ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЯХ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ




Развитие выносливости. Одним из проявлений качества выносливости является способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности. Это может быть длительная ходьба (марши, походы), езда на велосипеде, ходьба на лыжах и т.д. Задержка развития качества выносливости может возникнуть по ряду причин, одна из них — нарушение углеводного обмена. При длительной работе расходуется сахар крови, а при нарушении обмена (диабет) сахар, несмотря на его высокое содержание в крови, довольно быстро тратится и не восполняется ввиду отсутствия достаточ­ных "депо" углеводов в организме. Недостаток выносливости, связанный с этой причиной, проявляется в резко, внезапно наступающем утомлении во время длительной работы. Появляется клиническая картина:резкая слабость, психическое возбуждение, чувство страха, урежение сердечных сокращений, побледнение, холодный пот. Состояние улучшается после приема сахара с пищей (сладкий чай, кусочек сахара в рот и т.п.). Тренировка выносливости в этих случаях особенно затруднена. Занятия следует проводить с осторожностью, не допуская утомления, через некоторое время после достаточно "плотной" пищи, богатой углеводами. Нельзя проводить занятия натощак. Студентов с нарушением углеводного обмена не следует привлекать к утренним пробежкам. При систематических занятиях, направленных на развитие выносливости к продолжительной работе умеренной интенсивности, необходимо обеспечить питание, богатое углеводами.

Причиной отставания выносливости может быть недостаточное функ­циональное состояние нервной системы, утомляющейся под влиянием монотонной работы. Это следствие общего ослабления организма. Признаки утомления возникают постепенно в виде вялости, нарушения координации, иногда головных болей, учащения сердцебиений, повышения или понижения кровяного давления, различных субъективных жалоб на плохое самочувствие. На восстановление работоспособности прием сахара не оказывает влияния, иногда лучше действует положительный эмоциональный фактор, пассивный отдых, сон. При воспитании выносливости необходимо предохранять нервную систему от перегрузок, использовать рациональный режим труда и отдыха. Нельзя заниматься при плохом самочувствии после утомительных учебно-производственных заданий или в условиях, вносящих дополнительную нагрузку (жаркий день. В процессе занятий недопустимо доводить учащихся до значительного утомления, это может привести к дополнительному снижению функциональных свойств центральной нервной системы. Целесообразно менять упражнения, делать интервал в процессе выполнения. Соблюдение названных правил позволит преодолеть отставание в развитии выносливости. Неудовлетворительное состояние опорно-двигательного аппарата (дефекты костно-мышечной системы, избыточная масса тела (ожирение), поражения центральной и перифери­ческой нервной систем) также снижают выносливость. Утомление в этом случае проявляется в виде болевых ощущений в ногах. Причиной долго не проходящих болезненных ощущений могут быть микротравмы. Занятия в этих случаях нельзя форсировать: необходима предварительная подготовка костно-мышечной системы (упражнения умеренного силового харак­тера). Для профилактики утомления опорно-двигательного аппарата нужно переключать работу с одной мышечной группы на другую. Большое значение имеют массаж, тепловые местные процедуры, физио­терапевтические средства.

Показателем качества выносливости является способность длительно выполнять работу большой мощности, например, участвовать в кроссах. Для проявления высокого уровня качества выносливости должно быть достаточно хорошее состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Одна из причин, задерживающих развитие выносливости к работе большой интенсивности, неудовлетворительное состояние сердечно-сосудистой системы, возникающее либо на почве заболевания, либо в результате ограниченной двигательной активности. Это проявляется в не­способности выполнять достаточно интенсивную работу, в быстро наступа­ющем утомлении и неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку: чрезмерно увеличиваются частота сердечных сокращений и кровяное давление (либо оно падает), восстановление сильно затянуто. В данном случае определить причину низкой выносливости можно путем клинических обследований и по неблагоприятной реакции аппарата крово­обращения на нагрузку. Нужно снизить интенсивность нагрузок до такого уровня, когда реакция становится благоприятной. Недопустимо форсирование занятий с целью достижения необходимого результата. Это чаще всего приводит к обострению заболевания, развитию дистрофических про­цессов в миокарде как следствие физического перенапряжения, или срыву регуляции кровяного давления. Лишь постепенное увеличение интенсивности и продолжительности нагрузок может привести к желаемым результатам.

Снижение выносливости по причине отклонений в состоянии органов дыхания выражается в неблагоприятной реакции на нагрузку дыхательной системы. После выполнения упражнений падает жизненная емкость легких и ухудшаются другие показатели функционального состояния системы дыхания. Интенсивность и продолжительность упражнений для развития выносливости в этом случае следует соизмерять с реакцией дыхательной системы и не допускать отрицательных изменений. При систематических занятиях нужно постоянно следить за состоянием системы дыхания с помощью простейших функциональных проб, используемых во врачебном контроле. При снижении функциональных показателей следует уменьшать нагрузки и проводить тщательное клиническое обследование. Большое значение в тренировке выносливости имеет умение дышать полно и ритмично, рационально сочетать вдох и выдох с выполняемыми движениями. При выполнении упражнений важно соблюдать высокие требования к чистоте воздуха. В покое и при умеренной физической нагрузке нужно дышать через нос, но при напряженной физической работе для обеспечения максимальной легочной вентиляции допускается дыхание через рот. Следует акцентировать внимание занимающихся на выдохе, а не на вдохе: поступа­ющий в легкие богатый кислородом воздух смешивается с меньшим количеством остаточного и резервного воздуха, в котором содержание кислорода понижено.

Занятия по формированию выносливости требуют от студентов проявления силы воли, умения терпеть, чтобы преодолеть недуг и достигнуть необходимых результатов в развитии определенных физических качеств.

Третьим видом проявления выносливости является способность длительно выполнять нагрузку, близкую к максимальной и субмаксимальной интенсивности (бег на средние и короткие дистанции и т.п.). Задержка развития этого качества связана, в первую очередь, с ослабленным состоянием сердечно-сосудистой системы. Кроме того, в связи с характерными изменениями в организме при работе субмаксимальной интенсивности определенное значение имеет состояние нервной системы (способность сохранять высокий функциональный уровень при резко увеличенной кислотности крови); аппарата дыхания (способность выбрасывать углекислоту и тем самым снижать кислотность); органов выделения (способность освобождать организм от кислых продук­тов); свойство крови нейтрализовать кислые продукты и т.п.

При продолжительной работе субмаксимальной интенсивности могут отмечаться неблагоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы, резкое снижение функциональных свойств органов дыхания, нервной системы и др. Во всех случаях наблюдается значительное и долго не восстанавливающееся увеличение кислотности крови, снижение ее буферных свойств. Основным условием формирования данного вида выносливости является развитие в организме способности нейтрализовать значительные сдвиги в кислотности крови. Это обеспечивается интенсивностью аэробных процессов в организме, способностью кардиореспираторной системы доставлять к тканям кислород, буферными свойствами крови, которые увеличиваются при занятиях упражнениями большой интенсивности. Поэтому выполне­ние упражнений большой интенсивности — первое необходимое условие развития выносливости к выполнению работы субмаксимальной и максимальной интенсивности. Такая подготовленность организма, во-первых, способствует уменьшению сдвигов в кислотности во время выполнения упражнений высокой интенсивности, во-вторых, позволяет внутренней среде организма быстро восстанавливаться после прекращения упражнений. Различные методы развития выносливости к выполнению работы высокой интенсивности направлены главным образом на то, чтобы вызвать как можно больший сдвиг в кислотности крови и как можно дольше выпол­нять при этом работу. В ряде случаев эти методы вызывают чрезмерные сдвиги во внутренней среде организма, что недопустимо при отклонениях в состоянии здоровья. Известно, что систематическое чрезмерное смещение РН крови и высокое содержание в ней молочной кислоты приводит к ди­строфическим процессам в связочно- сухожильном аппарате и других тканях. При проведении занятий необходимо компенсировать специальными методическими приемами сниженную способность организма очищаться от избытков кислых продуктов или нейтрализовать их. Наиболее рационален интервальный метод тренировки, не создающий чрезмерных сдвигов в составе крови. Интервалы отдыха целесообразно заполнять выполнением циклических динамических упражнений умеренной интен­сивности. При этом скопившиеся в организме кислые продукты лучше выводятся из организма, чем в состоянии покоя.

Развитие силы. При недостаточном биологическом созревании имеется общая ослабленность мышечной системы, сочетающаяся с отставанием в физическом развитии. В этих случаях целесообразно использовать физические упражнения анаболического характера. Лишь после достижения биологической зрелости и физического развития того уровня, который соответствует стандартам, следует переходить к собственно силовым спе­циальным упражнениям по общепринятой методике.

При отклонениях в состоянии обмена веществ (в частности, белкового), при дисгармоничном физическом развитии за счет сниженной массы тела часто наблюдается общая мышечная слабость. Стимулировать белковый обмен следует упражнениями анаболического характера, собствен­но силовые упражнения могут вызвать отрицательный эффект. Часто у студентов с общей мышечной гипотонией могут быть удовлетворительные показатели силы при общеклиническом динамометрическом обследовании, которое проводится с целью оценки физического развития (сила кисти, становая сила). В то же время у этих студентов нередко снижена общая сила проявляющаяся при выполнении силовых упражнении с участием больших мышечных групп. Кроме общих изменений показателя силы для поведения нервной системы характерны проявления слабости отдельных мышечных групп: одной половины туловища (руки, ноги), верхней части туловища (обеих рук) или нижней части туловища (обеих ног), одной конечности или изолированной мышечной группы, вплоть до ее атрофии. Повреждение одной конечности чаще связано с повреждением спинного мозга Часто можно наблюдать и повышенный тонус отдельных мышеч­ных групп при одновременном снижении их силы. Все эти проявления слабости мышечной системы часто сопровождаются различными нарушениями в состоянии опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, чрез­мерная подвижность суставов, деформация грудной клетки, конечностей, плоскостопие и др.

При задержке развития силы, связанной с недостаточностью центральной нервной системы, необходимо с большой осторожностью использовать упражнения, вызывающие напряжение позвоночника (значительные сдавливания, чрезмерные сгибания). Противопоказаны специальные силовые упражнения для мышц шеи, требующие больших напряжений позвоночника. Необходимо выполнять силовые упражнения с участием ослаблен­ных мышечных групп в сочетании с расслаблением мышц, тонус которых повышен. Начинать и завершать занятия необходимо расслабляющими упражнениями. Развивая силу, следует учитывать состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов пищеварения и других систем организма. Силовые упражнения особенно статического характера способствуют повышению кровяного давления и могут оказать неблагоприятный эффект при соответствующей предрасположенности к заболеванию. В этих случаях целесообразно тренировать силу часто сменяющимися упражнениями с участием малых мышечных групп. Необходимо следить за реакцией артериального давления и не вызывать его увеличений. Силовые упраж­нения отрицательно влияют на состояние органов пищеварения, если они выполняются после приема пищи или натощак. Поэтому физкультурные занятия необходимо проводить не раньше чем через, 5 ч после приема пищи. При ослабленном организме не следует применять упражнения с предельными напряжениями. Большое значение для развития силы имеет питание с повышенным содержанием белка.

Развитие быстроты. В основе снижения качества быстроты чаще всего лежат те же причины, что и в основе снижения силы. Часто при общем низ­ком качестве быстроты, проявляющем себя в целостных двигательных актах, можно наблюдать способность довольно быстро выполнять отдель­ные движения и реагировать на сигналы. При ослаблении организма страда­ют главным образом скоростные сила и выносливость, требующие сочетания нескольких качеств и проявляющиеся, например, в беге на короткие дистанции. Эти качества отстают в развитии при отклонениях в состоянии сердечно- сосудистой системы, так как их формирование происходит под влиянием физических упражнений, выполняемых с максимальной интенсивностью. В то же время могут быть сохранены скоростные качества, необходимые для овладения профессиональными движениями. Для формирования быстроты используют разнообразные упражнения, связанные с быстрым реагированием на сигналы и выполнением движений в высоком темпе. Необходимо учитывать при этом возможности различных повреждении в организме, особенно при отклонениях в состоянии опор­но-двигательного аппарата и слабости сердечно-сосудистой системы. Часто можно наблюдать травмы позвоночника, связок и мышц конечностей возникновение недостаточности сердца и дыхательной системы, гипо-и гипертонические реакции. Поэтому важно перед занятиями, направленными на развитие скоростных качеств, специально готовить опорно-двигательныи аппарат подготовительными (согревающими) упражнениями.. Целесообразно выполнять упражнения интерваль­ным методом с достаточно продолжительным отдыхом между ними. Не следует использовать упражнения, облегчающие проявления скорости, такие, как бег под гору, дополнительные тяги и т.д.

Развитие гибкости. В ряде случаев у ослабленных и больных учащихся при пониженном мышечном тонусе можно наблюдать повышенную гибкость, чрезмерную подвижность в суставах. В таких случаях следует повысить тонус мышц, укрепить общеоздоровительными и общеразвивающими упражнениями связочный аппарат. Снижение гибкости часто связано с поражением нервной системы и костно-суставного аппарата. Особого внимания требует ограничение подвижности в позвоночнике, которое может быть связано с родовой травмой. При этом наблюдаются признаки поражения спинного мозга: парезы, параличи, деформации конечностей, наруше­ния осанки и т.д. Использование средств, направленных на развитие гиб­кости, в этих случаях должно быть очень осторожным и проводиться только после специального неврологического обследования. Недопустимо использовать движения, выходящие за пределы нормы подвижности, при­менять методы дополнительного усилия. Слабая подвижность в суставах конечностей также может быть связана с повреждением центральной нервной системы, повышенным тонусом мышц или их атрофией, с повреждением периферических нервов, заболеванием суставов. В этих случаях важно разностороннее воздействие на мышечную систему: расслабление одних и усиление других мышц. Следует с осторожностью использовать упражне­ния с раскачиванием и дополнительным усилием из-за возможных травм связочного аппарата.

Развитие ловкости. Проявление ловкости ослабляется главным образом при отклонениях в состоянии центральной нервной системы. Одним из недостатков развития этого качества является отсутствие точности движений, плохое удержание равновесия. Существует множество приемов, развивающих координацию движений и способность удерживать равновесие. В случае поражений нервной системы при использовании упражнений необходимо помнить о трудностях преодоления недостатка координации и возможных травмах (падениях). Поэтому особенно важно использовать приспособления для зрительного и слухового контроля и, главным образом, страховку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: