отметить и такую вспомогательную цель нетематических игр и упражнений, как поддержание позитивной атмосферы на обучении, что на самом деле является важным моментом на корпоративном или открытом тренинге.

 

И еще: молодому тренеру можно посоветовать выбирать те упражнения и игры, которые ему нравятся, кажутся интересными и понятными. Напротив, желательно избегать слишком сложной и трудоемкой активности, которая может быть непонятной для участников и отвлекать от основной темы тренинга.

 

Упражнение «Самопрезентация», которое я предлагаю в начале тренинга, создает возможность для представления участников и формирования первого впечатления о себе. Тренер предлагает каждому слушателю в течение одной-двух минут кратко завершить незаконченные предложения:

 

· Меня зовут…

 

· Я работаю в компании… на должности…

 

· Ключевые задачи, которые я выполняю: …

 

· Мои ожидания от тренинга: …

 

В ходе самопрезентации другие участники могут задавать уточняющие вопросы, помогать и поддерживать.

 

Упражнение подходит для любого тренинга, как для топ-менеджеров, руководителей среднего уровня управления, так и для линейных специалистов.

 

Упражнение «Расскажи о себе» увлекательно проходит на этапе разминки в начале тренинга, направлено на формирование теплых контактов в группе и проводится в течение 10–15 минут.

 

Тренер задает вопросы, а участники поднимают руки, если этот вопрос к ним относится. Затем проводится позитивный анализ преимуществ участников, которые подняли руки.

 

Например, тренер задает вопрос: «Есть ли в группе старшие дети?», и когда руки поднимают старшие братья и сестры в своих семьях, тренер перечисляет их позитивные характеристики, такие как раннее взросление, ответственность, серьезность и т. п. Участникам предлагается дополнить список сильных особенностей старших детей. Такой же обмен мнениями делается в отношении младших детей и тех, кто был в семьях единственным ребенком.

 

Интересно проходит обсуждение хобби и увлечений участников. Можно спросить: «У кого спокойное хобби наподобие вышивания крестиком? Что в этом увлекательного?» Или: «У кого экстремальное хобби, например прыжки с парашютом или моржевание? Какие преимущества такого хобби вы могли бы перечислить?»

 

Всегда активно проходит шутливое обсуждение позитивных характеристик знаков зодиака. Тренер начинает перечисление характеристик, а представители тех или иных астрологических знаков добавляют особенности, которые они у себя замечают.

 

Приведу краткий список преимуществ по астрологическим типам.

 

· Козерог – целеустремленность.

 

· Водолей – способность к сочувствию.

 

· Рыба – эмоциональность, противоречивость.

 

· Овен – пробивная энергия.

 

· Телец – упорство.

 

· Близнецы – дипломатичность.

 

· Рак – интуиция.

 

· Лев – красота, царственность.

 

· Дева – порядок, педантичность.

 

· Весы – стремление к равновесию.

 

· Скорпион – необычность, яркость.

 

· Стрелец – сила, открытость.

 

Упражнение «Неожиданный вопрос» организуется, чтобы продолжить знакомство, а также сделать коммуникации в группе свободными, легкими и позитивными. Требуемое время: 10–15 минут для средней по численности группы (12–15 человек).

 

Участники встают в круг. Тренер берет в руки теннисный мячик, формулирует корректный вопрос и плавно бросает мяч в сторону одного из участников. Получая мяч, участник должен ответить на вопрос тренера, сразу сформулировать другой вопрос и кинуть мячик тому, кто будет на него отвечать. Следующий игрок отвечает и далее задает вопрос другому участнику и т. д.

 

Если в группе формируются спонтанные коммуникации, мяч может передаваться тем участникам, которым хочется о чем-то спросить. Если тренер планирует равным образом включить всех слушателей в коммуникации, то мяч передается по кругу, так же с вопросами и ответами.

 

В ходе разминки участники задают разные вопросы. Если этот процесс тормозится, тренер сам может предложить интересные вопросы, например:

 

· Что вы больше всего цените в людях и что готовы простить?

 

· Назовите историческое время, в котором вы хотели бы жить – прошлое, настоящее или будущее. И кто вы в этом времени? Чем вы занимаетесь? Какой образ жизни ведете?

 

· Подумайте, с какой птицей вы можете себя ассоциировать? С каким животным? Объясните, почему?

 

· Вы – насекомое! Какое?

 

· Вы – растение! Какое?

 

· Если сравнить вас с музыкальным инструментом, то вы…

 

· Какого цвета ваша личность? Почему вы выбрали именно этот цвет?

 

· О чем вы мечтаете? Есть ли у вас несбыточная мечта?

 

· Представьте, что волшебник говорит вам: «Назовите ваши три самые сокровенные желания!» Какие желания вы бы назвали?

 

· Что вы любите в жизни больше всего?

 

· Когда вы были по-настоящему счастливы?

 

· Какие ваши самые сильные качества (преимущества)? Назовите три таких качества.

 

· Непреодолимые ситуации: пробка, накричал начальник, отдали (взяли) деньги в долг, не уехали в тур, завис компьютер. Что хорошего есть в этих ситуациях?

 

· Недостатки людей: лень, хамство, самолюбие, эгоизм и т.п. Что хорошего есть в этих качествах?

 

· За что вас будут вспоминать?

 

· Что вам скажут любящие друзья на ближайшем юбилее?

 

· Если бы вы были адвокатом, какую речь вы произнесли бы на вашем суде?

 

· Почему вы не уезжаете из России?

 

· Почему вы не увольняетесь из компании?

 

· Вы остались на три месяца в доме, который занесло снегом. Не выбраться. Есть продукты, но нет связи с внешним миром. Что бы вы стали делать?

 

Кроме того, слушатели формулируют вопросы, касающиеся работы:

 

· Расскажите о себе более подробно. Ваши достижения на работе?

 

· Какие рабочие задачи для вас наиболее интересны? А какие – нет?

 

· Опишите ваши трудности на работе.

 

· Опишите свое утро. С чего вы начинаете?

 

· Как вы строите свой рабочий день?

 

· Что вы делаете в конце рабочего дня?

 

· В какое время вы обычно заканчиваете работать?

 

· Работаете ли вы по выходным?

 

В результате такого простого упражнения люди больше узнают друг о друге, что консолидирует группу. Конечно, тренер следит за тем, чтобы задавались корректные вопросы.

 

Упражнение может проводиться в любой группе.

 

Упражнение «Я – группа» проводится в течение 10–15 минут с целью получения каждым участником обратной связи от других слушателей. Организуется круг, каждый участник проходит по кругу и задает вопрос: «Я – …?» каждому, напротив которого он останавливается. Слушатели могут ответить одним-двумя позитивными определениями, которые отражают их впечатление от данного участника. Например, участник спрашивает: «Я – …?», а ему отвечают: «Спокойный», «Уверенный», «Сильный», «Уравновешенный» и т. п.

 

Пройдя весь круг, слушатель получает множество позитивных впечатлений о себе, что способствует укреплению его уверенности в себе.

 

Если участников много, то вопрос «Я – …?» задается не каждому участнику по кругу, а выборочно тем, мнение которых хотелось бы услышать.

 

В этом упражнении рекомендуется давать искреннюю позитивную оценку, по типу «Я так д умаю о вас на самом деле». Если слушатель не составил конкретного мнения об участнике, который проходит круг, он может пропустить кон и вернуться к оценке после того, как все другие участники сформулировали свои впечатления.

 

Данное упражнение обычно нравится участникам бизнес-тренингов и проходит весело, легко и непринужденно. Упражнение показано продавцам, а также специалистам линейного уровня. Не рекомендуется выполнять данное упражнение, если в группе присутствуют руководитель и его подчиненные.

 

Упражнение «Корпоративные метафоры» я обычно провожу на корпоративном тренинге перед разработкой корпоративного кодекса. Упражнение направлено на создание динамики процесса коллективного обсуждения корпоративной культуры компании, которая присутствует во внутренних коммуникациях, но еще не оформлена в виде документа «Корпоративный кодекс». Требуемое время – до 30 минут.

 

В разделе 2.1 «Создание продукта в условиях тренинга» говорится о том, как создается реальный результат на развивающем тренинге. Если таким реальным результатом выступает разработка и описание условий внедрения корпоративного кодекса компании, то перед командным тренингом мы проигрываем в группах данное упражнение.

 

Группа участников делится на три-четыре части, в зависимости от численности. Каждая подгруппа получает список корпоративных метафор, из которых она выбирает две-три метафоры, с тем чтобы описать корпоративную культуру своей компании. Участники также могут придумать свои метафоры и подготовить презентацию на их основе.

 

Вот список корпоративных метафор, который я предлагаю игровым группам:

 

· Общая судьба.

 

· Лестница в небо.

 

· Вольница.

 

· Семья.

 

· Олимпиада.

 

· Муравейник.

 

· Паутина.

 

· Улей.

 

· Пры жок в неизвестность.

 

· Партия приказала.

 

· Самолет.

 

· Черепаха.

 

· Горная вершина.

 

· Айсберг.

 

· Швейцарские часы.

 

· Праздник жизни.

 

· Остров в океане.

 

· Паровоз.

 

· Сейф.

 

· Музей.

 

· Кузница кадров.

 

· Пароход.

 

· Школа жизни.

 

· Сладкий сон.

 

· Знакомая песня.

 

· Встреча друзей.

 

· Армия.

 

· Спецназ.

 

· Граница на страже.

 

· Крепость.

 

После подготовки выступления лидеры игровых групп представляют видение корпоративной культуры компании, основывая свою презентацию на выбранных или созданных в группе корпоративных метафорах. При этом участники могут нарисовать образ компании или проиграть его в виде мини-спектакля.

 

Интересно, что если группа в корпоративном тренинге консолидирована еще до начала обучения, то участники выбирают или придумывают близкие по смыслу метафоры и потом на презентациях удивляются этому. Хотя, конечно, ничего необычного здесь нет: сотрудники компании разделяют схожие ценности и имеют практически одинаковые представления о своей компании.

 

Упражнение не имеет ограничений и может проводиться в любой группе.

 

Упражнение «За что я могу себя уважать» несколько лет назад я взяла из тренинга в компании Gillette (еще до ее слияния с компанией Procter&Gamble). Участникам предлагается на выбор или попеременно встать на стул и в течение примерно 3 минут рассказать, за что они себя уважают. При этом они могут рассказывать о своих профессиональных достижениях или личных достоинствах. Слушатели поддерживают, задают уточняющие вопрос ы, уводят в сторону, возражают или просто внимательно наблюдают.

 

Упражнение не простое, но очень эффективное в плане развития внутренней уверенности в себе, положительной самооценки и позитивного подхода к своей жизни и работе. На одном корпоративном тренинге я сама постояла на стуле перед группой и точно знаю, какой эмоциональный и развивающий эффект производит данное упражнение.

 

Упражнение рекомендовано для группы линейных специалистов, и не рекомендовано для группы, в составе которой находится руководитель и его подчиненные.

 

Упражнение «Мои ценности» я предлагаю участникам в тех ситуациях, когда необходимо сверить часы по внутренним установкам, которыми мы руководствуемся в принятии жизненно важных или управленческих решений. Каждому участнику предлагается вспомнить трех людей, которые являлись для него значимыми и выступали в его жизни и судьбе Учителями, Наставниками. Предлагается также описать образ каждого значимо го человека и его ключевые ценности.

 

Далее участник размышляет о том, какие из ценностей Наставника стали его собственными внутренними ценностями, помогающими ориентироваться в жизни и работе. В итоге необходимо сформулировать не менее трех ценностей, важных для участника.

 

Слушатели могут написать эссе, обсудить в группе либо выступить перед группой, рассказывая о своих ценностях.

 

Затраты учебного времени на упражнение – до 30 минут. Упражнение может проводиться в любой группе.

 

Упражнение «Три круга ответственности». С целью анализа и оценки такой важной личной компетенции, как ответственность, можно выполнить это простое, но эффективное упражнение. Оно проводится в течение 15 минут.

 

На чистом листке бумаги каждый участник чертит три круга. Первый круг содержит задачи, которые лежат в зоне его ответственности и на 100 % зависят от него самого. Во второй круг он помещает задачи, которые зависят от его активности примерно на 50 %. В третьем круге он фиксирует дела и задачи, которые зависят от него на приблизительно 20 % либо не зависят от него.

 

После такой внутренней работы обсуждаются дела и задачи тех участников, которые пожелали получить оценку тренера и группы. Как правило, в результате выполнения упражнения участник увеличивает зону личной ответственности, дописывая дела и задачи в первом круге или перенося задачи из второго и третьего кругов – в первый.

 

Упражнение «Шутливые самопрезентации» проводится в течение 15–20 минут с целью консолидации внутренних коммуникаций в открытой или закрытой группе, а также для развития навыков публичных презентаций (или ораторского искусства).

 

На листе бумаги я пишу шутливые темы и отдаю его слушателю, который выходит в центр учебной аудитории.

 

Краткий список шутливых тем:

 

· Минусы здорового образа жизни.

 

· Тайм-менеджмент – это плохо.

 

· Женщина за рулем – это хорошо!

 

· Многоженство – это хорошо!

 

· Женщина успешнее в бизнесе, нежели мужчина.

 

· Рыбалка – великое зло!

 

· Неравный брак – это хорошо!

 

· Смена пола – это позитивный шаг.

 

В течение 3 минут участник должен представить маленький доклад на тему, выбранную им из списка. Первые выступающие обычно останавливаются на темах, которые в целом разделяют, но со временем остаются самые непопулярные суждения, и последние выступающие вынуждены отстаивать идеи, которые они не поддерживают.

 

В этих случаях я обычно говорю: «Для харизматичного презентера не имеет значения, поддерживает он идею, заданную тренером, или нет. Искусство харизматичной презентации состоит в том, что презентер всегда продает самого себя, вызывая доверие и принятие у слушателей».

 

Упражнение весьма эффективно, при этом выполняется легко, весело и без напряжения. Данное упражнение рекомендовано для продавцов и специалистов линейного уровня. Не следует предлагать его мужским группам военных, строителей, транспортников и рабочих.

 

Упражнение «Да – нет» – короткое по времени (до 5 минут). Оно направлено на снятие усталости и оперативное восстановление активности и работоспособности участников. Группа свободно делится тренером на две подгруппы, люди становятся в две линии друг против друга, тренер занимает позицию между ними. Одной группе задается слово «да», другой – «нет».

 

По указанию тренера первая группа несколько раз громко и консолидированно произносит слово «да», затем вторая – слово «нет», затем снова «да» и потом – «нет».

 

Для шутливого соревнования можно ввести критерии оценки: кто произнесет слово громче, неожиданнее или креативнее. Бывает, в группе выделяется лидер, который задачу организации консолидированных действий группы берет на себя.

 

Игровой, управляемый крик освобождает энергию и поднимает настроение за минимальное время (3–4 минуты), что сразу чувствуют все участники.

 

Упражнение может проводиться в любых группах.

 

Упражнение «Кукла» занимает 3–5 минут и также направлено на снятие усталости, повышение энергии и работоспособности. Участникам предлагается встать и свободно занять в учебной аудитории удобные места. Тренер говорит такие слова: «Представьте, что мы все – куклы. Освободитесь, успокойтесь, повернитесь налево, потом – направо. Покрутитесь, как крутятся куклы в кукольном театре, но не потеряйте равновесие».

 

Когда люди успокаиваются, можно предложить им заняться самомассажем: помассировать предплечье и затылочную зону головы.

 

Это простое, понятное для участников упражнение можно проводить в офисе, когда возникает усталость и перенапряжение.

 

Упражнение рекомендовано для участников линейного уровня.

 

Упражнение «Восточный этикет» позволяет скорректировать и сделать позитивными коммуникации в группе. Игра проходит легко и весело, требует примерно 20–25 минут учебного времени.

 

Группа садится в круг, и каждому участнику тренер выдает «инструкцию», в которой написано начало фразы. Каждый участник должен задать вопрос соседу, сидящему справа, начиная его с фразы, заданной тренером.

 

Заготовленные фразы напоминают восточный этикет и могут быть такими: «Свет очей моих…», «Твои глаза сияют как звезды на небе…», «Нет ничего слаще твоего взора…» и т. п.

 

Игра «Работа с возражениями» бывает очень полезна в группе руководителей и сотрудников службы персонала, сталкивающихся с барьером «начальник – подчиненный» в своих компаниях. Игра имеет продолжительность 40–45 минут.

 

В группе принимается решение, с возражениями относительно какой инновации будет проводиться работа – моделирования компетенций, введения оценочной технологии Assessment Center или, например, оптимизации затрат на персонал. Группа участников делится на две-три подгруппы, каждой из них тренер предлагает описать семь-восемь типичных возражений, с которыми они сталкиваются на работе. По каждому возражению нужно придумать два-три ответа, которые потом можно использовать в реальной деятельности в компании.

 

После подготовки решения от каждой подгруппы выходят презентеры и представляют ее ответы.

 

В качестве примера приведу возражения руководителя и ответы менеджера по персоналу по поводу введения оценочной технологии Assessment Center, которые были представлены на семинаре по оценке персонала.

 

 

Работа с возражениями руководителя

 

Руководитель: «Что вы мне предлагаете?!»

 

· Уточнить его видение проблемы.

 

· При разработке решения проблемы исходить из видения руководителя.

 

Руководитель: «Это не моя работа. Я занят».

 

· Спросить, к кому можно обратиться (узнать конкретно Ф. И. О. человека).

 

· Сказать, что он – эксперт в этом вопросе. Очень важно узнать именно его мнение.

 

Руководитель: «Очень дорого. Денег нет!»

 

· Сделать бизнес-план решения проблемы в конкретных цифрах.

 

· Предложить экономичное решение проблемы.

 

Руководитель: «Я подумаю. Сейчас не готов принять решение!»

 

(Руководитель затягивает принятие решения)

 

· Спросить о сроках, когда можно будет вернуться к обсуждению проблемы. Спросить точную дату и время.

 

· Сказать: «Оставлю информацию для ознакомления».

 

Руководитель: «Это – неприоритетная задача».

 

· Описать негативные последствия, если эта задача не будет решена.

 

· Спросить о конкретных сроках, когда эта задача станет приоритетной.

 

Руководитель: «Ваше предложение не согласуется со стратегией»

 

; · Сказать, что в данный момент стратегия требует корректировки в части управления персоналом. Подготовить аргументы в защиту своей позиции.

 

· Показать свое видение стратегии и бизнес-плана, отметить, что вопрос стоит в рамках стратегии компании.

 

Руководитель: «Ваша аргументация неубедительна для меня!»

 

· Спросить, что конкретно является неубедительным для руководителя.

 

· Подготовить дополнительные аргументы в стиле руководителя.

 

Руководитель: «Ваше предложение мне не нравится!»

 

· Сказать: «Я могу подготовить более подробную информацию».

 

· Спросить: «Что именно вам не нравится? Я подготовлю более подробную информацию».

 

 

Игра «Выиграй тендер» всегда успешно и с интересом проводится на корпоративных тренингах продаж или управленческих семинарах. По времени игра занимает около часа учебного времени.

 

Группа участников делится на две-три подгруппы, каждая из которых готовит презентацию корпоративных преимуществ компании для тендера. Затем презентеры от групп выходят в центр, формулируют преимущества компании и отвечают на возражения тренера и участников. Выигрывает группа, которая сформулировала больше всего корпоративных преимуществ, в том числе уникальных, не встречающихся на рынке в данном сегменте бизнеса.

 

Игра «Невербальное общение» организуется в течение 15–20 минут и хорошо демонстрирует возможности невербальных взаимодействий между людьми. Такая игра может проводиться на управленческих семинарах и тренингах продаж.

 

Два участника выходят в центр и садятся на стулья друг напротив друга. Им предлагается занять позы, удобные для контактного общения, при этом никаких слов они не произносят.

 

Затем один из участников закрывает глаза, а другой в это время меняет позу. Первый участник открывает глаза и старается также сменить позу, чтобы повторить позу коллеги и восстановить невербальный контакт. Далее участники меняются ролями. И так несколько раз.

 

Позы чередуются открытые и закрытые, свободные и напряженные. Изменения условий невербального контакта могут быть самыми разнообразными, перечислю некоторые позиции, которые встречались в моей практике.

 

· Один участник присаживается на корточки перед другим участником, сидящим на стуле (после того как первый слушатель открыл глаза, он также присаживается на корточки).

 

· Первый участник встает перед вторым участником, закрывшим глаза. После того как второй слушатель открыл глаза, он чаще всего встает так же перед первым для поиска контакта.

 

· Первый участник встает за спиной у второго участника, который после того, как открыл глаза, старается наладить невербальный контакт.

 

Упражнение рекомендовано для продавцов и специалистов линейного уровня.

 

Игра «Дистанция общения». Чтобы продолжить обсуждение невербальных условий общения, тренер может предложить игру с дистанцией общения (проводится в течение примерно 10 минут).

 

Обычно я вызываю одного из участников группы, и мы встаем друг напротив друга. Я предлагаю держать со мной дистанцию, комфортную для участника. Затем я отхожу дальше и предлагаю восстановить комфортную дистанцию. Далее я могу подойти ближе (на расстояние 20 см) и также предлагаю участнику организовать собственный комфорт в невербальном общении со мной.

 

При разборе игры я спрашиваю, как по-разному видится лицо человека, когда он на дальней и ближней дистанции, какое возникает ощущение от невербального общения с ним и т. п.

 

Игры «Невербальное общение» и «Дистанция общения» проходят легко. Вместе с тем они весьма эффективны. При обсуждении многие участники говорят, что раньше не придавали особого значения дистанции общения, а теперь будут контролировать эту сторону коммуникаций. Особенно полезно упражнение для менеджеров по продажам.

 

Игра «Зеркало» проводится в течение 25–30 минут с целью демонстрации значения невербального контакта между людьми. Все слушатели рассчитываются на «первый – второй», как это обычно делалось в школе на уроках физкультуры. Первые номера выходят во внутренний круг, вторые остаются во внешнем. Люди встают друг напротив друга на расстоянии примерно полметра и поднимают руки.

 

В начале игры первые номера – ведущие, а вторые – ведомые. Ведущие поднимают руки и делают разные движения, а ведомые, играя роль зеркала, стараются их повторить. Затем роли меняются: первые номера становятся ведомыми, а вторые – ведущими.

 

Далее можно сделать ротацию, чтобы люди сдвинулись вправо, поменяв партнеров.

 

Краткий разбор результатов игры направлен на обсуждение следующих вопросов: «Что легче: вести или быть ведомым?», «Из чего складывается невербальный динамичный контакт в игре?», «С каким партнером было легче, а с каким – интереснее?» и т. п.

 

Данная игра обычно нравится продавцам, которые нацелены на организацию невербального контакта с клиентами, а также креативщикам и рекламщикам. Упражнение не рекомендуется проводить с топ-менеджментом, владельцами компаний и рабочими.

 

Игра «Выиграй» может быть рекомендована в тех случаях, когда возникает цель переключения участников на яркий игровой момент, а также необходима организация активных движений слушателей после многочасового нахождения на учебном семинаре. Продолжительность игры в средней по численности группе – 20–25 минут.

 

Все слушатели рассчитываются на «первый – второй» и встают, как это было описано в предыдущей игре. Люди находятся друг напротив друга на расстоянии примерно 40–50 см, поднимают руки и, опираясь на ладони друг друга, стремятся лишить «противника» равновесия. Вербальное общение не приветствуется. Тот, кто потерял опору и отступил, удаляется из круга. В итоге остаются двое сильных соперников, которые соревнуются. Другие участники болеют за них.

 

Выигравший получает от тренера похвалу и номинацию (я часто дарю свои книги с дарственной надписью).

 

Краткий анализ результатов игры касается таких тем для обсуждения: «Какие качества участника обеспечивают ему выигрыш в данной игре?», «Как невербально управлять противником, в чем реальная сила человека?» и т. п.

 

Упражнение может быть эффективно для участников линейного уровня, а также менеджеров по продажам.

 

Игра «Дипломатический прием» проводится с целью консолидации коммуникаций между участниками, а также развития навыков клиентоориентированного общения. В целом игра потребует 30 минут в средней по численности группе.

 

Все слушатели рассчитываются на «первый – второй» и встают друг напротив друга. Первые номера получают роли дипломатов, вторые – иностранных гостей, которые впервые попали в Россию и имеют о ней предвзятое мнение как об опасной стране, в которой по улицам ходят медведи, люди носят шапки-ушанки, после семи часов вечера нельзя выходить на улицу и пр. Задачами дипломата являются: налаживание контакта с гостем, позитивная презентация России, обсуждение с иностранцем программы визита, его формальной и неформальной части.

 

На диалоги между дипломатами и гостями дается примерно 5–7 минут. Затем тренер опрашивает участников о содержании беседы.

 

При обсуждении результатов игры проясняется технология позитивного контакта с человеком, который заранее опасливо настроен на общение.

 

Игра рекомендована для менеджеров по продажам и сотрудников линейного уровня.

 

Игра «Лунатик» может быть организована с целью консолидации учебной группы, а также поддержания контактного общения между слушателями. Учебное время для игры – примерно 20–25 минут в средней по численности группе.

 

Вся группа становится в одну линию, тренер находится перед ней. Он объявляет, что носки туфель участников – это линия карниза, по которому ходит лунатик, переставляя ноги между носками туфель стоящих. Лунатик может опереться на участника, мимо которого он проходит, схватиться за него и пр.

 

Задача каждого участника, рядом с которым идет лунатик, поддержать его, чтобы он не упал с карниза.

 

Поочередно каждый участник становится лунатиком.

 

Игра проходит весело и позитивно, однако и в ее организации возникают нюансы и ограничения. Игра рекомендована для сотрудников линейного уровня.

 

Игра «На мосту» направлена на развитие навыков вербальных коммуникаций, а также переговорных техник в ситуации ограничений. Игра проводится примерно 10–15 минут.

 

Вся группа становится в круг, на полу символически обозначается диагональная линия, играющая роль узкого мостика, протянутого над горной рекой. Два участника идут навстречу друг другу, их задача – перейти мост, чтобы попасть на противоположный берег горной реки и при этом не погибнуть.

 

В игре несколько вариантов решений: один участник может дать возможность другому спокойно перейти речку, а потом уже он сам пройдет по мосту; участники могут договориться посередине моста и, приблизившись друг к другу, осторожно поменяться местами, чтобы перейти реку.

 

Игра проводится с участием двух-трех пар участников. После ее завершения обсуждаются способы и техники переговоров, а также результаты диалогов между участниками.

 

Игра не имеет особых ограничений и может быть рекомендована на тренингах по переговорам и продажам, а также на управленческих тренингах.

 

Игра «Разожми кулак» требует примерно 10 минут учебного времени и проводится с целью снятия усталости и напряжения в группе, а также демонстрации возможностей диалогового общения.

 

Участники разбиваются по парам и садятся друг напротив друга. Один участник сжимает кулак, а второй должен сделать так, чтобы у первого возникло желание разжать пальцы. Второй участник может разговаривать, гладить руку первого и т. п. После того как первый участник пошел на контакт, они меняются ролями.

 

Игра может быть интересной для консолидации сотрудников линейного уровня, а также на тренингах продаж. Игра не рекомендована для владельцев бизнеса и топ-менеджеров.

 

Игра «Отпуск» организуется с целью переключения группы на приятные темы, чтобы немного отдохнуть, а также создать условия для развития навыков контакта и переговорных техник. Временные затраты – до 20 минут.

 

Из группы выбираются мужчина и женщина, которые будут играть роли символических мужа и жены. Они выходят в центр и начинают обсуждать пред стоящий отпуск. Муж предлагает организовать экстремальный отдых (зимнюю рыбалку или восхождение на вершину горы), а жена предпочитает провести отпуск в спокойном режиме, на курорте. Супруги должны договориться таким образом, чтобы учесть свои интересы и интересы партнера и отдохнуть вместе.

 

Игра проходит весело, легко, креативно. При разборе результатов тренер подчеркивает моменты, в которых происходило объединение игровых партнеров, постановка ими общих целей и взаимный учет интересов.

 

Игра может проводиться в любых группах, однако не рекомендуется выбирать настоящих супругов, если таковые присутствуют в группе.

 

Игра «Надзиратель и заключенный» может быть организована с целями формирования у участников эффективных коммуникативных навыков. Затрата времени – примерно 30 минут.

 

Два участника выходят в центр и садятся друг напротив друга, один играет роль надзирателя, а второй – заключенного. По ходу и гры тренер говорит, за что осужден заключенный, какой срок он отбывает в тюрьме и кто его ждет на воле. Цели заключенного в игре – постараться выбраться на свободу, а цели надзирателя – выполнить свой профессиональный долг и не выпустить заключенного.

 

Игра заканчивается, если становится понятным, кто победил: заключенный, который смог получить согласие надзирателя, или последний, который не выпускает заключенного, несмот<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: