Клинический случай: опоясывающий лишай




 

Речь пойдет о классическом случае психосоматики. Под «психосоматикой» подразумевается соматический симптом с исключительно психической причиной, то есть психологическая, эмоциональная деятельность во всех тех смыслах, которые можно придать этому выражению[47]. Таким образом, первичная причина имеет не биологическое происхождение: биологическая материя или органическая функция изменяются под воздействием эмоции, психического вложения, то есть любопытства, аффективности, которые субъект как индивид-личность испытывает в отношении некой ситуации, объекта, человека. Поэтому для излечения бесполезна внешняя терапия (говорю это с огромным уважением к любой форме медицины): необходимо сконцентрироваться на первичной причинности, которая определяет следствие, названное психосоматикой.

Этот специфический случай связан с тем, что в медицинской семиотике определяется как герпес зостер (herpes zoster), в народе известный как опоясывающий лишай. В учебниках по медицине он описывается как острое заболевание, характеризующееся появлением болезненных очагов, сыпи и везикул, как при ветряной оспе. Характерной особенностью этой сыпи является ее локализация на специфическом участке кожи выше поясничной зоны или же ниже нее вплоть до ягодиц. В некоторых случаях при высыпаниях на пояснице, торсе или на ягодицах боль настолько сильная, что врачи прописывают морфин в малых дозах. Как бы там ни было, наиболее тяжелой формой считается та, что дает осложнение на глаза. Выделяется несколько причин этого заболевания: одни говорят, что оно связано с ветряной оспой, другие видят причину в усталости, третьи все списывают на неопределенные обстоятельства, при этом заболевание связано также с внешне благополучными ситуациями, например, с отпуском, экзальтацией, состоянием чрезвычайной удовлетворенности. Согласно трудам, которые медицина признает научными, герпес зостер – не инфекционное заболевание, оно поражает главным образом мужчин и происходит по непонятным причинам, которые, безусловно, связаны с состоянием иммунодефицита разной степени тяжести (в реальности происходит подавление защитных функций иммунной системы). Кроме того, по своему опыту могу утверждать, говоря об инфекционной модальности, что эта болезнь является инфекционной не биологически, а психологически. Чтобы объяснить понятие психологической инфекции, следует обратиться к семантическому полю[48]: субъект означается и становится тем, что закладывается семантической информацией в ответ на ожидание, любопытство, эмоцию пассивного получателя. Следовательно, субъект инфицируется через психическую причинность, а не вследствие дерматологического контакта. Это любопытный вид заболевания, относящийся к оппортунистическим инфекциям[49]. Болезнь проявляется в определенных ситуациях, которые в классической и современной медицине связывают с утомлением. Так считается потому, что характерными симптомами в момент разгара заболевания являются депрессия, подавленность, печаль. Как правило, болезнью прикрыт бессознательный стыд, по причине которого начинается депрессия и затем стресс. Таким образом, обычный анализ рассматривает семиотику, то есть он смещен с первого момента, являющегося причиной возникновения заболевания. В действительности, в момент заражения субъект полон сил, здоров, находится в состоянии эйфории, сияния.

Герпес зостер может начаться по двум, всегда психологическим, причинам:

1) по причине получения информационного семантического сигнала, который на молекулярном уровне движет субъектом-получателем;

 

2) когда субъект, желая понять это недомогание (от которого страдает друг, мать и т. д.), вникает в него, подвергает себя опасности, открывается на рациональном и эмоциональном уровне, пытаясь помочь. В этом случае субъект подвергается семантическому заражению патологическим симптомом и начинает болеть, вступая в семантическое единство с ситуацией, носителем которой является, например, друг. По этой причине, когда вы заметили появление у кого-нибудь данной болезни, важно оставаться вне семантической системы знаков симптома. В противном случае, если вы всерьез приметесь за ее рассмотрение, то в какой-то момент обнаружите у себя недомогание, не обязательно такое же, но, по крайней мере, в области ануса может появиться воспаление вплоть до геморроя. Из этого следует предостережение: даже понимая ситуацию извне, никогда не переступайте грань. Это ментальная позиция: болезнь можно наблюдать, анализировать на объективном научном уровне без побуждения, участия, убежденности, идущих изнутри.

Типичной ситуацией, когда молодой человек может заразиться герпесом зостер, является встреча с девушкой, которая при своей внешней открытости на самом деле не хочет интимных отношений с ним. Она медлит, из-за чего в итоге либо молодой человек прибегает к насилию, либо между ними ничего не происходит, они спят вместе, но без взаимного сексуального проникновения. Внешне девушка согласна, однако у мужчины есть ощущение, что фактически она отстраняется: физически она вроде присутствует, однако половой акт, в традиционном (как на уровне представлений, так и реальности) понимании этого слова – в виде ласк, проникновения, единения – отсутствует. Есть что-то, что похоже на совокупление, но таковым не является. Девушка не участвует в нем, однако «обжигает».

Итак, происходит заражение, проходит инкубационная фаза, и примерно через три дня (в зависимости от остроты заболевания) проявляется действие причины (появляется сыпь). Выраженность симптома означает, что идея, сигнал, образ, который на молекулярном уровне структурирует клетки кожи, находится в активной стадии. Онтопсихологическая теория утверждает, что симптом исчезает тогда, когда устраняется идея, ставшая причиной его возникновения. Субъекту недостаточно просто знать идею и думать, что он ее понял: следует полностью аннулировать, стереть ее. В сущности, необходимо «вместе с водой выплеснуть и ребенка», тогда симптом исчезнет за 8–20 часов. Продолжение наличия симптома означает, что идея – бессознательная, но активная, приятная, желанная, сопереживаемая в зоне логико-исторического «Я» или в смежной с ним зоне, – продолжает жить.

Опоясывающий лишай может иметь «коллективный» характер, когда симптом одновременно и одинаково (та же локализация, период и пр.) проявляется сразу у нескольких человек, которые пережили один и тот же опыт в одном и том же месте. В этом случае необходимо выявить общую причину, потому как единство симптома указывает на одну и ту же идею, ситуацию. Для того чтобы причинность воплотилась в теле, ей нужна поддержка в виде осознанного желания заболеть, либо самостоятельная бессознательная динамика, в которой логико-историческое «Я» фиксировано на какой-то детали (одежда, мороженое и пр.), с которой связано патологическое событие.

Понимание всего этого важно для того, чтобы в будущем уберечь себя от подобных ситуаций, то есть суметь защитить свой внутренний мир, когда возникает чрезмерное желание понять и войти в эмоциональный контакт с какой-то ситуацией. Нужно обладать здравым смыслом: нельзя шутить там, где дорогу себе прокладывает психическая интенциональность.

Интересно отметить, что в случае «коллективного» заражения этой болезнью на онейрическом уровне сновидения всех заболевших указывают на общую причину, при этом сон одного, к примеру, описывает причину заражения, сон другого может детализировать ситуацию инфицирования и т. д.

В качестве примера приведу сновидения двух молодых людей, участников группы из 5–6 человек, у которых симптом опоясывающего лишая проявился через несколько дней после совместной морской прогулки во время каникул-резиденса.

Сновидение А.: «Я оказываюсь в доме на берегу моря, рядом со мной девушка, но я не могу понять, кто она. Она хочет задернуть все занавески, поскольку мы должны заняться любовью. На море выходит большая стеклянная веранда, и девушка начинает занавешивать ее. Девушка красива, все мне кажется захватывающим, но в дальнейшем между нами ничего не происходит. Я просыпаюсь, озадаченный этим сном».

Теория онто пси хо логии говорит о том, что сновидец видит во сне то, что в настоящее время действует и активизируется в нем. Это не память прошлого, как думают многие: когда субъект видит сон, то все, что имеет отношение к этому сновидению, разворачивается в жизни субъекта в данный момент. В случае с А. можно было бы сказать, что причинность симптома, который все еще присутствует в сновидце, связана с сексуальностью женщины определенного типа.

Сновидение Б.: «Мы с несколькими друзьями играем в лесу, в какой-то момент я поднимаю глаза и вижу, как летит огромный черный самолет, он перевернут, а его кресла пусты. Я понимаю, что что-то не так, потому что самолет летит вниз, сталкивается со зданием, а его обломки падают на меня и обжигают. Я пытаюсь сделать так, чтобы другие убежали».

Самолет мог бы оказаться обычной или надувной лодкой, в любом случае это указание на ту ситуацию на воде или в воздухе, которая приводит к болезни, к возникновению огня. Негативный аспект усиливается черным цветом, который, к тому же, может обжечь (куски лавы, искры и пр.). То, что произошло на море, в сновидении зашифровано в перевернутом виде: самолет в небе указывает на произошедшее внизу, на воде. Сон часто говорит языком противоположностей. Когда сновидение хочет показать причину на уровне земли, то может прибегнуть к символике зеркала: зеркало установлено на земле, но смотрящий видит в нем облака, при этом всегда сохраняется привязка выше или ниже той единственной точки, которая выступает барицентром этих двух горизонтов, или полей.

Онтопсихологический анализ описанных выше сновидений выявляет в субъективном смутном внутреннем мире неосуществленную связь сексуального характера, которая связана с некой ситуацией в резиновой лодке на море. Сон А. указывает на секс, на женщину; в сновидении Б. появляется черный самолет, или надувная лодка. Кроме того, во время той реальной прогулки на море были белые резиновые лодки, что подтверждает теорию о том, что сновидение говорит языком противоположностей. Так, самолет представляет не самолет, но какой-то элемент на воде, а именно, надувную лодку, которая в реальности была белой, но во сне видится черной. Таким образом, сновидение постоянно меняется, что представляет определенную техническую сложность в момент интерпретации.

В рассматриваемом нами специфическом случае образом, который «осветил» молодых людей и «отпечатался» в виде опоясывающего лишая, стал образ «пятой точки» девушки, которая находилась в одной из надувных лодок во время совместной прогулки. Этот образ включал в себя всю ее заднюю часть, начиная от боков и до колен, и коротенькую юбочку, развевавшуюся по ветру, как в фильме «Шалунья» Тинто Брасса (1997). Поняв, в чем дело, я попросил под подходящим предлогом эту девушку вернуться и в тот же вечер объяснил, что ей, как красивой женщине и обладательнице такого тела, недопустимо «проституировать» своей красотой. В этом нет ничего плохого, однако она должна научиться выбирать, с кем хочет делиться своей благодатью. Своим поведением девушка не придавала благородства ситуации знакомства и отношений с ней самой в глазах других, которые расценивали бы ее лишь как красивый зад.

Таким образом, случаи заболевания мужчин герпесом зостер в большинстве своем связаны с двумя факторами:

– эротическим влечением к понравившейся женщине, которую мужчина страстно желает, но не может заполучить по тем или иным причинам (историческим и т. д.); тогда он «создает» ее, наслаждается ею, выстраивает ее в своем внутреннем мире, но такое происходит лишь с девушками определенного типа;

– в более редких случаях причиной заболевания могут стать подавленные приступы ярости. Симптом в таких случаях связан со скрытой агрессивностью, неожиданно проявляющейся в виде болезненных везикул, поскольку субъект должен был подавлять агрессию.

Как уже отмечалось, чтобы симптом исчез окончательно, необходимо полностью стереть образ, занесший инфекцию, и не думать о том, каким красивым было тело или как жаль, что каникулы кончились. Притворство не пройдет: это категорическое «нет».

Данный случай учит нас, что подобные ситуации возможны не со всеми, но лишь с отдельными женщинами, которым от рождения свойственна такая характеристика, такое качество, как сексапильность, связанная с экстрасенсорной, парапсихической формой. В подростковом возрасте они еще не знают об этом, но повзрослев, отдают себе в этом отчет и начинают играть. Такие женщины забавляются, осознанно выставляя напоказ деструктивную впоследствии часть, поскольку они ее показывают, но говорят при этом тотальное «нет». Действительно, в предъявлении себя эта девушка была милой, открытой, внешне не говорила никакого «нет», а лишь «я – “за”, если ты возьмешь меня»… Все это может усиливаться взглядом: молодой человек, который смотрит на подобный зад (как в нашем случае) и не чувствует, что тот вызывает в нем внутреннюю реакцию, может стать жертвой взгляда, которым девушка одаривает его после. В любом случае, речь идет об отношениях, основанных на тематическом отборе комплекса.

Итак, причиной коллективной инфекции стал образ девичьей попки, к которому возвращался каждый из юношей. Могло случиться и так, что кто-то из них почувствовал в этой ситуации внутренний тотальный подъем и затем вновь вызвал в памяти этот образ, усилив тем самым инфекцию в других.

Если говорить объективно, то этот зад не был чем-то необыкновенным, но задевал, нес определенное послание, в нем не было наивности.

Естественно, подобные вещи могут творить женщины в состоянии благодати, когда они по-настоящему готовы к действию и сексуальному удовольствию. Но болезнь возникает тогда, когда они ведут себя как приманка [50]. Если бы девушка была в «негативном» состоянии, она бы не привлекла, в ней не было бы того эротического заряда, который пробуждает в нормальном здоровом мужчине сексуальное любопытство, любая демонстрация с ее стороны осталась бы без ответа. Но в таком случае, как наш, налицо предъявление эмоционального, эстетического, сексуального благополучия, за которым, однако, стоят ошибочная интенция и рациональность. Следовательно, болезнь возникает тогда, когда состояние благодати связано с осознанной извращенностью: женщина не осознает свое сексуальное благополучие, но игру ведет сознательно. Даже с позиции органической реакции она позитивна, но способ ошибочен. Столько женщин достойно любви, но их разум извращенно играет телом.

Итак, театр женщины вполне осознан, но мужчина в таких случаях должен понимать, что она затевает свой спектакль не ради него, а ради публики. Кроме того, всегда следует помнить, что болезнь не страшна, если ситуация не нравится. Поэтому, если заражение произошло, это значит, что мужчина (неважно, была ли с его стороны ненависть или любовь) проявил в этой ситуации заинтересованность.

Вывод. Семантическое поле и размышления, которые кажутся субъекту невинными, выстраивают на молекулярном уровне неприятные следствия[51]. Если человек внимателен, он может уловить настораживающий сигнал, когда же заражение уже случилось, человек должен осознать и «вычистить» из психики образ, внесший инфекцию. Тогда симптом исчезнет, поскольку лишится управлявшей им причины.

 

 

 

Глава седьмая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: