Экономическая санкция опр-ся как уст.ная актами законод-ва мера гос. принуждения, имеющая хар-р имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предприн-ой деят-ти за совершение эконом. правонарушений. Причем, согласно п. 2 Указа от 15 ноября 1999 г. под экономическим правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта предприн-ой деят-ти, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законод-ва, регулирующих эконом. отношения
Функциями санкции являются:
охранительная. Мера оперативного воздействия на субъекта хоз-ния, нарушившего закон, воздействующая на него как мера охраны правопорядка и ограждения его прав от нарушения, побуждающая нарушителя прекратить нарушение;
компенсационная. Выражается в возмещении субъекту хоз-ния ущерба, связанного с ненадлежащим исполнением обязательств др. стороной;
штрафная. Состоит в наказании субъекта, допустившего правонарушение;
восстановительная. Состоит в приведении субъекта, чьи права были нарушены, в прежнее состояние.
Таким образом, санкции – это меры воздействия на субъекта хоз-ния, нарушившего закон, воздействующие на него как меры охраны правопорядка, побуждающие нарушителя прекратить нарушение и предупреждающие причинение убытков, а также воздействующие на него материально.
Санкции подразделяются на виды, в зав. от кого они исходят:
· применяемые субъектами хоз-ния в конкретном правоотношении;
· применяемые соответствующими контролирующими гос.и органами, например Министерством экономики к субъекту хоз-ния за нарушение дисциплины цен.[2]
Санкции м. устанавливаться законом или дог-ом.
Для применения санкции необязательно обращаться в суд, они м. применяться субъектами самост-но. Следовательно, санкции делятся на виды в зав. от порядка реализации: реализуемые в судебном порядке или бесспорном порядке.
Санкции в хозяйственных отношениях подразделяются на виды в зав. от форм проявления ее последствий в опред. правоот-ях:
применительно к обяз-ствам, за нарушение кот. она наступает: оперативно-хоз., внутрихоз., хозяйственно-управленческая и другие;
применительно к субъектному составу и правоотношений: долевая, солидарная, субсидиарная;
по объему ответ-ти: полная, ограниченная и повышенная.
Имущественными санкциями предусматриваются неблагоприятные последствия для субъектов хоз-ния, нарушивших права и законные интересы своих контрагентов в следующих формах - возмещение убытков и уплата неустойки.
Сущность возмещения убытков состоит в том, что ее действие направлено на восстановление имущественного положения потерпевшего за счет имущ-ва правонарушителя. Возмещение убытков последует в случ., если субъект хоз-ния, чьи права были нарушены, понес убытки.
В соот. со ст. 311 Гражданского кодекса РБ неустойкой (штрафом, пеней) признается опр. законод-ом или дог-ом денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случ. неисполнения или ненадлежащего исполнения обяз-ства, в частности, в случ. просрочки исполнения.
Неустойка бывает двух видов – законная и договорная и она реализуется в зав. от порядка ее уст.ия. При этом, следует отметить, что если стороны в дог-ре не оговорили неустойку, то она будет применяться в соот. с нормой закона.
Кроме того, неустойка подразделяется на:
зачетную (кроме неустойки возмещаются убытки в части, непокрытой неустойкой);
штрафную (возмещение причиненных убытков в полном объеме);
исключительную (исключает возм-сть взыскания убытков);
альтернативную (предоставляет право взыскать убытки или выплатить неустойку).
Штраф и пеня различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно и опр-ся в твердо выраженной денежной сумме или в процентном отношении к опр. величине, а пеня взыскивается в процентном отношении к невыполненной части обяз-ства за каждый день просрочки исполнения обяз-ства.
Законодательство предусматривает также и такую форму имущественных санкций, как уплата процентов за неисполнение денежного обяз-ства (с. 366 ГК РБ).
Законодатель предусмотрел также тот случай, если убытки, причиненные кредитору или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышает сумму процентов, причитающихся кредитору, он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму. Если законод-ом или дог-ом для начисления процентов не уст. более короткий срок, проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору.
В настоящее время в юр. литературе ведется дискуссия относительно правовой природы процентов – относятся ли они к форме возмещения убытков или к имущественным санкциям либо иным формам гражданско-правовой ответ-ти.
Мерами оперативного воздействия являются санкции, применяемые в целях обеспечения исполнения обязательств субъектами при осуществлении ими своей хоз. деят-ти, носящие неимущественный хар-р. Данные меры воздействия не влекут для субъекта имущественных последствий, поэтому их следует называть мерами оперативного воздействия.
Они делятся на две группы:
· применяемые контрагентами в конкретном правоотношении;
· применяемые уполномоченными гос.и органами.
В кач. мер оперативного воздействия, применяемых к субъектам хоз-ния в законод-стве, можно назвать следующие:
· отказ от принятия и оплаты поставленных товаров (работ, услуг);
· самост-ное устранение недостатков в поставленной продукции (работах, услугах);
· отказ в принятии груза к перевозке;
· перевод неисправного плательщика на предоплату;
· изменение или расторжение договора в одностороннем порядке.