1. Сравнительно-историческая школа отечественного литературоведения
Предпосылки: - Формирование единой мировой литературы.
В эти годы 60-70е речь шла о появлении этого понятия. До этого существовали отдельные национальные лит-ры.
Мировая лит-ра соединяет общее типологическое сходство. Потребность в изучении типологических схождений и национ-ых особенностей разных лит-ур и объяснение независимо возникающих черт их сходства.
Изучением занялось СИЛВ.
Теория заимствований (Буслаев поддерживал эту теорию).
Лекция «О методах и задачах истории литературы как науки» отразила взгляд на лит-ру как на отражение массового движения.
В этой же работе отвергает теорию заимствования и указала на возможность не зависимого возникновения сходных черт в лит-ре разных народов. Указал на народное содержание всякой лит-ры, причём подчеркнул: народность – исторически развивающийся явление.
Веселевский утвердил историко-поэтический принцип изучения лит-ры. Разработку изложил в «Исторической поэтике». «Ист. поэтика» капитальная разработка исторической эволюции поэтического создания и его форм. Метод Веселовского – органическое соединение разных теорий (мифолог., культурно-истор., миграц., антрополог.). уточнение и определение объема понятий «истор.лит.». Т.о., рассматривает лит-ру как закономерное развитие содержания и формы худ. произв. как эволюцию поэтического сознания. Тут же сформулирует проблему личного творчества.
Веселовский преобразовал и развил культурно-исторические традиции:
- перевёл культурно-исторический план в план сравн.-истор. и в план истор. поэтики, предметом при котором стало самое произведение, а не отражение в лит-ре общественно-соц-ой проблемы. Проблема формализации проведения явления схематизма. Проблема учения о поэтическом стиле – о специфике поэт. языка: образность слова и образность словосочетания.
История лит-ры:
- "Боккаччо, его среда и сверстники",
- Петрарка в поэтической исповеди «Canzoniere»
- В. Жуковский: поэзии чувства и сердечного воображения.
Теоретические принципы историко-лит-ых.
А.Н.Веселовский (брат) был популяризатором компротивистики.
Наиболее известная книга – «Западное влияние в новой р.л.».
2. Жанрообразующие факторы произведения
«Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы».
В искусстве и литературе жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития на основе их самоопределения по предметному смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека, - по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жизни. Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, достижимый; в большинстве случаев именно тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграждение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени функция мастерства, нежели таланта.
«Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными».