Экзаменационный билет №13. Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 [17] ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975




1. Значение работ М.М. Бахтина по поэтике (проблема жанра, автора, хронотопа)

Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 [17] ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975, Москва) — русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры.

Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ.

Одной из центральных идей Бахтина является идея диалога[8], раскрытая на примере анализа творчества Достоевского как полифония. Через русскую религиозную философию диалог восходит к идее соборности (симфония, интерсубъективность, плюрализм, многополярность). Бытие («конкретная действительность») интерпретируется как событие, которое немыслимо без поступка и субъекта (человека). В частности он замечал, что «Предмет неотделим от своей функции в событии»[9]. Вне конкретных событий существуют лишь «пустые возможности» и «неукорененное бытие». Рационализм он считал предрассудком, а усмотрение сущности возможным только благодаря интуиции («эстетическому видению», «любовному созерцанию»). Иррационалистические моменты в своей философии он обосновывает посредством эстетики.

Особое место в философии Бахтина занимает исследование «смеховой культуры» на примере карнавала, в котором отсутствует серьезность («официальность») и догматизм и «сама жизнь играет». Сущностью смеха и карнавала он называет демонстрацию самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно. Бахтин настаивает на их первичности и критикует попытки редукции этих феноменов к потребностям. Смех, карнавал и праздник представляют собой бытие без отчуждения.

 

 

2. Понятие художественного модуса. Виды модусов

Модус – образ, способ или вид существования художественного произведения. Модусы (от лат. modus – мера, способ) – способы актуализации законов искусства. Если парадигмы художественности характеризуют преходящие литературные эпохи и направления, то модусы художественности отличаются трансисторическим характером. Героика, трагика, комизм, идиллика, элегия, драматизм, ирония представляют собою типологические модификации эстетического сознания. Любое художественное произведение обладает эстетической модальностью. В области теории литературы модусы художественности применяются не только к субъективной стороне художественного содержания (к видам пафоса идейно-эмоциональной оценки или типам авторской эмоциональности7), но и к типам ситуаций, героев, установкам восприятия читателя (субъект–объект–адресат). Этот способ видения данной теоретической проблемы излагается в работах М. М. Бахтина, В. И. Тюпы, Л. Е. Фуксана Каждый модус художественности, – считают исследователи, – предполагает свою внутренне единую систему ценностей и соответствующую ей поэтику: организацию условного времени и условного пространства, систему мотивов, систему «голосов», ритмико-интонационный строй текста. Однако ядром художественно-эстетической системы является «диада личности» и противостоящий ей внешний мир: я-в-мире.

Основные типы модусов: Героика, Трагизм, Сатира (серьёзное отношение к миропорядку); Комизм, Юмор, Идиллический, Элегический, Драматизм и Ирония.

Самоопределение человека (внутренняя граница).

Роль человека – судьба (внешняя граница).

Героика (полубог) – совпадение внутренней и внешней границы. Стремление героя к ролевой границе, стоящей выше его собственной самобытности (Данко – старуха изергиль)

Сатира (смесь) – неполнота личностного присутствия «я» в миропорядке. Несовпадение личности со своей ролью, когда внутренняя данность жизни оказывается уже внешней заданности. Дегероизация + активная авторская позиция осмеяния. Несовпадение имени личности с её «я», самозванство – стержень сатирической ситуации. Сатирическому «я» присуща самовлюблённость, неотделимая от его катастрофической неуверенности в себе. Сатира не всегда вызывает смех, решающее здесь – «отказ самосознания от своего достоинства, своей значимости, своего мнения о себе…» — именно в акте самоотрицания сатирическая личность становится сама собой (Балет - Чехов)

Трагизм (козлиная песнь) – диаметрально противоположный модус Сатиры. Трагедия – избыточная свобода «я» внутри себя относительно своей роли в миропорядке (судьбы), (по Гегелю). Когда внутренняя граница (личностного самоопределения) оказывается шире ролевой (внешней?), это ведёт к преступлению. Трагический герой действует не по внешним предписаниям, а по внутренним, поскольку он шире отведённого ему места в мире. Отсюда внутренняя раздвоенность. Гибель трагического героя – закономерность – восстановление распавшейся целостности путём: либо отказа от мира (уход из жизни), либо отказа от себя (подчинение личности отведённому ей месту в мире). Самоотрицание – способ самоутверждения. Вопрошание о себе – один из характернейших трагических мотивов. Главное отличие Трагизма от Драматизма – в Трагическом модусе свободная воля героя создаёт губительную, роковую неотвратимость, приводящую в трагическим последствиям (не всегда к смерти). Действия героя приводят к трагическому результату. А там, где нет свободной воли героя – Драматизм (Мцыри – Лермонтов, Отцы и дети)

Комизм (процессия ряженых) – несовместимость комической личности с нормами миропорядка (шут, плут, чудак, дурак). Ролевая граница в отличии от предыдущих модусов не совпадает с судьбой героя, а представляет собой маску, которую легко сменить. Сарказм, юмор (Митрофанушка – Недоросль, Фонвизин).

Идиллика (картинка) – совмещение внутренних границ «я» с его внеролевыми, событийными границами. Идиллическая цельность персонажа представляет собой нераздельность его я-для-себя и я-для-других. Когда персонаж – человек прикосновенный всею личностью к жизни, как своей событийной границе. Соответствие личности её окружению (невыхождение за границы общественного). Хронотоп замкнутый (дом, дол…). Гармония.

Элегический модус (жалобная песня) – Элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.

Драматизм (действие) – противоречие между внутренней свободой самоопределений и внешней несвободой самопроявлений. Неполнота самореализации. Внутреннее «я» гораздо шире внешней данности. Хронотоп представляет собой образы порога и пути. Пути самореализации «я» в мире других личностей (воспоминание - пушкин)

Ирония (притворство) – диаметрально противоположна идиллии. Основана на полном несоответствии я-для-себя и я-для-мира.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: