ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА




ЛИЧНОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА

И ЕГО ПРОФЕССИОГРАММА

Одним из ключевых принципов психологии является принцип единства личности и ее деятельности. Он означает, что личность человека проявляется и раскрывается через поступки, действия,
активную жизненную позицию, причем через деятельность человек и самовыражается, и самоутверждается, а главное – формируется как личность. В формировании личности судебного эксперта важную роль играют психофизические свойства, характеризующие состояние, уровень развития и реакции организма человека на внешние условия. Совокупность этих свойств должна как минимум соответствовать профессиограмме судебного эксперта, создаваемой специалистами.

Психофизиологические свойства личности тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человека и по сути своей выступают внешними проявлениями особенностей нервной системы индивида. К ним относят эмоциональную уравновешенность, психическую выносливость, способность к сосредоточению, целеустремленность, настойчивость, а также индивидуальные психические свойства личности, ее направленность, темперамент, характер, внимательность, терпеливость и другие.

При всей биологической обусловленности этих свойств в процессе профессионального обучения судебного эксперта следует стремиться к формированию у него следующих черт личности:

– способности сосредоточиться на работе в условиях действия посторонних раздражителей;

– высокой работоспособности в течение длительного времени;

– умения принимать правильные решения в сложных ситуациях;

– умения сохранять самообладание в напряженной обстановке;

– навыка быстрой ориентации в информационной среде;

– способности легко переключаться на новый вид работы;

– склонности к саморазвитию: к самостоятельному расширению и углублению профессиональных знаний, повышению своей квалификации;

– стремления к внедрению новых технологий и заимствованию передового опыта других экспертных учреждений.

Все вышеперечисленное оказывает определяющее влияние на формирование общих и специфических характеристик личности эксперта.

В структуре личности судебного эксперта может быть выделено четыре группы характеристик (подструктур). Психолог К.К. Платонов на первое место в этой схеме ставит нравственные, социально значимые характеристики личности, что совершенно определенно относится и к судебному эксперту (см. Платонов К.К. Психологическая структура личности. М., 1968).

Первая подструктура психологических характеристик личности судебного эксперта объединяет такие социально обусловленные черты, как:

1) направленность личности, которую характеризуют мировоззрение, высокоразвитое правосознание, идеалы, убеждения, интересы, склонности, потребности, желания, влечения;

2) моральные качества: чувство долга и ответственности, повышенное чувство справедливости, принципиальность, честность, порядочность;

3) отношение личности к обществу, семье, к самому себе, работе, руководителю и т.д.

Перечисленные характеристики личности формируются в течение продолжительного периода жизни человека путем внешнего воспитания и самовоспитания. В совокупности эти черты отражают индивидуально преломленное общественное сознание, что в конечном счете и призвана отражать первая подструктура рассматриваемой схемы.

Вторая подструктура (аккумуляция опыта) включает знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт. Элементы этой подструктуры формируются в процессе воспитания, обучения в общеобразовательных учебных заведениях и образовательных учреждениях профессионального, дополнительного профессионального образования. Данные характеристики личности в определенной мере обусловлены и психофизиологичес­кими (биологическими) качествами человека, т.е. врожденными его свойствами.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности протекания психических процессов, где проявление биологических, врожденных качеств личности еще более возрастает по сравнению со второй подструктурой. К элементам третьей структуры относятся ощущения, восприятия, эмоции, мышление, память, чувства, воля.

Четвертая подструктура включает психофизиологические свойства, особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью человека: темперамент, реактивность, выносливость, восприимчивость к внушению.

При всем нашем стремлении смоделировать усредненную психологическую структуру личности человека вообще либо представителя какой-либо профессии в частности необходимо учитывать и его индивидуальность (уникальность, неповторимость) – своеобразное сочетание его свойств как индивида и как личности. По образному выражению Б.Г. Ананьева личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности. Об этом следует помнить при разработке профессиограммы судебного эксперта как психологической модели личности, по которой определяется профессиональная пригодность человека.

Профессор Я.М. Яковлев предлагает свой вариант профессиограммы судебного эксперта, который включает четыре блока психологических качеств личности человека:

1. Психологические качества, необходимые эксперту для всех компонентов судебно-экспертной деятельности:

1.1. общая позитивная мировоззренческая направленность личности, ее цельность;

1.2. высокий уровень правосознания;

1.3. ответственность за результаты работы и чувство долга;

1.4. организованность и трудоспособность;

1.5. сознательный выбор профессии, интерес к ней;

1.6. принципиальность и целеустремленность;

1.7. этические качества: честность, порядочность.

2. Психологические качества, необходимые для познавательной деятельности эксперта:

2.1. развитые сенсорные качества (зрение);

2.2. внимательность и наблюдательность;

2.3. продуктивная память;

2.4. гибкость, критичность мышления;

2.5. воспроизводящее, творческое воображение;

2.6. развитые интеллектуальные качества;

2.7. развитые волевые качества.

3. Психологические качества, необходимые эксперту для организационной, конструктивной деятельности:

3.1. умение мобилизоваться и активизировать свою волю;

3.2. высокая самоорганизованность;

3.3. умение планировать, мысленно моделировать и прогнозировать развитие научной, практической ситуации в сфере экспертного познания, а также его результаты.

4. Психологические качества, необходимые эксперту для коммуникативной и воспитательной деятельности:

4.1. умение налаживать психологический контакт с собеседником и убеждать его в своей правоте, доказывать правильность своих суждений и умозаключений;

4.2. выдержанность, стойкость к внушению;

4.3. эмоциональная устойчивость;

4.4. обладание развитой устной речью и грамотной письменной речью.

Как видно из представленной профессиограммы, в ее основу положены как психологическая структура судебно-экспертной деятельности, так и комплекс психофизиологических качеств личности судебного эксперта, необходимых для успешного выполнения им творческой работы в сфере судопроизводства.

Вместе с тем каждый судебный эксперт в процессе профессионального обучения и последующей практической деятельности формируется и самоутверждается индивидуально как уникальная личность, вырабатывает свой неповторимый стиль профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль экспертной познавательной деятельности – это характерная, привычная для эксперта система навыков и умений, обеспечивающая более или менее успешное выполнение профессиональной деятельности (в основном решение экспертных задач).

Навязывание экспертам в качестве «идеального образца» чьего-либо индивидуального стиля деятельности является идеей достаточно вредной и бесперспективной, поскольку может привести не к совершенствованию организации труда, не к улучшению его качества, а совсем наоборот: многие задачи деятельности могут стать неразрешимыми для экспертов. Поэтому одна из важнейших задач воспитания и обучения судебного эксперта в том и состоит, чтобы помочь человеку найти свой индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени соответствующий его личным способностям, психофизиологическим особенностям и психическим качествам индивида.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: