Структура диалогической речи




Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования И непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т. е. в диалоге происходит зарождение и развитие навыков монологической речи.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать); пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связaнныe с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо,для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процесс е диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей,

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества; устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли, слова; уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами связей.

В формировании связной речи, ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет, богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Диалог - беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно - спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.

Диалог по стилю в основном разговорная речь.

Разговорная речь, пишет Л. В. Щерба, «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально cnoнтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог - это в сущности цепь реплик».

Каждая в отдельности реплика участников диалога не имеет законченного смысла, но все они воспринимаются в «диалогическом единстве». В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля: «Не может он не прийти» (т.е. «Он непременно придет»), «Станет он работать!» (т.е. «Не будет он работать»), «Дождешься от вас помощи!» (т.е. «ВЫне окажете помощи»), «Нашел мастера!» (т.е. «Он плохой мастер»), «Нужна мне твоя игрушка!» (т.е. «Я не брал твоей игрушки»), и др. Предложения такого строения не употребляются в монологической речи.

Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров, в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что делали на участке или в уголке природы. В такай разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним подсказывающим вопросам, поощрением.

Для формирования, навыков разговорной речи, используется, прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи собеседования воспитатель организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя. Такие рассказы вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием - объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т.д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее - «в школу», на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержательности игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи детей в повседневной жизни. Важно создавать такие ситуации, в которых ребенок должен будет что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать им.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них ("Как бы это сделал ты?", "Как можно помочь?" и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи: она поддерживается собеседниками; ситуативна и эмоциональна, разговаривающие воспринимают друг друга, с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации и др. Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких, обобщений. В психологии, раскрывается разница между обычным диалогом и беседой. Беседа своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы - обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых обращений. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать cpедством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Для ребенка 2-го и 3-го года характерна легкая отвлекаемость от содержания разговора.

Не нужно избегать разговоров во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: «вкусно ли, не остыло ли блюдо?» и т. д. Он приучает их к негромк6му сдержанному разговору.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель даёт образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Большие возможности для речевого общения, предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее - «в школу», на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержательности игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить иди расспросить собеседника.

Значение бесед и их тематика.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. В детском саду в основном используются беседы воспроизводящие и обобщающего характера. Беседа используется для того, чтобы привести знания детей в систему, она ведет их к правильным и ясным выводам.

Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления c окружающим. В практике детских садов широко проводятся беседы о труде людей, о транспорте, о природе

Они очень интересны для детей, проходят при максимальной активности, так как темы их одинаково близки всем. Беседы сплачивают коллектив, повышают интерес друг к другу, потому что дeтям приходится говорить о своих вкусах, о своих умениях.

В беседе очень легко обнаружить ошибки в речи детей, неправильные представления.

Следовательно, беседа имеет большое воспитательно-образовательное значение. В ней закрепляются знания, представления детей, осуществляется влияние на их речь: активизируется словарь, совершенствуются грамматические формы.

Беседа - эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос - выбор темы беседы, соответствующей опыту детей: задачам воспитательной работы в данной группе. Беседа целесообразна только тогда, когда детям есть что обобщать, т. е. есть знания, впечатления, опыт. Нужно продумать, когда целесообразнее провести беседу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: