Понятие связной речи и особенности ее развития




Курсовая работа

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности


Содержание

 

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи дошкольников

Понятие связной речи и особенности ее развития

Структура диалогической речи

Понятие игры, её структура

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию диалогической речи в процессе игровой деятельности

Исследование диалогической речи дошкольников

Система дидактических игр, направленная на развитие диалогической речи дошкольников

Методические рекомендации по развитию диалогической речи в процессе игровой деятельности

Заключение

Приложение

 


Введение

Актуальность исследования. Тема развития диалогической речи детей дошкольного возраста весьма важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике. Дело в том, что именно в этом возрастном периоде формируется умение правильно пользоваться лексикой и позитивно обогащать словарный запас личности, активность в словотворчестве, которая ведет к положительным лексическим результатом, в это время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, активизация лексикона, азы культуры речи. То есть, дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для закладывания основ правильной речи личности, речи как письменной, так и устной.

Но в современной специальной литературе, несмотря на всю многоплановость освещения темы речевого развития дошкольника, имеются значительны пробелы. Так, например, проблема развития диалогической речи, казалось бы, наиболее привычная тема для педагогов дошкольных учреждений, но теоретических материалов по этой теме крайне мало. Имеющий место информационный вакуум заполняют, и то лишь частично, публикации педагогов-практиков в специальных периодических изданиях (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч» и приложение к газете «Первое сентября» - «Дошкольное образование»). Все эти публикации - результат практической деятельности воспитателей.

Именно такое положение дел и обусловило актуальность выбранной темы для изучения в рамках данной выпускной квалификационной работы, имеющей тему исследования. В ходе работы мы старались обобщить основы теоретических знаний, как из области педагогики, так и методики.

Цель: Выявить педагогические возможности игровой деятельности в развитии диалогической речи дошкольников.

Объект: образовательный процесс в ДОУ

Предмет: развитие диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования: процесс обучения дошкольников диалогической речи достигнет более высокого уровня если:

изучены особенности речевого развития дошкольников;

в процессе развития речи дошкольников учитываются психологические возрастные и индивидуальные особенности;

выделена структура игровой деятельности;

предложена система дидактических игр, способствующих развитию связной речи.

разработаны методические рекомендации, направленные на совершенствование диалогической речи детей в игровой деятельности.

Задачи:

. Рассмотреть особенности диалогической речи детей в современном дошкольном образовательном учреждении.

. Разработать систему дидактических игр, направленных на развитие диалогической речи дошкольников.

. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи.

Методологическую основу работы составляют основополагающие исследования в области психологии и педагогики по развитию речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева. Л.В. Щерба, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной, М.М. Кониной и др., раскрывающие особенности решения задач речевого развития дошкольников.

В работе использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическая диагностика, прямое и косвенное наблюдение, беседа, системный анализ речевого развития, опытно-экспериментальная работа.


Глава I. Психолого-педагогические основы развития связной речи дошкольников

Понятие связной речи и особенности ее развития

 

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления- ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.- основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи.

Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т. е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

Речь маленького ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.

В средней группе детей начинают обучать составлению не больших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы дока еще просто копируют образец взрослого.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).

Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом - более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Мы описываем методику обучения детей старшего дошкольного возраста основным видам рассказывания, предусмотренным «Программой воспитания в детском саду» (пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, рассказывание об игрушках, рассказывание из личного опыта, различные виды творческого рассказывания).

Пересказ - это творческое воспроизведение литературного текста.

На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность, а также доступность содержания; небольшой объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Вианки.

В старшем дошкольном возрасте методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Важным моментом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его.

В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми.

Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают детям понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказывании.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства.

Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказывание русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, Д. Ушинского и др. советских писателей.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п.;

) чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;

) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном рассказе (сказке), что он узнал нового, каковы основные черты характеров главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Данная часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов;

) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ (сказку);

) пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.

В подготовительной к школе группе вводятся новые виды занятий по пересказу литературных произведений из нескольких сказок (рассказов), дети выбирают и пересказывают одну; дети придумывают продолжение к прочитанному рассказу или сочиняют рассказ по аналогии; драматизация литературного произведения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проводить такие обсуждения методически сложно. Это требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается еще и в том, что детям трудно удержать в памяти все рассказы, поэтому целесообразно, чтобы педагог записывал их, а перед обсуждением некоторые зачитывал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: