ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 1 глава




Г.С.ШВАЙКО

Занятия по изобразительной

Деятельности

В детском саду

 

 

Подготовительная к школе группа

Программа, конспекты

 

 

Пособие для педагогов дошкольных учреждений

 

Москва

ВЛАДОС


Швайко Г.С.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с: ил.

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятель­ности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 6-7 лет. Ори­гинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широком использовании иг­ровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь макси­мальных успехов в формировании у детей изобразительных уме­ний и навыков, развитии творческих способностей.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

 

Швайко Г.С, 2000

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000

Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга завершает комплект пособий по изобрази­тельной деятельности в детском саду. Как и в пособиях для средней и старшей групп, в этой книге все учебное содержа­ние занятий сгруппировано по циклам. Часть циклов имеет такие же или похожие названия, как циклы в старшей груп­пе. Но их содержание шире и глубже, а техника выполнения рисунков, лепки, аппликации сложнее. Для выполнения бо­лее сложных задач от детей требуется владение способами об­следования предметов и явлений, специфических для изобра­зительной деятельности, а также контрольно-корректировоч­ными действиями. Умение ребенка оценивать свою работу, ее соответствие замыслу достигается обучением. Например, в за­нятиях цикла «Птицы» видно, какими методическими при­емами можно развить эти умения. Самостоятельная оценка своей работы в разной форме, в том числе и игровой, учит ре­бенка осознавать, как он выполнил поставленные перед ним задачи.

По-другому проводятся занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Так, при знакомстве с декора­тивным искусством детям старшей группы рассказывали и показывали один его вид, например городецкие изделия, а в подготовительной группе у дошкольников формируют целост­ное представление сразу о нескольких видах глиняных иг­рушек: дымковских, филимоновских, каргопольских и ка­лининских.

Почти на каждом занятии детям предоставляется выбор в со­держании изобразительных работ (2—3 варианта), в компози­ции, в подборе цвета или способах изображения, что способству­ет развитию самостоятельности, инициативы и творческих спо­собностей.

Для этой группы увеличено количество занятий, на которых дети выполняют изобразительные работы, имеющие практичес­кое значение: изготовляют дидактические игры, персонажи для настольного театра, сувениры и подарки, элементы оформле­ния. Такого рода занятия, на которых дети обычно работают коллективно, тоже формируют у них навыки контроля и само­оценки.

Каждая новая программная задача повторяется в занятиях не менее двух раз на разном содержании, что способствует луч­шему усвоению материала.


Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, иг­ровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы...» и др. В конце некоторых за­нятий используется прием обыгрывания выполненного изоб­ражения («Сказочный дворец» и др.)- Занятия построены так, чтобы вызывать у детей желание рассказывать о своей работе ил и работе товарища («Опиши в письме другу свой новый дом »), обосновывать свой выбор.


программа

ЦИКЛЫЗАНЯТИЙ

В подготовительной группе на учебный год запланировано 9 циклов изобразительных занятий:

1. Осенние натюрморты.

2. Осенние пейзажи.

3. Птицы.

4. Дымковские игрушки.

5. Здания и транспорт.

6. Русские народные сказки.

7. Рисование штрихами.

8. Хохломские узоры.

9. Цветущая весна.

ЗАДАЧИ I ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с жанром живописи — натюрмортом,
с его содержанием, средствами выразительности.

2. Обучать детей составлению композиции натюрморта (вы­
деление в нем композиционного центра, расположение пред­
метов на широкой поверхности «ближе» и «дальше», передача
частичной загороженности предметов).

3. Учить изображать в лепке, аппликации и рисовании бо­
лее сложные по форме овощи, фрукты, грибы, ягоды (гроздья
и кисти), использовать при закрашивании нужные оттенки
цвета (репа и лимон, огурец и горох и др.).

4. Продолжать развивать аналитико-синтетические способ­
ности детей через использование приема сравнения при обсле­
довании предметов и рассматривании картин.

5. Предоставлять детям возможность выбора разного содержа­
ния для изображения в рисунках и аппликации однородных пред­
метов (кисть ягод смородины, гроздь рябины, гроздь винограда).

6. Развивать дружеское и деловое общение детей в совмест­
ных работах («Натюрморт из овощей или фруктов»).

7. Научить детей использовать двухцветный мазок для изоб­
ражения осенних листьев с оттенками.

ЗАДАЧИ II ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства — пейзажем, учить при рассматривании выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.


2. Учить передавать в рисунках и аппликации характерные
особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др.,
различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья,
склоненные под ветром.

3. Формировать умение изображать пейзажи, отображаю­
щие разные периоды осени и разную погоду.

4. Развивать умение в аппликационном изображении осенней
природы сочетать два способа работы: вырезывание и обрывание.

5. Продолжать формировать навыки совместной работы,
предоставлять детям на выбор разные способы ее выполнения.

6. Учить использованию нескольких цветов акварельных
красок при изображении вечернего или утреннего неба, путем
размыва и вливания красок другого цвета.

7. Развивать умение различать в оттенках цвета его состав­
ные: желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, зе­
лено-синий и др.

8. Учить использованию разных приемов рисования щетин­
ной кистью для изображения листвы, травы, хвои.

ЗАДАЧИ III ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с одноцветной книжной графикой, с
ее средствами выразительности (линии разной толщины, штри­
хи разного характера и др.).

2. Научить детей в карандашных рисунках изображать опе­
рение птиц штрихами разного характера, разным нажимом.

3. Сформировать обобщенное представление о внешнем об­
лике птиц, понимание, что все птицы сходны по строению не­
смотря на различия в окраске, форме и величине частей.

4. Формировать умения передавать в рисунках и апплика­
ции характерные особенности разных птиц: воробьев, синиц,
снегирей, ворон, сорок и др. и изображать птиц в разных позах
и движении (сидит, летит, клюет, оглядывается).

5. Помочь в аппликационном изображении птиц овладеть
способом частичного наклеивания одной детали на другую для
достижения передачи пластичности форм.

6. Продолжать формировать навыки коллективной работы
(распределение работы между собой, согласовывание общей
композиции, оказание помощи друг другу, применение своего
изобразительного опыта для изготовления настольных игр).

7. Формировать у детей понимание необходимости обследо­
вания предметов и явлений перед их изображением.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для
оценки собственной работы.


ЗАДАЧИ IV ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Сформировать у детей представление о народных игрушках
как части культуры русского народа, связанной с окружающим
миром, природой, традициями в изготовлении игрушек.

2. Продолжить знакомство с одним из видов народно-при­
кладного искусства — дымковскими игрушками, с характер­
ными особенностями дымковской росписи, ее элементами и их
сочетанием, композицией и цветосочетанием.

3. Формировать представление о том, как дымковские мас­
тера творчески преображают реальные образы в декоративные,
сказочные.

 

4. Помочь освоить при росписи силуэтных дымковских
игрушек более сложные (по сравнению со старшей группой)
композиции узоров: чередование вертикальных рядов, клет­
чатый узор, сетчатое (шахматное) расположение крупных эле­
ментов в узоре, симметричную композицию, вписанную в круг,
с выделением центра и каймы (на груди и хвосте птицы).

5. Учить использовать при лепке дымковских игрушек
разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный
(лепка животных).

6. Учить детей использовать знания и умения, полученные
на занятиях, для изготовления полуобъемных персонажей для
игр и настольного театра.

ЗАДАЧИ V ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Продолжать знакомить детей с архитектурой, учить раз­
личать здания разного назначения — жилые и общественные,
представление о том, что различия в архитектуре зависят от их
назначения. Дать некоторые представления о работе архитек­
торов. Познакомить через иллюстративный материал с архи­
тектурой известных зданий Москвы, Петербурга и их архитек­
турными деталями: колоннами, фронтоном, башнями, арками,
шпилями и др.

2. Учить детей в рисунках и аппликации изображать здания
разной архитектуры — жилые и общественные, самостоятель­
но составлять «проект» придуманного здания и изображать его
(«Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить»).

3. Учить по предложенной схеме из геометрических фигур,
обозначающих дом, автомобиль и дерево, строить композицию
сюжетного рисунка, передавать согласно схеме пропорции,
расположение и частичную загороженность предметов.


4. Продолжать знакомить с особенностями вида городского
пассажирского транспорта и некоторых автомобилей специаль­
ного назначения (пожарная машина, «скорая помощь») и вклю­
чать их изображения в сюжетные рисунки и аппликацию.

5. Упражнять детей в изображении в сюжетных рисунках ве­
чернего неба разными цветами, плавно переходящими друг в
друга, через рисование «по-мокрому» акварельными красками.

6. Добиваться знания цветов спектра в последовательности,
сформировать умение делить их на теплые и холодные, исполь­
зовать знания о цветах в рисунках («Пожарная машина спе­
шит на пожар»).

7. Продолжать формировать навыки совместной работы (вы­
бор для изображения одного из предложенных вариантов, рас­
пределение работы среди большего, чем ранее, числа партне­
ров — 4—6).

8. Учить пользоваться простым карандашом для создания
вспомогательных рисунков, применять различный нажим ка­
рандаша при рисовании и закрашивании.

9. Продолжать развивать аналитико-синтетические способ­
ности детей: умения оценивать результаты своей работы в со­
ответствии с поставленными в начале занятия задачами.

ЗАДАЧИ VI ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с произведениями книжной графики
художников В. Конашевича и Н. Кочергина к русским народ­
ным сказкам и сказкам А. Пушкина.

2. Учить изображать людей в старинной русской одежде,
крестьянской и дворянской.

3. Помочь овладеть композиционными умениями построе­
ния сюжетных рисунков:

а) изображать место действия, располагая предметы на ши­
рокой поверхности земли, удаленные предметы рисовать мень­
шей величины;

б) передавать взаимосвязь персонажей через их расположе­
ние относительно друг друга и передачу движений;

в) передавать время года и суток через определенный колорит;

г) придавать выразительность сказочным образам через пе­
редачу характерной формы, подбор цвета, подчеркивание тех
или иных особенностей.

4. Учить изображать старинные русские постройки: терема,
дворцы, передавать характерные особенности их внешнего
вида, старинные архитектурные детали.


5. Закрепить знания детей о холодных и теплых цветах, уме­
ние осознанно использовать их в рисовании.

6. Закрепить прием рисования неба при закате или восхо­
де солнца акварельными красками «по-мокрому».

ЗАДАЧИ VII ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с жанром изобразительного искусст­
ва — графикой, дать представления о том, какие произведения
относятся к графике, в чем ее отличие от живописи. Углубить
знания о книжной графике и о художниках-иллюстраторах.

2. Учить приемам карандашного штрихового рисунка при изоб­
ражении растений, зверей, птиц. Помочь овладеть рисованием
штрихов разного характера: прямых, наклонных, отрывных, не­
отрывных и др.; учить располагать их в разном направлении.

3. Формировать представления о том, что характер штрихов,
их расположение и направления зависят от внешнего вида и
фактуры предмета.

4. Учить использовать штрихи, нанесенные полусухой жес­
ткой кистью, для изображения разной поверхности предметов
или их частей. Отличать технику рисования прямых штрихов
от техники рисования вертикальных («выбивание») и осознан­
но применять тот или иной способ в зависимости от фактуры
предмета (желтая головка одуванчика и белая — пушистая).

5. Формировать представление, что выразительность рисун­
ка зависит от удачного выбора штрихов того или иного харак­
тера и их расположения.

6. Продолжать развивать композиционные умения детей в
сюжетных рисунках, учить сочетать в них разную технику
(штрихи и тушевка) и использовать разный изобразительный
материал (карандаши, мелки, фломастеры, тушь и др.).

ЗАДАЧИ VIII ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Дать детям обобщенное представление о декоративно-при­
кладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить
с изделиями прикладного искусства Хохломы, Жостова, Па­
леха, Гжели.

2. Учить украшать изделия по мотивам хохломской росписи:

а) знать и изображать элементы росписи: изогнутые тонкие
ветки, «травку», завитки, листья, ягоды, цветы;

б) строить на разных изделиях композицию узора с учетом
их формы, заполнять узором большую часть;


в) использовать цветосочетания, характерные для хохломс-ких узоров, подбирать цвета в зависимости от фона изделия.

3. Учить выполнять узор в определенной последовательнос­
ти: плавно изогнутая ветка, равномерно расположенные круп­
ные элементы (листья, ягоды, цветы), «травка», завитки.

4. Помочь овладеть рисованием концом кисти веточек «трав­
ки», завитков.

ЗАДАЧИ IX ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Учить детей изображать в рисунке и аппликации весен­
ние цветы: тюльпаны и нарциссы, передавать их характерные
особенности.

2. Закрепить умение строить композицию натюрморта.

3. Учить использовать полученные умения для изготовле­
ния настольной игры, работать с наглядной моделью — схемой
расположения элементов на карточках.

4. Формировать умения передавать в сюжетных рисунках
весенний колорит, разное содержание и композицию.

5. Учить составлять сиреневый цвет нескольких оттенков.

6. Учить создавать аппликацию приемами многократного
сгибания бумаги по окружности (лучевая симметрия) для пе­
редачи повторяющихся частей — лепестков нарцисса.


Конспекты занятий

1ЦИКЛ

осенние натюрморты

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Знакомство с искусством — рассматривание натюрмортов.

2. Выкладывание натюрмортов из овощей и фруктов. Иг­
ровое упражнение «Что разное и что одинаковое».

3. Лепка. «Натюрморты из овощей и фруктов».

4. Аппликация. «Изготовим лото «Овощи» для малышей».

5. Аппликация. «Натюрморт из овощей (фруктов)».

6. Аппликация. «Кисти и гроздья ягод».

7. Рисование. «Ветки осенней рябины в вазе».

8. Тематическое занятие. «Осенний натюрморт» (рисование
и аппликация).

В цикле:

1 занятие по рисованию,

1 занятие по лепке,

3 занятия по аппликации,

1 тематическое занятие (рисование и аппликация),

1 занятие — знакомство с искусством,

1 занятие — игровые упражнения.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ

Программное содержание.

Познакомить детей с жанром живописи — натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрмортов является изображе­ние предметов природы и быта; формировать умение воспри­нимать различные средства выразительности (композицион­ный центр, расположение других предметов относительно цен­тра, их форма, цвет, колорит, манера исполнения).

Материал.

Несколько репродукций натюрмортов с разным содержани­ем, среди них картины, на которых изображены плоды;


пейзажа И.Левитана «Золотая осень», жанровой картины «Ужин тракториста» А.Пластова или др.

Ход занятия.

Воспитатель помещает на доску репродукцию картины «Зо­лотая осень» и картины, героями которой являются дети или взрослые.

Спрашивает, о чем первая картина, что на ней изображе­но. Подчеркивает, что художник Левитан изобразил осен­нюю погоду (природу) в ясное солнечное утро. На картине мы видим золотую рощу и синюю речку, луг, поле и даже дале­кую деревню. Большое пространство земли уместилось на картине.

Затем рассматривается жанровая картина, например «Ужин тракториста» Пластова, разбирается ее содержание. (Кто изоб­ражен на картине? Что они делают, где находятся?)

Педагог выставляет рядом четыре-пять натюрмортов. Спра­шивает, что изображено на каждой картине. Говорит, что на картинах, которые дети рассматривали чуть раньше, были изображены природа и люди. «А что же изображено на всех этих картинах? Что их объединяет? Есть ли на них изображе­ния лесов, полей, озер? Изображены ли люди, животные?» Де­лается вывод, что содержанием всех этих картин являются изображения цветов, плодов, посуды и других предметов, ко­торые есть в домах у людей. Такие картины называются натюр­мортами.

Один из натюрмортов воспитатель ставит отдельно, что­бы познакомить со средствами выразительности, которые ис­пользовал художник. Можно рассмотреть натюрморт Стожа-рова «Чай с калачами». Спросить детей, какой предмет сра­зу бросается в глаза, когда мы смотрим на эту картину (самовар), почему самовар так заметен (самовар расположен в центре картины, выделяется величиной и цветом — он бле­стящий, желтый).

— А что находится за самоваром? — продолжает беседу педагог. (Черный расписной поднос.) — Как вы думаете, ху­дожник специально поместил черный поднос за желтый само­вар? Выделялся ли бы самовар на картине без этого подноса? Почему не выделялся бы? (Потому что за самоваром находит­ся желтая деревянная стена.) Какие еще предметы располо­жены возле самовара? (Чашка с блюдцем, крынка с отбитым краем и деревянной ложкой наверху, калачи в тарелке и связка баранок перед ними. Все, что нужно для чая.) Скажите, поче­му так хорошо видны калачи и баранки? Они ведь хоть и


другого оттенка, но тоже желтые. Да, они нарисованы на крас­ной скатерти, а на стене за тарелкой с калачами висит клет­чатое полотенце с узором. Значит, когда художник писал этот натюрморт, он хорошо продумал, какие предметы расставить рядом и какого они должны быть цвета.

Каких красок больше всего использовал художник в этом натюрморте? (Желтых и красных.) Эти краски яркие или тем­ные, тусклые? (Яркие.) Значит, картина написанная яркими красками, получилась радостной.

На этой картине нет людей. На ней изображен лишь боль­шой угол комнаты. А могли бы мы, глядя на эту картину, уз­нать, где находится эта комната — в городе или деревне? Поче­му в деревне? Как вы думаете, люди, живущие в этом доме, уже попили чай или только собираются? Как вы узнали? Видите, как через вещи, изображенные на картине, можно узнать, кто хозяева, где они живут и даже как живут.

Далее рассматриваются два натюрморта с изображениями плодов, выполненные в разной манере: цветы и плоды И.Хруц-кого и яблоки И.Грабаря. Воспитатель говорит, что эти две кар­тины написаны разными художниками. Один жил давно — это художник И.Хруцкий. Другой художник, И.Грабарь, жил в наше время. Подчеркивает разную манеру художников. Хруц-кий рисовал предметы очень подробно. У него видна каждая прожилочка листка, незаметен переход от одного оттенка цве­та к другому в каждом фрукте. Рассматриваются пушистая по­верхность персиков и мякоть разломанного плода, налитый соком спелый виноград.

О другом натюрморте педагог говорит, что художник Гра­барь совсем по-иному изображает плоды и другие предметы. Он пишет крупными мазками, как будто набрасывает краску на холст. Его натюрморт лучше рассматривать на расстоянии. Делается вывод, что каждый художник по-своему, в своей ма­нере изображает предметы.

ЗАНЯТИЕ 2

1. ВЫКЛАДЫВАНИЕ НАТЮРМОРТОВ ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Программные задачи.

Вызвать у детей желание составлять натюрморты из пред­ложенных предметов; поупражнять в составлении нескольких вариантов композиций с учетом формы, величины, цвета пред­метов и фона; развивать воображение и эстетический вкус.


Материал.

Муляжи овощей и фруктов, посуда: кувшин, небольшая корзинка, салфетки двух-трех цветов, листы цветного кар­тона для фона (которые можно поместить на книжные под­ставки).

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столом, на котором будут со­ставлять натюрморты. Предметы для натюрмортов находятся отдельно (на полке). Педагог говорит, что на прошлом занятии дети рассматривали картины, на которых художники изобра­зили разные предметы: овощи, фрукты, цветы, посуду. Спра­шивает, как называются такие картины, есть ли натюрморт в групповой комнате.

— Вы знаете, как рисуют художники натюрморты? Прежде
чем приступить к рисованию, художник подбирает нужные пред­
меты и красиво располагает их рядом друг с другом. Он не про­
сто кладет или ставит их рядом, а группирует так, чтобы среди
них выделялся какой-то главный предмет. Этот главный пред­
мет может быть более крупным, чем другие, или более ярким,
или располагаться посередине. А когда художник начинает ри­
совать рядом другие предметы, то обращает внимание на их цвет,
форму. Например, живописец решил, что главным предметом в
его натюрморте будет коричневая низкая ваза с осенними вет­
ками, а перед вазой он расположил ярко-красный помидор, зе­
леный огурец и несколько золотистых луковиц. Рядом с темной
вазой эти овощи стали казаться более яркими. Другому худож­
нику больше нравились картины, на которых цвета предметов
близкие и резко не отличаются друг от друга. Он подобрал для
своего натюрморта желтые, золотистые, светло-оранжевые фрук­
ты: лимоны, груши, абрикосы и красиво расположил на оран­
жевой скатерти, а рядом поместил светло-коричневую статуэт­
ку. И если у первого художника натюрморт получился ярким,
броским, то у второго — нежным, спокойным.

— Дети, а вы хотите поиграть в художников? Вот здесь на
столе лежат разные овощи и фрукты, салфетки, посуда: блю­
до, вазочка, корзиночка, кувшин. Давайте составим несколь­
ко красивых натюрмортов из этих предметов. Надо и названия
придумать. Предлагайте!

Педагог выслушивает все предложения и выбирает наибо­лее удачное название, например «Плоды осени», «Кувшин и яблоки», «Овощи и фрукты в корзине».

— Какой предмет будет главным в нашем натюрморте? Где
мы его расположим? Что поместим рядом, что впереди?


А может быть, нам лучше по-другому разместить эти предме­ты — не вплотную друг к другу, а на некотором расстоянии?

Воспитатель убирает предметы со стола и предлагает не­скольким детям самостоятельно составить другие натюрморты. Во время составления ребенком натюрморта беседует с ним, вов­лекая в разговор и других детей. После окончания работы про­сит ребенка рассказать, какие предметы тот отобрал для своего натюрморта, какой из них самый главный, чем выделяется сре­ди других; как думает назвать свой натюрморт. Обращается ко всем детям: «Может быть, кто-то хочет что-нибудь посовето­вать своему товарищу, чтобы его натюрморт стал еще краси­вее?» Одобряет тех, кто по-своему составил натюрморт. В зак­лючение предлагает детям в свободное время нарисовать натюр­морты, которые они сегодня выкладывали из предметов, или придумать другие.

Целесообразно оставить на несколько дней предметы в рас­поряжении детей, добавить новые и побуждать тех, кто на за­нятии не составлял натюрморты, заняться этим.

2. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО РАЗНОЕ И ЧТО ОДИНАКОВОЕ»

Программные задачи.

Учить детей замечать художественные особенности натюр­мортов: различие и сходство в композиции, в сочетании цве­тов, в манере письма художников.

Материал.

Набор художественных открыток разных авторов, три-четы­ре открытки других жанров: портрета, жанровой картинки, декоративного узора; фишки.

Ход игры.

Игровое упражнение можно проводить в двух вариантах.

1. Задание предлагается всем детям. Ребенок, первым пра­
вильно выполнивший задание, получает фишку.

2. Распределить детей на две команды из четырех-пяти че­
ловек. Дети имеют возможность совещаться. За правильный
ответ команде дается фишка. Задания команды могут получать
одновременно при наличии достаточного количества открыток.
В этом случае команды следует посадить за разные столы или
отгородить друг от друга легкой картонной ширмой.

Игровые задания.

1. «Найдите среди открыток только натюрморты». Положить перед детьми по пять-шесть открыток, среди которых три-четыре натюрморта, и предложить разместить


рядом только натюрморты. Две фишки получит команда или ребенок, которая сумеет еще и объяснить, почему эти открыт­ки можно назвать натюрмортами.

2. «Найдите один натюрморт, резко отличающийся (компо­
зицией) от других натюрмортов». Например, на одной открыт­
ке предметы могут быть расположены близко друг к другу, а
на другой разбросаны по всему пространству.

3. «Разложите натюрморты на три группы: в первой группе
должны быть работы, на которых художники изобразили сре­
ди предметов стеклянные; во второй — работы, на которых ху­
дожники изобразили металлические предметы; в третьей —
работы, на которых художники нарисовали керамические пред­
меты. Объясните, как вы узнали стеклянные, металлические и
керамические предметы».

4. «Распределите натюрморты на две группы, по две открыт­
ки в каждой группе. Объясните, почему вы так распределили»
(детализированная и обобщенная манера письма).

5. «Посмотрите на каждую открытку и скажите, красок ка­
кого цвета (какая цветовая гамма) больше всего потребовалось
художнику для рисования того или другого натюрморта».

В конце подводятся итоги и выявляются победители.

ЗАНЯТИЕ 3

ЛЕПКА. «НАТЮРМОРТЫИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ»

Программные задачи.

Учить детей точно передавать пару однородных овощей или фруктов, различающихся формой, величиной и другими осо­бенностями, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; формировать умение вместе объединять вылепленные предме­ты в общую композицию — натюрморт.

Материал.

На каждого ребенка по два однородных овоща или фрукта: по две морковки, две луковицы, два яблока и др., отличающих­ся друг от друга формой или величиной; цветной пластилин, стеки; для составления натюрмортов маленькие корзиночки, подносы, тарелки на четыре-шесть детей.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает, что в старшей группе дети лепили разные овощи и фрукты.

— А сейчас вы будете учиться не просто лепить овощи и фрук­ты, а изображать точно такие, какие лежат перед каждым из вас.


А перед каждым из вас лежат по две морковки, по две лукови­цы, по два яблока. Посмотрите внимательно на эти овощи и фрук­ты и скажите, одинаковые они или чем-то различаются.

Выслушав суждения нескольких детей о различиях двух плодов, воспитатель продолжает:

— Вот эти отличия вы и должны передать в своей лепке. Се­
годня вам будет недостаточно один раз рассмотреть эти плоды.
Вам придется не раз смотреть на них во время работы и сравни­
вать с теми, что вы лепите, чтобы добиться сходства. Вы знае­
те, что изделие из глины (пластилина) надо рассматривать со
всех сторон, ощупывать пальцами, чтобы почувствовать все его
выпуклости и впадины. То же надо делать и с образцами.

В процессе занятия надо побуждать детей чаще сравнивать свою лепку с натурой. Напоминать, что поверхность изделий следует заглаживать пальцами, а стекой наносить бороздки, углубления и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: