ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ВЕДУЩЕЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И СТИМУЛИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО




Физические упражнения способствуют повышению функционального состояния организма, создают специальный, направленный эффект самого различного содержания. Существуют различные классификации физических упражнений, связанные с особенностями реакции организма на физические нагрузки. В работе с ослабленными и больными студентами целесообразно придерживаться классификации, в основу которой положен оздоровительный и развивающий (стимулирующий) эффект упражнения.

Различают следующие группы физических упражнений:

Общеоздоровительные. Оказывают общий, неспецифический оздоровительный эффект и применяются при любом заболевании.

Специально-оздоровительные (лечебные). Оказывают действие на конкретное звено болезненного процесса в организме.

Общеразвивающие или общестимулирующие. Оказывают развивающий эффект на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают базу для развития основных физических качеств.

Специально-развивающие. Развивают отдельные двигательные качества: силу, скорость, выносливость, гибкость и др., вызывая в организме специфические изменения.

Физические упражнения для студентов с отклонениями в состоянии здоровья используются в той же последовательности, которая значится в классификации. Они являются основным элементом содержания урока физкультуры и многих других форм занятий. Комплексным использованием различных упражнений достигается необходимая общая двигательная активность, обеспечивающая оздоровительно-развивающее воздействие на ослабленный организм.

5.1.ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеоздоровительные упражнения делятся на три группы: а) динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию организма; б) упражнения, формирующие и исправляющие осанку; в) дыхательные упражнения.

Динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умерен­ную физиологическую реакцию. Наиболее общий оздоровительный эффект на организм оказывают физические упражнения циклического характера с динамической работой мышц. К ним относятся: ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, специально подобранные гимнастические упражнения и др. Они легко дозируются по своей интенсивности (мощности), хорошо соизмеряются с возможностями организма. Эти упражнения воздействуют на все системы организма, главным образом на аппараты крово- и лимфообращения, на дыхательную систему. Они стимулируют неспецифические, общие защитные силы организма. Динамические циклические упражнения в оздоровительных целях выполняются так, чтобы реакция организма была малой или умеренной. Малая реакция достигается упражнениями, выполняемыми относительно медленно, при этом частота сердечных сокращений увеличивается максимально до 120 ударов в минуту, кровяное давление не повышается совсем или повышается незначительно. Упражнения с умеренной реакцией характеризуются несколько большим темпом и соответственно большими сдвигами в организме: пульс от 120 до 150 ударов в минуту, кровяное систологическое давление повышается до 150 мм рт. ст.

Упражнения, вызывающие малую реакцию, используются при значительном ослаблении здоровья. Применяются они и для ускорения восстановительных процессов в организме после физической и интеллектуальной работы. Это одно из лучших средств восстановления, ликвидации в организме сдвигов, характерных для утомления, должно быть обязательным компонентом активного отдыха. Со временем, когда организм адаптируется к физическим нагрузкам определенного характера и оздоровительный эффект от них становится недостаточным, следует использовать упражнения с умеренной физиологической реакцией при условии предварительной подготовленности организма.

В общем двигательном режиме студента, имеющего ослабленный организм, физические нагрузки с малой физиологической реакцией должны занимать как можно больше времени (с учетом общего состояния). Это могут быть бытовые нагрузки (ходьба) или специально организованные упражнения на занятиях по физкультуре. Нагрузки с умеренной физиологической реакцией должны занимать 15—20 мин в день и больше (в зависимости от состояния) либо 30—40 мин через день. По мере улучшения функционального состояния организма реакция его на физические нагрузки снижается. Нагрузки, которые ранее вызывали реакцию, характерную для работы умеренной мощности, перестают ее вызывать. Поэтому приходится увеличивать темп упражнения или включать дополнительные сопротивления. Функциональные способности организма, достигнув определенного уровня, перестают развиваться.

 

Упражнения, формирующие правильную осанку. Правильная осанка имеет огромное значение для нормального функционирования самых различных систем организма. Формирование правильной осанки является специальной задачей физического воспитания. Осанка представляет собой привычную для каждого человека манеру сохранять вертикальное положение тела. О рациональной, правильной осанке говорят в том случае, когда основные положения тела (стоя, во время ходьбы, при выполнении трудовых операций) характеризуются такой позой, которая создает благоприятные условия для функционирования организма. Рациональную осанку создает комплекс качеств и навыков.

Воспитание осанки является особенно актуальным в период развития организма подростков, в процессе роста тела, созревания функций. Возраст, в котором находится подавляющее большинство студентов ССУЗов, — это период полового дозревания, завершения развития скелета, мышечной системы. Особенно важно формирование осанки у отстающих в физическом развитии, так как усиление темпов их роста на фоне неправильной осанки может вызвать ряд необратимых дефектов в костно-мышечной системе. Важно знать, что нерациональная осанка может быть связана не только с недостатками ее воспитания, но и с нарушениями, возникающими вследствие общей ослабленности организма, заболеваний нервной системы и др.

Осанки бывают различного вида: прямого, прогнутого, сутулого, наклонного, изогнутого, сколиотического. Лишь первый тип осанки можно отнести к нормальной, остальные характеризуют тот или иной вид нарушения. Особого внимания требует сколиотическая осанка, являющаяся отражением слабости мышечной системы и часто следствием повреждения центральной нервной системы.

Главным условием восстановления правильной осанки является точная диагностика причин ее нарушения. Если нарушение связано с поражением самого позвоночника и нервной системы, то занятия ведутся в рамках лечебной физкультуры. Осанка, будучи связанной с общим функциональным состоянием организма, разрушается под влиянием утомляющих факторов. Наблюдается нарушение осанки в вечернее время, после продолжительной работы, особенно монотонной, связанной со статическим напряжением мышц туловища. Одно из основных условий формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения — предохранение от переутомлений. Эти условия создаются рациональной организацией труда и отдыха, соблюдением гигиенических условий труда, использованием средств, тонизирующих организм. Исправление различных дефектов осанки — процесс достаточно дли тельный. Даже незначительные нарушения ее требуют целенаправленных занятий физическими упражнениями. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий по физической культуре, которые должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю. Стереотип осанки обязательно должен подкрепляться выполнением соответствующего комплекса упражнений самостоятельно, в домашних условиях. Исправление осанки достигается с помощью специальных упражнений, которые дают возможность изменить нарушение физиологических изгибов позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния плечевого пояса, исправить положение головы, нормализовать брюшной пресс. Правильное положение частей тела во время движений закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

При асимметричной осанке сколиотического типа основную роль играют симметричные упражнения, которые обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. При дефектах в сагиттальной плоскости (изменения физиологических изгибов) используются специальные упражнения. При увеличении угла наклона таза выполняют упражнения, способствующие удлинению мышц передней поверхности бедра, поясничной части длинных мышц спины, квадратной мышцы поясницы и подвздошно-поясничных мышц, а также укреплению мышц брюшного пресса и задней поверхности бедра. При уменьшении угла наклона таза рекомендуются упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедра. Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине), за счет применения упражнений с разгибанием туловища. Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены с помощью упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также упражнений на растягивание грудных мышц.

Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки. Навык правильной осанки создается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для выработки представления о правильной осанке, и показа идеальной осанки преподаватель приступает к закреплению соответствующих мышечно-сосудистых ощущений. Для этого ис­пользуются тренировки перед зеркалом (зрительный контроль), взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися, принятие правильной осанки у стены, зрительный контроль преподавателя и другие средства.

Для сохранения правильной осанки очень важно умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц. Поэтому в занятиях используются, чередуясь в определенной последовательности, расслабления и напряжения. Например, после проверки осанки перед зеркалом или у стенки выполняются упражнения с расслаблением мышц туловища, а затем следует команда быстро принять правильное положение тела и выполнять различные упражнения, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, упражнения на равновесие и координацию. Широко используются игры, предусматривающие сохранение правильной осанки.

Дыхательные упражнения. Оказывают оздоравливающее действие на сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную систему, обмен веществ и т.д. В организме, ослабленном различными заболеваниями, дыхательные функции значительно снижаются, и это усугубляет болезненное состояние. Часто недостаточность внешнего дыхания, связанная с ослабленностью организма, сочетается с отсутствием навыков рационального дыхания. Рассмотрим основные характеристики рационального дыхания.

Умение дышать полно. Существуют различные типы дыхания, отличающиеся друг от друга участием в дыхательных движениях той или иной части грудной клетки. Грудной тип характеризуется в основ­ном движением реберной части грудной клетки и, в свою очередь, может быть разделен на верхне- средне- и нижнегрудной типы. Преобладание того или иного типа дыхания связано с характером телосложения, формой грудной клетки, состоянием мышц груди, с процессами, ограничивающими подвижность того или иного участка грудной клетки (последствия заболевания).

Брюшной или диафрагмальный тип характеризуется широкими движениями диафрагмы в дыхании, передающимися через внутренние органы живота на брюшную стенку, он считается более рациональным, чем грудной. Дыхание осуществляется с большим увеличением легочного объема, при этом вентилируются наиболее глубокие участки легочной ткани. Кроме того, брюшное дыхание содействует лучшему функционированию органов пищеварения, улучшает крово- и лимфообра­щение в брюшной полости, способствует перистальтике кишечника, облегчает отток желчи из печени, желчного пузыря. Умение дышать полно характеризуется владением всеми видами дыхания и включением их одновременно. Глубокое полное дыхание способствует улучшению крово­обращения в малом круге, облегчая отток венозной крови к сердцу. При полном дыхании усиливается один из главных механизмов лимфообращения — присасывающее действие грудной полости, необходимое для наполнения лимфой главных лимфатических стволов, расположенных в грудной полости.

Умение дышать ритмично. Ритмичное дыхание оказывает благоприятное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и другие системы. Особенно благоприятно на функциональном состоянии организма сказывается умение рационально сочетать дыхательные движения с движениями тела. При наклонах туловища, приседании, прижимании ног к животу, опускании поднятых рук целесообразно осуществлять выдох, так как при этих движениях сжимается грудная клетка, живот, вдавливается в грудную полость диафрагма; при выпрямлении туловища, разгибании его, поднимании рук осуществлять вдох.

Выполнение дыхательных упражнений требует особенно высокого уровня гигиенических условий в местах для занятий. Лучше проводить занятия на открытом воздухе, при оптимальной температуре и влажности.

Упражнения для развития навыков ритмичного дыхания могут выполняться как в покое (сидя, лежа, стоя), так и в движении (ходьба, бег и другие циклические упражнения). При выполнении упражнений для развития ритмичного дыхания необходимо соблюдать правильную осанку, делать дыхательные движения ритмично под устный счет, удары метронома, ритм собственного пульса или ритм движений. Упражнения не должны вызывать чувства нехватки воздуха. В процессе их выполнения дыхание должно становиться реже и быть глубоким. Про­должительность вдоха и выдоха одинакова, иногда вдох короче, между вдохом и выдохом может быть пауза, чаще всего на выдохе. Глубина дыхательных движений специально не увеличивается, а остается естественно необходимой. Продолжительность занятий 5—7 мин. Правильно проведенные упражнения успокоительно воздействуют на нервную и сердечно-со­судистую системы: пульс становится реже, давление слегка падает.

Упражнения для развития брюшного дыхания. Очень часто студенты "дышать животом" не умеют. Вначале необходимо объяснить им суть упражнения и дать почувствовать, как оно выполняется. Лучше всего делать упражнение в положении лежа на спине, когда расслаблены все мышцы и функционируют только дыхательные. Преподаватель обращает внимание студента на движения стенки живота при дыхании. Необходимо сделать попытку понемногу усилить эти движения, положив одну руку на живот. Затем перейти к таким упражнениям в положении стоя и сидя. Положение сидя — самое трудное для брюшного дыхания. После овладения брюшным дыханием в покое следует выполнять его при различных физических упражнениях, с тем чтобы выработать соответствующий навык.

Упражнения для развития полного глубокого дыхания. Выполняются после овладения брюшным дыханием. Лучшее исходное положение - лежа или стоя. Сначала нужно сделать макси­мальный глубокий выдох, втянуть живот, затем начинать вдох с движения живота. После "наполнения" живота начинается движение нижних, затем средних и в последнюю очередь верхних отделов грудной клетки. Выдох осуществляется в обратной последовательности. На выдохе и вдохе необходимо сделать достаточно большую паузу, чтобы получить возбуждение дыхательного центра и тем самым стимулировать дыхательные движения; 3-4 дыхательных движения следует повторить 2-3 раза с интервалами в несколько минут. После овладения полным глубоким дыханием нужно его выполнять при различных физических упражнениях.

 

5.2. СПЕЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ (ЛЕЧЕБНЫЕ) ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Кроме общеоздоровительных физических упражнений, для полного восстановления здоровья и достижения необходимого уровня функционального состояния организма требуется использовать специальные упражнения, направленные на определенные звенья болезненного процесса. Содержание специальных упражнений преподаватель может найти в многочисленных руководствах по лечебной физкультуре.(Приложение 3.4)

Специальные упражнения при отклонениях в состоянии сердечно-сосу­дистой системы. Динамические физические упражнения циклического ха­рактера, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию, оказывают общеоздоровительный эффект преимущественно через воздействие на сердечно-сосудистую систему и в этом отношении рассматриваются как специальные. Они могут видоизменяться в зависимости от функционального состояния сердечно-сосудистой системы. При утомлении, возникновении застойных явлений эти же упражнения могут использоваться по методике, обеспечивающей разгрузку сердечно-сосудистого аппарата подключением мышечных механизмов кровообращения. Это достигается выполнением упражнений с малой физиологической реакцией в исходных положениях лежа (иногда с приподнятыми ногами), полулежа или сидя. Такие упражнения целесообразно выполнять не только при застойных явлениях, но и в качестве профилактики их. Они могут применяться в специальной группе на уроке или других занятиях..Помимо этих малоинтенсивных упражнений, в которых участвуют большие мышечные массы, специальное оздоровительное значение для сердечно-сосудистой системы имеют более интенсивные упражнения, но с участием малых мышечных групп (мышц конечностей). Они развивают периферическое сосудистое русло и способствуют нормализации кровяного давления. В случаях пониженного давления целесообразны и скоростно-силовые упражнения, но также с участием малых мышечных групп и небольшой общей физиологической реакцией.

Специальные упражнения при отклонениях в состоянии органов дыхания. Общеоздоровительные дыхательные упражнения являются специальными для системы органов дыхания. Кроме того, могут быть использованы упражнения, направленные на определенный патологический процесс. Так, для улучшения функции больной половины грудной клетки после овладения навыком полного дыхания необходимо упражняться в выполнении его в исходном положении- лежа на здоровой (более подвижной) половине грудной клетки.

При дефектах наполнения воздухом легочной ткани лечебный эффект оказывают так называемые парадоксальные дыхательные упражнения. Суть их в том, что вдох осуществляется при выполнении физических упражнений в фазе, когда условия для расширения грудной клетки затруднены и воздух наполняет спавшиеся участки легочной ткани.

В ряде случаев рационально выполнять упражнения, специально усиливающие выдох, путем искусственно создаваемых препятствий с произношением звуков, сотрясающих грудную клетку (ф, р, х, ш).

Специальные упражнения при отклонениях в состоянии органов пище­варения. Благоприятное влияние на функцию органов пищеварения оказы­вают упражнения с диафрагмальным дыханием.Cпециальное значение имеют упражнения, укрепляющие брюшную стенку Они не должны быть чрезмерно интенсивными. При частых обострениях упражнения с участием мышц живота должны быть особенно плавными, без статических нагрузок. Упражнения, легкие, без напряжения, выполняемые в пределах 30 мин до еды, используют для возбуждения аппетита и стимулирования желудочной секреции. Упражнения более интенсивные, вызывающие некоторое общее утомление, могут, наоборот, снизить желудочную секрецию. Оба типа упражнений используют при гастритах с повышенной и пониженной секреторной активностью. Благоприятно влияют на заживание язв физические упражнения с выполнением работы достаточно высокой мощности, если занятия проводятся через 1,5 ч после приема пищи. При опущениях органов пищеварения целесообразны упражнения, укрепляющие тазовое дно, выполняемые в горизонтальном исходном положении тела: на четвереньках, лежа с приподнятым тазом и т.д. Этими упражнениями лучше заканчивать любой комплекс упражнений. При спаечных процессах специальное значение имеют упражнения с поворотом и разгибанием туловища.

Специальные упражнения при отклонениях со стороны центральной и периферической нервной системы. При отклонениях в состоянии центральной нервной системы без нарушения двигательной функции используется весь комплекс общеоздоровительных физических упражнений: циклические динамические, дыхательные, формирующие правильную осанку. Если же при этом есть нарушения двигательной сферы, то применяют специальные упражнения. При парезах и параличах спастического характера (напряженной и сокращенной мускулатуре) используют упражнения на расслабление и растяжение соответствующих мышц. При вялых парезах и параличе (мышцы расслаблены, атрофированы) применяются упражнения, развивающие силу и тонус мышц. Нередко при нарушениях двигательной сферы наблюдается не только поражение мышц, но и тугоподвижность суставов, которую преодолевают специальными упражнениями на гибкость. При полном параличе с атрофией часто невозможно выполнить какое-то движение. В этом случае необходимо развивать целостный двигательный акт, в котором выпадающий элемент заменен каким-то другим движением и в целом формируется необходимый двигательный навык. В первую очередь, это важно для формирования профессионально-прикладных навыков.

Специальные упражненияпри нарушениях обмена веществ. При нарушениях жирового обмена (ожирение) используют упражнения, создающие высокие общие энергозатраты. Это упражнения умеренной и большой мощности. Определенное значение имеет использование упражнений, при которых происходит сильная отдача влаги. Но в этом случае необходимо учитывать состояние сердечно-сосудистой системы и других органов.

При нарушениях углеводного обмена (сахарный диабет) целесообразно использовать упражнения, способствующие затрате сахара в крови и стимулирующие процессы образования "сахарных депо" в тканях. Это упражнения умеренной мощности, выполняемые долго (до часа и более). При этом необходимо учитывать возможность резкого падения содержания сахара в крови и наступление гипогликемического состояния, особен­но если больной получает поддерживающую терапию препаратами инсулина. При заболеваниях системы мочевыделения выполняют специальные упражнения с диафрагмальным дыханием, упражнения, укрепляющие мышцы живота, поясницы, тазового дна в исходном положении лежа, с при­поднятым тазом.

При дефектах опорно-двигательного аппарата используют разнообразные специальные упражнения, развивающие мышцы, суставы и образующие целостные двигательные акты с замещенными движениями.

 

5.3. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

При отсутствии в организме болезненных изменений, которые могли бы препятствовать развитию функциональных свойств организма, используются упражнения общеразвивающей направленности. Благодаря значительно большей их интенсивности в сравнении с общеоздоровительными они оказывают выраженный общий развивающий эффект на все функции организма, способствуют повышению показателей физического развития и основных двигательных качеств.

Динамические циклические упражнения, вызывающие большую физио­логическую реакцию. Большая физиологическая реакция достигается при ходьбе, беге, ходьбе на лыжах, плавании, езде на велосипеде, выполнении динамических гимнастических упражнений в значительном темпе. Частота сердечных сокращений при этом достигает 150-180 ударов в минуту, систолическое кровяное давление повышается до 180 мм рт. ст. Происходят большие сдвиги и в других системах организма. Развивающий эффект от этих упражнений наблюдается лишь при систематических занятиях ежедневно не менее 10—15 мин или через день из менее 20—30 мин. При выполнении циклических упражнений стимулируется развитие кардиореспираторной системы, совершенствуются обменные и другие процессы, обеспечивающие общую физическую работоспособность организма. Повышается общая работоспособность учащихся в учебно-производственной деятельности, быстрее восстанавливается функциональное состояние организма после нагрузок любого характера. Определенное развитие получают все основные двигательные качества, лежащие в основе разносторонней физической подготовленности. В первую очередь повышается выносливость к выполнению работ умеренной и большой мощности, сила, скоростные качества и гибкость. Вместе с тем эти упражнения не обеспечивают достижения самых высоких показателей специальных физических качеств, соответствующих возможностям организма.

Силовые упражнения. Упражнения, при которых создаются значительные напряжения мышц, вызывают ряд специфических изменений в организме, способствующих развитию силы. Если выполняются упражнения с ограниченным числом мышц, то происходят главным образом изменения местного характера: в определенной мышечной группе и соответствующих ей отделах нервной системы. Если же в силовых упражнениях участвуют не менее 2/3 общей мышечной массы тела, то наблюдается выраженная общая реакция организма. При этом стимулируются железы внутренней секреции, которые выбрасывают анаболические, ростовые гормоны, способствующие усилению процессов белкового син­теза в организме. Это выражается в усилении биологического созревания, росте скелета, мышечной массы и других тканей. Силовые упражнения анаболической направленности - важное средство стимуляции биологи­ческого созревания и физического развития. Выполнение их вызывает сильное напряжение сердечно- сосудистой и других систем организма. Поэтому организм к ним должен быть подготовлен упражнениями, развивающими кардио-респираторный аппарат и создающими определенный высокий уровень общего функционального развития. Анаболические упражнения не являются собственно силовыми, т.е. специально направленными на развитие силы. Напряжение, создаваемое мышцей при этих упражнениях, должно соответствовать примерно 50-75% от максимально возможной силы мышцы. При меньшем усилии анаболического, разви­вающего эффекта может не быть, при более высоком усилии возможны перенапряжения организма с обратным эффектом. Поэтому, выполняя анаболические упражнения, целесообразно индивидуально соизмерять усилие. Сила при таких упражнениях увеличивается, но не так, как при специально-развивающих силовых упражнениях. Преподаватель обязательно должен включать анаболические упражнения в общий двигательный режим. Это могут быть упражнения на перекладине (подтягивания), на гимнастической стенке, с гантелями, штангой, специальные гимнастические упражнения без предметов. Для выраженного стимулирующего эффекта необходимо выполнять упражнения с 10-15-кратным напряжением большой мышечной массы (подходы к штанге, отжимы, поднимание гантелей, приседание). Упражнение повторяется 3-5 раз за одно занятие с произволь­ным интервалом для отдыха. Занятия проводятся один раз в день или через день, но с увеличенным количеством повторений. Необходимо пом­нить, что речь идет об обязательном минимуме для достижения анаболи­ческого эффекта, а не о силовой подготовке. Анаболические упражнения помимо своего основного эффекта и определенного увеличения силы создают в организме также условия для развития быстроты и гибкости. Сочетание упражнений циклического характера большой мощности с упражне­ниями силовыми (анаболическими) создает достаточно разностороннее развивающее воздействие на организм.

 

5.4. СПЕЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Только при достижении достаточного уровня физического развития и функциональной подготовленности можно приступить к специальному развитию отдельных двигательных качеств до уровня нормативных требований. В программе по физическому воспитанию предусмотрены средства для развития основных и профессионально-прикладных физических качеств. Развитие выносливости, силы, быстроты, гибкости, профессионально-прикладных двигательных качеств имеет специфику, связанную с особен­ностями ослабленного и больного организма. Можно выделить некоторые общие требования к методике формирования двигательных качеств при отклонениях в состоянии здоровья студентов:

1.Специальное развитие физических качеств следует осуществлять лишь после достижения достаточно высокого общего уровня физического развития и функционального состояния организма, достигнутого системой предшествующих занятий физическими упражнениями.

2 Если какое-то отдельное физическое качество значительно отстает в развитии по сравнению с другими и трудно поддается стимулированию, то следует быть чрезвычайно осторожными со средствами, развивающими это качество. В этих случаях необходимо углубленное медицинское об­следование для выявления причины отставания. Недопустимо форсиро­ванно преодолевать отставание отдельного качества.

3. Специально развивать двигательные качества целесообразно в такой последовательности: выносливость к выполнению работы умеренной интенсивности, затем большой интенсивности, развитие силы, быстроты. Гибкость можно развивать с первых занятий, а профессионально-приклад­ные качества — в зависимости от того, с каким из основных качеств они связаны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: