Сегодня в мире идет, и весьма интенсивно, процесс глобализации. Этот процесс обусловлен прежде всего современными информационными технологиями и средствами сообщения [1]. Последние десятилетия отмечены событиями, трансформировавшими современную социокультурную реальность в контексте образовательной и научной деятельности. Это связано с активным вхождением в жизнь постиндустриального общества новейших информационных технологий на основе повсеместного внедрения компьютерной технологии. Современные информационные технологии нельзя рассматривать как принадлежащие исключительно миру вычислительной техники, поскольку они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что уже очень трудно выделить их из общего философско-мировоззренческого и культурологического контекста глобальной информационной индустрии. Выявление генезиса информационных технологий, создавших на основе специального математического обеспечения уникальные возможности для нового восприятия социальной реальности, позволяет придать более конкретный и весомый теоретический статус разработкам методологических вопросов информации, которые не могут ограничиваться только математическими или техническими аспектами.
Нарастание вычислительной мощности современных компьютеров привело к качественному изменению характера решаемых социально-экономических и технических задач как по широте учета разнообразных факторов, так и по разнообразию современных источников информации. Современные технологии должны использоваться студентами-философами как дополнительные инструменты формирования мировоззренческих знаний в том смысле, что студенты университета должны обучаться с помощью современных информационных технологий, не сводя свое обучение только к этим инструментам познания. Поэтому особенностью использования персональных компьютеров в учебном процессе на философских специальностях университетов является принцип простоты и легкости общения с компьютерными системами на основе логических средств современной компьютерной математики.
Целями изучения дисциплины «Основы информационных технологий» для студентов специальности «Философия» являются:
- выработка реальных мировоззренческих представлений о современном информационном пространстве, о роли и месте в нем человека и компьютера;
- формирование базовых навыков пользования компьютером и корректной постановки прикладных социально-философских задач;
- развитие умений анализировать, структурировать, обрабатывать информацию с помощью различных компьютерных средств.
В результате изучения дисциплины «Основы информационных технологий» студенты - философы должны знать:
- роль и место информационных технологий в современном мире, социальнофилософские проблемы информатики;
- назначение и принципы работы аппаратных средств, операционных систем и прикладных программ при решении задач сбора, систематизации, обработки и хранения информации;
- основные методы работы с текстовой информацией, возможности обработки больших, структурированных документов, приемы автоматизации работы с текстовой информацией;
- принципы обработки табличной информации, возможности визуализации результатов измерительных процедур;
- область применения мультимедийных презентаций в работе философа и методы их разработки;
- особенности и преимущества работы с компьютерными сетями, методы эффективного поиска информации в Интернет, приемы использования услуг, предоставляемых компьютерными сетями при организации поиска и передачи информации;
- назначение электронных баз данных, основные принципы работы с ними.
После изучения курса «Основы информационных технологий» студенты должны уметь:
- ориентироваться в философских исследованиях по социальным проблемам информатики, связанных с ее влиянием на сложную систему ценностей реальной жизни;
- работать с программным обеспечением и файловой системой, проводить простейшие операции по обслуживанию компьютера, адекватно и обоснованно выбирать программное средство для решения профессиональных задач и осуществлять обмен данными между программами;
- создавать с помощью текстовых процессоров документы, содержащие текст, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, математические формулы и др. объекты, работать со сложно структурированными документами большого объема и эффективно управлять их структурой;
- корректно ставить задачи, для решения которых используется табличный процессор, представлять эмпирические данные в электронных таблицах, автоматизировать проведение в них необходимых математических расчетов;
- разрабатывать структуру, наполнять содержанием, выбирать соответствующий дизайн слайдов и т.п. для электронной презентации результатов учебно-исследовательской и профессиональной деятельности;
- пользоваться основными возможностями, услугами и информационными ресурсами компьютерных сетей, в том числе сети Интернет, востребованными в учебной и профессиональной деятельности будущего философа;
- применять электронные базы данных для сбора, обработки и хранения профессиональной социальной, философской и экономической информации.
Указанные выше требования к студентам, изучающим дисциплину «Основы информационных технологий», содержатся в типовой учебной программе «Основы информационных технологий» для высших учебных заведений Республики Беларусь по специальности «Философия» [2]. Авторы программы: В.А. Еровенко, заведующий кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор; Н.Б. Яблонская, кандидат физико-математических наук, доцент; С.В. Демьянко, кандидат физико-математических наук, доцент.
Современное общество выдвигает требования не только к уровню полученных знаний, но и к возможности эти знания постоянно пополнять, что должно отражаться в современной образовательной стратегии. Она должна изменить смысл и характер образования, прежде всего будущих специалистов-гуманитариев, дав возможность на основе необходимой математической и компьютерной грамотности сформировать у студентов рациональные умения оперирования с информацией и профессионально-прагматичный подход к компьютерным технологиям. Информационные ресурсы стали главной ценностью современной цивилизации [3]. Университетское образование по своей сути является концентратором идей построения информационного общества и использования информационных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности. Высокая компьютерная грамотность должна быть необходимым элементом багажа знаний и навыков, которыми обладает каждый выпускник университета.
В заключение попробуем определить те вызовы, на которые должна сегодня отвечать система университетского информационного образования. Главный среди этих вызовов, с точки зрения философии образования разных уровней, глобализационный, мировоззренческая сущность которого состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускника средней и высшей школы нашей страны. Следует еще раз подчеркнуть, что глобализация имеет, с одной стороны, свои преимущества, а с другой, несет определенную угрозу в связи с активным обменом продуктами массовой поп-культуры. Но с точки зрения информационной культуры общества, глобализация - это объективный и неизбежный процесс, являющийся следствием открытости стран для взаимодействия, обмена культурными ценностями и унификации образовательных стандартов.
Литература
1. Шарыгин, И. Образование и глобализация // Новый мир. - 2004. - №10. - С. 110-125.
2. Яблонская, Н.Б. Основы информационных технологий: типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 02 01 «Философия» / В.А. Еровенко, Н.Б. Яблонская,
С.В. Демьянко // Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 02 01 «Философия» [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: www.bsu.by/ ru/ sm.aspx? guid=65613. - Дата доступа: 07.07.2009.
3. Еровенко, В.А. Компьютерная и математическая грамотность - основа интеллектуальной безопасности и имиджа страны / В.А. Еровенко [и др.] // Вышэйшая школа. - 2007. - №3. - С. 27-32.
Дополнительная литература
1. Щокш, Г. Загальносвiтовi тенденцп та нацюнальне вщродження // Персонал Плюс: Всеукрашський загальнополгтичний освгтянський тижневик МАУП. - 2003. - №2 (3). - ^чень, 28.
2. Лiанова, Е. Проблеми нерiвностi в контекст людського розвитку // Людина i полынка. - 1999. - №3. -
С. 57-65.
3. Андрущенко, В.П. Освгта Украши у свгот суспшьних проблем i суперечностей / В.П. Андрущенко // Нау^ пращ МАУП. - Вип. 5. - К., 2003. - С. 111-117.
4. Каленюк, И. К вопросу об образовательном потенциале страны // Экономика Украины. - 2001. - №11.
- С. 70-77.
5. Мулик, Л.С. Актуальш проблеми управлшня вищою осв^ою в Укра! ш // Науковi пращ МАУП. - Вип.
1. - Кив, 2002. - С. 118-119.
6. Шкода, В.В. Корпоративная культура в управлшш людським потенщалом / В.В. Шкода, А.В. Кальянов. - Донецьк, 2009.
7. Восточное партнерство. Глоссарий / Издание Инфоцентра ЕИДП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.enpi-info.eu/ files/ interview/ glossary RUS3 final 1 7.02.pdf - Дата доступа: 09.12.2010.
8. Полежай, Т. Евросоюз важен для Беларуси как источник новейших технологий и инвестиций / БелТА, 16.09.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belta.by/ ru/ all_news/ president? id= 421605. - Дата доступа: 09.12.2010.
9. Об участии Министра иностранных дел Беларуси С.Н. Мартынова в министерской встрече Восточного партнерства // Официальный сайт МИД Республика Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mfa.gov.by/ ru/ press/ news/ e4604050ea535c61.html. - Дата доступа: 15.12.2010.