Высшее образование и его проблемы в рамках евро интеграционных процессов




европейский образование интеграционный информатизация

Существенную роль в развитии постсовременной цивилизации играет духовная сфера организации социума на основе доступного и качественного образования всего населения. Следует заметить, что образование в качестве основной цели имеет не только наращивание знаний, но и воспитание личности на основе базовых ценностей культуры, образования, науки, идеологии государственной политики, основные положения и векторы которой содержатся в Конституции Украины.

Затраченные на образование средства повышают жизненный уровень населения за счет эффективного и рационального использования инвестиций государства. Опыт высокоразвитых государств мира свидетельствует о том, что примерно 40% прироста валового национального продукта (ВНП) они получают в результате поддержки развития эффективной системы образования. Расчеты специалистов Украинского центра международного образования показывают, что потенциальные возможности Украины в плане получения инвестиций от образования составляют около 800 млн. долларов в год. Поэтому образовательная политика в каждой цивилизованной стране мира должна иметь соответствующие национальные стратегические приоритеты [1].

Богатые страны, осознавая, что интеллектуальный потенциал является самым большим богатством страны, потребности образовательной отрасли обеспечивают на уровне 9% валового внутреннего продукта (ВВП) [2, с. 64]. Во многих странах (Швеция, Финляндия, Германия, Франция и другие) высшее образование существует за счет налогов от населения. К примеру, университеты Франции на 90% финансируются из государственного бюджета, Испании 80% образовательных затрат обеспечивает государство, а 20% - оплачивают студенты. Немецкие вузы еще с середины 80-х годов 70% средств получали от государств, а 30% от промышленности, торговли и т.п. [3, с. 112].

Экспертами ЮНЕСКО установлено что минимально возможная часть затрат государства на развитие образования определена на уровне 3,5%. При их уменьшении увеличивается вероятность разрушения инфраструктуры системы образования [4, с. 76].

Изменения на современных рынках труда вызвали необходимость подготовки высокообразованных, профессионально зрелых и конкурентоспособных специалистов по новым европейским технологиям обучения. В настоящее время несколько тысяч граждан Украины получают образование за рубежом в соответствии с подписанными межправительственными соглашениями и международными договорами.

В настоящее время образование выступает важным стратегическим фактором социально-экономического развития общества и инструментом развития национальных государств, средством обеспечения их целостности, стабильности. В этой связи необходима разработка стратегии развития и реализации образовательного потенциала европейский стран.

Для эффективной евроинтеграции образовательной отрасли Украины необходимо формирование и воплощение в жизнь такой государственной политики в области высшего образования, которая направлена на достижение современного мирового уровня, возрождения его самобытности, национального характера, обновления содержания, форм и методов обучения, организационных основ построения деятельности, приумножения интеллектуального потенциала страны, повышение его вклада в развитие экономики, науки и культуры, повышение благополучия народа [5, с. 118].

Модернизация системы высшего образования Украины требует прогрессивных изменений в международном сотрудничестве, интеграции национального высшего образования в европейские и мировые образовательные программы. Поэтому национальная система высшего образования должна быть гармонизирована с международной путем внедрения менеджмента качества с учетом требований международных стандартов ISO 9000:2000 и принципов делового совершенства (European Fordation for Quality Management (EFQM).

Важным условием повышения эффективности высшего образования является последовательная сертификация качества и дальнейшее совершенствование содержания всей системы.

Соответствующая инновационная деятельность в области менеджмента качества образования должна отображать стабильные минимальные требования до объектов и субъектов обучения, учитывать разнообразие и особенности уровней и типов учебных заведений, культурные особенности многонациональной Украины и не препятствовать инновационным процессам в сфере высшего образования.

Проведенный SWOT-анализ деятельности высших учебных заведений Донецкого региона (Украина) свидетельствует, что среди их преимуществ приоритетное место занимает высокий уровень корпоративной культуры участников учебного процесса. Вместе с тем на современном этапе развития национальная высшая школа имеет множество проблем в сфере культуры, среди которых следует выделить отсутствие модели развития культуры для этапа трансформации общества и будущей социально-ориентированной рыночной экономики [6].

Результаты проведенных нами научных исследований показывают, что способности студентов (интеллект, креативность и другие) на 13,08% влияют на качество высшего образования.

Для проведения мониторинга уровня высшего образования должна быть разработана соответствующая его эффективная методика, позволяющая также осуществлять экспертную оценку различных видов культур участников учебного процесса (профессиональная, управленческая, корпоративная, инновационная, информационная, математическая, психологическая, методологическая, педагогическая, духовная, национальная и другие).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: