Д-Р ИОГАНН ПЛЕНГЕ. «МАРКС И ГЕГЕЛЬ»




ТЮБИНГЕН, 1911 200




Пленге не может понять, как совмещает- ся „материализм" с революционно- стью (называя ее „идеализмом" и т. п.) и злится на свое непонимание!!!

архи-
пош
ляк!



Теорети- ческая сторона диа- лектики не замечена!!

Хороший образец того, как опошляют буржуазные
профессора основы марксизма, теоретические основы
его!! Ad notam * империалистских экономистов 201 и К0!!
После претенциозного предисловия,
как я, я, я „читал" Гегеля и Маркса —
следует очерк „учения" Гегеля, архи-
поверхностный (идеализм не выделен
от „спекуляции", схвачено очень и
очень немногое; все же в этом очерке
есть кое-что хорошее по сравнению
с кантианством etc.) — затем о Марксе
уже прямо вздорная „критика".

Marx = „идеолог"...

Маркс обвиняется в «чистой идеоло-
гии», когда под «действительным» про-
летарием он разумеет представителя
класса.

!

«То грубый язык отступника, реши-
тельно отрекшегося от всякого идеализ-
ма... то идеальное требование полити-
ческого энтузиаста: такова действитель-
ность Карла Маркса» (81—82).

„nur" **!!

«Довольно странно, что этот радикаль-
ный еврейский доктор всю свою жизнь
знал только одно универсальное сред-
ство для всех нуждающихся в лечении
общественных форм: критику и поли-
тическую борьбу» (56).

* — К сведению. Ред,
** — «только»!! Ред.,



Marx!! „не понял" Гегеля 97 я др.

... Исторический материализм Маркса
есть на деле «не что иное, как патетиче-
ский жест», «в высшей степени рациона-
листическое учение», «в глубочайшей
своей основе идеалистическое рассмо-
трение общества» etc. etc.... (83).

86, 92 и др.)

... «агитаторские мотивы»... (84) (id.
(1 1 5 и др.).

Marx перенял «этот естественнонаучный эмпиризм»
(88), «Маркс натурализирует науку об обществе» (ib.).

... «Его» (Marx'а) «путь не путь мыслителя, а... про-
рока свободы»... И! (94—95).

!!

Социалистическая революция = субъек-
тивная надежда, выдавать ее за „объек-
тивно научное познание" «есть выродив-
шаяся в шарлатанство иллюзия мечта-
теля в состоянии экстаза» (стр. 110).

!!

... «У Маркса... доминировала страстная
воля радикального апостола свободы»...
(111).

inde ira!! *

Marx, «агитаторски подхлестывающий
все инстинкты ненависти»... (115).

«Марксизм... становится этикой аб-
страктно-отрицательного, фанатического
энтузиазма» (как магометанство по Ге-
гелю!)... (120).

... „Фанатический темперамент" Маркса (и его «горя-
чая голова») — вот в чем суть (120).

И т. д. пошлая бляга!

«Без революции социализм не может осуще- ствиться. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в разрушении и распаде. Но там, где начинается его органиче- ская деятельность, где его самоцель выявляет его душу, там социализм отбрасывает политиче- скую оболочку».

Откуда эта цитата? автор не указал.

NB

* — отсюда гнев!! Ред.


— Приведя эту цитату, без указания источника,
Пленге продолжает: ««Политической оболочкой», кото-
рая отпадает, является, конечно, весь марксизм» (129).




Как Пленге находит „противоречия": Магх-де писал в „Rheinische Zeitung" 202: ««Тот же самый дух, который строит железные дороги руками промышленности, строит философские системы в мозгу философа» (стр. 143). А затем эти сред- ства производства эмансипируются от духа, ко- торый их создал, и со своей стороны суверенно определяют дух».

 


Образец критики Mehrwertstheorie * у Пленге:

«Своим грубым преувеличением она с наи-
большей разжигающей ясностью подчеркивает
тот жестокий факт капитализма, что стремление
к прибыли понижает заработную плату и ухуд-
шает условия труда. Но зато она страдает эле-
ментарной погрешностью удвоения понятий, за-
вуалированного применяемой терминологией»...
(157).
... «В силу агитаторской потребности разжигающая
теория прибавочной стоимости ставится на самое видное
место во всей системе»... (164).

Перл!!

... «Маркс — революционный еврей XIX сто-
летия, который перекроил заимствованное одея-
ние нашей великой философии для своих целей»
(171).
Архипошляк этот Пленге, 0 — цена научная его книжонки.


Написано не позднее июня 1916 г.

Впервые напечатано в 1933 г.
в Ленинском сборнике XXII


Печатается по рукописи


• — теории прибавочной стоимости. Ред.

 

III

ЗАМЕЧАНИЯ И ПОМЕТКИ
НА КНИГАХ





ИОСИФ ДИЦГЕН.
«МЕЛКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ» 203

ШТУТГАРТ, 1903

НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

(«VOLKSSTAAT» 1873)

[2—8] Современный социализм научен. Как естествознание
не выдумывает своих тезисов из головы, а берет их из чувствен-
ного наблюдения над материальной действительностью, точно
так же социалистические и коммунистические учения настоя-
щего не есть проекты, а только признания действительно суще-
ствующих фактов...

Общество, к которому мы стремимся, отличается от факти-
чески существующего только изменениями по форме. Это значит,
что мир будущего так же фактически, материально уже суще-
ствует в нынешнем мире, как птенец уже материально суще-
ствует в яйце. Коммунистический социализм настоящего есть
не столько политическая партия, хотя он уже и до этого зна-
чительно дорос, сколько научная школа...

Как неуклюжие ружья древних были необходимой ступенью
к нынешним усовершенствованным винтовкам разных систем,
точно так же метафизические спекуляции Лейбница, Канта,
Фихте, Гегеля — лишь условия или неизбежные пути для до-
стигнутого, наконец, физического познания, что идея, понятие,
логика или мышление есть не предположение, не предпосылка,
а прежде всего результат материального явления...

Для религии идея есть первопричина — то, что создает и при-
водит в порядок материю. Философия как дочь теологии, есте-
ственно, унаследовала много материнской крови. Только ее исто-
рическое развитие в течение поколений могло дать антирелиги-
озный научный результат, неопровержимо верное познание, что
не мир атрибут духа, но наоборот, что дух, мысль, идея — один
из мног очисленных атрибутов этого материального мира. Гегель
Довел науку если и не до самой вершины, то во всяком случае
До такой высоты, что двое из его учеников, Фейербах и Маркс,
взобрались на нее...


׀ Маркс, основатель научного социализма, добивается самых

великолепных результатов, применяя логический закон при-
роды — признание абсолютной применимости индукции — к на-
укам, которые до сих пор только спекулятивно третировались...
Где речь идет о конкретных явлениях, так сказать, об ося-
заемых вещах, — этот метод материализма давно уже одержал
победу...

Если мы удаляемся в уединение кельи, чтобы в глубоком
созерцании, так сказать, в глубинах нашего мозга, отыскивать
истинный путь, по которому мы завтра думаем шествовать, то
при этом следует принять во внимание, что подобное напряже-
ние мысли только потому может иметь успех, что мы уже раньше,
быть может даже бессознательно, при помощи памяти, перенесли
из мира в келью наш опыт и наши переживания.

В этом, собственно, и состоит весь курьез философской спе-
куляции, пли дедукции: она предполагает возможность позн а-
ния без материальной основы из глубин мозга, тогда как на
самом деле она есть только бессознательная индукция — мышле-
ние и доказательства на материальной, но неопределенной,
а потому и путаной основе.

С другой стороны индуктивный метод только тем и отли-
чается, что он дедуцирует сознательно. Законы естествознания
суть дедукции, которые человеческий мозг извлек из эмпириче-
ского материала. Спиритуалисту нужен материал, а материалисту
необ ходим дух..,

«Мы, — говорит Фридрих Энгельс, — изображаем дей-
ствительность, как она есть. Прудон предъявляет совре-
менному обществу требование преобразоваться не в соот-
ветствии с законами своего собственного экономического
развития, а согласно предписаниям справедливости» 204.
Прудон выступает здесь как типичный представитель об-
щего антинаучного педантизма.

Современный социализм стоит бесконечно выше, уже
благодаря своему философскому происхождению. Теоре-
тически единодушная, твердая и сплоченная эта школа
противостоит безграничной разобщенности своих поли-
тических противников, которые пестрят бесконечными
оттенками от левых до правых. То, что религиозная вера
имеет в догме — твердую заданную основу, наука индук-
тивного социализма имеет в материальных фактах, тогда как политическое кредо либерализма так же своенравно,
как идеальные понятия, как идеи вечной «справед-
ливости» или «свободы», на которые он якобы опи-
рается...

Признавая материальные интересы господствующими
в мире, мы тем самым не отрицаем интересов чувства,


пуха, искусства, науки и прочих идеалов. Речь идет не об
устраненн ой уже противоположности между идеалистами
и материалпстами, а о ее высшем единс тве...

— Тут христианство пытается возразить, заверяя, что
при самых разнообразных условиях производства оно
проповедовало свою неизменную истину. Если оно таким
образом хоч ет доказать независимость духа от материи,
философии от экономики, то оно совершенно забывает
о том, как часто оно меняло свой плащ...

[10-11] Конечно, единичная личность может возвы-
ситься над своим классовым сознанием и отдать должное
общему интересу. Сийес и Мирабо хотя и принадлежали
к первому сословию, все же защищали интересы третьего
сословия. Но эти исключения только подтверждают ин-
дуктивное правило, что как в естествознании, так и в по-
литике материальное есть предпосылка духовного.

Сделать гегелевскую систему исходной точкой мате-
риалистического метода могло бы, конечно, показаться

противоречивым, потому что, как известно, «идея» зани-
мает в ней еще более выдающееся место, чем в какой бы
то ни было другой спекулятивной системе. Но гегелевская
идея хочет и должна реализовать себя — она, следова-
тельно, замаскированный материалист. И наоборот, дей-
ствительность является там под маской идеи или логиче-
ского понятия...

Индуктивный метод выводит из материального факта
идеальное заключение. Родство его с социалистическим
взглядом, который ставит идеальное представление в зави-
симость от физической потребности, политическую партий-
ность — от материальных отношений производства, просто
поразительно. Этот научный путь соответствует и потреб-
ностям масс, для которых речь идет прежде всего о мате-
риальном существовании, тогда как господствующий класс
настаивает на дедуктивном принципе, на антинаучном
предубеждении, что духовное развитие, воспитание и об-
разование должны предшествовать материальному раз-
решению социального вопроса.


NB


 



 





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: