Роль рекламы в общественной жизни




В данном параграфе мы попробуем разобраться в том, какую же роль реклама играет в жизни современного общества.

"Жизнь в современном обществе невозможно представить без рекламы. Утром, собираясь на учёбу, на работу, параллельно слушая радио или телевизор, реклама неосознанно врезается в наши сознания незамысловатыми песенками, лозунгами, стишками. Потом волей-неволей задумываешься: "А что это за товар? Как-нибудь нужно купить, попробовать, спросить у друзей!". Даже вот так незаметно, не осознавая, мы становимся "рабами" рекламы. Реклама в переводе с латинского - "выкрикиваю", это информация, которая буквально "кричит" о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания на них спроса. Многие столетия, являясь спутницей человека, реклама, ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Роль рекламы в современном обществе не ограничивается какими-либо рамками, а её значение возрастает практически во всех областях экономики и общественной жизни. Среди функций рекламы выделяют: информативную (распространение в массовом масштабе информации о товаре или услуге, их характере и месте продажи, выделение товаров определенной фирмы); экономическую (стимулирование распространения товаров); эстетическую (воспитание вкуса потребителей, рекламируя лучшие образцы упаковки, создавая изящные товарные знаки и логотипы по законам графического искусства, рекламные видеоклипы и радиоролики, построенные с учетом законов пропорции, симметрии, равновесия, ритма); просветительскую (объяснение назначения товаров или услуг, пропаганда наиболее передового, нового); социальную (способствование коммуникационным связям в обществе, формирование общественного сознания, содействие улучшению качества жизни, повышению ее стандартов, развитию производства, независимости прессы)".

Итак, мы выделили пять функций рекламы. Далее необходимо разобраться в том, какую же роль она играет в обществе.

"Следует отметить, что наиболее распространенное представление о рекламе заключается в том, что ее призвание - информировать потребителя. Однако практика показывает, что под влиянием рекламы не только возникают потребности, но и меняются ценностные ориентации, формируются представления о мире. Более того, реклама способна пробуждать те потребности человека, которые в данный момент он еще не осознает. Таким образом, можно говорить о том, что реклама - это экономико-психологический феномен. Реклама способна исподволь внушать социальные приоритеты и закладывать нравственные принципы, воспитывать эстетические вкусы. Как правило, это происходит малозаметно, на основе целого ряда сложных взаимосвязанных психологических механизмов. Следовательно, реклама представляет собой не просто способ передачи информации о товаре или услуге. Формируя стиль жизни, мировосприятие, вкус, реклама играет огромную роль не только в экономической сфере, но и способна влиять на духовную жизнь общества. Таким образом, можно говорить о том, что реклама сегодня играет важную социальную роль. Это обусловлено тем, что она способна создавать обращенные ко "всем" образцы для подражания, задавать универсальный уровень жизни для общества в целом.

Реклама в качестве инструмента системы организации массового сбыта является одной из основных движущих сил, которые способствуют повышению жизненного уровня, как в нашей стране, так и во всем мире. Популяризируя материальные, социальные и культурные возможности свободного предпринимательства, потребительского общества, реклама стимулирует рост производительности труда, как среди руководящих, так и среди рядовых работников.

Реклама служит также и общественным нуждам. Средства массовой информации, к примеру, свой основной доход получают от рекламы. Это создает более благоприятные условия для свободы прессы, поскольку она не зависит от государственной поддержки. Кроме того, различные рекламные организации также способствуют расширению и росту понимания важных общественных кампаний за счет бесплатного размещения такой рекламы. "Красный крест", благотворительные фонды и другие некоммерческие организации постоянно получают добровольную помощь и финансовую поддержку благодаря действенности рекламы.

В условиях расширяющейся демократии в цивилизованных странах возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей. Именно уровень и профессионализм политической рекламы в значительной степени влияет на расстановку политических сил в странах после выборов. Тесно связана с политикой и идеологическая рольрекламы, так как в современном обществе реклама становится одним из важнейших факторов формирования мировоззрения человека.

В развитии общественного производства, росте деловой активности, повышении объемов капиталовложений и числа рабочих мест прослеживается экономическая роль рекламы, которая поддерживает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор, что способствует повышению эффективности функционирования национальных экономик и международной экономики в целом.

Вместе с тем нельзя не отметить значительную образовательную роль рекламы. В процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки".

Из всего вышесказанного следует, что реклама является экономико-психологическим феномен, влияет на духовную жизнь общества, служит общественным нуждам, играет огромную образовательную роль. Реклама также используется в политике, с целью повысить голоса избирателей за того или иного кандидата и формирует определенную политическую идеологию в обществе. Немаловажно уделить внимание и экономической роли рекламы, благодаря которой существует и растет конкуренция, а именно она позволяет расширить ассортимент товаров, тем самым предлагая потребителю более богатый выбор.

"Действие рекламы реализуется, как известно, в воздействии на психологию человека. Вследствие этого она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, системы его оценки окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители.

Оценка значения рекламы была бы неполной без упоминания ее важной эстетической роли. Лучшие образцы рекламных обращений со времен древности до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства. В качестве примеров можно назвать рекламные вывески, плакаты и щиты, написанные выдающимися художниками, внесшими большой вклад в развитие мирового искусства живописи.

Трудно переоценить также общественную роль рекламы. Ежедневное воздействие рекламы на миллиарды потенциальных потребителей способствует формированию не только покупательских предпочтений. Реклама становится частью социальной среды, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире". Бывший премьер-министр Великобритании - Уинстон Черчиль сказал по этому поводу следующее: "Реклама... порождает потребности в более высоком уровне жизни. Она ставит перед человеком цель обеспечить себя и свою семью лучшим жилищем, лучшей одеждой, лучшей пищей. Она стимулирует его усердие и производительность. Она объединяет в плодотворный брачный союз такие вещи, которые в других обстоятельствах просто не сошлись бы друг с другом".

В современном обществе реклама все чаще используется для решения острых социальных проблем. Широкое применение в этом плане получила социальная реклама. Именно она направлена на общество, а точнее на достижение более гармоничных отношений в нем; на популяризацию здорового образа жизни; на поддержку незащищенных слоев населения; на борьбу с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды; на продвижение многочисленных общественных организаций и фондов и многие другие не менее важные цели.

В современном мире довольно трудно выбрать из широкого ассортимента предложений то, что действительно нужно. С помощью рекламы этот выбор, на мой взгляд, становится проще. Полагаю, можно утверждать, что возможности рекламы фактически безграничны: она способна формировать новые потребности, создавать стереотипы, предугадывать настроения и даже заставлять приобретать совсем ненужные вещи. Следовательно, неправильно не использовать подобные возможности для поднятия культурного уровня общества, повышения интереса к искусству, образованию, здоровью, вере в собственные силы. И хотя одной рекламы для реализации всех этих целей, конечно же, недостаточно, нельзя отрицать ее значения в формировании ожиданий и тенденций развития общества в целом. Безусловно, речь не идет о единовременной социальной рекламе, чудесным образом "преображающей" общество, она вся должна нести в себе позитивное начало.

Таким образом, следует общий вывод, что роль рекламы в современном обществе достаточно высока. Исходя из этого, с одной стороны очевидна необходимость создания механизмов общественного и государственного контроля над рекламной деятельностью. С другой стороны, те же процессы требуют осознания рекламистами степени своей социальной ответственности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: